.RU

Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Программирование на языке высокого уровня»


Методические указания к лабораторным работам

по дисциплине «Программирование на языке высокого уровня»

2-Й СЕМЕСТР


Знакомство с интегрированной средой языка С.

Интегрированная среда С ( а именно язык Turbo C++ version 1.0-. и выше) является частью системы программирования С. Основным достоинством среды С является интеграция необходимых средств разработки С-программ в единую среду программирования-интегрированную среду (ИС). Не выходя из среды, мы имеем возможность создавать, компилировать, выполнять, отлаживать, корректировать программу.

Интегрированная среда С является удобным средством для быстрой разработки программ на языке С. Работа пользователя в среде С базируется на использовании техники меню и окон. К тому же в среде имеется контекстно-чувствительное средство получения справочной информации. Все это делает интерфейс с компилятором легким в изучении.

Предположим, что основные файлы С расположены в каталоге C:\TC. Тогда для запуска интегрированной среды укажите путь C:\TC\BIN\tc.exe, или просто: C\TC\BIN\tc

Когда программа запустится, мы увидим, что .вид экрана изменился. Верхняя строка будет содержать меню основных режимов работы ИС. Нижняя строка коротко описывает основные «горячие» клавиши.(см. рис 1.)

E

File

Edit

Search

Run

Compile

Debug

Options

Window



Fl Help F2 Save F3 Open ALT-F9 Compile F9 Make F10 Menu

Рис. l. Интегрированная среда С.

Для того, чтобы войти в главное меню среды, достаточно нажать клавишу «F10» (обратите внимание на соответствующую подсказку в нижней строке). При этом в одном из пунктов меню в верхней строке появится подсвеченный прямоугольник, который можно передвигать, нажимая на клавиши «→»и «←».

Если установить этот прямоугольник на какой-либо пункт меню и нажать клавишу «Enter», то раскроется подменю этого пункта, то есть список конкретных действий, которые можно совершать, находясь в данном пункте меню.

По этому списку так же можно передвигать подсвеченный прямоугольник (нажимая клавиши «↑» и «↓»). Пункт подменю, выбирается нажатием клавиши «Enter», (см. рис 2.)

E

File

Edit

Search

Run

Compile

Debug

Options

Window


Open F3

New

Save F2

Save as...

Save all

Change dir

Print

Get Info

Dos shell

Exit Alt-X



Fl Help F2 Save F3 Open ALT-F9 Compile F9 Make F10 Menu

Рис. 2. Работа с пунктом меню «File»

Можно легко передвигаться из одного пункта меню в другое. Для этого используются клавиши «→ » , « ← », « ↑ » , « ↓ » и еще клавиша « Esc ». Клавиша «Esc» нужна, чтобы выйти из данного подменю во «внешнее».

^ Режим редактирования.

В этом режиме создаются и редактируются тексты программы. Для того, чтобы попасть в режим редактирования, достаточно загрузить файл (или создать новый).

Первым действием при разработке программ является создание (нажмите клавишу «F3») и сохранение (нажмите клавишу «F2») программы. Для создания новых программ и редактирования уже существующих, в среде С есть встроенный текстовый редактор, содержащий богатый набор операций редактирования. Эти операции дают возможность создавать, сохранять и редактировать программы в среде С.

Встроенный текстовый редактор среды С позволяет быстро выполнять такие операции редактирования, как перемещение курсора, вставка, выбор, копирование и удаление текста.

После набора текста программы сохраните (с помощью «F2») а для запуска программы выполните один из следующих вариантов:

1) Нажмите комбинации клавиш «All»+ «F9» (для компиляции) или «Ctrl» + «F9» (для выполнения программы).

2) В верхней строке меню выберите меню « Run» и выполните действие «Run», для этого нажмите «Enter». После этого на экранпоявится результат.

^ Компиляция, выполнение и отладка программ.

После создания и сохранения программы следующими этапами разработки являются компиляция, выполнение и отладка этой программы. Для этих целей в среде Си имеются встроенный компилятор и отладчик. Для управления компиляцией, выполнением и отладкой в среде Си используются команды меню «Run (запуск)» , «Compile (компиляция)», «Debug (отладка)».

^ 1. Меню «Compile» (Компиляция).

Команды меню «Compile» создают объектный файл из текущего сходного файла.

Действиями команд из меню ознакомьтесь самостоятельно, для этого используйте клавиши «↓», «↑». После выбора нужного подменю нажмите «Enter» и выполняется действия.

^ 2. Меню «Run» (Запуск).

Команды меню «Run» (Запуск) начинают или продолжают выполнение программы. Здесь можно осуществлять трассировку и пошаговое выполнение команд программы.

^ 3.Меню «» (Отладка).

Команды меню «Отладка» в сочетании с командами меню «Запуск» управляют отладкой в среде Си.


Лабораторная работа № 1

Тема: Программирование линейных алгоритмов.

^ Стандартные подпрограммы (функции Printf, Scanf).

Цель работы: научить студентов использовать стандартных функций для решений всяких задач. Овладение практическими навыками разработки и программирования вычислительного процесса.
^ Задания для самостоятельной подготовки 1. Изучить:
─ запись констант, переменных, стандартных функций;

─ правила записи арифметических выражений;

─ арифметический оператор присваивания;

─ организацию простейшего ввода-вывода данных.

2. Разработать алгоритм решения в соответствии с заданием.

3.Составить программу решения задачи.


         К наиболее интересным и важным функциям языка относится printf . Она предназначена для форматного вывода данных. Например, чтобы вывести некоторое сообщение на экран дисплея, достаточно использовать вызов функции:

                printf ("Интересное сообщение \n");

   Одним из механизмов взаимодействия являются параметры. Список параметров (аргументов) идет вслед за именем функции в круглых скобках. В данном случае аргументом служит строковая константа - любая последовательность символов, в кавычках. Комбинация " \n " означает переход на новую строку. Первый пример можно заменить вот на такую строчку:

               printf ("Интересное сообщение "); prin tf(" \n "); 

   - результат будет точно таким же, как и в первом случае!

   Первым аргументом служит строка форматов, а вторым, если они есть, - выводимые объекты. Строка форматов может включать обычные символы, которые начинаются со знака %, за ним следует символ преобразования. Каждая спецификация преобразования соответствует одному из аргументов, которые следуют за форматной строкой. Буква d в спецификации преобразования указывает, что значение аргумента должно быть напечатано как десятичное целое число. Из других символов отметим : c - для вывода отдельного символа; s - для печати символьной строки; x и o - для вывода шестнадцатеричных и восьмеричных чисел соответственно; f - для вывода чисел с плавающей точкой. В следующем примере

                 printf(" %c = %d \n",g,g);

  значение переменной g выводиться как символ алфавита, а после знака     равенства - как числовое значение, соответствующее внутреннему  (машинному) коду этого символа. Перед символом преобразования может стоять, явно указывающий количество позиций в выводимой строке, отведенных для элемента вывода.

                 printf(" %c = %5d \n",g,g);

Наша первая программа вводит два числа, вычисляет их сумму и печатает результат с поясняющим текстом "Cумма".

      

#include

{
   int a,b,c;
   a=5; b=7;
   c=a+b;
   printf("Cумма = %d \n",c)
}

      Строка int a,b,c; объявляет a,b,c переменными целого типа. Все используемые в программе переменные должны быть объявлены. Далее идут операторы присваивания к a значение 5, а к b - 7, с -   значение их суммы. Значения переменных типа int лежат в диапазоне [-32768; 32767]. Функция printf выводит на экран: ^ СУММА = 12.

     Рассмотрим теперь функцию scanf предназначенную для форматного ввода данных. Функция scanf в качестве фактических параметров использует адреса переменных, а не их значения. Для этого перед соответствующим параметром ставят знак & - символ взятия адреса. Например, &XL означает     "адрес переменной XL", а не значение, которое переменная имеет в данный момент.

  Строка форматов функции scanf  указывает, какие данные ожидаются на входе. Если функция встречает в форматной строке знак % , за которым следует символ преобразования, то она будет пропускать на входе символы до тех пор, пока не встретит какой-нибудь не пустой символ.

  Предыдущая программа страдает одним недостатком: программа вычисления суммы годится только для одного конкретного случая, когда a=5, b=7. Улучшим ее, заменив соответствующие операторы присваивания вызовом функции scanf:           

/* Ввод двух чисел, вычисление суммы и печать результата*/

#include

{
   int a,b,c;
   scanf(" %d %d",&a,&b);
   c=a+b;
   printf("Cумма = %d \n",c)
}

        Форматная строка предписывает функции scanf  ввести десятичное число, которое надо поместить в переменную a, затем через пробел ввести второе десятичное число, которое надо присвоить переменной b. Обратите внимание,  что программа начинается со строки комментарием : /* .. */ , транслятор пропускает любые символы между /* и */  и их можно использовать для пояснений.


Варианты задач.

Вычислить значение функции при заданных значениях параметров. Значения параметров задаются пользователем с клавиатуры.

1. 11.

2. 7 12.

3. 13.

4. 14.

5. 15.

6. 16.

7. 17.

8. 18.

9. 19.

10. 20.



metodologiya-effektivnogo-upravleniya-imushestvennim-kompleksom-ugledobivayushej-kompanii.html
metodologiya-formirovaniya-ekonomicheskogo-mehanizma-razvitiya-selskohozyajstvennogo-proizvodstva-na-osnove-kommercheskogo-rascheta-stranica-2.html
metodologiya-formirovaniya-infrastrukturnogo-obespecheniya-innovacionnogo-razvitiya-promishlennih-predpriyatij.html
metodologiya-i-instrumentarij-upravleniya-finansovimi-potokami-v-usloviyah-transformacii-korporativnogo-kontrolya.html
metodologiya-i-metodi-kolichestvennogo-issledovaniya-processov-cepnogo-okisleniya-destrukcii-i-ingibirovaniya-individualnih-uglevodorodov-karbocepnih-polimerov-i-nefteproduktov-02-00-04-fizicheskaya-himiya.html
metodologiya-i-metodi-prinyatiya-resheniya-chast-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/bileti-za-kurs-srednej-shkoli-2003g-chast-5.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-prezidiuma-rossijskogo-soveta-profsoyuza-i-apparata-profsoyuza-na-iv-stranica-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/podsekciya-ekologiya-programma-xii-mezhregionalnoj-konferencii-festivalya-yunost-bolshoj-volgi.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-ii-harakteristika-istochnikov-rigveda-avesta-arheologiya-literatura-vvedenie.html
  • learn.bystrickaya.ru/finni-zanyalis-ekologicheskim-planirovaniem-territorii-peterburgabaltinfro-ria-novosti-22.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-12-gde-mi-derzaem-klyanus-kompotom-detstva-moego.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/liki-pamyati-novejshie-tehnologii-sohraneniya-i-vosstanovleniya-rukopisnogo-i-pechatnogo-naslediya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soblyudenie-prav-osuzhdennih-nesovershennoletnih-v-processe-ih-socialnoj-adaptacii-i-reabilitacii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravochnaya-informaciya-ob-antropogennih-vibrosah-parnikovih-gazov-predislovie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soyuz-malih-press-obzor-rinka-nedvizhimosti-s-07-sentyabrya-po-13-sentyabrya-2011-goda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nflyacya-prichini-viniknennya-ta-metodi-regulyuvannya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-veb-dizajn-razrabotchik-kovtanyuk-a-e-identifikacionnij-nomer-umkd-28101.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskazi-scenki-nabroski-stranica-12.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-n-lebedeva-etnopedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-ekologicheskogo-soznaniya-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/letopisi-naselennih-punktov-belgorodskoj-oblasti-uspeshnij-bibliotechnij-kraevedcheskij-proekt.html
  • writing.bystrickaya.ru/kislorod-ego-svojstva-i-primenenie-chast-5.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/marketingovij-analiz-i-diagnostika-dohodov-i-prodazh-metodika-buhgalterskogo-ucheta-28-osnovnie-principi-vedeniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-discipline-informatika-maslyankin-v-i-rastyagaev-d-v.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/postanovlenie-68-ob-utverzhdenii-sanitarnih-pravil-i-norm-1-12-9-2006-gigienicheskie-trebovaniya-k-ustrojstvu-i-soderzhaniyu-poligonov-dlya-tverdih-kommunalnih-othodov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-sfere-ekonomiki-v-sbornike-predstavleni-tezisi-dokladov-i-vistuplenij-uchastnikov-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fihte-nastavlenie-k-blazhennoj-zhizni-ili-uchenie-o-religii-uchenie-o-religii-v-novoj-filosofii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ponyatie-cennoj-bumagi-po-grazhdanskomu-zakonodatelstvu-rossijskoj-federacii.html
  • credit.bystrickaya.ru/parashyutnij-sport-i-paraplanerizm.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrol-v-korrelyacionnih-issledovaniyah-kratkoe-izlozhenie-voprosi-statisticheskoe-prilozhenie-vichislenie-i-predstavlenie.html
  • control.bystrickaya.ru/boginya-na-kuhne-sofi-kinsella-stranica-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-2kompleks-fizicheskih-uprazhnenij-lavrova-e-v-logopediya-osnovi-fonopedii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-24-anne-obrien-rice-the-tale-of-body-thief.html
  • student.bystrickaya.ru/3454-elektrooborudovanie-dlya-elektrovozov-i-elektropoezdov-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-uchitsya-peregovornomu-iskusstvu-bez-otriva-ot-raboti-pravila-slushaniya-37-nyuansi-tehniki-voprosov-51-tovarnaya-argumentaciya-52.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-teoreticheskim-osnovam-informatiki-na-temu-avtomatizirovannie-sistemi.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-obshestva-v-otrasli-otraslevaya-prinadlezhnostkratkaya-harakteristika-sostoyaniya-i-perspektiv-razvitiya-otrasli.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-hudozhestvennaya-obrabotka-drevesini-razrabotal-avdeev-v-m-uchitel-tehnologii-bijsk.html
  • lecture.bystrickaya.ru/armi--specializirovannie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-12-fevralya-2010-god.html
  • bukva.bystrickaya.ru/storiko-kulturna-spadshina-krimu-chasv-antichnost-serednovchchya-ta-vikoristannya-u-turizm.html
  • teacher.bystrickaya.ru/godovoj-otchyot-akcionernogo-obshestva-sovet-direktorov-predstavlyaet-godovoj-otchyot.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.