Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальностей 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей», Салават 2010 одобрена предметной (цикловой)
.RU

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальностей 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей», Салават 2010 одобрена предметной (цикловой)


ФГОУ СПО «САЛАВАТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»


ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Методические указания и контрольные задания

для студентов-заочников по специальностей 230106

«Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей»,


Салават 2010


ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

Комиссией

Председатель

_________Хамидуллина С.М.




Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности

Зам.директора по УР _________Г.А.Бикташева




Автор:




^ Преподаватель Салаватского

Индустриального колледжа


Кабатова Е. А.












Рецензент:




^ Преподаватель Салаватского

Индустриального колледжа

ЗулькайдароваМ.А.









ВВЕДЕНИЕ


Учебная дисциплина «Электропитание средств вычислительной техники» предназначена для реализации го­сударственных требований к минимуму содержания и уровню подго­товки выпускников по специальности 230106 «Техническое обслужива­ние средств вычислительной техники и компьютерных сетей» сред­него профессионального образования и является единой для всех форм обучения, а также для всех типов и видов образовательных уч­реждений, реализующих основные профессиональные образователь­ные программы среднего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Электропитание средств вычислительной техники» является специальной дисциплиной, формирующей базо­вые знания для получения выпускником профессиональных умений.

Преподавание дисциплины проводится в тесной взаимо­связи с другими общепрофессиональными и специальными дисципли­нами: «Электронная техника», «Электротехника», «Электротехниче­ские измерения», «Техническое обслуживание средств вычислительной техники», «Микропроцессоры и микропроцессорные системы».

Использование междисциплинарных связей обеспечивает систем­ность изучения материала дисциплины, исключение дублирования и позволяет преподавателю рационально распределить учебное время.

Данная программа содержит 4 раздела

Раздел 1. В данном разделе рассматриваются вопросы организации электропитания средств вычислительной техники.

Раздел 2. Содержит информацию о схемотехнике линейных и импульсных блоков питания ПК.

Раздел 3. Представлена информация о методах и средствах улучшения качества электропитания ПК.

Раздел 4. Рассматриваются традиционные технологии энергосбережения ПК, а так же новые технологии развития данного направления.

В результате изучения дисциплины студент должен

иметь представление:

знать:

- принцип действия источников питания СВТ;

- параметры источников питания СВТ;

уметь:

Настоящая программа учебной дисциплины рассчи­тана на 65 часов аудиторных занятий, в том числе 20 часов отводит­ся на практические и лабораторные занятия. В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

С целью систематизации и закрепления полученных теоретиче­ских знаний и практических умений в рабочей программе учебной дисциплины преду­смотрена самостоятельная работа студентов.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о прикладном характере дисциплины в рамках специальности. При изучении соблюдается единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими государственными стандартами. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков предмет предусматривает проведение практических работ, которые проводятся после изучения соответствующей темы. Для проведения практических работ материально-техническая база колледжа соответствует.

Студент-заочник до вызова на сессию изучает самостоятельно разделы курса по рекомендуемой литературе. Для облегчения самостоятельной работы заочное отделение организует индивидуальные консультации студентов (по расписанию). После изучения разделов курса студент самостоятельно (или с помощью упомянутых консультаций) выполняет контрольную работу, которая должна быть представлена за две недели до экзаменационной сессии.

На сессии студент выполняет практические работы и сдаёт по этим работам зачёт. На экзамене студент должен показать знания теоретического курса и решение практического задания.

На экзамене студент предъявляет зачтённую контрольную работу, в которой должны быть сделаны необходимые исправления по замечаниям рецензента (если таковые имелись в контрольной работе), и должен быть готов дать пояснения по существу каждого вопроса, входящего в контрольную работу. При сдаче экзамена предъявляются требования в объёме программы курса «Электропитание средств вычислительной техники».



^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

для специальности 230106

^ Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Кол-во часов при очной форме обучения

^ Самостоятельная работа студентов

Всего

из них лабораторных работ

1

2

3

4

5

Введение

2

2

 

 

^ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ.

8

8

 

0

1.1 Общие вопросы организации электропитания СВТ.

4

4

 

 

1.2 Источники питания СВТ.

4

4

 

 

^ 2. СХЕМОТЕХНИКА БЛОКОВ ПИТАНИЯ.

42

34

14

8

2.1 Выпрямители источников питания.

10

8

2

2

2.2 Стабилизаторы напряжения.

10

10

6

 

2.3 Импульсные источники питания.

16

10

4

6

2.4 Блоки питания персонального компьютера (ПК).

6

6

2

 

^ 3. СРЕДСТВА УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ.

21

13

2

8

3.1Защита от воздействий сетевых возмущений.

2

2

 

 

3.2 Источники бесперебойного питания.

16

8

2

8

3.3 Паразитные электромагнитные поля.

3

3

 

 

^ 4. ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

12

8

4

4

4.1 Методы экономии электроэнергии

2

2

 

 

4.2 Энергопотребление персональных компьютеров

10

6

4

4

Всего:

85

65

20

20



^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


ВВЕДЕНИЕ

Студент должен

иметь представление:

Учебная дисциплина «^ Электропитание средств вычислительной техники», ее основные задачи и связь с другими дисциплинами.

Основные тенденции развития современных технологий элек­тропитания средств вычислительной техники.


Раздел 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ СВТ

Тема 1.1 Общие вопросы организации электропитания СВТ

Студент должен

знать:

уметь:

- выполнять разводку питания и заземления компьютеров.

Организация электропитания средств ВТ. Схемы включения компьютеров в электрическую сеть. Обеспечение электробезопас­ности.

Образование потенциала на корпусе компьютера. Организация схем заземления. Подключение периферийного устройства; появле­ние разности потенциалов при двухпроводном кабеле. Подключение незаземленного устройства.

Разводка питания и заземления для компьютеров, подключенных в локальную сеть. Питание всех электрически соединяемых между собой устройств от одной фазы. Заземление коаксиального кабеля локальной сети («штатное» и «разумное»), заземление аппаратуры; неэкранированная витая пара (UTP).

Лабораторная работа 1.

Разводка питания и заземления для компьютеров, подключенных в локальную сеть.

Тема 1.2 Источники питания СВТ

Студент должен

знать:

Параметры питающего напряжения. Искажения параметров и их причины. Помехи и скачки напряжения, методы борьбы с ними.

Требования к источникам питания СВТ. Виды источников пита­ния СВТ. Структурная схема источников питания. Основные харак­теристики источников питания СВТ.


Вопросы для самоконтроля.

  1. Какие явления относятся к сбоям напряжения?

  2. Перечислите основные требования, предъявляемые к основным схемам подключения

СВТ к электрической сети.

  1. Какие существуют основные схемы подключения СВТ к электрической сети, и каковы

их достоинства и недостатки?

  1. Каково устройство УЗО, и от каких аварийных ситуаций УЗО защищает?

  2. Каков принцип работы УЗО?

  3. Как классифицируются источники питания СВТ по характеру преобразования

энергии?


Раздел 2 СХЕМОТЕХНИКА БЛОКОВ ПИТАНИЯ

Тема 2.1 Выпрямители источников питания

Студент должен

знать:

уметь:

- выполнять расчеты выпрямителей.

Функциональное назначение выпрямителей. Виды выпрямителей и их характеристики. Классификация выпрямителей.

Обобщенная структурная схема выпрямителя. Однофазный однополупериодный выпрямитель, двухфазный двухполупериодный выпрямитель. Однофазный мостовой выпрямитель, однофазный вы­прямитель с удвоенным напряжением.

Схемы трехфазных выпрямителей. Выпрямители с умножением напряжения. Регулируемые выпрямители. Высокочастотные выпря­мители.

Практическая работа 1.

Расчет мостового выпрямителя.


Вопросы для самоконтроля.

1. Какое устройство называется выпрямителем и каковы его функции?

2. Каковы достоинства и недостатки основных схем выпрямителей?

3. Какова область применения основных схем выпрямителей?

4. Как определяется коэффициент пульсаций выпрямленного напряжения и чему он

равен для основных схем выпрямителей?

5. Каков принцип работы основных схем выпрямителей?

6. Что такое внешняя характеристика выпрямителя и что она характеризует?

7. Какой вид внешней характеристики выпрямителя лучше и почему?

8. От каких параметров выпрямителя зависит характер внешней характеристики

выпрямителя и почему?

9. Как влияет индуктивный характер нагрузки выпрямителя на элементы выпрямителя и

почему?

10. Какие меры следует применять при индуктивном характере нагрузки?

11. Как влияет емкостной характер нагрузки выпрямителя на элементы выпрямителя и

почему?

12. Какие меры следует применять при емкостном характере нагрузки?

13. Каков алгоритм расчета схемы выпрямителя?

14. По каким параметрам производится выбор диодов для конкретной схемы

выпрямителя?

15. Что следует предпринять при отсутствии диодов с требуемой величиной обратного

напряжения, и как будут выглядеть основные схемы выпрямителей?

16. Что следует предпринять при отсутствии диодов с требуемой величиной

выпрямленного тока, и как будут выглядеть основные схемы выпрямителей?

17. Какова роль сглаживающих фильтров?

18. Каковы основные требования, предъявляемые к сглаживающим фильтрам?

19. Как классифицируются сглаживающие фильтры?

20. Чему равен и что характеризует коэффициент сглаживания фильтра?


Тема 2.2 Стабилизаторы напряжения

Студент должен

знать:

уметь:

- читать функциональную схему стабилизатора напряжения;
- анализировать принципиальную электрическую схему ста­билизаторов напряжения.

Функциональное назначение стабилизаторов. Функциональная и принципиальная схемы стабилизаторов напряжения. Стабилизато­ры: виды и основные характеристики. Основные параметры стаби­лизаторов напряжения.

Параметрические стабилизаторы напряжения. Температурная стабилизация параметрических схем. Компенсационные стабилиза­торы.

Многокаскадные параметрические стабилизаторы. Стабилитронные интегральные микросхемы (СИМС). Регулируемые стабилиза­торы.

^ Лабораторная работа 2.

Исследование полупроводникового стабилитрона.

Лабораторная работа3.

Исследование работы параметрического стабилизатора.


Практическая работа 2.

Расчет компенсирующего транзисторного стабилизатора напря­жения.


Вопросы для самоконтроля.

  1. Какое устройство называется стабилизатором?

  2. Какова классификация стабилизаторов?

  3. Каковы основные параметры стабилизаторов?

  4. Каков принцип работы параметрического стабилизатора?

  5. Как работает параметрический стабилизатор при увеличении (уменьшении) тока

нагрузки или входного напряжения?

  1. Какова область применения диодно-транзисторного параметрического стабилизатора?

  2. Перечислите основные элементы компенсационного стабилизатора непрерывного

действия.

  1. Как работает последовательный компенсационный стабилизатор непрерывного

действия при увеличении (уменьшении) тока нагрузки или входного напряжения?

  1. Как работает параллельный компенсационный стабилизатор непрерывного действия

  2. при увеличении (уменьшении) тока нагрузки или входного напряжения?

  3. Какие существуют способы повышения качества стабилизации в компенсационных

  4. стабилизаторах непрерывного действия?



Тема 2.3 Импульсные источники питания

Студент должен

знать:

уметь:

- читать функциональную схему импульсного источника питания;

- анализировать принципиальную электрическую схему им­пульсного источника питания.

Назначение и принцип действия импульсных источников электро­питания. Обобщенная схема импульсного источника питания (ИИП). Конфигурация ИИП. Сравнительная характеристика импульсного ис­точника питания с блоком питания непрерывного действия.

Высокочастотный инвертор, высокочастотный выпрямитель и фильтр. Импульсный преобразователь, импульсные стабилизаторы напряжения. Интегральные микросхемы управления импульсными источниками электропитания.

^ Лабораторная работа 4.

Исследование работы импульсного преобразователя.

Лабораторная работа 5.

Исследование работы импульсного стабилизатора.


Вопросы для самоконтроля.

  1. Каковы достоинства и недостатки импульсных с

  2. Каков принцип работы импульсных стабилизато

  3. В чем сущность методов ШИМ и ЧИМ?

  4. Какие элементы включает в себя конвертор?

  5. Как работает транзисторный инвертор с насыщающимся трансформатором?

  6. Как работает транзисторный инвертор с емкостным делителем напряжения

(полумостовой инвертор)?

  1. Каково назначение «мертвой зоны»?


Тема 2.4 Блоки питания персонального компьютера (ПК)

Студент должен

иметь представление:

- о показателях качества и надежности блока питания ПК;
знать:

уметь:

- выполнять проверку работоспособности блоков питания ПК.


Функциональное назначение и основной принцип построения блока питания ПК. Структурная схема блока питания ПК. Управ­ляющие микросхемы блоков питания и их аналоги. Двухтактный блок питания.

Проверка и ремонт блоков питания ПК. Показатели качества и надежности блока питания ПК.

^ Лабораторная работа 6.

Проверка блоков питания ПК.


Вопросы для самоконтроля.

  1. Какова структурная схема ИП ПК АТ форм фактора и каково назначение элементов

схемы?

  1. Используя электрическую принципиальную схему ИП ПК АТ форм фактора

выделить основные элементы схемы.

  1. Какова структурная схема ИП ПК АТХ форм фактора и каково назначение элементов

схемы?

  1. Каковы параметры ИП ПК АТ и АТХ форм факторов?

  2. Какова структурная схема микросхемы ШИМ-контроллера и каков принцип ее

работы?

  1. Как осуществляется стабилизация напряжения в ИП ПК АТ и АТХ форм факторов?


Раздел 3 СРЕДСТВА УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ

Тема 3.1 Защита от воздействий сетевых возмущений

Студент должен

знать:

Негативные воздействия на источники питания со стороны пи­тающей среды. Стандартные требования к питающей сети.

Сетевые фильтры и их назначение. Сетевой фильтр LC. Ограни­чители перенапряжений. Стабилизаторы напряжения (электронный или феррорезистивный). Комплексные меры для защиты от воздей­ствий сетевых возмущений.


Вопросы для самоконтроля.


1. Каковы причины возникновения помех в электрической сети?

2. Как классифицируются помехи в электрической сети?

3. Какие базовые технологии защиты от помех существуют в настоящее время?

4. Каков принцип работы и устройство ограничителей выбросов?

5. Каков принцип работы и устройство сетевого фильтра?

6. Каков принцип работы и устройство сетевого фильтра-стабилизатора?


Тема 3.2 Источники бесперебойного питания.

Студент должен

знать:

уметь:

- работать с источниками бесперебойного питания.

Источники бесперебойного питания: классификация, блок-схемы, основные параметры. Принципы и режим работы ИБП: off­line, line-interactive, on-line. Основные параметры ИБП: выходная мощность, число фаз, форма выходного напряжения, порог пере­ключения, время переключения, время работы от резервного источ­ника, возможность «холодного» запуска.

Обзор услуг современных ИБП: телеметрия, телеуправление, планирование включения и выключения. Обзор современных моде­лей ИБП.

Лабораторная работа 7.

Подключение и настройка работы ИБП.


Вопросы для самоконтроля.

  1. Какова классификация ИБП?

  2. Каков принцип работы и устройство источника резервного питания (SPS)?

  3. Каков принцип работы и устройство источника резервного питания типа Off-Line?

  4. Каков принцип работы и устройство источника резервного питания линейно-

  5. интерактивного типа?

  6. Каковы достоинства, недостатки и область применения источников резервного

  7. питания различного типа?

  8. Каков принцип работы и устройство USP типа On-Line?

  9. Перечислите основные характеристики ИБП

  10. Как и по каким параметрам производится выбор ИПБ?

Тема 3.3 Паразитные электромагнитные поля

Студент д о л ж е н

знать:


Виды электромагнитных помех, разряды статического электри­чества. Воздействие электромагнитных полей на устойчивость рабо­ты компьютера. Основные методы борьбы с электромагнитными полями.


Вопросы для самоконтроля.

  1. Каковы причины возникновения электромагнитных полей вокруг СВТ?

  2. Какие меры принимаются для защиты от высокочастотных помех?

  3. Что включается в организационные мероприятия защиты от высокочастотных помех?

  4. Что включается в конструктивные мероприятия защиты от высокочастотных помех?



Раздел 4 ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ


metodicheskie-ukazaniya-po-ispolzovaniyu-rejtingovoj-sistemi-ucheta-i-ocenki-uspevaemosti-studentov-po-discipline.html
metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-anglijskogo-yazika-na-1-kurse-stranica-2.html
metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-61-dopolneniya-i-izmeneniya-v-rabochej-programme-64.html
metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-dlya-aspirantov-obuchayushihsya-po-specialnosti-stranica-5.html
metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-ochnoj-zaochnoj-formi-obucheniya-i-vshu.html
metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iv-promishlennie-kompanii-lgoti-ssudi-i-subsidii-kurs-russkoj-istorii-1-lekciya-lxii-7-znachenie-voennoj-reformi.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/znaesh-li-ti-kulturu-bashkortostana.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-plana-programma-finansi-i-infrastruktura-grodnenskogo-gosudarstvennogo-universiteta-imeni-yanki-kupali.html
  • esse.bystrickaya.ru/promishlennie-vidi-ekonomicheskoj-deyatelnosti-predstavlennie-v-municipalnom-obrazovanii-gorod-pskov-stranica-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-3-31programma-formirovaniya-universalnih-uchebnih-dejstvij-ob-obrazovanii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prakticheskie-rekomendacii-rekomendacii-voz-isklyuchenie-dogrudnogo-kormleniya-pravilnoe-prikladivanie-k-grudi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/44-informaciya-vo-vremya-obrabotki-konvertirovanie-ishodnogo-teksta-programm-dlya-stankov-s-chpu-iz-odnoj-sistemi.html
  • writing.bystrickaya.ru/administrativnoe-pravo-v-sisteme-upravleniya-finansov-i-kredita.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-trebovaniya-i-pravila-sostavleniya-bibliograficheskoj-zapisi-i-opisaniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-k-onkurse-programmi-nauchnij-fond-niu-vshe.html
  • notebook.bystrickaya.ru/imeni-brokera-istochnik-byulleten-nedvizhimosti-data-25062007-1-rieltori-7-stagnaciya-nablyudaemaya-segodnya.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-vvedeniyu-s-2012-13-uchebnogo-goda-vo-vseh-subektah-rossijskoj-federacii-kompleksnogo-uchebnogo-kursa-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-osnovi-religioznih-kultur-i-svetskoj-etiki-prikaz.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nemeckij-yazik-s-i-v-gyote-faust-der-tragdie-erster-teil.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-na-14-nochej15-dnej-bangkok-2-nochi-reka-kvaj-1-noch-pattajya-6-nochej-ko-chang-4-nochi-bangkok-1-noch.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temam-i-v-celom-po-discipline-metodicheskie-ukazaniya-k-sostavleniyu-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-disciplini.html
  • college.bystrickaya.ru/112zadanie-na-kontrolnuyu-rabotu-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-informacionnie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-institut.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posts-s-riptum.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-a-zhmurov-psihopatologiya-chast-i-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/duhovnost-v-formirovanii-cennostnih-orientacii-starsheklassnikov-liceya.html
  • school.bystrickaya.ru/ahmet-bajtursinov.html
  • spur.bystrickaya.ru/mds-23-12007-prajs-list-na-normativnuyu-metodicheskuyu-tipovuyu-proektnuyu-dokumentaciyu-i-drugie-izdaniya-po-stroitelstvu.html
  • tests.bystrickaya.ru/lovkost-i-krasota-programma-oborona-nikolaj-aleksandrovich-bernshtejn-olovkosti-i-ee-razvitii-o-lovkosti-i-ee.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svedeniya-o-deyatelnosti-upravleniya-federalnoj-sluzhbi-gosudarstvennoj-registracii-kadastra-i-kartografii-po-moskve-za-2010-god.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sozdanie-elektronnogo-obuchayushego-kompleksa-po-discipline-innovacionnij-menedzhment-chast-6.html
  • uchit.bystrickaya.ru/to-be-waswere-metodicheskie-ukazaniya-teksti-dlya-chteniya-i-uprazhneniya-dlya-uchashihsya-zaochnogo.html
  • institut.bystrickaya.ru/tatyana-lvovna-shepkina-kupernik-pozdnie-vospominaniya-stranica-9.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kuznecov-v-g-kuznecova-i-d-mironov-v-v-momdzhyan-k-h-filosofiya-uchebnik.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-k-2-3-str-44-30-zadachi-k-4-str-49-34.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-osnovi-teorii-upravleniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/6-a-matematika-uchitel-fokina-ei-na-povtornij-kurs-ostavlennih-odna-shkola-rabotaet-v-odnu-smenu-po-rezhimu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/richagi-aktivizacii-investicionnoj-deyatelnosti-v-kapitaloemkih-rossijskih-kompaniyah.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-proizvodstvennoj-professionalnoj-praktiki-po-specialnosti-050710-pedagogika-dopolnitelnogo-obrazovaniya-kod-i-naimenovanie-specialnosti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-zasedanii-ispolnitelnogo-soveta.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-1-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-en-f-03-fizika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.