.RU

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего - страница 2


^ Учебное задание № 1 Введение
Содержание почвоведения, задачи и его связь с другими дисциплинами. Понятие о почве. Краткая история развития науки о почве. Выдающиеся русские учёные-почвоведы, их вклад в дело развития отечественного почвоведения. Значение почвоведения в лесном и лесопарковом хозяйстве. Лесной и Земельный Кодексы РФ о рациональном использовании и охране почв.
^ Литература
Основная: (1), с. 8, 83, 91; (2), с. 3-8.

Дополнительная: (5), с. 3-9.
Методические указания
При изучении «Введения» необходимо уяснить задачи почвоведения в деле подъема лесного и лесопаркового хозяйст­ва, взаимосвязь почвоведения с другими науками, историю развития науки о почве. При этом следует обратить внимание на ту огромную роль, которую сыграл В. В. Докучаев и другие русские ученые в создании и развитии отечественного почвове­дения и благодаря чему наука о почве впервые возникла в Рос­сии.

^ Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение почвы как особого природного образо­вания.

  2. Почему В. В. Докучаев считается основоположником нау­ки о почве?

  3. Что изучает почвоведение? С какими другими дисципли­нами оно связано?

  4. Назовите ученых, внесших вклад в развитие отечественного почвоведения. Какова их роль?

  5. Назовите выдающихся ученых в области лесного почвове­дения.

  6. Какие главные задачи решает почвоведение в лесном и лесопарковом хозяйстве на современном этапе?


^ РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ

Тема 1.1 Происхождение Земли и строение земного шара

Студент должен

иметь представление:

знать:

Понятие о геологии. Связь геологии с почвоведением. Происхождение Земли. Строение земного шара. Образование и химический состав земной коры.

Литература

Основная: (2), с. 9-13; (3), с. 7-13.

Дополнительная: (5), с. 10—18.
Методические указания
Данная тема подчеркивает неразрывную связь двух наук: почвоведения и геологии. При ее изучении важно проследить развитие материалистических взглядов на происхождение Зем­ли и Вселенной в целом, усвоить сущность гипотез о проис­хождении Земли и Солнечной системы. Необходимо разобрать­ся в сложном строении нашей планеты, а также уяснить про­цессы образования земной коры — наиболее изученной сферы Земли. Обратите внимание на изменение внутреннего строения земной коры под действием эндогенных процессов и внешнего облика ее под действием экзогенных процессов.
^ Вопросы для самоконтроля

  1. Что изучает геология?

  2. Какова роль отечественных ученых в развитии современных представлений о происхождении Земли и Солнечной системы?

  3. Первые гипотезы о происхождении Земли и их суть.

  4. Каково строение земного шара? Состав и свойства гео­сфер.

  5. Какие эндогенные и экзогенные процессы воздействуют на образование земной коры?


Тема 1.2 Главнейшие минералы и горные породы

Студент должен

знать:

уметь:

Понятие о минерале. Химический состав и физические свойства минералов. Основные породообразующие минералы. Их характеристика. Значение минералов в почвообразовании, их влияние на лесорастительные свойства почв.

Понятие о горной породе, происхождение горных пород (магматические, осадочные, метаморфические) и значение в почвообразовании.
Литература
Основная: (2), с. 14-26; (3), с. 14-19; (4), с. 17-28.

Дополнительная: (5), с. 18—27.

^ Методические указания
Земная кора сложена из различных горных пород. В свою очередь, каждая из них состоит из минералов, поэтому при изучении данной темы нужно обратить внимание на основные породообразующие минералы: гематит, кварц, кальцит, лимонит и другие.

Многие минералы содержат элементы питания растений и используются в качестве удобрений, в связи с чем важно знать их. Это: сильвинит, апатит, карналлит, фосфорит и другие.

Важно уяснить физические свойства минералов (цвет, твер­дость, блеск, прозрачность, спайность и т. д.), так как с их по­мощью можно отличить один минерал от другого в полевых ус­ловиях. Следует обратить особое внимание на значение мине­ралов в почвообразовании и влияние их на лесорастительные свойства почв.

При изучении горных пород следует уяснить различия меж­ду ними и минералами, более серьезно подойти к изучению главнейших горных пород, которые имеют отношение к происхождению почвообразующих пород (гранит, габбро, известня­ки, кварциты, песчаники и т. д.).

^ Вопросы для самоконтроля

  1. Что называется минералом? На какие классы подразделя­ются минералы?

  2. Какие минералы являются породообразующими и поче­му?

  3. Какие минералы используются в качестве сырья для про­изводства минеральных удобрений?

  4. По каким внешним признакам можно определить мине­ралы в полевых условиях?

  5. Что такое горная порода? Чем они отличаются от минера­лов?

  6. Каково происхождение горных пород?

  7. Где и как образуются магматические горные породы?

  8. Как образуются осадочные и метаморфические горные породы?


Тема 1.3 Выветривание горных пород и минералов.

Почвообразующие породы

Студент должен

иметь представление:

знать:

Общие сведения о процессе выветривания. Виды выветривания: физическое, химическое и биологическое. Формирование почвообразующих пород, их характеристика. Влияние почвообразующих пород на состав и свойства почв, рост и продуктивность лесных насаждений.
Литература
Основная: (2), с. 26-32; (3), с. 20-42.

Дополнительная: (5), с. 27—54.

^ Методические указания
Изучая данную тему, важно понять, что выветривание - это механическое и химическое разрушение горных пород, а также слагающих их минералов под влиянием условий окружающей среды. Процессы выветривания протекают под воздействием различных факторов, которые действуют одновременно и ком­плексно. Суммарный результат их влияния не идентичен сумме воздействий каждого из факторов в отдельности. В зависимо­сти от условий, участвующих в этом процессе, выделяют три вида выветривания: физическое, химическое и биологи­ческое. Важно понять, что в результате процессов выветрива­ния формируется минеральная часть, но минеральный рухляк, хотя и приобретает новые свойства, еще не является почвой. Основой для их образования являются молодые осадочные по­роды, которые образовались в результате геологической дея­тельности воды, ветра, ледников. Важно уяснить влияние почво­образующих пород на состав и свойства почв, которые на них формируются, а также их воздействие на состав и продуктив­ность лесов.

^ Вопросы для самоконтроля

  1. Что понимают под выветриванием горных пород?

  2. Какие факторы вызывают физическое, химическое вывет­ривание? Как происходит образование вторичных минералов?

  3. Какова роль биологического выветривания?

  4. Какие породы называются материнскими или почвообразующими?

  5. Чем отличаются ледниковые отложения от отложений ледниковых вод?

  6. Какие материнские породы образовались под влиянием текучих вод?

  7. Чем отличаются лессы от лессовидных суглинков?

  8. Какова закономерность распространения почвообразую­щих пород?

  9. Какое влияние оказывают почвообразующие породы на строение и лесорастительные свойства почв?


^ РАЗДЕЛ 2. ОБРАЗОВАНИЕ, СОСТАВ И СВОЙСТВА ПОЧВ

Тема 2.1 Почвообразовательный процесс

Студент должен

иметь представление:

знать:

Сущность почвообразовательного процесса. Факторы почвообразования. Значение природных и антропогенных факторов в образовании и дальнейшем развитии почв.

Литература

Основная: (2), с. 33—40; (3), с. 43—48.

Дополнительная: (5), с. 55—61.
Методические указания
При изучении этой темы необходимо, прежде всего, уяснить взаимосвязь между процессами выветривания и почвообразова­ния и в то же время качественные различия между ними. Не­обходимо знать сущность почвообразовательного процесса, в основе которого лежит биохимическое превращение верхних слоев земной коры, т. е. процесс превращения материнской породы в почву. Для этого нужны определенные условия (фак­торы) почвообразования. При этом следует четко представлять значение их в процессе почвообразования.

Образование почв - сложный процесс, основой которого является биологический круговорот веществ, поэтому важно знать суть его и значение в развитии главного свойства почвы - плодородия, формировании почвенного профиля определен­ного строения.

^ Вопросы для самоконтроля

  1. Какова сущность почвообразовательного процесса?

  2. Каково значение почвообразующих пород в процессе формирования почв?

  3. В чем заключается влияние климата на процесс почвооб­разования?

  4. Как влияет рельеф на формирование почв?

  5. Какова роль зеленых растений в почвообразовании?

  6. Дайте понятие «возраст почв».

  7. Как влияет хозяйственная деятельность человека на почво­образование?


Тема 2.2 Минеральная часть почвы

Студент должен

иметь представление:

знать:

уметь:

Минералогический и механический составы почв, их влияние на плодородие почвы. Классификации механических элементов и почв Н.А.Качинского. Методы определения механического состава почв. Влияние механического состава на физические и лесорастительные свойства почв.


Литература

Основная: (2), с. 50-55; (3), с. 48-51; (4), с. 28-37.

Дополнительная: (5), с. 62-66.
Методические указания
Минеральная часть составляет 80-90% массы почвы, за ис­ключением органогенных почв, в которых ее доля может уменьшаться до 10-15%. Минеральные частицы почвы пред­ставляют собой продукты выветривания горных пород, и поэ­тому при изучении данной темы следует понять, что минера­логический состав почв представлен первичными и вторичны­ми минералами, также необходимо уяснить классификацию механических элементов, названия механических фракций, на основе которых построена классификация почв по механиче­скому составу Н. А. Качинским. Обратить особое внимание на влияние механического и химического состава на плодородие почвы и ее лесорастительные свойства. Нужно научиться опре­делять механический состав почв простейшими методами, в частности, полевым методом.

^ Вопросы для самоконтроля

  1. Какие первичные минералы широко распространены в рыхлых породах, почвах и почему?

  2. Как классифицируют почвы по механическому составу?

  3. Как определить механический состав почвы в полевых ус­ловиях?

  4. Как влияет механический состав на лесорастительные свойства почв?


Тема 2.3 Органическая часть почвы

Студент должен

иметь представление:

знать:

уметь:

Общая схема формирования органической части почвы. Источники органического вещества в почве и их характеристика. Формирование органического вещества в почве под лесными насаждениями. Виды лесной подстилки и её значение. Превращение органических остатков в почве. Образование и состав гумуса, его роль в почвообразовании и плодородии почв.
Литература
Основная: (2), с. 55-60; (3), с. 52-60; (4), с. 35-37.

Дополнительная: (5), с. 66-79.
Методические указания
Органическое вещество в почве составляет небольшую долю по массе от минеральной части, но его значение в почвообра­зовании и, главное, в создании плодородия почвы неизмеримо выше, поэтому необходимо знать источники поступления орга­нических веществ в почву, их химический состав. Для специа­листов лесного и лесопаркового хозяйства важно уметь разли­чать основные виды лесных подстилок, типы гумуса и их обра­зование, а также лесоводственные приемы для превращения грубого гумуса в мягкий гумус.

Разложение органических остатков в почве, образование гу­муса и его состав зависят от многих условий. Наиболее важны­ми из них являются: почвенные микроорганизмы, аэрация, влажность, температура и физико-химические свойства почвы, а также состав растительных остатков и характер поступления их в почву, поэтому важно знать, как влияют те или иные ус­ловия на гумусообразование; уяснить ту колоссальную роль, которую играют в нем микроорганизмы и животные; обратить внимание на химическую сторону этих превращений, а также знать состав гумуса, гумусовых кислот и их свойства; уметь со­ставлять мероприятия по накоплению гумуса в почве и улуч­шению его качественного состава.

^ Вопросы для самоконтроля

  1. Что называется органической частью почвы? Каковы ис­точники органического вещества в лесу?

  2. В чем отличие органических остатков древесных и травя­нистых растений?

  3. Какие условия оказывают влияние на разложение органи­ческих остатков и гумусообразование?

  4. Какова роль микроорганизмов и животных в этих процес­сах?

  5. Под какими насаждениями образуются «грубый» и «мяг­кий» гумус?

  6. Каков состав гумуса и какова роль его?

  7. Какими свойствами обладают гумусовые кислоты?


Тема 2.4 Почвенные коллоиды. Поглотительная способность почв

Студент должен

иметь представление:

знать:

уметь:

Понятие о почвенных коллоидах, их происхождение, состав, свойства. Поглотительная способность почв, её виды и практическое значение. Ёмкость поглощения. Влияние состава поглощённых ионов на свойства почвы.

Кислотность и щёлочность почв. Известкование кислых и гипсование щёлочных почв.

Литература

Основная: (2), с. 62-74; (3), с. 60-71; (4), с. 45-51.

Дополнительная: (5), с. 90-102.


metodicheskie-ukazaniya-metodicheskie-rekomendacii-i-ukazaniya-povipolneniyu-kursovoj-raboti-20-6-oformlenie-kursovoj.html
metodicheskie-ukazaniya-metodicheskie-ukazaniya-i-varianti-zadanij-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline.html
metodicheskie-ukazaniya-metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-kursovih-rabot-kafedra.html
metodicheskie-ukazaniya-moskva-2010.html
metodicheskie-ukazaniya-mu-1-2232-07-stranica-3.html
metodicheskie-ukazaniya-mu-1-2232-07-stranica-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-akcii-45-rub-dohodnost-risku-investirovaniya-v-akciyu-15-viplachivaetsya-dividend-2-rub-temp-prirosta-dividenda-postoyannij-opredelit-temp-prirosta-dividenda-otvet-1011.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-41-naem-zhilogo-pomesheniya-programma-disciplini-grazhdanskoe-pravo-dlya-specialnosti-021100-yurisprudenciya-podgotovki.html
  • assessments.bystrickaya.ru/disciplini-napravleniya-specializirovannoj-podgotovki.html
  • bystrickaya.ru/vozniknovenie-gezleva-chast-11.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-anglijskij-yazik-kurs-i-dlya-napravleniya-080200-62-menedzhment-organizacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kafedra-nevrologii-nejrohirurgii-i-medicinskoj-genetiki.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-romanovskogo-festivalya-na-territorii-municipalnih-obrazovanij-kostromskoj-oblasti-pp.html
  • gramota.bystrickaya.ru/x-rasprostranenie-hristianstva-dvorkin-aleksandr-leonidovich.html
  • student.bystrickaya.ru/36-razdelka-formovanie-i-rasstojka-testa-normi-tehnologicheskogo-proektirovaniya-predpriyatij-hlebopekarnoj-promishlennosti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stati-stranica-10.html
  • writing.bystrickaya.ru/koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-chast-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-osnovnih-itogah-centralizovannogo-testirovaniya-2005-g.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mitrofanovoj-inni-vasilevni.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/httpwebdirbglzroundtableinfolic207html-besplatnaya-kompyuternaya-programma-richarda-allina-w5sxd-dlya-slezheniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-150202-professionalno-proizvodstvennaya-podgotovka-s-semestrovim-otchetom.html
  • testyi.bystrickaya.ru/654-plan-grafik-meropriyatij-proekta-sohranenie-i-ukreplenie-zdorovya-shkolnikov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ocenka-putej-resheniya-chechenskoj-problemi-v-gruppah-molodezhi-s-raznim-urovnem-obrazovaniya-v-.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-razvitiya-turizma-i-otdiha-v-pereslavskom-municipalnom-rajone-yaroslavskoj-oblasti-na-2009-2025-godi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-socialnogo-povedeniya-averin-vyacheslav-afanasevich.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-metodicheskie-ukazaniya-programma-reshenie-tipovih-zadach-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov.html
  • books.bystrickaya.ru/distancionnoe-obrazovanie-v-rossijskom-ispolnenii-elena-ulickaya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-teoriya-avtomaticheskogo-upravleniya-cikl.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primer-ispolzovaniya-akkreditiva-pri-sdelkah-s-nedvizhimostyu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aza-tlnde-oitpajtin-mektepterde-memlekettk-tld-mtn-arili-megertu-zholdari-bajtanaeva-moldalieva-d.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-vospitivat-rebenka-uzhivaniya-semi-i-detej-l-n-mickevich-n-s-govzich-s-s-moliboshko-izdano-pri-podderzhke.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-integrirovannogo-uroka-tema-pred-likom-svyashennoj-prirodi.html
  • college.bystrickaya.ru/2-sistema-upravleniya-institutom-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-nou-vpo-irkutskij-institut-mezhdunarodnogo-turizma.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vsevolod-sergeevich-solovev-stranica-7.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-raboti-ministerstva-obrazovaniya-moskovskoj-oblasti-na-ipolugodie-2012-g-yanvar.html
  • lecture.bystrickaya.ru/64-opredelenie-oshibki-viborochnoj-srednej-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/75-otvetov-k-gosu-kafedri-teoriya-i-praktika-upravleniya-ugtu-upi-chast-9.html
  • pisat.bystrickaya.ru/srednee-spec-plan-otchet-municipalnogo-uchrezhdeniya-yuzhno-sahalinskaya-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-voprosov-i-tem-po-formam-kontrolya-voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu.html
  • report.bystrickaya.ru/inzhenernaya-podgotovka-territorii-generalnij-plan-krasnoselovskogo-selskogo-poseleniya-petropavlovskogo-municipalnogo-rajona.html
  • znanie.bystrickaya.ru/43-usloviya-ekspluatacii-i-deklaraciya-o-sootvetstvii-rukovodstvo-soderzhit-informaciyu-o-sostoyanii-konvejera-na.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.