.RU

Методическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» Тема История развития представлений на природу темперамента


Методическое пособие по курсу

«Дифференциальная психология»


Тема 1. История развития представлений на природу темперамента

Гуморальные теории


Гиппократ (V в. до н.э.) - основоположник учения о темпераменте. Основная идея Гиппократа в том, что состояние организма зависит главным образом от количест­венного соотношения «соков», или жидкостей, имеющихся в организме. Необходимыми для жизни «соками» Гиппократ считал кровь, желчь, черную желчь и слизь (флегма), и предполагал, что для здоровья необходимо их оптимальное соотношение.

Для обозначения «пропорции» в смешении жидкостей использо­вать слово temperamentum, (что означает «надлежащее соотноше­ние частей», от которого и произошел термин «темперамент») начали римские врачи, жившие несколько столетий позже. Римский анатом и врач Клавдий Гален, живший во II в. до н.э., впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента. Впоследствии представителями античной медици­ны число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо одной жидкости.

Немецкий философ И. Кант (конец XVIII в.), считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови.

П.Ф. Лесгафт, писал (в конце XIX — начале XX в.) о том, что в ос­нове проявлений темперамента в конечном счете лежат свойства системы кровообращения, в частности, толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т.д., с чем связаны быстрота и сила кровотока и как следствие - мера возбудимости организма и продолжитель­ность реакций в ответ на различные стимулы.


^ Энергетические теории темперамента


Типология темпераментов В. Вундта (1893). Его представление о темпераменте как предрасположенности к аффекту. В. Вундт выделил два биполярных свойства темперамента — силу и быстроту изменения (стабильность— нестабильность) эмоции (чувства), подчеркивая тем самым значение энергетической характеристики индивида. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью образуют холерический темперамент, небольшая сила эмоциональных реакций в сочетании с их нестабильностью образуют сангвини­ческий темперамент и т. д.

Таким образом, В. Вундт отошел от чисто описательного подхода к типам темперамента, выделив две характеристики, которые могут быть измерены. Отсюда описание типов темперамента может основываться не только на умозрительных заключениях, но и на объективных данных. Он же высказал и важную мысль о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны.


^ Соматические теории


На рубеже XIX и начала XX вв. под влиянием антропологов, обративших внимание на различия в строении тел и психиатров, подчеркивавших индивидуальные различия в предрасположенности психическим заболеваниям, на рубеже XIX и XX веков сформировалась концепция, согласно которой существует связь между телосложением и свойствами темперамента.

Эта концепция распространена прежде всего среди итальянских, французских немецких исследователей. Французский врач Клод Сиго (1904) создал типологию, в основе которой лежал представление о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды врожденных предрасположенностей. Каждой системе организма соответствует определенная внешняя среда, воздействующая на эту систему. Исходя из этого, Клод Сиго выделяет четыре основных типа телосложения: дыхательный, пищеварительный, мускульный и церебральный (мозговой). Преобладание какой-либо одной системы над остальными приводит к специфической реакции индивида на определенные изменения окружающей среды, благодаря чему каждому из типов телосложения соответствуют определенные особенности темперамента.

^ Э. Кречмер (20-е годы нашего века) предлагает выделять типы темперамента в соответствии с типами строения тела (некоторые особенности роста, полноты, пропорций частей тела). Кречмер выделяет три основных типа строения тела:

1. пикник, характеризующийся преобла­данием поперечных измерений.

2. астеник, характеризующийся преоб­ладанием вертикальных измерений

3.атлетик, характеризующийся крепким телосложением и хорошо развитым опорно-двигательным аппаратом.

^ У. Шелдон (40-е годы нашего века) предлагает рассматривать темперамент как функцию строения тела. Шелдон выделяет три типа телосложения:

1. Эндоморфный. Имеет большой живот, сильно развитые внутренние органы, слабые и короткие конечности.

2. Мезоморфный. Имеет могучее телосложение, грудь ко­лесом, развитые члены, широкие ладони и ступни.

3. Эктоморфный. Худой и высокий.

Шелдон предположил, что обнаруженные группы черт соответствуют «пер­вичным компонентам темперамента», которым позднее он дал наименование: висцеротония, соматотония, церебротония. В соответствии с типами телосложения были выделены и типы темперамента: висцеротоник (мезоморф), соматотоник (эндоморф), церебротоник (эктоморф).

^ Генетическая теория типов темпераментов К. Конрада

Критикуя Э. Кречмера и У. Шелдона, ученик первого К. Конрад (К. Conrad, 1963) представил свою генетическую теорию типов. По мнению К. Конрада, различия в строении тела и связь с темпераментом человека объясняется существованием особых генов, доминирование которых определяет то или иное телосложение и соответствующие ему свойства темперамента.

По К. Кондраду генетический образ мышления заставляет видеть во всех явлениях двухполюсное (биполярное) деление, поскольку всякое генетическое изменение объясняется по этой схеме. Исходя из этого, автор описывает строение человеческого тела, пользуясь двумя биполярными пере­менными, по которым изменяется телосложение в онтогенезе: своими пропорциями и полнотой и ростом. Первичные переменные - изменения пропорций тела (лептоморфия – пикноморфия). Автор вводит в свою типологию два существенных понятия. Он говорит о консер­вативном и пропульсивном развитии. Консервативное развитие характерно для пикноморфика, Пропульсивное развитие свойственно лептоморфику. Вторичные переменные — рост и полнота, крайними полюсами которых являются гипоплазия (кречмеровский астеник) и гиперплазия (кречмеровский атлетик).


^ Нервные теории темперамента. Концепция И.П. Павлова

Параллельно с представлениями о гуморальных, а затем и соматических источниках различий по темпераменту развивались (начиная с середины XVIII в.) идеи, получавшие все более полное и доказательное обоснование, о значении для динамических особенностей психики возбудимости и чувствительности нервов. И. П. Пав­ловым было разработано (в 20-30-е годы нашего века) учение о типах нервной системы. И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов.

Некоторые из сочетаний свойств типа, которые встречаются чаще других или же выступают наиболее ярко, и могут, согласно И.П. Павлову, служить объяснением той классификации темпера­ментов, которая известна с глубокой древности. А именно: сангвиническому темпераменту соответствует сильный уравновешен­ный быстрый тип нервной системы, флегматическому темперамен­ту — сильный уравновешенный медленный тип, холерическому темпераменту - сильный неуравновешенный тип, меланхолическому темпераменту - слабый тип нервной системы.


^ Тема 2. Современные теории темперамента


Взгляд на проблему темперамента в психофизиологической школе Теплова Б.М.


В лаборатории Б.М. Теплова сложилась определенная методология изучения свойств нервной системы, четкое изложение которой дано Небылицыном В.Д.. Одно из фундаментальных требований этой методологии изучать не типы высшей нервной деятельности, а свойства нервной системы. В лаборатории Теплова Б.М. стали постулироваться новые свойства нервной системы: лабильность, динамичность, концентрированность. Теплов утверждал, что невозможна никакая классификация типов, прежде чем не будут выявлены все существующие свойства нервной системы. В.Д. Небылицын, а позднее и его ученик Русалов В.М. выделяют в темпераменте две подструктуры: активность и эмоциональность. Согласно представлениям Русалова, в основе темперамента лежат свойства не отдельной какой-либо биологической системы, а общая конституция человеческого организма. В общую конституция автор предлагает включать и генетические, и биохимические, и соматические, и физиологические, и нейрофизиологческие характеристики человека. При этом Русалов называет темперамент психологическим образованием и включает его в структуру личностных свойств. Согласно Русалову темперамент не существует до и вне деятельности и формируется в процессе деятельности, в результате генерализации ее динамических характеристик за счет индивидуально-устойчивых биологических компонент. Таким образом, темперамент по В.М. Русалову, означает то же самое, что для других – характер (как фенотип). Отсюда и понимание темперамента по Русалову: «Темперамент следует рассматривать как совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных характеристик, выступающих как проявление психической деятельности под влиянием устойчивых индивидуальных детерминант». Русалов, помимо активности и эмоциональности, выделяет еще 4 компонента: эргичность, скорость, пластичность и эмоциональность. Автор дает подробное описание степени проявления компонентов темперамента в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах деятельности.


^ Психологические теории темперамента

Все попытки резкого разделения индивидов на группы по свойствам искусственны и произвольны, считает Я. Стреляу (1982). Позитивной реакцией на эту критику, возникшей уже в начале XX века, стали исследования темперамента, сводящиеся к «чистому» психологическому описанию (или характеристике) свойств темперамента, абстрагирующемуся от строения и функ­ции организма. Одной из первых явилась теория темперамента, принадлежащая гол­ландским психологам Г. Хеймансу и Е. Вирсме.

Согласно авторам существует три основные, биполярные характеристики темперамента: 1. Эмоциональность - отсутствие эмоциональности. Это свойство определяется измерением частоты и силы эмоциональных реакций по отношению к ситуациям, вызвавшим эти реакции. 2. Активность — пассивность. Активность – это потребность в действии, в осу­ществлении плана или замысла. 3. .Первичная функция — вторичная функция. Люди с развитой первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы окружающей среды, причем эффект этих реакций быстро угасает. Напротив, у индивидов, характеризующихся вторичной функцией, первоначальная реакция на раздражитель является слабой, затем она постепенно усиливается и сохраняется более длительное время

Из различных комбинаций из «Эмоциональнос­ти», «Активности» и «Первичности и Вторичности» было получено восемь основных типов темпераментов:1.Высокие эмоциональность и активность, первичность формируют «бурный» тип (холерик); 2. Высокие эмоциональность и активность, вторичность – «страстный»; 3. Низкие эмоциональность и активность, первичность – «аморфный»; 4. Низкие эмоциональность и активность, вторичность – «апатичный»; 5. Высокая эмоциональность, низкая активность, первичность – «нервный»; 6. Высокая эмоциональность, низкая активность, вторичность – «сентиментальный»; 7. Низкая эмоциональность, высокая активность, первичность – «сангвиник»; 8. Низкая эмоциональность, высокая активность, вторичность – «флегматик».
^ Типология К. Юнга

Карл Юнг тоже делил людей на типы, исходя из психологических различий, которые, он считал врожденными. К. Юнг выделил два общих типа — экстравертированный и интровертированный.

Для экстравертов характерна направленность на объект, поэтому мнения других лю­дей, общепринятые нормы, объективные обстоятельства определяют их поступки в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окру­жающей действительности.

У интроверта субъективное всегда превалирует над объек­тивным, и ценность субъекта всегда выше, чем ценность объекта. Испытывая какую-нибудь эмоцию, интроверт обращает внимание не на события или людей, которые вызвали эту эмоцию, а на собственные переживания. Собственное мнение для него важнее, чем окружающая реальность или мнение других людей.

Кроме сознательной установки оба типа имеют и бессознательную установку, которая по отношению к первой выполняет компенсаторную функцию и находится с ней в реципрокных (противоположных) отношениях: чем больше преувеличивается сознательная установка, тем примитивнее и инфантильнее становится бессознатель­ная.

В зависимости от развитости четырех основных психических функций

К. Юнг выделяет четыре типа экстравертов и четыре типа интровертов:

Экстравертированный

мыслительный,

Интровертированный

мыслительный,

Экстравертированный

эмоциональный,
Интровертированны
эмоциональный,

Экстравертированный

сенсорный,

Интровертированны

сенсорный,

Экстравертированный

интуитивный

Интровертированны

интуитивный



^ Представления о темпераменте Г. Айзенка


Английский психолог Ганс Айзенк построил свою модель типов темперамента. Тип темперамента, согласно автору, представляет собой один из четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал: «экстраверсия—интроверсия» и «эмоциональная стабильность—нейротизм». Первая шкала характеризует индивида со стороны «открытости» внешнему миру. Вторая шкала – со стороны его эмоциональной устойчивости

Сочетание эмоциональной устойчивости с экстраверсией Г. Айзенк отождествляет с типом сангвиника; эмоциональной лабильности и экстраверсии — с типом холерика; эмоциональной устойчивости с интроверсией — с типом флегматика, эмоциональной лабильности с интроверсией — с типом меланхолика.

^ Изучение темперамента с использованием факторного анализа
Одной из первых попыток определения структуры темперамента с помощью факторного анализа были исследования английского психолога С. Берта Он выделял 3 фактора:1. общая эмоциональность (эмоциональная неустойчивость); 2.стенические (экспрессивные) эмоции — астенические (заторможенные) эмоции;3 положительные эмоции — отрицательные эмоции.

Дж. Гилфорд предложил 13-факторную теорию, определяющую структуру темперамента. Эти факторы не связаны с интеллектуальными способностями и, как правило, не подвергаются значительным изменениям под влиянием социального опыта. Это дало основание Дж. Гилфорду отнести выделенные им факторы к темпераменту, а не к личности.

К. Лоуэлл выделила на основании модели Гилфорда 4 суперфактора: фактор I: вспыльчивость—сдержанность; фактор II: реализм; фактор III: эмоциональность; фактор IV: социальная адаптируемость. Эти факторы независимы друг от друга, о чем свидетельствует отсутствие корреляции между ними. Таким образом, индивид, обладающий определенной характеристикой по одному из указанных факторов, может занимать любую позицию в отношении остальных.

Л. Тэрстоун выделил семь факторов второго порядка и назвал их основными: Активность, Энергичность, Импульсивность, Доминантность, Стабильность, Социабельность, Рефлексивность.

Изображая графически типичное для данного индивида значение каждого фактора, получают так называемый профиль темперамента, в ко­тором отражаются полученные оценки по всем измерениям, а также отношения между ними. Каждый индивид имеет свой характерный профиль.

А. Басе и Р. Пломин считают, что в темпераменте должны, прежде всего, отражаться стилевые особенности поведения, его экспрессивные, а не содержательные аспекты. Однако чтобы конкретная черта могла считаться темпераментной, по мнению этих авторов, необходимо наличие еще четырех условий: 1) наследственная обусловленность; 2) стабильность ее проявления в течение всей жизни; 3) иметь адаптивное значение, т. е. способствовать биологическому приспособлению; 4) обнаруживаться у животных.

А. Басе и Р. Пломин выделяют три характеристики (свойства) темперамента: эмо­циональность, активность и социабельность.

А. Томас и С. Чесс под темпера­ментом тоже имеют в виду стиль поведения. У детей первых лет жизни они выделили девять независимых друг от друга характе­ристик поведения:

1) уровень активности (моторные характеристики, подвижность во время кормле­ния, купания, соотношение активного и пассивного поведения в течение дня);

2) ритмичность (степень предсказуемости времени появления поведенческих реак­ций, например появление чувства голода, и продолжительность состояния во вре­мени, например длительность сна);

3) приближение или удаление (особенности эмоциональных и двигательных реак­ций на новые стимулы);

4) адаптивность (реакция на новую или изменяющуюся ситуацию);

5) интенсивность реакции независимо от ее качества и направленности;

6) порог реактивности (уровень стимуляции, необходимый для появления реакции независимо от ее качества и сенсорной модальности;

7) настроение (соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенно­сти);

8) отвлекаемость (эффективность действия новых стимулов для изменения поведе­ния);

9) длительность внимания и настойчивость (способность продолжать деятельность, несмотря на трудности в ее осуществлении).


^ Тема 3. Понятие о характере. Развитие и формирование характера

Характер изучался еще в античности (Платон, Теосфат). В первой половине 19 века – научный подход к изучению. В истории дифференциальной психологии существует множество работ, посвященных изучению характера (Галль, Лазурский, Левитов, Асмолов, Климов, Рубинштейн, Фромм, Фрейд, Хорни, Братусь, Юнг, Павлов).

Характер – это совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.

Характер заключается в индивидуализации свойств личности. И эти свойства используются для того, чтобы социализироваться (адаптироваться) в этом мире. Характер – результат индивидуализации и социализации свойств индивида.

Формирование характера зависит от социальных условий, принятия типической нормы. Когда речь идет о характере, тогда мы характеризуем отношения этого человек с окружающими, а о личности, когда что-то его связывает с общим отношением к общественному. Характер указывает как действует человек, то он выбирает в социализации. Личность указывает, ради чего человек действует, какую цель он выбирает. Проявление характера – это руководство своими желаниями, а проявление личности – это то, как следует, т.е. более нормированное. Личность в своем развитии «снимает» характер, т.е. руководствуется не только хотением, но и моральными, этическими ценностями.

Основа характера – это генетические свойства темперамента. Наличие некоторых генетических предпосылок характера не равно утверждению о его генетической предопределенности (близнецы в разных семьях). Средовой и генетический факторы равнозначны в формировании характера. Характер формируется в течение всей жизни. Изменения в характере появляются в критических, стрессовых, трудных, болезненных состояниях.

Следует отличать характер от психических состояний (настроений). Он отличается большей степенью устойчивости и постоянства. Хотя психическое состояние, если оно устойчивое и постоянное, может превратиться в свойство характера.

Условия формирования свойств характера – это формирование устойчивого отношения, зависящего от социально-типического отношения, а не от ситуационного.

Функции характера:

1. Характер определяет способ действия, с помощью которого и проявляется отношение личности к цели.

2. Для выражения качественного отношения личности к происходящему, т.е. экспрессия (вежливость, резкость, небрежность). Стилистика речи (устной, письменной).

Через функции характера можно говорить о волевых, эмоциональных, интеллектуальных свойствах характера.

Проявления характера проявляются без обдумывания, вопреки сознанию – это импульсивность (повышенная осторожность, притязательность). Импульсивное проявление характера возможно из-за отсутствия борьбы мотивов и из-за недостатка времени для обдумывания. Импульсивность – форма автоматизма характера (привычки).

^ Тема 4. Типология характера


Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Э.Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможно­сти удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет лю­дям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современ­ных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных по­требностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоро­вые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирую­щий, накапливающий и рыночный характер. Категорию продуктивных представ­ляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отме­чал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на пси­хическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума

А. Е. Личко предлагает свою, развернуто описанную и доста­точно полную типологию особо выраженных, или акцентуирован­ных, характеров подростков. Свое внимание к этому возрасту ав­тор объясняет следующим образом: «в подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психо­генных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротив­ления», могут наступать временные нарушения адаптации, откло­нения в поведении».

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предлагает А. Е. Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвиж­ностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходя­щие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспо­койные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплиниро­ванность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, при­поднятое. Со взрослыми, родителями и педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообраз­ных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоце­нивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стре­мятся показать себя, прихвастнуть, Произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздра­жительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже не­значительные неприятности, на замечания реагируют крайне раз­дражительно. Настроение у них периодически меняется от при­поднятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо, Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное распо­ложение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач»3. От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому на­строению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь. Они хоро­шо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повы­шенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздра­жительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувстви­тельность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных и озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послуслушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают боль­шую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Эти подростки характеризуются ран­ним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них сочетается с нере­шительностью, а безапелляционность суждений со скоропали­тельностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, пред­почитают быть одни, находиться в компании взрослых. «Духов­ное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами». Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем про­явлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпидептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. «Такие дети любят мучить животных, ...избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина». Их типичные черты — жесто­кость, себялюбие и властность. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких груп­пах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного ре­жима они чувствуют себя нередко на высоте, «умеют угодить на­чальству, добиться определенных преимуществ, завладеть... по­стами, дающими в их руки... власть, установить диктат над дру­гими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хва­лит их товарища, когда другим уделяют большее внимание, чем им самим. «Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится для них насущной потребностью». Для та­ких подростков характерны претензии на исключительное положе­ние среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10 Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и к праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым автори­тетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо «быть, как все». Это тип «приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко не одно».

^ Тема 5. Понятие о способностях


Способности – определяются как индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения.

Способности (по Теплову) – не сводится к знаниям, умениям и навыкам. Но последние объясняют, обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление, использование на практике. Эти индивидуально-психологические особенности, которые различают людей, связаны только с успешным выполнением деятельности; но не сводится к ЗУН; способности находятся в постоянном процессе развития, одни могут компенсироваться сильным развитием других.

^ Классификация способностей. Естественные – обусловлены биологически. Это общие для человека и животных способности (восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии). Они непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения (условно-рефлекторные связи, оперантное обусловливание, импритинг). Специфические способности – это способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Обеспечивают жизнь человека и развитие в социальной среде. К ним относятся:

1. Общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой. Общие определяют успехи человека в разных видах деятельности (умственные, развитая память, совершенная речь). Специальные определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода (музыкальные, математические, спортивные). Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя друг друга.

2. Теоретические и практические. Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям. Практические – к конкретным практическим действиям. Вместе эти способности встречаются у одаренных людей.

3. Учебные и творческие. Учебные определяют успешность обучения и воспитания, усвоения ЗУН. Творческие – создание предметов материальной и духовной культуры, индивидуальное творчество.

4. Предметные и межличностные в наибольшей степени социально обусловлены, дополняют друг друга. Предметные – познавательного плана, способности к различным видам теоретической и практической деятельности. Межличностные – речь как средство общения, ее коммуникативная функция; особенности межличностного восприятия и оценивания; способности к социально-психологической адаптации, способности к социально-психологической адаптации, способность входить в контакт с разными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью. Эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.


ЛИТЕРАТУРА

1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие (с.172-178.)

2. Психология индивидуальных различий. Тексты. МГУ, 1982.

3.Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

4. Русалов В. М. О природе темперамента и его месте в структуре ин­дивидуальных свойств человека //Вопросы психологии.1985. №11.С. 19—33.

5. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.— М., 1982.

6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.

7. Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследова­ния.— Пермь, 1988.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. II.— М., 1989. (Темперамент и характер: 211—235.)

9. Русалов В. М. Биологические свойства индивидуально-психологи­ческих различий. М., 1979.

10. Левитов Н. Д. Психология характера. М., 1969.

11. Мясищев В. Н. Личность и неврозы.— Л., 1960.

12. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личнос­ти. М., 1986.

13. Левитов Н. Д. Психология характера.-- М., 1969.

14. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосоз­нание. Учебное пособие к спецкурсу. Пермь, 1990.

15. Страхоз К. В. Психология характера. Саратов, 1970.

16. Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды.— Ново­сибирск, 1989.

17. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.— М., 1988.

18. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.— «П., 1983.

19. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. М., 1988

20. Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды. Но­восибирск, 1989.

21. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения:

Книга для учителя и родителей. М., 1987.

22. Норакидзе В. Г. Методы исследования характера.Тбилиси, 1989.

23. Готсдинер А. Л. К проблеме многосторонних способностей //Вопросы

психологии.1991. № 4. С. 82—88.

24. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб. 2004.






nikolskij-konstantin-timofeevich-cerkovnogo-iskusstva.html
nikomu-neizvestnij-literator-nikolaj-fedorovich-rimskij-sidit.html
nikonov-a-p-n63-opium-dlya-naroda-religiya-kak-globalnij-biznes-proekt-aleksandr-nikonov-stranica-7.html
nikosa-zervasa-deti-protiv-volshebnikov.html
nikto-ne-mozhet-nauchno-dokazat-chto-hrizotil-asbest-opasen-dlya-zdorovya-no-zarubezhnie-konkurenti-trebuyut-povsemestno-zapretit-ego-primenenie-vostorzhestvuet-li-spravedlivost.html
nikto-ne-znaet-kak-postupit-tolpa-tem-bolee-ona-sama.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-realizacii-strategii-razvitiya-nauki-i-innovacij-v-rossijskoj-federacii-na-period-2006-2008-godi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primechanie-omgtu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-studentki-vtorogo-kursa.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizaciya-gazodimozashitnoj-sluzhbi-v-garnizonah-pozharnoj-ohrani-chast-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vpishi-sam-stranica-11.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-4-kratkoe-soderzhanie-ob.html
  • klass.bystrickaya.ru/52-fokus-gruppovaya-metodika-uchebnoe-posobie-osnovi-sovremennoj-sociologii-god-izdaniya-2001-izdatel-izdatelstvo.html
  • letter.bystrickaya.ru/muezov-atindai-otstk-azastan.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarij-igri-aukcion.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pervaya-pomosh-pri-travmah.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svetlana-de-rogan-levashova-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasskazi-povesti-romani-stranica-7.html
  • crib.bystrickaya.ru/hali-danaliina-bauludai-maal-mtelderd-trbielk-mn-mazmni.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-nadezhnost-informacionnih-sistem-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rechevoj-etiket-i-kultura-obsheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ritorika-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-pravovoe-regulirovanie-dogovora-finansovoj-arendi-lizinga-v-rossijskoj-federacii.html
  • university.bystrickaya.ru/evropejskie-programmi-sedmaya-ramochnaya-programma-nauchno-tehnologicheskogo-sotrudnichestva-es-7rp-novosti-rossijskih.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-8-upravlenie-kachestvom-proekta-uchebnoe-posobie-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-rekomendovano-ministerstvom.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-konceptualnaya-strategiya-razvitiya-mou-sosh-38-na-period-do-2011-goda.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zatrapeznovi-iz-istorii-kupecheskih-rodov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-interaktivnij-marketing-31-sushnost-interaktivnogo-marketinga-v-v-nozdrin-informacionnie-sistemi-v-marketinge.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/priklyuchenieto-da-otkriesh-sebe-se-stanislav-grof-vvedenie-stranica-6.html
  • abstract.bystrickaya.ru/321-differencialnaya-diagnostika-neonatalnih-zheltuh-detskie-bolezni.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-dlya-postupayushih-na-2-j-i-posleduyushie-kursi-na-specialnost.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasskazovo-tambovskoj-oblasti-leksiko-grammaticheskij-kvn-v-6-a-i6-b.html
  • university.bystrickaya.ru/form-of-payment-fp-amadeus-central-ticketing.html
  • klass.bystrickaya.ru/44-etika-bolshevizma-dobrosovestnij-trud-na-blago-trudyashihsya-vnutrennij-prediktor-sssr-ford-i-stalin-o-tom.html
  • spur.bystrickaya.ru/kriterii-videleniya-chastej-rechi-chast-2.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vserossijskij-elektroprofsoyuz.html
  • desk.bystrickaya.ru/permskie-rieltori-gotovyatsya-k-krizisu-1-rieltori-6-svyaz-kolichestva-i-kachestva-za-chto-platit-rieltoram-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-programmnij-material-projden-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mihailu-mishustinu-sdayut-ne-te-karti-pervij-kanal-novosti-15-02-2005-kokorekina-olga-15-00-10.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6m072900-rilis-mamandii-bojinsha-magistraturaa-tsuge-arnalan-emtihan-badarlamasi-zhne-tapsirmasi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/komplekt-kontrolno-ocenochnih-sredstv-professionalnogo-modulya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-russkomu-yaziku.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.