.RU

Методические указания для выполнения контрольных работ по курсу «Философия» - страница 2


Тема 8.

  1. Марксистская философия, ее особенность.

  2. Позитивизм и неопозитивизм.

  3. Экзистенциализм, персонализм, неотомизм.

ЛИТЕРАТУРА

Андерсен П. Размышления о западном марксизме. На путях исторического материализма. – М., 1991.

История философии: Запад – Россия – Восток. Книга четвертая: философия ХХ в: Учебник для студентов вузов. – М., 1999.

^ Методические советы

Возникновение марксистской философии было закономерным процессом, обусловленным как объективными, так и субъективными факторами и имевшим предпосылки троякого рода - социально-экономические, естественно-научные и теоретические (они достаточно полно освещены в учебной литературе). Раскрывая каждую из этих предпосылок, особое внимание нужно уделить: развитию классовой борьбы и необходимости для пролетариата именно научной идеологии; теоретическим предпосылкам в широком и узком смысле; развитию науки в первой половине XIX в., концентрированным выражением чего были три великих открытия.

Переходя к выяснению сущности философии Маркса и Энгельса и значению революционного переворота, следует исходить из того, что основываясь на всём предшествующем развитии философской и научной мысли, они создали качественно новую философию, обладающую рядом основных черт и особенностей: действенность, революционность; синтез диалектики и материализма; последовательный материализм - создание материалистического понимания истории и др. В результате философия превращается в науку, предмет которой составляют всеобщие законы природы, общества и мышления, являясь единством научной теории и метода.

Знакомясь с развитием марксистской философии после Маркса и Энгельса, их учениками и последователями (Бебель, Лафарг, Меринг и др.), следует специально остановиться на роли Г.В. Плеханова в защите, обосновании и развитии ее, в пропаганде и распространении марксизма группой «Освобождение труда» в России. Исходя из ленинской оценки теоретической деятельности Плеханова, нужно специально рассмотреть его вклад в марксистскую философию, - особенно материалистическую диалектику, теорию познания, историю философии. Преступая к анализу ленинского этапа в развитии марксистской философии, надо раскрыть его сущность, периодизацию и внимательно познакомиться с проблематикой работ Ленина.

Раскрывая второй вопрос, нужно прежде всего отметить, что существенной чертой современной западной философии является плюрализм, выражающий обилие её школ. Эта черта связана с тремя факторами. 1). В характерной для западной философии форме осуществляется специализация её школ и направлений для решения различных философских проблем науки, человека и др. 2). Приспособление школ и направлений к кругу запросов, интересов, проблем, которые характерны для основных групп населения современного западного общества. 3). Интеграционная тенденция как стремление создать целостное монистическое философское учение на основе плюрализма, понимаемого как многоаспектное решение разных философских проблем другими школами. Эта тенденция существует наряду с другой - признанием законности плюрализма как антипода несостоятельному якобы философскому монизму. Выражением первой тенденции являются попытки интегрировать разные направления, например философской феноменологии и аналитической философии. Выражением другой выступает выдвинутый П. Фейерабендом принцип пролиферации - размножение различных, в том числа философских, теорий как имеющих независимое от других теорий значение.

Учитывая взаимосвязь указанных фактов, можно выделить следующие основные типы направлений: сциентистские, антропологические и религиозно-философские.

Сциентистские направления и школы разрабатывают главным образом философские проблемы науки и духовно воздействуют в первую очередь на научную и техническую интеллигенцию и те слои населения, которые ключ к решению своих мировоззренческих вопросов видят в научных методах и их философском осмыслении.

Антропологические направления охватывают философские проблемы человека и специфику его гуманитарного познания; в духовном воздействии нацелены на художественную интеллигенцию и те слои (преимущественно мелкобуржуазные) современного западного общества, которые наиболее остро испытывают или переживают результаты отчуждения личности.

Религиозно-философские направления связаны с кругом вопросов, нацеленных на обоснование религии, духовно ориентированы на верующих, уповающих найти спасение от социальных и духовных коллизий в религии. На основе этих школ или как частичные возражения их методам и решениям складывались современные философские школы, в том числе структурализм, герменевтика и др.


Тема 9

  1. Философский смысл проблемы бытия. Основные формы и диалектика бытия.

  2. Категория материи и ее становление в процессе развития философского естественнонаучного знания.

ЛИТЕРАТУРА

Вольтер Ф. Метафизический трактат. Философский словарь.// Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1 – М., 1991. – С. 206-211.

Гегель Г.В.Ф. Учение о бытии// Энциклопедия философских наук. В 2-х т. – М., 1974. Т.1. Ч.1.

Кучевский В.В. Анализ категории «материя». – М., 1983.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм// Полн. собр. соч. Т.18 – С.131,149, 151, 181-183, 283.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 57-59, 65.

Методические советы

В рассматриваемой теме, надо, прежде всего определиться с тем, что такое «бытие», то есть с тем, как и почему есть то, что есть. Здесь надо уяснить, что категория «бытие» - это вообще существование (а существует и материя и сознание), то есть бытие – это мир с точки зрения наличия и существования. Что касается форм бытия, то ими являются: бытие вещей, бытие процессов, бытие человека, бытие духовного, бытие социального.

Материя же в отличие от бытия – это мир с точки зрения сущности. Далее необходимо рассмотреть эволюцию представлений о материи в истории материализма, начиная с античности и заканчивая современностью, причем не просто эти представления перечислить, а раскрыть их содержание, указав на недостатки и преимущества.

Тема 10.

  1. Движение как способ существования материи, его основные формы. Свойства движения.

  2. Пространство и время как формы существования материи.

ЛИТЕРАТУРА

Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982.

Гольбах П. О движении и его происхождении// Антология мировой философии. В 4-х Т.2. – М., 1970. – С. 672-674.

Пространство и время. – М., 1984.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 46-65.

Энгельс Ф. Диалектика природы.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 345-363, 384-407, 547-551, 558-563.

Методические советы

Все предметы материального мира не представляют собой чего-то застывшего и неизменного. Они находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, которые, в свою очередь, приводят к изменению свойств, отношений, состояний объекта. В философии эти изменения обозначаются понятием «движение». Таким образом, движение – это всякое изменение вообще. Выяснив, что такое движение, надо разобраться с его свойствами и формами, причем рассмотреть эти вопросы следует как с позиции диалектики, так и с позиции метафизики. Подобный подход должен иметь место и при раскрытии содержания второго вопроса.

Тема 11

  1. Сознание как высшая форма отражения действительности.

  2. Сознание и материя.

  3. Проблема идеального в философии.

ЛИТЕРАТУРА

Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм// Полн. собр.соч. Т.18 – С. 39-47, 84-92, 160.

Проблема сознания в современной западной философии: критика некоторых концепций. – М., 1989.

Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания//Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1 – М., 1991. – С. 464-467.

Фрейд З. Я и Оно.// Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1 – М., 1991. – С. 460-464.

Методические советы

При изучении данной темы надо показать, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи, человеческого мозга. В связи с этим надо раскрыть несостоятельность двух крайностей в понимании природы сознания: идеализма, отрывающего сознание от материи и вульгарного материализма, который не видит качественной специфики сознания.

Говоря о проблеме идеального надо отметить, что оно есть нечто сущест-вующее не в действительности, а лишь в мышлении. Идеальное есть субъек-тивное. Оно – результат воздействия на органы чувств материальных явлений.

Тема 12

  1. Отражение как всеобщее свойство материи и его формы.

  2. Социальная обусловленность сознания.

  3. Мышление и язык. Понятие самосознания.

ЛИТЕРАТУРА

Бердяев Н.А. Самосознание. – М., 1990.

Бюхнер Л. Мозг и душа. Мысль// Антология мировой философии. В 4-х Т.3. – М., 1971. – С. 502-503.

Ерахтин А.В. Диалектика становления мышления и сознания. – М., 1989.

Кон И.С. В поисках идеального: Личность и самосознание. – М., 1984.

Трубецкой С.Н. О природе сознания. // Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1 – М., 1991. – С. 467-470.

Энгельс Ф. Диалектика природы.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 357-358, 486-495.

Методические советы

Чтобы понять природу сознания как свойства материи, возникающего на определенных этапах ее развития, необходимо проследить генезис этого свойства, предпосылки его развития. В связи с этим необходимо раскрыть содержание понятия отражения как свойства, присущего всей материи, и проследить эволюцию форм отражения в зависимости от усложнения структурной организации материальных объектов. Следует выявить различия отражения, присущего живой природе, от отражения в неживой природе, показать, как в процессе развития «живой материи» качественно изменяются и формы отражения. На основе такого анализа можно раскрыть положение о том, что сознание есть высшая форма отражения действительности. Здесь же необходимо рассмотреть физиологические основы сознания, роль мозга как его материального субстрата.

Поскольку человек является биосоциальным существом, то и сознание имеет не только биологическую природу, но и представляет собой продукт социального развития. Поэтому следует обратить особое внимание на главное условие возникновения сознания - роли труда, показать его значение в формировании языка, неразрывную связь труда, языка и мышления.

Необходимо также уяснить, в чем проявляется творческий, активный характер сознания, разъяснить мысль, что сознание не только отражает мир, но и творит его. В этой связи надо дать критику различных идеологических концепций, в которых абсолютизируется активность сознания.

Говоря о самосознании, необходимо не ограничиваться его общей характеристикой, а раскрыть условия формирования самосознания.

Тема 13.

1. Диалектика как учение об универсальных связях, изменении и развитии. Формы диалектики.

2. Движение и развитие. Две концепции развития.

3. Объективная и субъективная диалектика.

ЛИТЕРАТУРА

Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. - М., 1991. - С. 395-397.

Диалектика материального мира. – Л., 1985.

Идеалистическая диалектика в ХХ столетии. – М.,1987.

Ленин В.И. К. Маркс // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 26. - С. 53-55.

Ленин В.И. Философские тетради // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. - С. 316-322.

Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. - М., 1991. - С. 401-404.

Методические советы

Тема "Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии" занимает центральное место в курсе философии. Это обусловлено той ролью, которую играет материалистическая диалектика как всеобщий метод научного познания. Приступая к изучению первого вопроса (а он состоит из трех частей) следует определиться с понятием "метод". Метод можно определить как систему правил тео­ретической и практической деятельности, разработанную субъектом на основе закономерностей изу­чаемого объекта. В каждом методе выражено диалектическое единство субъективного и объектив­ного. Обязательным условием научного метода является объективность его содержания, отражение в нем закономерностей внешнего мира. Далее необходимо раскрыть содержание понятия "диалектика" и ее исторические формы. Здесь следует обратить внимание на изменение представлений о диалектике на различных этапах развития философской мысли, но при этом особое внимание уделить учению Гегеля о диалектике и процессу создания Марксом материалистической диалектики. Говоря об исторических формах диалектики, раскройте принципиальное отличие материалистической диалектики от предшествующих ей метафизики и стихийной диалектики.

Переходя к рассмотрению третьего вопроса необходимо иметь в виду, что с одной стороны, когда мы говорим о диалектике, то мы речь ведем о науке, т. е. о том, что создается и разрабатывается людьми, но с другой стороны, говоря о диалектике, мы имеем в виду природу, диалектику человеческой история. И в связи с этим возникает вопрос, что же такое диалектика? Учение, наука или то, что существует вне сознания человека, независимо от него? Поэтому следует различать диалектику субъективную и диалектику объективную.

Диалектика объективная - это диалектика самого развивающегося мира. Диалектика субъек­тивная - это диалектическое мышление. Исходя из материалистического решения основного вопроса философии, мы должны признать, что субъективная диалектика вторична по отношению к объектив­ной диалектике и является ее отражением в мыслящем мозгу. Но необходимо помнить, что субъек­тивная диалектика субъективна только по своей форме как системе разрабатываемых людьми принципов, законов, категорий. По содержанию же, которое она черпает из единственно возможного источника - материального мира, она тождественна объективной диалектике, ибо является более или менее полным, постоянно развивающимся отражением ее.

Тема 14.

  1. Понятие противоположности, тождества, различия, противоречия.

  2. Противоречие как источник развития. Противоречивость бытия и познания. Этапы развития противоречий. Виды противоречий.

ЛИТЕРАТУРА

Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. - М., 1991. - С. 383-385.

Гегель Г.В.Ф. Категории и законы диалектики // Антология мировой философии. В 4-х т. Т.3. -М., 1971. - С. 310-325.

Диалектическое противоречие. – М., 1987.

Ленин В.И. Философские тетради // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.29. - С. 316-322.

Шеллинг В. Система трансцендентального идеализма // Антология мировой философии. В 4-х т. Т.3. - М., 1971. - С. 260-262, 267-269.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.20. - С. 526-532.

Методические советы

Закону единства и борьбы противоположностей принадлежит централь-ное место в системе материалистической диалектики, потому что данный закон отвечает на главный вопрос теории развития – почему развитие осуществля-ется, в чем источник развития всех явлений материального и духовного мира. В анализе данного закона необходимо рассмотреть его категории: противополож-ности, противоречие, единство противоположностей, борьба противоположнос-тей, разрешение противоречия. Более подробно надо рассмотреть противоречие как источник развития, основные формы его разрешения.

Говоря о видах противоречия надо дать основания их выделения. В заключении – показать метафизическое и идеалистическое истолкование данного закона, дать им критический анализ.

Тема 15.

1. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений:

- категории свойства, количества, качества, меры;

- диалектика количественных и качественных изменений;

- скачок как всеобщая форма перехода от одного качества к другому.

2. Закон отрицания отрицания и его основные категории.

ЛИТЕРАТУРА

Диалектика отрицания отрицания. – М., 1985

Законы и принципы материалистической диалектики. – М.,1989.

Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. - М., 1991. - С. 401-410.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - М., 1988. - ОТД. I., Гл. 12, 13.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. - С. 364-372, 384-390.

Методические советы

При изучении закона взаимного перехода количественных и качественных изменений необходимо уяснить себе его специфику, которая заключается в том, что он характеризует внутренний "механизм" движения и развития вещей, показывает, с чего начинаются их изменения и чем они рано или поздно заканчиваются. Содержание и сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывается через анализ его основных категорий: "качество", "количество", "мера". Проанализировав указанные категории, необходимо выяснить сущность указанного закона.

Процесс развития осуществляется в двух основных формах: в виде коли-чественных и в виде качественных изменений вещи. Он представляет собой единство непрерывности (количественные изменения) и прерывности (качест-венные изменения). Перерыв непрерывности знаменует собой скачок, т. е. пере-ход от старого качества к новому. Далее необходимо рассмотреть виды скачков.

Говоря о законе отрицания отрицания надо отметить, что его специфика заключается в том, что он определяет направление, форму и способы, а также историческую преемственность в развитии. Отрицание - это такое отношение между ступенями развития вещи, которое ведёт к уничтожению старого качест-венного состояния и возникновению нового качества этой вещи. Диалектичес-кое отрицание, таким образом, содержит в себе два взаимосвязанных аспекта: негативный, направленный на уничтожение старого качественного состояния вещи и позитивный, направленный на удержание, сохранение отдельных элементов, сторон, свойств и т. д. вещи, служащей базой для нового её качественного состояния. При анализе того или иного объекта необходимо помнить, что отрицание всегда конкретно и поэтому следует всегда выяснять, какие из элементов, сторон, свойств, взаимодействий вещи играют в процессе её развития негативную, деструктивную роль, какие играют позитивную роль, как конкретно происходит отрицание отрицания, какие стадии в своём развитии проходит вещь, какие из её элементов уничтожаются, какие сохраняются и т.д.

Тема 16.

  1. Категории диалектики как всеобщие формы отражения мира и ступени развития познания.

  2. Единичное, особенное и всеобщее, их диалектическое соотно­шение.

  3. Диалектика взаимосвязи причины и следствия. Детерминизм и индетерминизм. Свобода и необходимость.

ЛИТЕРАТУРА

Булатов М. А. Логические категории и понятия. – К., 1981

Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук. В 3-х т. - М., 1975. - Т.1. С. 336-338. Или // Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. - М., 1991. - С. 194-195.

Категории диалектики, их развитие и функции. –К; 1981.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т.18. - С. 157-175, 195-201.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.20. - С. 544-546.

Юм Д. Трактат о человеческой природе // Соч. В 2-х т. Т. 1. - М., 1965. - С. 547-551, 694-695.

Методические советы

Первый вопрос предполагает раскрытие понятия "категория" и раскрытие содержания диалектических категорий. Термин "категория" получил широкое распространение в науке. Им обозначают наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной отрасли знания. Так, например, в физике категориями называют такие понятия, как "атом", "масса", "энергия", "поле" и т. д., в биологии - "организм", "наследственность", "изменчивость" и др. Философия имеет свои категории. Чем они отличаются от категорий других наук? Философские категории отличаются от других наук тем, что это универсальные категории, т. е. такие понятия, содержание которых отражает связь как природных, так и общественных явлений, в том числе и связи в человеческом мышлении. Нефилософские категории являются общими понятиями, отражающими ту или иную область действительности.

Переходя ко второму вопросу, проанализируйте категории "всеобщее", "особенное", "единичное". При этом надо иметь в виду, что при изучении окружающей действительности мы должны обращать внимание на качественное многообразие, на определенную неповторимость каждой вещи, каждого явления, одновременно на определенное их сходство, родство, общность. Это объективно данная особенность вещей и явлений действительности отражается в вышеперечисленных категориях.

Категории причина и следствие характеризуют связи и отношение между предметами. Причиной называется то явление, которое при наличии определен-ных условий, вызывает, порождает какое-то новое явление, определяет его сущест-вование. Следствие-это результат действия причины, то явление, которое вызы-вается, порождается причиной. В процессе этого порождения между причиной и следствием происходит обмен веществом, энергией и информацией. Вопрос о том, что такое свобода и может ли человек быть свободным – один из вечных вопросов философии. В нем проявляется ее основной вопрос. Надо различать научное и обыденное понимание свободы. Свобода это основанная на познании необходимости способность выбора и деятельность с учетом этой необходи-мости, а не возможность поступать в соответствии со своими желаниями.

Тема 17.

1. Необходимость и случайность, их диалектика.

2. Содержание и форма. Целое и часть. Система, структура, элемент.

3. Сущность и явление, их взаимоотношение.

4. Возможность и действительность, диалектика их взаимосвязи.

ЛИТЕРАТУРА

Аристотель. Метафизика // Coч. В 4-х т. Т.1. - М., 1975 . - С. 148-149, 174-175. Или // Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. - М., 1991. - С. 282-283.

Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник. - М., 1973. - С. 20-36. Или //Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч.Ч.1. - М., 1991. - С. 286-296.

Булатов М. А. Логические категории и понятия. – К., 1981

Ленин В.И. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т.23. - С. 141-144, 116, 119.

Огородников В. П. Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения. – М., 1985

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. - С. 532-536.

Методические советы

Категория "необходимость" отражает внутреннее устойчивые, повторяющиеся связи и отношения явлений и процессов действительности. Можно сказать, что необходимым является все то, что обязательно происходит (приведите примеры). В категории "случайность" отражаются внешние неустойчивые явления и процессы. Случайные связи характеризуют не сущность предмета, а лишь его конкретное, единичное проявление, его внешнюю сторону. Они не определяют общую тенденцию развития. Далее необходимо раскрыть взаимосвязь необходимости и случайности.

Категории "содержание" и 'форма" используются при анализе функцио-нирования и изменения предмета как внутренне расчлененного, структурно организованного целого. Содержание-это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Форма-это способ существования и выражение содержания объекта. Далее необходимо иметь в виду, что структура всеобщей универсальной связи является чрезвычайно сложной. Мы никогда не охватываем ее целиком и полностью, а отражаем лишь ее отдельные стороны с помощью категорий.

При анализе категорий "сущность" и "явление" нужно исходить из того, что мы не можем познать предмет сразу, целиком и полностью, а должны познавать его по частям, переходя от одного уровня его изучения к другому. Сущность – это единство глубинных связей, отношений, законов, определяющих основные черты и тенденции развития тех или иных систем. Явление-это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления.

И, наконец, последние категории - это "действительность" и "возможность". Под действительностью понимают в самом широком смысле слова весь реально существующий мир во всей его конкретности, всей совокупности существующих явлений взятых в единстве с их сущностью. В узком смысле слова действитель-ность - конкретное бытие отдельных предметов или процессов, обладающих определенными пространственными количественными и качественными харак-теристиками. Под возможностью понимается то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но еще не стало наличным бытием. Возможности противостоит невозможность. Различают абсолютную невозможность и относительную невозможность. Что означает абсолютная невозможность? Она означает, что принципиально невозможно нарушения законов бытия (например, невозможно построить вечный двигатель, ибо в этом случае был бы нарушен закон сохранения и превращения энергии). Затем необходимо сделать выводы по рассматриваемому вопросу.


metodicheskie-ukazaniya-i-varianti-zadanij-dlya-kursovoj-raboti-po-kursu-ekonomicheskaya-teoriya.html
metodicheskie-ukazaniya-i-varianti-zadanij-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-stranica-6.html
metodicheskie-ukazaniya-i-voprosi-kontrolnoj-raboti-po-discipline-sredstva-izmereniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
metodicheskie-ukazaniya-i-zadanie-k-kursovoj-rabote-dlya-studentov-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-pishevoj-promishlennosti-ochnoj-i-zaochnoj-formi-obucheniya.html
metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-domashnej-kontrolnoj-raboti-12-po-discipline-oborudovanie-derevoobrabativayushego-proizvodstva.html
metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-domashnej-kontrolnoj-raboti-po-discipline-etika-delovih-otnoshenij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-ekspertov-dlya-provedeniya-attestacionnoj-ekspertizi-angarsk-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-po-fizike-put-k-fizike-cherez.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-minenergo-rossii-podpisano-soglashenie-o-sozdanii-sovmestnogo-predpriyatiya-v-oblasti-vozobnovlyaemoj-energetiki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nemnogo-o-pishevarenii-e-v-vasilev-sposob-zhizni-v-eru-vodoleya-teoriya-i-praktika-samopoznaniya-i-samoozdorovleniya-moskva.html
  • education.bystrickaya.ru/35-shkol-gotovi-k-uchebnomu-godu-arhangelskaya-oblast-informacionnoe-agentstvo-severinform-10082011.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-dokladov-po-predmetu-instrumentalnij-analiz-tonkoslojnaya-hromatografiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nezhelatelnie-minerali.html
  • school.bystrickaya.ru/5-plan-meropriyatij-po-organizacii-raboti-kuratorov-gou-vpo-rea-im-gv-plehanova-na-2009-2010-uchebnij-god.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-yakutii-iz-za-pozhara-ostalis-bez-krova-70-almazodobitchikov-gazeta-rg-dalnij-vostok-internet-versiya-09022012.html
  • books.bystrickaya.ru/eho-moskvi-eho-21032008-kazakova-anna-2200-gosduma-rf-monitoring-smi-22-24.html
  • education.bystrickaya.ru/21-iyunya-vtornik-kalendarnij-plan-osnovnih-meropriyatij-gosudarstvennih-uchrezhdenij-kulturi-podvedomstvennih-departamentu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-i-obshie-polozheniya-stranica-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kolichestvo-detej-v-gruppe-analiz-korrekcionnoj-programmi-dlya-detskogo-sada-s-42.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-ministerstvo-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya-sverdlovskoj-oblasti-upravlenie-obrazovaniya-administracii-g-ekaterinburga.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-lidera-dlya-dostizheniya-vershini-tekst-predostavlen-izdatelstvom-formula-uspeha-nastolnaya-kniga-lidera-dlya-dostizheniya-vershini-stranica-110.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-kurs-2-semestr-e-i-gorfunkel-blagodarim-za-pomosh-v-rabote-nad-knigoj.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekologiya-i-istoricheskoe-razvitie-chelovechestva.html
  • klass.bystrickaya.ru/62-poryadok-peremesheniya-cherez-granicu-rossijskoj-federacii-nekotorih-tovarov-pravila-vvoza-i-vivoza-valyuti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/german-melvill-mobi-dik-ili-belij-kit-stranica-35.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-ii-soderzhanie-problemi-i-obosnovanie-neobhodimosti-ee-resheniya-programmnimi-metodami.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viii-mezhdunarodnij-forum-molochnaya-industriya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fizicheskoe-ponimanie-sushnosti-boga-i-a-dobrosockij-tajni-zhizni-bogi-i-lyudi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-fiziki-v-srednej-shkole-optika-kvantovaya-fizika-posobie-dlya-uchitelya-s-ya-shamash-e-e-evenchik-v-a-orlov-i-dr.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/informacionnij-sektor-ssha-chast-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-logopediya-specialnost-050715-logopediya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovoditelyu-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-otvetstvennomu-za-vedenie-regionalnoj-bazi-dannih-ege-sbor-svedenij-o-vipusknikah-9-i-11-klassov.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-posvyashena-istoriografii-kalmickogo-prava-rassmatrivayutsya-osnovnie-napravleniya-v-otechestvennoj-pravovoj-misli-v-izuchenii-mongolo-ojratskogo-ulozheniya-1640-g.html
  • shkola.bystrickaya.ru/solnechnaya-sistema.html
  • college.bystrickaya.ru/2-literaturnij-process-federalnaya-celevaya-programma-knigoizdaniya-rossii-recenzenti-kafedra-teorii-literaturi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modern-tourism.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-fizicheskogo-vospitaniya-v-srednem-shkolnom-vozraste-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-i-sporta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/priglashaem-vas-prinyat-uchastie-v-rabote.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-dalnejshih-merah-po-realizacii-strategii-razvitiya-kazahstana-do-2030-goda.html
  • school.bystrickaya.ru/administrativnoe-presechenie-kak-mera-administrativno-pravovogo-prinuzhdeniya-chast-8.html
  • crib.bystrickaya.ru/izbrannie-voprosi-teorii-i-metodiki-obucheniya-matematike.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.