Методические указания для студентов Специальности: «финансы и кредит» 060400
.RU

Методические указания для студентов Специальности: «финансы и кредит» 060400




ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(ИНЭП)
С.Е. ЧЕРНОВ


СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ



Методические указания для студентов Специальности:

«финансы и кредит» – 060400

«бухгалтерский учет, анализ и аудит» – 060500

«менеджмент организации» – 061100





Москва – 2003




Рецензент: Г.П. Абрамова, к.э.н., проф., зав. кафедрой менеджмента и маркетинга ИНЭП.


^ Автор: С.Е. Чернов, к.э.н., доцент


Чернов С.Е. Стратегическое управление. Методические рекомендации для студентов экономических специальностей. – М.: ИНЭП, 2002.


В пособии рассмотрена программа, раскрывающая концепции, элементы и функции стратегического управления. Усвоение материалов курса приходит через понимание роли и позиции фирмы в конкурентной окружающей среде, её возможностей для развития. Стратегия – основа для разработки организационного механизма управления и повышения эффективности управления.

стратегическое управление является ключевым элементом в концепции предпринимательства. Организационная культура в условиях стратегического управления распространяет предпринимательское поведение на уровень среднего звена управления фирмой. Программой курса предусмотрены дискуссии и разбор хозяйственных ситуаций по отдельным проблемам стратегического управления: оценке организационных структур, анализу организационных процессов и политики, организационной культуры фирмы. Указанные проблемы рассмотрены либо на примерах рыночно-ориентированных систем управления на уровне руководителя высшего и среднего звена, либо как аспекты консультационной деятельности.


Методические указания

одобрены и утверждены на заседании

Методического Совета ИНЭП

Протокол № 2 от 4.10.02г.


 Чернов С.Е.,1997

 Чернов С.Е.,2002


СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………

4

Цели изучения дисциплины




Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям экономистов и менеджеров




Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………...

6

Тематический план………………………………………………………..

8

Программа курса




Раздел 1. Концепции стратегического управления………………..

9

Раздел 2. Процесс стратегического управления…………………..

11

Раздел 3. Стратегия управления проектами: функциональные и глобальные аспекты стратегического управления………………….


15

Методические указания по написанию курсовой работы……………..

17

Темы курсовых работ……………………………………………………..

18

Примерные планы курсовых работ………………………………………

19

Тематика контрольных работ или рефератов (задания для студентов заочного отделения)………………………………………………………


25

Задания для самостоятельной работы……………………………………

26

Примерные вопросы к экзамену (зачету)………………………………..

34

Словарь…………………………………………………………………….

36

Литература…………………………………………………………………

65



Введение


В условиях обострившихся конкурентных отношений, когда на многих рынках доминируют транснациональные корпорации, а ресурсы ограничены, перед руководителями очень остро встают вопросы, по каким направлениям развивать фирму, как при этом распределить ресурсы. Для современного руководителя стратегическое управление – это образ мышления и образ жизни. Если планирование, организация, работа с персоналом, руководство и лидерство, контроль – основные функции управления, то стратегия управления, можно сказать, «мозг» для планирования, «сердце» – для работы с персоналом, “легкие” – для руководства и лидерства, «нервная система» – для контроля.

Стратегическое управление1 – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Важной концептуальной основой учебного курса «Стратегическое управление» служит философия маркетинга. Маркетинг – одно из эффективных средств успешной работы предприятия. Один из видных практиков менеджмента Генри Форд писал, что наши экономисты наблюдают за ходом хозяйства только для того, чтобы предсказать момент его упадка... Но никто не платит за то, чтобы предупреждать крах, внимательно следя за хозяйственной системой, работающей полным ходом. Применение маркетинговых методов управления производством и сбытом продукции и создает систему стратегического контроля деятельности предприятия, ориентирует его деятельность на нужды потребителя и предупреждает его банкротство. В большинстве развитых стран до 90% предприятий, особенно таких, которые производят товары для населения, применяют в своей деятельности философию маркетинга.

В настоящем пособии использованы материалы Школы управления и кафедры управления МГУ им. М.В. Ломоносова: модуль «Стратегическое управление» профессора О.С.Виханского и одноименная программа профессора В.И. Маршева, материалы профессора Б.Веренга (Школа управления Роттердамского Эразмус Университета) и профессоров М. Меленберга и А. Тилбурга Вагенингенского университета (Нидерланды).

Курс построен таким образом, чтобы студенты, последовательно усваивая отдельные положения стратегического управления, перешли в своих взглядах от традиционного, функционального к управлению стратегическому. Программа предусматривает наличие у обучающихся знаний по теоретическим основам менеджмента, маркетинга, организационного поведения и управления персоналом.

В программе раскрываются элементы и функции стратегического управления. Усвоение материалов курса приходит через понимание роли и позиции фирмы в конкурентной окружающей среде, её возможностей для развития. Стратегия – основа для разработки организационного механизма управления и повышения эффективности управления.

В начале курса проводятся занятия, которые дают возможность студентам сравнить традиционное понимание управления со стратегическим. Далее в процессе обучения студенты переходят к изучению отдельных стратегий управления и ведения рыночной конкуренции. Много внимания уделяется анализу и определению стратегии портфеля продукции.

стратегическое управление является ключевым элементом в концепции предпринимательства. Организационная культура в условиях стратегического управления распространяет предпринимательское поведение на уровень среднего звена управления фирмой.

Практические занятия проводятся в активной форме. При разборе хозяйственных ситуаций студенты, имитируя различные роли в реальных процессах управления, вырабатывают умения и навыки разработки, выбора и реализации стратегий управления организацией. Много внимания на занятиях уделяется выработке умений и навыков групповой деятельности (работы в группе, организации групповой работы, управления группой) в процессе выполнения упражнений, решения задач, разбора конкретных ситуаций и деловых игр по проблемам стратегического управления.

Обязательным требованием к студенту при изучении курса является самостоятельная работа, включающая подготовку к практическим занятиям, а также выполнение специальных домашних работ. Успешное усвоение курса студентом возможно, если время, отведенное на самостоятельную работу по изучению дисциплины, будет составлять не менее количества аудиторных часов. Студентам предлагается написать курсовую работу. В пособии представлен общий список источников, используемых при изучении всех тем и рекомендуемая литература по конкретным темам.

^ Результаты обучения. В результате обучения студенты должны усвоить основные идеи и положения концепции стратегического управления, научиться отличать обычное управление от стратегического, ознакомиться с подходами к управлению организацией в условиях рыночной конкуренции, проникнуться необходимостью стратегического взгляда на организацию и производимую ею продукцию или услуги. В процессе обучения осуществляется контроль знаний, умений и навыков студентов.


^ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Предметом изучения в курсе «Стратегическое управление» является рассмотрение того, как предприятия получают, поддерживают, сохраняют и развивают свои стратегические возможности и преимущества.

В процессе изучения студентами курса «^ Стратегическое управление» преподаватель ставит следующие цели:



^ МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
И ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
ЭКОНОМИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ


Программа курса «Стратегическое управление» предназначена для студентов экономических факультетов, однако содержание программы и ее структура позволяют использовать эту программу и для разработки рабочих и учебных планов и программ других факультетов.

Будущий специалист среднего и высшего звена обязательно изучает систему управления организациями, предприятиями, фирмами, предполагающую тщательный анализ внешней и внутренней среды; учится принимать стратегические решения.

Специалист должен знать методологические основы и практику стратегического управления, философию и элементы стратегического управления на уровне фирмы; особенности использования концепций стратегического управления.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Специалист должен знать:

Специалист должен уметь:

В профессиональном отношении будущий специалист должен получить подготовку, позволяющую ему быстро адаптироваться к работе в отделе стратегического планирования фирмы и на должностях разных уровней линейного управления.


тематический ПЛАН
КУРСА «^ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ»


Название темы

Время обучения,
% к итогу

Раздел 1. Концепции стратегического управления

25

1.1.

Введение в программу курса

5

1.2.

Стратегическое управление организацией: сущность и основные составляющие

5

1.3.

Стратегия и политика

5

1.4.

Эволюция стратегий менеджмента

10

Раздел 2. Процесс стратегического управления

40

2.1.

Анализ среды предприятия. Стратегия и маркетинговое управление предприятием. SWOT – анализ

5

2.2.

Типовые (эталонные) стратегии

5

2.3.

Определение миссии (профиля, предназначения) и целей предприятия

5

2.4.

Выбор стратегии организации.
Оценка стратегии

5

2.5.

Выполнение стратегии: проектирование организационной структуры

5

2.6.

Выполнение стратегии: проектирование организационной культуры и управление изменениями

10

2.7.

Стратегический контроль

5

Раздел 3. Стратегия управления проектами: функциональные и глобальные аспекты стратегического управления

35

3.1.

Стратегия управления проектами

10

3.2.

Стратегическое управление отраслью и регионом в условиях глобализации

5

3.3.

Стратегия маркетинга и управление портфелем продукции

5

3.4.

Функциональные стратегии

10

3.5.

Коммуникации как интегрирующая функция и управление изменениями

5

Итого

100

^ ПРОГРАММА КУРСА «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ»


Раздел 1. Концепции стратегического управления


Тема 1.1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ КУРСА

Цель: сформировать у студентов общие представления о системе (структуре и процессе) стратегического управления организациями; обсудить ключевые проблемы стратегического управления.

Введение в программу курса. Понимание стратегического управления. Система и наука управления. Элементы организаций и процесса управления. Искусство управления. Внешняя среда. Анализ среды. Определение миссии и целей организации. Внутренняя среда организации. Цели, задачи, кадры, структура, технология.

Как научиться стратегическому управлению (СУ)? Понятие стратегии. Стратегия и состязательность. Стратегия организации. Два типа организации: традиционная и рыночно-ориентированная. Стратегия в системе управления предприятием. Стратегический менеджмент как научная дисциплина.


Тема 1.2. ^ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Цель: показать различие и взаимосвязь между стратегическим и оперативным управлением, стратегией и управленческим потенциалом, между стратегией и организационной культурой предприятия.

Факторы возрастания роли стратегического управления. Стратегия и конкуренция. Конкурентоспособность предприятия. Прикладные аспекты анализа конкурентной ситуации.

Формирование концепции стратегического управления. Стратегическое и традиционное (оперативное) управление. Процесс стратегического управления. Анализ среды. Определение миссии и целей. Выбор стратегии. Выполнение стратегии. Оценка и контроль выполнения.

Стратегия и управленческий потенциал организации. Стратегическое управление: создание и развитие организационно-управленческого потенциала и формирование новых организационных культур для выбора и реализации стратегии предприятия. Создание экономичного и эффективного аппарата управления.

Формирование инфраструктуры информационно-консультационных фирм по управлению. Создание новых структур власти и подчинения на основе современных организационных культур.


Тема 1.3. ^ СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА

Цель: показать различие и взаимосвязь между стратегией и политикой (организационным механизмом управления) предприятия.

Определение и понимание политики. Стратегия и политика как факторы направления планирования. Типы стратегий и политики в различных областях деятельности делового предприятия. Факторы эффективной реализации стратегии и политики.


Тема 1.4. ^ ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ СТРАТЕГИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Цель: сформировать у студентов общие представления об истории стратегического управления организациями.

Развитие стратегического менеджмента как научной дисциплины.

Школа дизайна. Формирование стратегии как процесс мышления. Основная модель дизайн-школы. Критика дизайн-школы. Школа дизайна: контекст и вклад.

Школа планирования. Построение стратегии как формальный процесс. Основная модель стратегического планирования. Исходные положения школы планирования. Последние достижения школы планирования. Внеплановые трудности планирования. Ошибки стратегического планирования. Контекст и научный вклад школы планирования.

Школа позиционирования. Построение стратегии как аналитический процесс. Появление М.Портера. Исходные положения школы позиционирования. Первая волна: основы стратегии в военных максимах. Вторая волна: поиск консалтинговых императивов. Бостонская консультативная группа (БКГ): устойчивость соотношений рост – доля рынка. БКГ: опыт эксплуатации. РIМS – модель. Третья волна: развитие эмпирических утверждений. Модель конкурентного анализа. Ценностная цепочка М. Портера. Основные направления исследований школы позиционирования. Критика школы.

metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-specialnosti-230101.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-dlya-specialnosti-140102-teplosnabzhenie-i-teplotehnicheskoe-oborudovanie-salavat-2009.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-inzhenerno-tehnicheskih-specialnostej-stranica-5.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-dlya-specialnostej-stranica-4.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-gruppe-specialnostej.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-240404-pererabotka-nefti-i-gaza-stranica-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/otpravleni-2-zayavki-na-patenti-otchet-poluchen-operatorom.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-administracii-mo-starokulatkinskij-rajon-plan-meropriyatij-posvyashyonnih-dnyu-materi-2009-goda-cel.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-znanij-po-anglijskomu-yaziku-puteshestvie-v-stranu-anglijskogo-yazika.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ivan-iv-ioann-vasilevich-groznij-poslednij-iz-ryurikov.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonchu-i-pomru.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vladimir-gilyarovskij-moskva-i-moskvichi-stranica-27.html
  • writing.bystrickaya.ru/issledovatelskopoiskovij-po-yazikoznaniyu-chto-v-imeni-tvoem-vipolnil-uchenik-8-klassa-lubin-mihail-uchitel-v-s-kozhevnikova-zasluzhennij-uchitel-rf.html
  • crib.bystrickaya.ru/grafik-i-klyuchevie-dati-i-periodi-tehnicheskoe-zadanie-otkritie-konkurentnie-peregovori-po-viboru-generalnogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/mamochka-iisus-nas-spaset-li-kerroll-dzhen-touber-deti-indigo-prazdnik-cveta-indigo-kniga-2-ya.html
  • studies.bystrickaya.ru/andreev-chast-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-podgotovka-zayavki-na-uchastie-v-aukcione-postavka-uchebnoj-literaturi-dlya-nuzhd-yagu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/20-ekologicheskij-karkas-goroda-uchebnoe-posobie-dlya-uchashihsya-10-11-klassov-ekologiya-moskvi-i-ustojchivoe-razvitie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/formirovanie-elementarnih-obrazovatelnaya-programma-utverzhdeno-soglasovano-na-pedsovete-.html
  • report.bystrickaya.ru/kakaya-mat-dostojna-rastit-detej-25-06-2011-v-moskve-proshla-konferenciya-pravoslavnih-yuristov-tendenciya-izmeneniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/93-lakovar-2-j-razryad-vipusk-40.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uroven-zhizni-ego-pokazateli-faktori-rosta-dinamika-v-respublike-belarus.html
  • teacher.bystrickaya.ru/frazeologizmi-v-romane-ma-sholohova-podnyataya-celina-chast-5.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostoyalas-procedura-vskritiya-konvertov-s-zayavkami-kompanij-zhelayushih-stat-stranica-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/igra-piramida-dlya-mam-8-marta-pravila-igri.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vernut-zakonoproekt-ob-ohrane-zdorovya-vo-vtoroe-chtenie-7-gosduma-prinyala-v-tretem-chtenii-zakonoproekt-ob-ohrane-zdorovya.html
  • school.bystrickaya.ru/esteticheskaya-forma-misli.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iii-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-monitoring.html
  • shkola.bystrickaya.ru/molokosvertivayushie-fermentnie-preparati-ispolzuemie-v-sirodelii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-literatura-8-klass-filipova-vera-vasilevna-rassmotreno-na-zasedanii-pedagogicheskogo-soveta-protokol-stranica-6.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mikrobnaya-endokrinologiya-i-biopolitika.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-posobie-dlya-vrachej-izdanie-trete-pererabotannoe-i-dopolnennoe-otvetstvennij-redaktor-doktor-medicinskih-nauk.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-zashita-ot-grozovih-perenapryazhenij-ru-6-10-kv-i-tp-6-1004-kv.html
  • studies.bystrickaya.ru/euro-chast-5.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchnoj-i-nauchno-organizacionnoj-deyatelnosti-instituta-geofiziki-uro-ran-stranica-5.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-gault-millau-20-09-orientirovochnaya-stoimost-stranica-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kirgizstane-segodnya-formiruetsya-novaya-ekonomicheskaya-model-osnovannaya-na-maksimalnom-i-effektivnom-ispolzovanii-prezhde-vsego-imeyushihsya-resursov-i-teh-voz-stranica-21.html
  • textbook.bystrickaya.ru/issledovanie-cennostej-stranica-17.html
  • testyi.bystrickaya.ru/42-semejstvo-nectroidaceae-s-v-soroka-direktor-nirup-institut-zashiti-rastenij-nan-belarusi-kand-s-h-nauk-g-a.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-1-po-arhitekture-dlya-studentov-specialnostej-290300-promishlennoe-i-grazhdanskoe-stroitelstvo.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osnovnie-meropriyatiya-vistavki-serebristij-landish-2011.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.