.RU

Методические указания для студентов заочного отделения специальности «Государственное и муниципальное управление»




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный технический университет»


Кафедра государственного управления и истории


ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ


Методические указания

для студентов заочного отделения специальности

«Государственное и муниципальное управление»


Пермь 2007

Составитель: кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления и истории ПГТУ Ю.Г. Белоногов.


Методические указания разработаны в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление».

Методические указания предназначены для самостоятельного изучения студентами заочной формы обучения дисциплины «Теория организации». Они содержат программу курса с разбивкой по темам, вопросы для подготовки к экзамену, примерную тематику контрольных работ и список рекомендуемой литературы.


Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры государственного управления и истории Пермского государственного технического университета протокол № 2 от «26» сентября 2007 г.


Сдано в печать

Формат Объем

Тираж Заказ

Ротапринт Пермского государственного

технического университета


© Пермский государственный

технический университет

Содержание


Введение 4


Требования ГОС к обязательному минимуму содержания программы

по дисциплине «Теория организации» 5


Программа курса «Теория организации» 5


Методические рекомендации по выполнению контрольных работ 7

Рекомендации по выполнению контрольной работы 7

Структура контрольной работы 7

Требования к оформлению контрольной работы 8

Ориентировочные темы контрольных работ 9


Вопросы для подготовки к экзамену 9


Учебно-методическое обеспечение курса 12

Литература основная 12

Литература дополнительная 12

Перечень рекомендуемых периодических изданий 13


Приложения 14

Введение


«Теория организации» входит в состав дисциплин обязательного профессионального обучения будущих специалистов в области менеджмента. Совместно с рядом учебных курсов общенаучного профиля («Теория управления», «Управление персоналом», «Разработка управленческих решений» и др.) она образует основу фундаментальной теоретической и практической подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления.

Изучение принципов и закономерностей формирования, развития и распада организационных форм особое значение приобретает в современных переходных условиях становления постиндустриального общества, что находит свое выражение в формировании цивилизованной рыночной экономики и увеличении многообразия форм собственности, революционных изменениях в технологической базе производства и росте новых информационных технологий и средств коммуникации, активизации предпринимательской деятельности частных лиц и организаций, качественном изменении функций и методов государственного регулирования и управления обществом. Переход к эффективным формам и методам организации и управления, построенным на научных принципах, становится главным критерием успешного выживания в конкурентной борьбе.

Поэтому принятие решений по формированию новых и преобразованию сложившихся организационных форм управления, прогнозирование организационных процессов должно основываться на объективных организационных законах, принципах и методах, которые являются предметом изучения организационной науки. Таким образом, изучение курса «Теория организации» вооружает менеджеров знаниями организационных законов, принципов и правил, необходимых для формирования современного организационного мышления; способствует закреплению навыков разработки системных концепций для выявления и реализации организационных резервов повышения эффективности управления.

Курс «Теория организации» одновременно должен способствовать и закреплению теоретических знаний и практических навыков, полученных в ходе предшествующего изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Целью преподавания дисциплины «Теория организации» является формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для теоретического и практического изучения закономерностей деятельности современных организаций.

Задачами изучения дисциплины являются:

1) знакомство с различными методологическими подходами к анализу организаций, концепциями организации в общественных науках;

2) формирование системы знаний о происхождении, развитии и функционировании организаций;

3) понимание организационной природы и организационного смысла явлений и процессов общественной жизни;

4) анализ организации как открытой социальной системы.

Программа изучения дисциплины должна обеспечить усвоение теоретических и практических знаний, обретение умений и навыков в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом. В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- основные законы и принципы функционирования организации;

- теоретико-методологические основы организационного управления;

иметь представление о механизмах формирования и поддержания организационной культуры;

уметь:

- определять миссию и цели организаций;

- анализировать организационные системы с позиций теории организации;

- выявлять основные особенности организационной структуры;

- применять на практике принципы по рационализации управленческой деятельности и использования организационных резервов для совершенствования системы управления;

иметь теоретические и практические навыки в проектировании и корректировке организационных систем под воздействием внешних и внутренних факторов.


Требования ГОС к обязательному минимуму содержания

программы по дисциплине «Теория организации»

^ ОПД.Ф.08. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.

Теория организации и ее место в системе научных знаний; природа и сущность организации; организация и управление;

социальная организация, хозяйственные организации, государственные и муниципальные организации, законы организации, принципы организации;

механистическая и органическая организационные системы; организация как открытая система, взаимодействие и адаптация к изменениям внешней среды; жизненный цикл организации;

коммуникации в организациях и современные информационные технологии организационной культуры; организационное проектирование; оценка эффективности организационных систем; тенденции развития организации.


^ Программа курса «Теория организации»

Программа курса включает наименование тем, описание их основного содержания.


Тема 1. Предмет и задачи теории организаций

Предмет теории организации. Проблематика и задачи теории организации. Теория организаций и ее место в системе научных знаний. Природа и сущность организации. Методология анализа организаций.


^ Тема 2. Основные этапы развития теории организации

Европейская теория организации. Североамериканская теория организации. Отечественная теория организации. Социальная организация предприятия. Социальное управление. Социальное планирование в теории организации.

^ Тема 3. Происхождение, развитие и функционирование организаций

Социальная организация. Организация как социальный институт. Организация как процесс. Организация как структура. Организация как целевая общность. Организационный эффект. Принципы организации. Миссия организации. Цели организации. Управление целями организации. Иерархия в организациях. Организация и управление.

^ Тема 4. Эволюция организационных систем

Модели организаций. Организация как трудовой процесс. Организация – машина. Бюрократическая модель организации. Организация – община. Социологическая модель организации. Интернационалистическая модель организации. «Естественная» организация. Типология современных организаций. Хозяйственные организации. Государственные и муниципальные организации.

^ Тема 5. Жизненный цикл организаций

Рождение организации. «Детство» и «юность» организации. Зрелость организаций. Старение организации. Возрождение организации. Законы организации.

^ Тема 6. Системный и экологический подходы в теории организации

Механистическая и органическая организационные системы. Организация как открытая система. Организация как закрытая система. Метатипология Р. Килманна. Модели организации как открытой системы. Инвайроментальные концепции организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Взаимодействие и адаптация к изменениям внешней среды. Формы организации бизнеса. Высшее окружение организации. Функционирование организаций на международном рынке.

^ Тема 7. Организация как социотехническая система

Понятие сложности организации. Формальная организация. Неформальная организация. Внеформальная организация. Социально-психологическая организация. Групповая структура организаций. Взаимодействие видов организационных структур. Методы организационной диагностики. Организационное проектирование. Оценка эффективности организационных систем. Тенденции развития организации.

^ Тема 8. Организационная культура. Персонал организации

Понятие организационной культуры. Коммуникации в организациях и современные информационные технологии организационной культуры. Уровни организационной культуры. Типы организационной культуры. Содержание и формирование организационной культуры. Понятие доминирующей культуры, субкультур и контркультур. Культура и организационная эффективность. Управление организационной культурой. Персонал организации.

^ Методические рекомендации по выполнению контрольных работ


Рекомендации по выполнению контрольной работы

Целью контрольной работы является оценка способностей студента по поиску, анализу и систематизации теоретического и эмпирического материала для обоснования своих выводов по научной проблеме, входящей в исследовательское поле дисциплины «Теория организации».

Студент имеет право выбрать любую из предложенного перечня тему (более детально уточнить абстрактную тему), либо сформулировать тему самостоятельно. Более высокими баллами оцениваются те контрольные работы прикладного характера, в которых студент использует теоретико-методологические положения для анализа научной проблемы на примере той организации, где он работает. Подобное уточнение избранной темы или согласованная с преподавателем самостоятельная формулировка новой темы позволит наилучшим образом сочетать накопленный практический опыт работы в организации с теорией.

В контрольной работе обязательно необходимо провести теоретический и методологический анализ выбранной темы, обозначить различные научные подходы к исследуемой проблеме; провести анализ эмпирической информации по результатам уже проведенных исследований или собственных наблюдений.

При подготовке контрольной работы следует использовать и результаты исследований по аналогичной теме, имеющиеся в научных изданиях. В частности, для ускорения тематического поиска журнальных научных статей необходимо просмотреть список опубликованных в течение года статей, который находится в последнем за данный год номере журнала.

Выполненные контрольные работы следует сдавать учебным мастерам на кафедру государственного управления и истории ПГТУ (аудитория 209 к. А главного корпуса). Результаты контрольных работ будут известны через неделю после их сдачи и регистрации. Замечания и вопросы по контрольным работам можно узнать у преподавателя в часы его консультаций.

^ Следует помнить, что контрольная работа должна быть представлена студентом преподавателю на проверку не менее чем за 10 дней до начала экзамена.

Структура контрольной работы

Контрольная работа должна состоять из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении необходимо указать актуальность выбранной темы, определить цель и задачи работы, сформулировать научную проблему и охарактеризовать степень ее разработанности.

Основная часть контрольной работы должна быть структурирована, т.е. разбита на главы, параграфы или пункты. Основная часть работы может быть разбита на две главы. В первой главе необходимо осветить теоретические аспекты изучаемой проблемы, при необходимости – показать общее и особенное в подходах различных исследователей к ее решению. Во второй главе рекомендуется провести анализ эмпирического материала на основе своей организации или привлечения дополнительной литературы.

В заключение следует обобщить весь изложенный материал и сделать выводы по теме работы. Выводы, сделанные в работе ранее по главам (или по каждому структурированному элементу), могут приводиться в заключение в сжатом виде, когда это необходимо для наиболее точного изложения материала. Все сделанные выводы должны являться обобщенными ответами на поставленные во введении вопросы.

Несоблюдение обязательных требований относительно структуры контрольной работы служит основанием для снижения общей оценки за контрольную работу.


^ Требования к оформлению контрольной работы

К оформлению контрольной работы предъявляются следующие требования:

1. Контрольная работа по дисциплине «Теория организации» должна содержать 15-20 страниц печатного текста (в компьютерном варианте: шрифт Times New Roman; кегль 14, одинарный интервал, поля со всех сторон по 2,5 см.). Допускается написание курсовой работы от руки четким, понятным почерком объемом 20-30 страниц формата А4.

2. Контрольная работа должна иметь:

- титульный лист (в соответствии с Приложением 1);

- содержание (оглавление), с указанием страниц разделов и подразделов;

- список использованной литературы;

- приложения (если в них есть необходимость).

3. В контрольной работе обязательно должны содержаться постраничные сноски на использованную литературу (в компьютерном варианте: шрифт Times New Roman; кегль 12, одинарный интервал). Каждая цифра, таблица, цитата, описание, взятое из какого-либо источника, должны сопровождаться сноской с указанием фамилии автора, названия источника, года его издания и страницы, на которой расположена данная информация.

4. В списке использованной литературы должны быть указаны авторские данные, название источника, название издательства, год издания. Список литературы, составленный в алфавитном порядке, должен быть достаточно широким, позволяющим охватить несколько точек зрения на изучаемую проблему.

5. Оформление библиографических описаний литературы и сносок должно быть сделано с учетом требований ГОСТ 7.1-2003. Примеры правильного библиографического описания рассмотрены в Приложении 2.

Более подробную информацию об оформлении списка литературы и сносок см.: Фот, А.П. Оформление библиографических ссылок на использованные источники в научных работах [Электронный документ]. - Оренбург: ГОУ «ОГУ», 2005. - 24 с. http://www.osu.ru/img/docs/nauka/bibllinks.doc).

Ориентировочные темы контрольных работ

по дисциплине «Теория организации».


  1. Город как особый тип организации.

  2. Формальная и неформальная структура организаций.

  3. Иерархия в организациях.

  4. Анализ процессов формирования самоорганизации и самоуправления в организации.

  5. Типология организаций.

  6. Нововведения в организациях.

  7. Теория и практика организационных конфликтов.

  8. Организация и управление малым предприятием.

  9. Социальная стратификация: проблемы организации и управления.

  10. Анализ системы управления организацией (состав, структура, особенности).

  11. Анализ условий оптимального построения функциональной системы управления.

  12. Проблемы эффективности функционирования организационных систем.

  13. Проблемы разработки функциональной структуры организации.

  14. «Креативное мышление» в управлении организациями.

  15. Информационное обеспечение современной организации и управления.

  16. Роль организации в изменении мотивации работников в современных условиях.

  17. Влияние типа организации на текучесть кадров.

  18. Влияние организации на развитие трудового потенциала работника.

  19. Организационная культура на предприятии или в учреждении.

  20. Теоретические и практические аспекты рационализации организационной деятельности.

  21. Методологические проблемы формирования и проектирования организационных систем.

  22. Проблемы управления персоналом организаций.

  23. Влияние типа организации на социальное самочувствие.

  24. Анализ организации в системе социальной защиты населения.

  25. Проблемы построения оптимальной бюджетной системы организации.

  26. Проблемы управления инвестиционным процессом в организации.

Вопросы для подготовки к экзамену.


  1. «Организация»: основные подходы к определению. Понятие «социальной организации».

  2. «Теория организации» в системе научных знаний.

  3. Теория организации: предмет, методология исследования организаций (системный, функциональный, исторический, комплексный подходы).

  4. Теория организации: основные этапы становления дисциплины и их общая характеристика.

  5. Классические теории организации. Научное управление (Ф. Тейлор и др.): концепция организации как трудового процесса.

  6. Классические направления теории организации. Административная теория организации (А. Файоль, Л. Урвик): модель «организация – машина».

  7. Классические направления теории организации. Бюрократическая модель организации (М. Вебер и др.).

  8. Неоклассические направления теории организации. Школа человеческих отношений (М. Фоллетт, Э. Мэйо): модель «организация – община».

  9. Современные подходы к теории организации. Теория Гласиер. Модель «социотехнической организации» (У. Браун, Э. Джеквес).

  10. Современные подходы к теории организации. Школа принятия решений (Ч. Барнард, Г. Саймон, Д. Марч): «интернационистская модель».

  11. Организация как система. Внутренняя и внешняя среда организации. Понятие открытой и закрытой системы.

  12. Общие законы теории организации. Закон синергии.

  13. Общие законы теории организации. Закон самосохранения.

  14. Общие законы теории организации. Закон развития.

  15. Законы теории организации систем. Закон композиции и пропорциональности.

  16. Законы теории организации систем. Закон информированности и упорядоченности.

  17. Законы теории организации систем. Закон единства анализа и синтеза.

  18. Принципы организации и их характеристика.

  19. Структура организации: общая характеристика (комплексность, формализация, соотношение централизации и децентрализации).

  20. Бюрократические типы организационной структуры (линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная) и их характеристика.

  21. Адаптивные типы организационной структуры (матричная и проектная) и их характеристика.

  22. Формальная и неформальная структура организаций.

  23. Миссия и цели организации. Формирование цели, виды целей, управление целями в организации.

  24. Иерархия в организациях: сущность, причины появления, формы.

  25. Управление организациями. Целевое управленческое воздействие, организационный порядок, соотношение организации и самоорганизации в управлении.

  26. Процесс самоорганизации: сущность и механизм самоорганизации, типы процессов самоорганизации. Синергетика как методология исследования процессов самоорганизации.

  27. Типология организаций. Основные критерии классификации организаций. Организационные образования в обществе.

  28. Жизненный цикл организации. Характеристика основных стадий жизненного цикла организации: главная цель, основная задача, средства и методы, организация труда.

  29. Принципы рационализации организационной деятельности. Повышение качества управленческого и исполнительского труда.

  30. Проектирование организационных систем: понятие и методология организационного проектирования.

  31. Этапы проектирования организационных систем.

  32. Оценка эффективности проектирования организационных систем.

  33. Организационная культура: понятие и формирующие компоненты. Уровни организационной культуры. Понятие доминирующей культуры, субкультур и контркультур.

  34. Типология организационных культур. Сила культуры организации. Методы поддержания организационной культуры.

  35. Организационная культура: процесс формирования и условия изменения. Значение организационной культуры.

  36. Руководитель как субъект организаторской деятельности. Организационные методы руководства и организаторские качества руководителя.

Учебно-методическое обеспечение курса


Литература основная


1. Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации. Учеб. пос. http: // media. Karelia.ru/-resource/econ / Teor org / index.htm

2. Лафта Дж. К. Теория организации. Учебное пособие. М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2005. 416 с.

3. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. М.: Инфра-М, 2003. 558 с.

4. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. Учебное пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2004. 320 с.

5. Теория организации. Учебник. / Под общей редакцией В.Г. Алиева. М.: «Экономика», 2003. 431 с.


Литература дополнительная


  1. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. 332 с.

  2. Громкова М.Т. Организационное поведение. М.: Юнити-Дона, 1999.

  3. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. Спб.: Питер, 2001.

  4. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломадина Т.О. Организационное поведение. М.: Инфра-М, 2001.

  5. Красовский Н.Д. Организационное поведение. М.: Юнити, 2000.

  6. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. Учебник для ВУЗов. Спб.: Питер, 2004. 395 с.

  7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2000.

  8. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995. 195 с.

  9. Современный менеджмент: курс лекций кафедры теории и организации управления ГАУ. // Российский экономический журнал. 1995. №9, 10, 12; 1996. №1, 4, 7, 8, 10; 1997. № 1, 2, 4, 6.

  10. Спивак В.А. Корпоративная культура. Спб.: Питер, 2001.

  11. Тарасов В. Внутрифирменные отношения. Таллинн: Издательство Kvibek, 2002.

  12. Управление организацией. / Под ред. Поршнева А. Г. М.: ИНФРА-М. 2002.

  13. Фролов С.С. Социология организаций. М.: Гардарики, 2001. 382 с.

  14. Холл Х.Р. Организации: структуры, процессы, результаты. Спб., 2001.

  15. Шеметов П.В. Теория организации. Курс лекций. М: Инфра-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004. 176 с.

  16. Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: Инфра-М, 2000. 264 с.

Перечень рекомендуемых периодических изданий

(для подготовки контрольных работ)


  1. Бизнес-академия

  2. Вестник МГУ. Серия «Экономика»

  3. Дайджест-директор

  4. Деловые люди

  5. Карьера

  6. Коммерсант-власть

  7. Общество и экономика

  8. Проблемы теории и практики управления

  9. Российская экономика: прогнозы и тенденции

  10. Российский экономический журнал

  11. Социально-гуманитарные знания

  12. Социологические исследования

  13. Социология

  14. ЭКО (экономика и организация промышленного производства)

  15. Экономический журнал

Приложение 1.


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный технический университет»


Кафедра государственного управления и истории


^ Контрольная работа


по теме «Формальная и неформальная структура организаций»


Выполнил: студент гр. …………

Ф.И.О.……………………………


Проверил: преподаватель

Белоногов Ю.Г.


Пермь 2007

Приложение 2.

Примеры библиографического описания


Пример 1. Подстрочная ссылка

Из архива Б. Муравьева // Вопросы философии. 1992. №1. С. 99.


Пример 2. Книга с одним автором

Балабанов, И.Т. Валютные операции / И.Т. Балабанов. – М. : Финансы и статистика, 1993. – 144 с.

Пример 3. Книга с двумя авторами

Корнелиус, X. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты / X. Корнелиус, 3. Фэйр ; пер. П.Е. Патрушева. – М. : Стрингер, 1992. – 116 с.


Пример 3. Книга с тремя авторами

Киселев, В.В. Анализ научного потенциала / В.В. Киселев, Т.Е. Кузнецова, З.З. Кузнецов. – М. : Наука, 1991. – 126 с.


Пример 4. Сборник

Малый бизнес: перспективы развития : сб. ст. / под ред. В.С. Ажаева. – М. : ИНИОН, 1991. – 147 с.

Пример 5. Из сборника

Андреев, А.А. Определяющие элементы организации научно-исследовательской работы / А.А. Андреев, М.Л. Закиров, Г.Н. Кузьмин // Тез. докл. межвуз. конф. Барнаул, 14–16 апр. 1997 г. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1997. – С. 21–32.

Пример 6. Официальные документы

Конституция (Основной закон) Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с.

Пример 7. Глава или раздел из книги

Муравьев, А.В. Культура Руси IX – первой половины XII в. / А.В. Муравьев, А.М. Сахаров // Очерки истории русской культуры IХ–ХVII вв. : кн. для учителя. – М. : Изд-во МГУ, 1984. – Гл. 1. – С. 7–74.

Пример 8. Из журнала

Афанасьев, В. Святитель Игнатий Брянчанинов и его творения / В. Афанасьев, В. Воропаев // Лит. учеба. – 1991. – Кн. 1. – С. 109–118.

Пример 9. Из газеты

Горн, Р. Скауты вышли из подполья / Р. Горн // Учит. газ. – 1991. – №38. – С. 9.

Пример 10. Статья из продолжающегося издания

Колесова, В.П. К вопросу о реформе власти / В.П. Колесова, Е.Ю. Шуткина // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2001. – Вып. 5. – С. 47–50.


metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-po-specialnosti-080110-ekonomika-i-buhgalterskij-uchet-stranica-5.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-po-teoreticheskoj-mehanike-dlya-studentov-distancionnoj-formi-obucheniya-inzhenerno-stroitelnih-specialnostej-sostavitel-d-f-m-n-prof-vladimir-anatolevich-kozlov-udk-531-8.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-s-programmoj-dlya-studentov-zaochnikov-inzhenerno-tehnicheskih-specialnostej-visshih-uchebnih-zavedenij-pod-redakciej-yu-s-arutyunova-izdanie-trete-stranica-10.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-s-programmoj-dlya-studentov-zaochnikov-inzhenerno-tehnicheskih-specialnostej-visshih-uchebnih-zavedenij-pod-redakciej-yu-s-arutyunova-izdanie-trete-stranica-2.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-s-programmoj-dlya-studentov-zaochnikov-inzhenerno-tehnicheskih-specialnostej-visshih-uchebnih-zavedenij-pod-redakciej-yu-s-arutyunova-izdanie-trete-stranica-7.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po-napravleniyu-podgotovki-080200-62-menedzhment.html
  • learn.bystrickaya.ru/etika-professionalnogo-obsheniya-na-baze-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-specializaciya-organizaciya-deyatelnost.html
  • lesson.bystrickaya.ru/misi-v-poluvekovoj-poslevoennij-period.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-sostavleniya-zayavki-na-vidachu-patenta-na-poleznuyu-model-provedeniya-po-nej-ekspertizi-i-vineseniya-resheniya-po-rezultatam-ekspertizi-polozhenie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/territorialnoe-raspredelenie-i-biologiya-letyagi-obiknovennoj-pteromys-volans-l-v-tayozhnih-ekosistemah-evropejskoj-zoni-rossii-i-urala-03-02-04-zoologiya-03-02-08-ekologiya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/x-informacionno-tehnicheskoe-osnashenie-obrazovatelnogo-processa-publichnij-doklad-maou-licej-155-oktyabrskogo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravochno-informacionnie-materiali.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-xxix-trebovaniya-pozharnoj-bezopasnosti-pri-ekspluatacii-proizvodstvennih-obektov-transportnih-predpriyatij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-tovarovedeniyu-prodovolstvennih-tovarov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-s-v-kortunov-doktor-politicheskih-nauk-moskva-2007-rekomendovano-uchebno-metodicheskim-sovetom-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-dlya-studentov-gu-vshe.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernij-plan-podgotovki-soderzhanie-programmi-kvalifikacionnie-trebovaniya-k-vrachu-luchevoj-diagnostiki-informacionnaya-chast.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-regionalnij-komponent-v-prepodavanii-literaturi-v-osnovnoj-shkole-literatura-altajskogo-kraya-sostavitel.html
  • uchit.bystrickaya.ru/titan-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-ya-mezhdunarodnaya-konferenciya-golografiya-v-rossii-i-za-rubezhom-nauka-i-praktika-25-27-sentyabrya-2007-g-moskva-rossiya-programm-a.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-ohotniki-literaturnij-serial-etnogenez-polina-voloshina-marusya-talisman-bessmertiya.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepti-emocionalnih-sostoyanij-v-lingvokognitivnom-i-lingvokulturnom-aspektah-na-materiale-anglijskogo-yazika.html
  • control.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-po-istorii-po-sledam-proshlogo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-m-gribanova-svidetelstvo-o-registracii-smi-pi-fs77-33479-ot-16-oktyabrya-2008-g-vidano-federalnoj-sluzhboj-po-nadzoru-v-sfere-svyazi-i-massovih-kommunikacij-gorod-moskva-stranica-5.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/m-v-petrova-vostochnaya-prednauka-prednauka-drevnego-egipta-prednauka-mezhdurechya-prednauka-drevnej-indii-prednauka-drevnego-kitaya-oharakterizovat-osnovnie-cherti-prednauki-i-istoricheski-pervie-otrasli-nauchnog.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-ob-obespechenii-edinstva-izmerenij-chast-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/drevnerusskaya-literatura-literatura-xviii-veka-istoriya-russkoj-literaturi-v-4-h-tomah-stranica-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stafilokokki-vozbuditeli-vnutribolnichnih-infekcij.html
  • books.bystrickaya.ru/dogovor-postavki.html
  • knigi.bystrickaya.ru/saratovskaya-ges.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-studentam-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-matematika-algebra-po-napravleniyu.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchetnaya-data-30092008-g-sovetom-direktorov-oao-uralkalij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-iv-stas-labunskij-k-severu-ot-chernobilya-dejstvuyushie-lica-voennie-stalkeri-departamenta-razvedki-potapenko.html
  • school.bystrickaya.ru/komediya-aristofana-chast-3.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-uroka-obuchayushie-razvivayushie-vospitatelnie-obobshenie-i-sovershenstvovanie-navikov-ustnoj-rechi-po-teme-razvitie-logicheskogo-mishleniya-uchashihsya-aktivnosti-vnimaniya-pamyati.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-zaveduyushego-kafedroj-sistem-telekommunikacij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vozmozhnost-priema-zayavlenij-i-neobhodimih-dokumentov-v-elektronno-cifrovoj-forme.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskva-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-ekologicheskaya-modernizaciya-rossii-rol-nauki-i-grazhdanskogo-obshestva.html
  • abstract.bystrickaya.ru/282-soderzhanie-i-oformlenie-chertezhejgeneralnogo-plana-predpriyatij-otrasli.html
  • writing.bystrickaya.ru/buturlin-ivan-ivanovich.html
  • letter.bystrickaya.ru/napravlenie-podgotovki-05010062-pedagogicheskoe-obrazovanie-profil-russkij-yazik.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-1-informacionnaya-spravka-programma-utverzhdena-na-zasedanii-pedagogicheskogo-soveta-mou-sosh-38-ot-2007-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.