.RU

методические указания для студентов - Учебно-методический комплекс по дисциплине «риторика» Учебно-методический...


^ методические указания для студентов, изучающих дисциплину «Риторика» Представленный учебно-методический комплекс предназначен для студентов 1-3 курсов филологического факультета.
Не нужно, наверное, убеждать вас в том, что говорить публично приходится каждому студенту, который готовит сообщения к учебным занятиям, выступает на собраниях, на торжественных актах. Вам, наверное, не раз приходилось либо переживать за свои неудачные выступления, либо скучать, слушая своих ораторствующих товарищей. Но в то же время, безусловно, каждый может припомнить яркую, интересную, увлекательную речь лектора, или любимого преподавателя.

В риторике обобщены определенные приемы, которые позволят вам научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории свои мысли, убедить ее в вашей правоте, воздействовать на чувства слушателей, а может быть, и побудить их к каким-либо действиям. Но, осваивая риторику, вы приобретаете навыки не только выступающего, но и слушателя.

То, что излагается оратором, нужно уметь и оценивать: убедительно или нет содержание речи, что можно противопоставить услышанному и т.д. В УМК риторика прежде всего рассмотрена в применении к ораторской речи, кроме этого, уделено внимание и диалогическому общению (беседа, полемика, переговоры), и практике делового общения, и риторике письменной речи. Кроме того, вы кратко познакомитесь с историей риторики, рассмотрите основные ситуации, когда люди обращаются к публичной речи, увидите разнообразие этих речей. Узнаете, что значит речь правильная, как работать оратору над своим голосом, как готовить речь, сроить ее и произносить, как завоевать слушателей и самому стать заинтересованным слушателем.

Процесс усвоения курса «Риторика» предполагает прослушивание лекционного курса и выполнение самостоятельных и индивидуальных заданий, которые представлены в УМК. Для выполнения практических занятий можно использовать техническое оборудование: магнитофон, что позволит демонстрировать говорившему его речевые недостатки, ораторские успехи; видеомагнитофоны, которые фиксируют на пленку не только звуковые, но и визуальные личностные особенности; специально подготовленные учебные аудиопленки по отдельным темам учебного курса для демонстрации на занятиях (особенно на занятиях – тренингах).



^ Вопросы к курсовому экзамену по риторике для студентов 3 курса филологического факультета


  1. Определение риторики. Законы риторики. Связь риторики с другими науками и дисциплинами.

  2. Древнегреческое красноречие: причины возникновения риторики, типы древнегреческого красноречия, риторика Горгия, Сократа, Демосфена, Платона.

  3. Древнегреческая риторика Аристотеля. Прочитать наизусть отрывок из «Метафизики» или «Поэтики».

  4. Римское красноречие: Аппий Клавдий Цек, Марк Порций Катон, Марк Антоний, «Риторика к Гереннию, Цицерон. Прочитать наизусть отрывок «Из первой речи против Катилины, произнесенной в храме Юпитера Статора, 8 ноября 1963г.» или из «Самой короткой речи Цицерона».

  5. Риторика Марка Фабия Квинтилиана. Прочитать наизусть отрывок «Из риторических наставлений: о воспитании оратора, как распознавать способности детей».

  6. Ораторское искусство в средние века и в «новое время»: Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, возникновение гомилетики, университетской лекции.

  7. Красноречие в России: древнерусское красноречие, первые русские риторики Макария, М.Усачева, Ф.Прокоповича, «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова. Прочитать наизусть отрывок из «Проекта речи в академическом собрании о переустройстве университета» или из «Краткого руководства к красноречию» М.В. Ломоносова.

  8. Красноречие в России: риторики М.М. Сперанского , А.Ф.Мерзлякова, Н.Ф.Кошанского, М.В.Буташевич – Петрашевского. Судебное красноречие: Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, П.С. Пороховщиков, (П.Сергеич), А.Ф.Кони. Прочитать наизусть отрывок из «Общей риторики Кошанского или из речи «Федор Михайлович Достоевский» А.Ф.Кони.

  9. Полемика: подготовка к спору, ведение спора по сути. Прочитать наизусть отрывок из введения к книге «Языковая структура» А.Ф.Лосева.

  10. Полемика: аргументы к слушателям, аргументы к личности оппонента. Прочитать отрывок «Из Карачаровских записей 1955 и 1962г. И.С. Соколова-Микитова.

  11. Переговоры: подготовка к переговорам, ведение переговоров. Прочитать наизусть отрывок из статьи «Наши плюралисты» А.И.Солженицына.

  12. Переговоры: уловки на переговорах, ведение переговоров в специальных условиях. Прочитать наизусть стихотворение А.С. Пушкина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой (по выбору студента).

  13. Ораторика: подготовка к выступлению. Подготовить устное выступление на свободную тему (2-3 минуты).

  14. Ораторика: процесс выступления, приемы косвенного воздействия. Подготовить устное выступление на свободную тему (2-3 минуты).

  15. Беседа и речевой этикет. Приемы активизации беседы.

  16. Правильность и выразительность речи: нормативность речи, выразительность речи. Подготовить устное выступление на свободную тему (2-3 минуты).

  17. Языковые средства риторики: риторические фигуры (аллитерация, смысловой повтор, словесный повтор, повтор однокоренных слов, синтаксический параллелизм, инверсия, эллипсис, антитеза, анафора, эпифора, кольцо, хиазм, аллегория, аллюзия, умолчание, риторический вопрос и т.д.).

  18. Языковые средства риторики: тропы (метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, лилота, сравнение, эпитет, антономазия, перифраза, ирония).

  19. Общая характеристика функционального стиля научной литературы: способ изложения материала, лексика научного текста. Работа с текстом.

  20. Характеристика морфологических средств научного текста: существительное, прилагательное, местоимение, глагол, числительное, предлоги, союзы, частицы. Работа с текстом.

  21. Характеристика синтаксических средств научного текста. Экстралингвистические (неязыковые) средства, подъязыки и жанры. Работа с текстом.

  22. Структурные особенности научного произведения: логическая схема научного исследования, рубрикация, композиция, объем. Работа с текстом.

  23. Аннотация: определение, сущность и назначение аннотации. Виды аннотации. Составить аннотацию.

  1. Реферат: структура и содержание реферата, требования к составлению рефератов. Проанализировать подготовленный реферат на научное издание по лингвистике (по выбору студента).

  2. Оформление научной работы: общая характеристика оформления научной работы, справочно-бибилиографический аппарат научного издания, библиографическое описание, библиографическая сноска, библиографический список. Работа с текстом.

  3. Оформление научной работы: цитирование, цитация. Работа с текстом.

  4. Оформление научной работы: сокращение. Работа с текстом.

  5. Оформление научной работы: иллюстрация. Работа с текстом.

  6. Оформление научной работы: цифровое обозначение. Работа с текстом.

  7. Проанализировать речевое поведение говорящего: диктора, комментатора, официального лица, учителя. Предложить набор рекомендаций, которые могли бы способствовать устранению барьеров в процессе коммуникации.
^ задания для самостоятельной и индивидуальной работы студентов
Задание 1.

  1. Какое из нижеприведенных определений риторики кажется вам наиболее удачным? Мотивируйте свой ответ.

  2. Искусство хорошо говорить (Квинтилиан).

  3. Наука о приемах убеждения (В.В. Виноградов).

  4. Наука о построении и правильном использовании речи (Ю.В. Рождественский).

  5. Неформальная логика человеческого общения (Х. Перельман).

  6. Наука об ораторском искусстве и – шире – о художественной прозе вообще (Советский энциклопедический словарь. М., 1986).

  7. Теория красноречия, наука об ораторском искусстве (Словарь русского языка: в 4 т. М., 1983).

  8. В античные и последующие времена – теория и искусство красноречия (первое значение), напыщенная, красивая, но малосодержательная речь (второе значение) (Современный словарь иностранных слов. М., 1994).

  9. Так называли в старину специальную науку о красноречии, ораторском искусстве; в наше время риторика – осуждающее определение напыщенного, внешне красивовго, но малосодержательного произведения, речи (Словарь литературоведческих терминов. М., 1974).

  10. Наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию в целях получения желаемого эффекта (А.К. Авеличев).

Задание 2.

В «Советском энциклопедическом словаре» (М., 1986) и во многих других изданиях сказано, что риторика – это наука, которая «состояла из пяти частей: нахождение материала, его расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение». В других изданиях указываются совсем иные основные разделы риторики: ораторика, полемика, переговоры, выразительность речи и т.п. Чем можно объяснить эти расхождения? Какие аргументы можно привести в пользу включения в круг интересов риторики, помимо ораторского мастерства, также искусства полемики и переговоров?

Задание 3.

Основной аргумент противников риторики: «Эта наука помогает скрывать истинные (иногда низменные) мысли за красивыми словами, помогает обманывать людей». Согласны ли Вы с этим? Не может ли получиться так, что человек не способен удачно выражать любые мысли: и низменные, и благородные?

Задание 4.

Риторика – это наука, для овладения которой важнее всего систематический труд, или искусство, для достижения успехов в котором важнее всего талант? Почему в учебниках риторики часто рассказывается о первом выступлении знаменитого древнегреческого ритора Демосфена? Как вы понимаете выражение «Поэтами рождаются – ораторами становятся».

Задание 5.

Одинаковы ли профессиональные риторические умения у людей разных профессий. Какими профессиональными риторическими качествами должен обладать продавец, бизнесмен, следователь, педагог, политик, священник. Существуют ли профессии, где риторические умения малосущественны?

Задание 6.

Кто из современных тележурналистов лучше всего владеет словом? Какие качества отличают его речь: логичность, эмоциональность, знание фактов, правильность, точность, уместность, образность, индивидуальность? Насколько взаимодополняют друг друга речь журналиста и его внешний облик? В чем сходство и в чем отличие качеств речи, наиболее значимых для тележурналиста и политического деятеля?

Задачие 7.

Профессиональные рыночные торговцы, как правило, любят и умеют говорить. Чем это можно объяснить: врожденными способностями, изучением основ риторики, какими-то другими причинами? Каким риторическим жанром лучше всего владеют рыночные торговцы? Почему среди людей этой профессии редко встречаются молчуны, косноязычные, грубияны?

Задание 8.

Из 3-4 словарей выпишите определение терминов красноречие, риторика, оратор, общение. Обратите внимание на расхождения в толковании. Попытайтесь сформулировать свое мнение.

Задание 9.

Какие риторические жанры (публичное выступление, переговоры, полемика) чаще всего использует человек «нериторической профессии»? Проанализируйте свою последнюю неделю с точки зрения «риторической практики» (приходилось ли Вам с кем-то спорить, с кем-то договариваться, выступать перед слушателями)?

Задание 10.

Как связана риторика со смежными науками (логикой, психологией, этикой, эстетикой, языкознанием, литературоведением)? В чем Вы видите различия между риторикой и культурой речи, риторикой и стилистикой?

Задание 11.

Прочитайте отрывок из диалога Платона «Федр», ответьте на вопросы, выполните задания.

С о к р а т. Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?

Ф е д р . Об этом, милый Сократ, я так слышал: тому, кто намеревается стать оратором, нет необходимости понимать, что действительно справедливо, - достаточно знать то, что кажется справедливым большинству, которое будет судить. То же самое касается и того, что в самом деле хорошо и прекрасно, - достаточно знать, что таким представляется. Именно так можно убедить, а не с помощью истины.

С о к р а т. «Мысль не презренная», Федр, раз так говорят умные люди, но надо рассмотреть, есть ли в ней смысл. Поэтому нельзя оставить без внимания то, что ты сейчас сказал.

Ф е д р. Ты прав.

С о к р а т. Рассмотрим это следующим образом.

Ф е д р. Каким?

С о к р а т . Например, я убеждал бы тебя приобрести коня, чтобы сражаться с неприятелем, причем мы с тобой оба не знали бы, что такое конь, да и о тебе я знал бы лишь то, что Федр считает конем ручное животное с большими ушами…

Ф е д р. Это было бы смешно, Сократ.

С о к р а т. Пока еще нет, но так было бы, если бы я стал всерьез тебя убеждать, сочинив похвальное слово ослу, называя его конем и утверждая, что всячески стоит завести эту скотину не только дома, но и в походе, так как она пригодится в битве, для перевоза клади и еще много другого.

Ф е д р. Вот это было бы совсем смешно!

С о к р а т.А разве не лучше то, что смешно да мило, чем то, что страшно и враждебно?

Ф е д р. Это очевидно.

С о к р а т. Так, вот, когда оратор, не знающий, что такое добро, а что – зло, выступит перед такими же несведущими гражданами с целью их убедить, причем будет расхваливать не тень осла, выдавая его за коня, но зло, выдавая его за добро, и, учтя мнения толпы, убедит ее сделать что-нибудь плохое вместо хорошего, какие, по-твоему, плоды принесет впоследствии посев его красноречия?

Ф е д р. Не очень-то подходящие.


Задания:

  1. Найдите предложение, в котором говорится о предмете беседы.

  2. Какое мнение высказано Федром?

  3. Какое мнение Федра опровергается Сократом?

  4. Удалось ли Сократу убедить Федра в своей правоте?

  5. Какое впечатление произвел на вас диалог? Понравился ли способ доказательства?

Задание 12.

Прочитайте фрагменты из «Риторики» Аристотеля и ответьте на вопросы, поставленные к ним.

I. Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Это не составляет задачи какого-нибудь другого искусства, потому что каждая другая наука может поучать и убеждать только относительно того, что принадлежит к ее области, как, например, врачебное искусство – относительно того, что способствует здоровью или ведет к болезни, геометрия – относительно возможных между величинами изменений, арифметика – относительно чисел; точно так же и остальные искусства и науки; риторика же, по-видимому, способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета, потому-то мы и говорим, что она не касается какого-нибудь частного, определенного класса предметов.

Вопросы:

  1. Как Аристотель определяет риторику?

  2. Чем риторика отличается от других наук?

II. Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя). Слушатель необходимо бывает или простым зрителем, или судьей, и притом судьей или того, что уже совершилось, или же того, что может совершиться. Примером человека, рассуждающего о том, что имеет быть, может служить член народного собрания, а рассуждающего о том, что уже было, - член судилища; человек, обращающий внимание только на дарование оратора, есть простой зритель. Таким образом, естественно является три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Дело речей с о в е щ а т е л ь н ы х – склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух: или склоняют, или отклоняют.

Что же касается с у д е б н ы х речей, то дело их – обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух: или обвиняют, или оправдываются.

Дело э п и д е й к т и ч е с к о й речи – хвалить или порицать. Что же касается времени, которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно будущего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу событий, уже свершившихся, один обвиняет будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно будущего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу событий, уже свершившихся, один обвиняет, а другой защищается. Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или хулу по поводу чего-нибудь существующего. (…) У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека, дающего совет, цель – польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего; остальные соображения, как-то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное – здесь на втором плане.

Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения.

Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное; но сюда также привносятся прочие соображения.

Вопросы:

  1. Из каких элементов слагается речь?

  2. Какой из элементов речи главный и почему? Согласны ли вы с этим?

  3. Сколько видов речей выделяет Аристотель?

  4. Каковы особенности видов речей?

  5. Каковы цели совещательных, судебных и эпидейктических речей?

III. Определим, что достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели. Стиль не должен быть ни слишком низок, ни слишком высок, но должен подходить к предмету речи. Из имен и глаголов те отличаются ясностью, которые вошли во всеобщее употребление.

Вопросы:

Почему достоинством стиля является ясность?

IV. Речь имеет две части, ибо необходимо назвать предмет, о котором идет речь, и доказать его; поэтому невозможно, назвав, не доказать или доказать, не назвав предварительно; человек доказывающий доказывает нечто, и человек, предварительно излагающий что-нибудь, излагает это с целью доказательства. Первая из этих двух частей есть изложение, вторая – способ убеждения, как если бы кто-либо разделил речь на части, из которых первая - задача, вторая – решение. (…) Следовательно, необходимые части речи - изложение и способ убеждения; они составляют ее неотъемлемую принадлежность, но по большей части бывают: предисловие, изложение, способ убеждения, заключение.

Вопросы:

На какие смысловые части делится, по Аристотелю, ораторская речь?

Задание 13.

Прочитайте фрагмент из трактата Цицерона «Оратор». Обратите внимание на подзаголовки, выделенные жирным шрифтом. Они не принадлежат Цицерону и введены издательством «Наука» при переводе трактата на русский язык для облегчения ориентировки читателя.

[План.] Оратор должен заботиться о трех вещах – что сказать, где сказать и как сказать…

[«Что сказать»: нахождение.] Действительно, найти и выбрать, что сказать, - великое дело: это – как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здорового смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй – определениями, третий - понятиями о правоте и неправоте. (…)

[«Где сказать»: расположение.] А с какой заботою он расположит все, что найдет! – ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладевает вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, поставив самые веские доводы частью в начало, частью в конец, а между ними выдвинет слабые.

[«Как сказать».] Итак, мы описали бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Но как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать. (…)

Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жесткими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что одни желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.

[Произнесение.] «Как сказать?» - это вопрос, относящийся и к произнесению, и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений. (…)

Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний – низкого, высокого и переменного – достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах. (…)

Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать – изредка и ненамного, выступать вперед – с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами – он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных.

А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза – ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь.

Задания:

  1. Поставьте вопрос к каждой части фрагмента.

  2. Кратко (1-3 предложениями) ответьте на поставленные вопросы, т.е. составьте тезисы к фрагменту из работы Цицерона.

  3. Перескажите фрагмент из трактата Цицерона «Оратор».

Задание 14.

Прочитайте отрывок из «Любовной речи» Демосфена. Выполните задания.

Задания:

  1. Попытайтесь вычленить из речи те задачи, которые ставит перед собой автор. Сколько их, какие они, как можно охарактеризовать каждую из них? Найдите по тексту те строки, которые характеризуют ответ на это задание.

  2. Как, по мнению автора речи, следует составлять речи такого наполнения, рассчитанные к тому же на устное произнесение?

  3. Как характеризует автор адресат своей речи – внешний вид, природные качества, мудрый образ жизни, мужественность, отношение к философии…? Каждый, желающий ответить на это задание, может продолжить список по тексту, перечисляя то, что адресат «должен делать для собственной пользы»… (см. цифру (56) по тексту Демосфена).

  4. Какие особенности стиля автора можно отметить, перечитывая его речь не в первый раз, например, как составляет автор свои пожелания адресату (см., скажем, цифру (52) по тексту) или рассуждение о личном вкладе в достижение успеха (см. цифру (39) по тексту)?

  5. Что еще можно сказать о речи, дополнив по собственному желанию, перечисленные выше вопросы еще одним или несколькими?

^ Примечания и пояснения к «Любовной речи»

Позднейшая античная традиция приписывает великому оратору и увлечение философией. Между тем автор данной речи как в языке и стиле, так и в понимании философии является последователем Исократа. Диалогическая форма преамбулы речи показывает также, что автор был знаком с «Федром» Платона. На основании приводимых в ней имен речь можно датировать временем жизни Александра Македонского.

1Речь произносится третьим лицом от имени отсутствующего автора.

2Имеется в виду нечто вроде записной книжки, состоящей из полос папируса.

3Речи, предназначенные для письменной публикации или для чтения в узком кругу ценителей.

4Аретэ – персонифицированный образ добродетели.

5Эти состязания состояли в том, что наездник на последнем круге гонки на полном ходу спрыгивал с колесницы и бежал подле нее и затем перед достижением цели вновь запрыгивал в нее.

6Речь идет о боевых колесницах, описываемых Гомером.

7Эак и Радамант – судьи в царстве мертвых (вместе с Миносом).

8Геракл – известный герой, прославившийся своими двенадцатью подвигами. Кастор и Полидевк – близнецы, совершили ряд подвигов, в том числе освободили свою сестру Елену и участвовали в походе аргонавтов.

9Ганимед – мальчик, за красоту взятый на небо, любимец Зевса и его виночерпий. Адонис отличался редчайшей красотой. Согласно одному из мифов, из капель крови Адониса, погибшего во время охоты на вепря, выросли розы.

10Перикл – знаменитый афинский государственный и политический деятель V в. (родился около 490). Учился не только у Анаксагора, но и испытал на себе влияние элеата Зенона и музыканта Дамона.

11Анаксагор – знаменитый философ, родился около 500 г. в Клазоменах. В родном городе быстро отошел от общественной жизни, путешествовал по Греции. В 456 г. остановился в Афинах и близко сошелся с Периклом. Известен своим учением об «уме».

12Алкивиад – афинский государственный деятель и полководец (450-403), часто менял политическую ориентацию, пускался на авантюры во взаимоотношениях между греками и персами, афинянами и спартанцами. Отличался красотой, умом и честолюбием, а также невоздержанностью, заносчивостью и грубостью.

13Сократ – знаменитый афинский философ (около 470-399).

14Тимофей – известный афинский стратег и государственный деятель, сын Конона, друг Исократа, руководил многочисленными военными предприятиями во второй четверти IV в., в частной жизни отличался расточительностью и невоздержанностью.

15Исократ – знаменитый афинский оратор и публицист (436-338), пользовавшийся большим влиянием в политической жизни Афин и Греции, держал школу, из которой вышло много видных государственных деятелей, писателей и ораторов.

16Архит из Тарента – философ пифагорейской школы первой половины IV в., известен как математик, полководец и государственный деятель, был дружен с Платоном.

17Солон – знаменитый афинский государственный деятель VII в., начал свою политическую деятельность с призыва к войне с Мегарами, чтобы возвратить принадлежавший некогда афинянам о. Саламин, борьба за который отразилась в написанной им элегии «Саламин». Еще более известен своим законодательством, пришедшим на смену законов Драконта. Ему принадлежит также целый ряд прогрессивных нововведений в области культуры, образования и воспитания. За его выдающиеся качества древние включили имя Солона в число семи самых мудрых людей.

metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-specialnosti-260502-tehnologiya-produkcii-obshestvennogo-pitaniya.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-uchebnoj-discipline-gazoturbinnie-ustanovki.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavat2000-stranica-12.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavat2000.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnosti-150411.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnostyam-140102-teplosnabzhenie-i-teplotehnicheskoe-oborudovanie-stranica-14.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-godovogo-plana-kontrol-za-administrativno-hozyajstvennoj-deyatelnostyu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-chast-12.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-pedagogicheskaya-profilaktika-zavisimogo-povedeniya-nesovershennoletnih-sistema-raboti-vospitatelya.html
  • college.bystrickaya.ru/1-informaciya-ob-opite.html
  • desk.bystrickaya.ru/opredelenie-fizicheskogo-iznosa-metodom-poelementnoj-razbivki-otchet-ob-ocenke-4300010411c-0001yu-01m1460.html
  • books.bystrickaya.ru/dannij-dokument-prednaznachen-dlya-opredeleniya-osnovnih-tehnicheskih-trebovanij-predyavlyaemih-k-terminalnomu-oborudovaniyu-standarta-wll-cdma-800-protokola-cdma2000-1x-rtt.html
  • notebook.bystrickaya.ru/goskomsvyazi-rossii-posobie-sostavleno-ishodya-iz-trebovanij-gosudarstvennogo-standarta-podgotovki-specialnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rasskaz-o-lyubvi.html
  • essay.bystrickaya.ru/dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-himicheskih-nauk.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-po-ekonomicheskoj-istorii-gregory-p-r-stuart-r-s-russia-and-soviet-economic-performance-and-structure-6th-ed-1998.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-distancionnogo-obucheniya-mba-professional.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-25-s-6-tabl-bibl-5-naim.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/proizvoditelnost-programmi-17-vneshnij-vid-i-organi-upravleniya-20-glavnoe-okno-programmi-i-okna-otdelnih-dokumentov-20-menyu.html
  • letter.bystrickaya.ru/nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta-3-000-000-00rub-vsego-tomov-4-chetire-novosibirsk-2007-ponyatiya-i.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-rabot-stranica-5.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kommunikacionnie-funkcii-v-windows-for-workgroups-chast-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podhodi-k-strategicheskomu-planirovaniyu.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-etapnogo-kontrolya-sostavlennie-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-po-istorii-6-go-klassa.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/negativnoe-vliyanie-socialnih-setej-na-podrostkov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/agtu-pobeditel-konkursa-sistemi-menedzhmenta-kachestva-4.html
  • college.bystrickaya.ru/32-korrupcionnij-rinok-pri-gruppovih-normah-morali-ekonomicheskij-analiz-moralnih-norm-v-kollektivah.html
  • write.bystrickaya.ru/eto-strashnoe-slovo-marketing-planirovanie-meropriyatij-marketinga-na-predpriyatiyah-roznichnoj-torgovli-roznica.html
  • pisat.bystrickaya.ru/transformatornaya-podstanciya-tp-10-konkursnaya-dokumentaciya-po-gosudarstvennim-zakupkam-rabot-po-rekonstrukcii-iskusstvennoj.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ocenka-platezhnogo-balansa-rossii-za-9-mesyacev-2004-g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izmenenie-klimata-krug-vedeniya-specialnoj-gruppi-tehnicheskih-ekspertov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/igra-yunij-himik-borisova-snezhana-petrovna-uchitel-himii-maou-sosh-4-g-novij-urengoj-predmet-napravlennost.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernij-ustav-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-professionalnogo-uchilisha-n-74.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tradicionnie-meropriyatiya-plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-osnovnoj.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-9-5-maya-2008-9-216n-9-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-prikaz-13-stranica-4.html
  • testyi.bystrickaya.ru/63-ohrana-okruzhayushej-sredi-diplomnij-proekt.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obem-chasov-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-problemi-kvalifikacii-otdelnih-vidov-prestuplenij.html
  • essay.bystrickaya.ru/biologiya-biologicheskie-nauki-informacionnij-byulleten-novih-postuplenij-2-2007-g.html
  • college.bystrickaya.ru/-formirovanie-polozhitelnoj-motivacii-mladshih-shkolnikov-k-izucheniyu-inostrannogo-yazika.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomendacii-moskva-2004-razrabotani-fgu-vniipo-mchs-rossii-avtorskij-kollekti-v-stranica-6.html
  • school.bystrickaya.ru/gyote.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.