.RU

Методические указания для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция»





Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Институт экономики, управления и права


ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ

ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»


Методические указания для студентов специальности

030501.65 «Юриспруденция»


^ Нижний Новгород - 2009


УДК 34(072)


Варианты заданий для выполнения курсовой работы по дисциплине «Теория государства и права» [текст]: метод. указания для студентов специальности 030501.65 «Юриспруденция» / Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т.; сост. Попова С.А. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2009. – 111 с.


Составитель: С.А. Попова.


В методических указаниях даются планы для раскрытия содержания темы по вариантам курсовой работы. В каждом варианте приводится список рекомендуемой литературы, которую необходимо использовать в качестве первоисточников.


© ННГАСУ, 2009
ВВЕДЕНИЕ

Теория государства и права – первая дисциплина, с которой начинают изучение правоведения в высших юридических учебных заведениях. Все входящие в состав правоведения науки имеют общий объект изучения – государственно-правовую систему общества. В комплексе юридических наук и соответствующих им учебных дисциплин выделяют две основные группы: историко-теоретические науки и отраслевые юридические науки. Отраслевые юридические науки (такие, как конституционное, гражданское, семейное, административное, трудовое, уголовное право и другие) изучают отдельные стороны, группы общественных отношений, урегулированных правом или требующих такого урегулирования.

В отличие от отраслевых юридических наук, теория государства и права изучает правовую систему общества в целом, ее содержание и свойства, закономерности ее развития и функционирования как относительно самостоятельного социального явления. Эти общие свойства и закономерности правовой системы общества составляют специфический предмет науки теории государства и права.

Наука теория государства и права включает в себя также методологическую часть, в которой исследуются методы (пути, способы, приемы) познания государственно-правовых явлений.

При усвоении данного учебного курса студент должен разобраться с тем, что такое право и государство, правовая система в целом, какова их связь с государственной властью и роль в системе нормативного регулирования общественных отношений, осмыслить процесс воздействия права на общественные отношения через механизм правового регулирования, включающий такие составные элементы, как нормы права и их источники (формы), юридические факты и правоотношения, реализацию права, юридическую ответственность за правонарушения и другие. Эти вопросы рассматриваются на основе современного состояния правовых систем, с учетом сформировавших их исторических процессов. Особое внимание студенту следует уделить овладению категориями и понятиями теории государства и права.

Изучение курса теории государства и права связано с определенными трудностями и требует большого времени для подготовки. Трудности связаны, прежде всего, с тем, что теория государства и права анализирует явления, которые, как правило, не даны непосредственно в эмпирическом материале или вообще не представлены в наглядной чувственной форме. Например, юридическую норму можно обнаружить лишь путем логического вычленения ее элементов из текста нормативного акта; правоотношение нельзя увидеть или услышать, оно реально существует только в виде осознаваемых субъектами взаимных прав и обязанностей. Поэтому понятия теории государства и права – это, в основном, абстракции высокого уровня обобщения, требующие для усвоения значительного напряжения мышления.

Следует также иметь в виду, что разнообразные государственно-правовые явления реально существуют в рамках единой системы, и каждое из них может быть понято лишь тогда, когда осознано их соотношение друг с другом, последовательная связь в процессе правового регулирования общественных отношений. Например, представление о реализации права или применении права основано на понимании соотношения и взаимосвязи таких юридических явлений, как факт и правоотношение; содержание юридической ответственности раскрывается в связи с элементами состава правонарушения и т.п.

Отмеченные трудности можно преодолеть, изучая курс теории государства и права в рекомендуемой последовательности, двигаясь от более простого уровня к более сложному. Помощь здесь окажет и прием усвоения абстрактных правовых понятий на основе использования конкретной юридической практики. Так, анализируя механизм правового регулирования, следует посмотреть, как он действует при заключении и реализации договоров купли-продажи, найма жилого помещения, приеме на работу. Вопросы теории правонарушения и юридической ответственности следует рассматривать на примерах конкретных правонарушений. Хороший результат дает возвращение при изучении нового материала к содержанию уже пройденных понятий. Это помогает осмыслить закономерные связи, существующие между отдельными государственно-правовыми явлениями.

Затруднения в процессе обучения может вызвать и то обстоятельство, что теория государства и права как любая наука, вырабатывая понятия, описывает их в специфических терминах, то есть она имеет собственный научный язык. В большей части его содержание не отражено в массовом сознании или отражено в неадекватном, измененном виде. Так, для неспециалистов мало что значат такие термины, как «гипотеза», «диспозиция» и «санкция». Тогда как в профессиональном юридическом мышлении они фиксируют названия узловых понятий, позволяющих установить логическую структуру правовой нормы, необходимую для ее правильного применения. Или, например, закон в массовом сознании обычно ассоциируется со всеми актами центральных органов власти и управления, а для юриста – это нормативный акт высшей юридической силы, принимаемый только верховными представительными органами государственной власти или референдумом. Поэтому следует выяснить содержание юридических понятий, обозначаемых теми или иными терминами, не доверяя обыденным представлениям о государственно-юридических явлениях.

Одной из особенностей юридической терминологии является то, что в ней до сих пор используется довольно много латинских слов и выражений. Например, casus (дело, юридически значимый факт), moratorium (срок, на который обязанная сторона имеет право отложить выполнение обязательства) и др. Это связано с тем, что многие классические юридические термины были разработаны еще в древнем римском праве. Правильно понять их значение в процессе обучения студенту помогут различного рода словари, энциклопедии, справочники.

Изучение теории государства и права на первоначальном этапе получения юридического образования преследует несколько целей:

во-первых, приобретение целостного знания о правовой системе общества и приобщение к основам юридической культуры, без которой невозможна деятельность юриста в любой сфере общественной жизни и на любой должности;

во-вторых, это формирование фундамента, базы профессионального юридического мышления в виде системы узловых понятий, которые постоянно востребуются в процессе практической деятельности. В-третьих, теория государства и права как учебная дисциплина является введением в изучение всех отраслевых юридических дисциплин, которые раскрывают частные правовые вопросы, опираясь на общетеоретические понятия. Адекватно усвоить содержание отраслевых юридических дисциплин можно только, пройдя этап изучения теории государства и права.

Следует также иметь в виду, что теория государства и права, как правило, выносится в качестве отдельной дисциплины на итоговую государственную аттестацию. Поэтому уже на начальном этапе обучения необходимо заложить как можно более основательный фундамент для эффективного освоения специальности «юриспруденция».

В системе юридических знаний теория государства и права является базовой методологической наукой. Изучая курс теории государства и права, нужно постоянно учитывать ее фундаментальный характер, широкий диапазон связей не только с философскими, экономическими и политологическими учениями, но и с отраслевыми юридическими науками. Она играет важную роль в профессиональной подготовке будущих юристов. Теория государства и права как наука исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе; понятие, содержание и принципы правового государства. Особое внимание уделяется анализу понятия и сущности права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности. Специально рассматриваются проблемы связи права и личности, правосознания и правовой культуры.

Большое внимание уделяется уяснению основных принципов права, усвоению не только буквы, но и духа закона, умению правильно его толковать и применять. В условиях демократизации российского общества существенное значение приобретает формирование, развитие и закрепление нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства ответственности и справедливости. Учебный курс увязан с Конституцией Российской Федерации, нормативными актами Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, других государственных органов.



metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnostyam-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-diplomnoj-raboti-proekta-po-specialnosti-220501-upravlenie-kachestvom-sostaviteli.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-kontrolnih-rabot-po-discipline-buhgalterskij-uchet-studentami-4-kursa-zaochnoj-polnoj-formi-obucheniya-specialnosti-080105-65-finansi-i-kredit-stranica-3.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-kontrolnih-rabot-po-kursu-filosofiya-stranica-2.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-kontrolnih-rabot-po-kursu-tehnologiya-proizvodstva-produkcii-rastenievodstva-sostavitel-tobolova-g-v.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-kontrolnih-rabot-po-uchebnoj-discipline-socialnie-problemi-gorodskoj-sredi.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogi-mppk-rajonnaya-28-aprelya-2008-goda-publichnij-otchet-kolibelskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-za-2007-.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-cel-i-zadachi-etapi-i-mesto-provedeniya-rukovodstvo-provedeniem-sorevnovanij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-pervaya-kniga-prednaznachena-dlya-teh-kto-stremitsya-ovladet-novoj-unikalnoj-sistemoj-kouchinga-koaktivnim.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/povishenie-kachestva-obsluzhivaniya-v-optovoj-prodovolstvennoj-torgovle-s-uchetom-riskov-v-kriticheskih-kontrolnih-tochkah.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/07062011g-vspiski-programmi-po-remontu-kvartir-uchastnikov-vov-na-2011-god-korolev-b-d-ne-vklyuchen-01-06-11g.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-opdf-04-elektrotehnika-i-elektronika-dlya-specialnosti-320700-ohrana-okruzhayushej-sredi-i-racionalnoe-ispolzovanie-prirodnih-resursov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/starec-paisij-svyatogorec-tom-iii-duhovnaya-borba.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-klaviatura-evm-nastoyashee-posobie-predstavlyaet-soboj-pourochnoe-planirovanie-po-informatike-dlya-studentov.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-i-zadachi-nauchno-issledovatelskoj-deyatelnosti-universiteta-na-sovremennom-etape-informaciya-o-rabote-prezidiuma-uchenogo-soveta.html
  • thesis.bystrickaya.ru/process-kodirovaniya-rechevogo-viskazivaniya-put-ot-misli-k-razvernutoj-rechi.html
  • books.bystrickaya.ru/bibl-preduprezhdaet-chto-dannij-uchebnik-mozhno-vzyat-v-biblioteke-mou-licej-1-v-avguste.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologiya-lichnosti-predprinimatelya.html
  • writing.bystrickaya.ru/kriminalistika-2-chast-8.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadaniya-dlya-zachyotnogo-rubezha-uchrezhdenie-rossijskoj-akademii-obrazovaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-knigoizdaniya-rossii-recenzenti-kafedra-teorii-literaturi-tverskogo-gosudarstvennogo-universiteta-zav-kafedroj-d-r-filol-nauk-prof-i-v-fomenko-d-r-filol-nauk-prof-n-k-gej.html
  • thesis.bystrickaya.ru/problemi-raboti-setevih-kompanij-mlm-kompanij-i-ih-rabotnikov-v-pravovom-pole-rossii.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopolnitelnoe-zadanie-obmenyatsya-rezultatami-raboti-chto-v-kachestve-suti-videlil-sosed-po-parte-priem-zametki-na-polyah.html
  • literature.bystrickaya.ru/chelyabinskoj-oblasti-v-2011-godu-chelyabinsk-2011-stranica-5.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-ot-feodalno-krepostnicheskoj-epohi-uchebnoe-posobie-rekomendovano-uchebno-metodicheskim-sovetom-ugaes-ufa-2006.html
  • letter.bystrickaya.ru/mk-na-donu-rostov-na-donu-17112010-pensiya-v-tumane-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-18-noyabrya-2010-goda.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-rukovoditelya-gosudarstva-osnovi-teorii-i-praktiki-osushestvleniya-stranica-8.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-9-goroda-tveri-na-2010-2015-godi-2009-god.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-istoriya-rebolskogo-pogosta-xvi-vek-1922-god.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kardinal-sodano-doktor-honoris-causa-uksw-velikij-post-eto-vremya-radosti-i-nadezhdi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema10transportnij-nalog-kursi-ipbr-vremya-provedeniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/formirovanie-sistemi-logisticheskogo-menedzhmenta-kompanij.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-mou-majkorskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-stranica-6.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/za-namerenie-ne-karayut-rbk-daily.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-metodicheskie-osnovi-sovershenstvovaniya-sistemi-upravleniya-gosudarstvennoj-sobstvennostyu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mashi-panfilovoj-kistepyoraya-riba-lyubov-stranica-7.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oblgac.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-olimpiadi-dlya-studentov-4-kursa-disciplini-lesovodstvo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-5-sotrudnichestvo-69-stranica-14.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-cifrovaya-obrabotka-signalov-napravleniya-podgotovki-654600-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • reading.bystrickaya.ru/makarichev-yu-n-i-dr-algebra-9-kl-ucheb-dlya-shk-i-kl-s-uglubl-izuch-matematiki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.