.RU

Методические указания для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция»





Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Институт экономики, управления и права


ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ

ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»


Методические указания для студентов специальности

030501.65 «Юриспруденция»


^ Нижний Новгород - 2009


УДК 34(072)


Варианты заданий для выполнения курсовой работы по дисциплине «Теория государства и права» [текст]: метод. указания для студентов специальности 030501.65 «Юриспруденция» / Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т.; сост. Попова С.А. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2009. – 111 с.


Составитель: С.А. Попова.


В методических указаниях даются планы для раскрытия содержания темы по вариантам курсовой работы. В каждом варианте приводится список рекомендуемой литературы, которую необходимо использовать в качестве первоисточников.


© ННГАСУ, 2009
ВВЕДЕНИЕ

Теория государства и права – первая дисциплина, с которой начинают изучение правоведения в высших юридических учебных заведениях. Все входящие в состав правоведения науки имеют общий объект изучения – государственно-правовую систему общества. В комплексе юридических наук и соответствующих им учебных дисциплин выделяют две основные группы: историко-теоретические науки и отраслевые юридические науки. Отраслевые юридические науки (такие, как конституционное, гражданское, семейное, административное, трудовое, уголовное право и другие) изучают отдельные стороны, группы общественных отношений, урегулированных правом или требующих такого урегулирования.

В отличие от отраслевых юридических наук, теория государства и права изучает правовую систему общества в целом, ее содержание и свойства, закономерности ее развития и функционирования как относительно самостоятельного социального явления. Эти общие свойства и закономерности правовой системы общества составляют специфический предмет науки теории государства и права.

Наука теория государства и права включает в себя также методологическую часть, в которой исследуются методы (пути, способы, приемы) познания государственно-правовых явлений.

При усвоении данного учебного курса студент должен разобраться с тем, что такое право и государство, правовая система в целом, какова их связь с государственной властью и роль в системе нормативного регулирования общественных отношений, осмыслить процесс воздействия права на общественные отношения через механизм правового регулирования, включающий такие составные элементы, как нормы права и их источники (формы), юридические факты и правоотношения, реализацию права, юридическую ответственность за правонарушения и другие. Эти вопросы рассматриваются на основе современного состояния правовых систем, с учетом сформировавших их исторических процессов. Особое внимание студенту следует уделить овладению категориями и понятиями теории государства и права.

Изучение курса теории государства и права связано с определенными трудностями и требует большого времени для подготовки. Трудности связаны, прежде всего, с тем, что теория государства и права анализирует явления, которые, как правило, не даны непосредственно в эмпирическом материале или вообще не представлены в наглядной чувственной форме. Например, юридическую норму можно обнаружить лишь путем логического вычленения ее элементов из текста нормативного акта; правоотношение нельзя увидеть или услышать, оно реально существует только в виде осознаваемых субъектами взаимных прав и обязанностей. Поэтому понятия теории государства и права – это, в основном, абстракции высокого уровня обобщения, требующие для усвоения значительного напряжения мышления.

Следует также иметь в виду, что разнообразные государственно-правовые явления реально существуют в рамках единой системы, и каждое из них может быть понято лишь тогда, когда осознано их соотношение друг с другом, последовательная связь в процессе правового регулирования общественных отношений. Например, представление о реализации права или применении права основано на понимании соотношения и взаимосвязи таких юридических явлений, как факт и правоотношение; содержание юридической ответственности раскрывается в связи с элементами состава правонарушения и т.п.

Отмеченные трудности можно преодолеть, изучая курс теории государства и права в рекомендуемой последовательности, двигаясь от более простого уровня к более сложному. Помощь здесь окажет и прием усвоения абстрактных правовых понятий на основе использования конкретной юридической практики. Так, анализируя механизм правового регулирования, следует посмотреть, как он действует при заключении и реализации договоров купли-продажи, найма жилого помещения, приеме на работу. Вопросы теории правонарушения и юридической ответственности следует рассматривать на примерах конкретных правонарушений. Хороший результат дает возвращение при изучении нового материала к содержанию уже пройденных понятий. Это помогает осмыслить закономерные связи, существующие между отдельными государственно-правовыми явлениями.

Затруднения в процессе обучения может вызвать и то обстоятельство, что теория государства и права как любая наука, вырабатывая понятия, описывает их в специфических терминах, то есть она имеет собственный научный язык. В большей части его содержание не отражено в массовом сознании или отражено в неадекватном, измененном виде. Так, для неспециалистов мало что значат такие термины, как «гипотеза», «диспозиция» и «санкция». Тогда как в профессиональном юридическом мышлении они фиксируют названия узловых понятий, позволяющих установить логическую структуру правовой нормы, необходимую для ее правильного применения. Или, например, закон в массовом сознании обычно ассоциируется со всеми актами центральных органов власти и управления, а для юриста – это нормативный акт высшей юридической силы, принимаемый только верховными представительными органами государственной власти или референдумом. Поэтому следует выяснить содержание юридических понятий, обозначаемых теми или иными терминами, не доверяя обыденным представлениям о государственно-юридических явлениях.

Одной из особенностей юридической терминологии является то, что в ней до сих пор используется довольно много латинских слов и выражений. Например, casus (дело, юридически значимый факт), moratorium (срок, на который обязанная сторона имеет право отложить выполнение обязательства) и др. Это связано с тем, что многие классические юридические термины были разработаны еще в древнем римском праве. Правильно понять их значение в процессе обучения студенту помогут различного рода словари, энциклопедии, справочники.

Изучение теории государства и права на первоначальном этапе получения юридического образования преследует несколько целей:

во-первых, приобретение целостного знания о правовой системе общества и приобщение к основам юридической культуры, без которой невозможна деятельность юриста в любой сфере общественной жизни и на любой должности;

во-вторых, это формирование фундамента, базы профессионального юридического мышления в виде системы узловых понятий, которые постоянно востребуются в процессе практической деятельности. В-третьих, теория государства и права как учебная дисциплина является введением в изучение всех отраслевых юридических дисциплин, которые раскрывают частные правовые вопросы, опираясь на общетеоретические понятия. Адекватно усвоить содержание отраслевых юридических дисциплин можно только, пройдя этап изучения теории государства и права.

Следует также иметь в виду, что теория государства и права, как правило, выносится в качестве отдельной дисциплины на итоговую государственную аттестацию. Поэтому уже на начальном этапе обучения необходимо заложить как можно более основательный фундамент для эффективного освоения специальности «юриспруденция».

В системе юридических знаний теория государства и права является базовой методологической наукой. Изучая курс теории государства и права, нужно постоянно учитывать ее фундаментальный характер, широкий диапазон связей не только с философскими, экономическими и политологическими учениями, но и с отраслевыми юридическими науками. Она играет важную роль в профессиональной подготовке будущих юристов. Теория государства и права как наука исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе; понятие, содержание и принципы правового государства. Особое внимание уделяется анализу понятия и сущности права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности. Специально рассматриваются проблемы связи права и личности, правосознания и правовой культуры.

Большое внимание уделяется уяснению основных принципов права, усвоению не только буквы, но и духа закона, умению правильно его толковать и применять. В условиях демократизации российского общества существенное значение приобретает формирование, развитие и закрепление нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства ответственности и справедливости. Учебный курс увязан с Конституцией Российской Федерации, нормативными актами Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, других государственных органов.



metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnostyam-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-diplomnoj-raboti-proekta-po-specialnosti-220501-upravlenie-kachestvom-sostaviteli.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-kontrolnih-rabot-po-discipline-buhgalterskij-uchet-studentami-4-kursa-zaochnoj-polnoj-formi-obucheniya-specialnosti-080105-65-finansi-i-kredit-stranica-3.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-kontrolnih-rabot-po-kursu-filosofiya-stranica-2.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-kontrolnih-rabot-po-kursu-tehnologiya-proizvodstva-produkcii-rastenievodstva-sostavitel-tobolova-g-v.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-kontrolnih-rabot-po-uchebnoj-discipline-socialnie-problemi-gorodskoj-sredi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchet-truda-i-zarabotnoj-plati-13.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arkadij-mihajlovich-golicin-svobodnaya.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchyot-za-pervoe-polugodie-2010-2011-uchebnogo-goda-stranica-10.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-i-trebovaniya-k-nauchnomu-referatu.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opit-protivokorrozionnoj-zashiti-vagonov-dlya-perevozki-mineralnih-udobrenij-lapshin-v-f.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-5-administrativnie-organi-kak-subekti-administrativnogo-prava-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-napravleniyu.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-diskretnaya-matematika-razrabotana-v-sootvetstvii-s-federalnim-gosudarstvennim-obrazovatelnim-standartom-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-i-uchebnim-planom.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/realizuyushie-programmi-nachalnogo-i-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-6.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-na-poluchenie-denezhnogo-pooshreniya-luchshih-uchitelej-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-utverzhdayu-stranica-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/proektirovanie-avtomatizirovannoj-informacionnoj-sistemi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekciya-fizika--subbota-25022012-g-obshaya-programma-xvi-respublikanskogo-konkursa-issledovatelskih-rabot-konferencii.html
  • control.bystrickaya.ru/byudzhetnij-federalizm-6.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-funkcionalnie-ispitaniya-elektrooborudovanie-vzrivozashishennoe-chast-7-zashita-vida-e.html
  • education.bystrickaya.ru/238data-dokumenta-rekvizit-11-instrukciya-po-dokumentacionnomu-obespecheniyu-obshie-polozheniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-seminara-sovremennie-aspekti-proizvodstva-bezalkogolnih-napitkov-assortiment-tehnologiya-oborudovanie-sanitariya-proizvodstva-kontrol-kachestva.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ukazatel-tom-6-stranica-5.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovoe-prosveshenie-informacionnij-otchyot-municipalnogo-uchrezhdeniya-kulturi-neklinovskogo-rajona.html
  • education.bystrickaya.ru/05-11062009-g-s29-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sokolov-v-v-filosofiya-duha-i-materii-rene-dekarta-vistorii-filosofii-tvorchestvo-rene-dekarta-1596-1650-odna-iz-samih-bolshih-vershin-odno-iz-velichajshih-d-stranica-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-polozheniya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-gbou-sosh-411.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-prisyage-l-n-tolstoj-moemu-malenkomu-sinu-petrushe-s-nadezhdoj-i-veroj-v-to-chto-on-stanet-nastoyashim-oficerom.html
  • college.bystrickaya.ru/261-lyubimie-dvizheniya-detej-i-effekt-kachelej-nauchnij-redaktor.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/socialnoe-planirovanie-sushnost-soderzhanie-i-vidi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gost-12405-81.html
  • student.bystrickaya.ru/22-rinochnaya-kapitalizaciya-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-dorogobuzh-kod-emitenta.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-proekte-uchashegosya-obshie-polozheniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nomera-urokov-programma-uchebnoj-disciplini-didaktika-sevastopol.html
  • crib.bystrickaya.ru/izbrannie-trudi-stranica-34.html
  • lesson.bystrickaya.ru/politicheskij-portret-liderov-v-sovremennoj-rossii.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-prakticheskih-zanyatij-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-pedagogicheskih-vuzov-po-specialnosti-031300.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-orfoepicheskie-i-akcentologicheskie-normi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iii-evolyuciya-cheloveka-valeologicheskie-aspekti-rossijskoj-federacii-v-kachestve-uchebnika-dlya-studentov-visshih.html
  • college.bystrickaya.ru/1uslovnie-oboznacheniya-polozhenie-o-laboratorii-cifrovih-obrazovatelnih-resursov-i-pedagogicheskogo-proektirovaniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-20-obratnij-otschet-vyacheslav-shaligin.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-i-zadachi-poetiki-15-melodika-stiha-po-povodu-knigi-b-m-ejhenbauma-melodika-stiha-pb-1922-56.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.