.RU

Мнение как познавательная форма: логико-эпистемологический анализ - И. Т. Касавин (главный редактор), А. Ю. Антоновский...


^ Мнение как познавательная форма: логико-эпистемологический анализ


А. В. Нехаев


Актуальность и новизна исследования

Эпистемологическая проблема – каким образом мы обретаем знания о действительности и является ли добытое знание «истинным» и достоверным, – безусловно, всегда являлась и будет являться одной из самых фундаментальных на протяжении всей истории философии, и, несмотря на то, что методологические подходы стали более сложными и разветвленными, сама постановка вопроса, не считая нескольких редких исключений, не изменялась. При этом следует отметить, что задача философии заключается «не в том, чтобы размышлять или говорить о мире, а скорее в том, чтобы анализировать способы размышлений и высказываний о нем»2, и, по сути, философский анализ наших способов размышлений и высказываний о мире становится, в конце концов, общим описанием того, каким мы обязаны представлять мир при существующих способах мышления и языка3. Являясь продолжением кантовской эпистемологической традиции, стремившейся связать трансцендентальный анализ с лингвистическим4, современная философия – и в особенности аналитические течения5 – поставила вопрос о том, как язык прицепляется к миру и каким критериям употребления он должен отвечать, чтобы быть истинным сообщением о том, о чем он сообщает. Однако, несмотря на то, что философские исследования языка, безусловно, внесли большой вклад в историю философии, тем не менее, им присуще весьма узкое понимание того, какие способы языкового употребления должны становиться предметом философского анализа. Философия языка XX столетия является философией высказывания или суждения…
^ Натурфилософия поздней алхимии: трактат XVI-XVII вв. как отражение распада


Ю. Ф. Родиченков


Алхимический трактат периода заката алхимии (в настоящей работе рассматриваются алхимические произведения XVI-XVII веков) как философский источник представляет собой уникальный памятник мысли ушедшей эпохи. Его неповторимость обуславливается своеобразием поздней алхимии, неповторимостью культурно-исторического контекста. Во время развитого средневековья алхимия, существовавшая как феномен периферийной культуры, привлекала внимание многих мыслителей и мастеров практической деятельности. Известно большое количество трактатов средневековых авторов, которые относятся к так называемому периоду «алхимии христианских докторов» (XIII-XIV вв.), ставших классическими алхимическими трактатами средневековья. Их характерные черты и особенности можно перечислить и проанализировать. На основе интерпретации с применением сравнительного анализа трактатов Михаила Сендзивоя, А. Т. де Лиможона, Василия Валентина, Дж. Френча, Н. Лемери, Ф. М. Ван Гельмонта, А. Кирхера и других их современников и последователей можно сделать вполне определенные выводы о специфичности алхимической натурфилософии XVI-XVII вв. ..

^ Гносеологический ряд как форма взаимосвязи истины и заблуждения в индивидуальном познании

Ф. Н. Поносов


Успех практической деятельности человека во многом определяется тем, насколько верно он познал законы развития природы и общества, насколько соответствуют его представления о мире самому миру. Познание – это бесконечный процесс приближения мышления к познаваемому предмету, движение мысли от незнания к знанию, от знания неполного, несовершенного к знанию более полному, более совершенному.

Различные философские школы и направления, отмечая факты появления ошибок и заблуждений в человеческом познании, выявляют причины их возникновения. Сторонники рационализма (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.) эти результаты познавательной деятельности считали случайными явлениями, которые необходимо преодолеть, ибо истина достижима. Объективная истина недостижима, утверждают агностики (Пиррон, Д. Юм, И. Кант и др.), и человек всегда довольствуется заблуждениями. Решая вопрос: «Достижима ли истина?», мыслители оказываются либо в числе сторонников достижения истины, либо в числе агностиков, либо разделяют промежуточную позицию скептиков…



Архив
^ Гносеология мудрости

В. П. Визгин


Творческий философско-драматургический путь Габриэля Марселя (1889-1973)1 вел его к тому, чтобы в поздние годы внутреннее всегда ему присущую тему мудрости поставить в центр эксплицитного обдумывания.

Характерно, что важная для него работа о Рильке (1944) рассматривает австрийского поэта-мыслителя как «свидетеля духовного» (témoin du spirituel). С годами это сосредоточение на забытом в современной культуре понятии мудрости2 набирает силу. В 1954 г. Марсель публикует книгу «Упадок мудрости», в которой подчеркивает основоположную истину: европейской культуры нет без опоры на ее «духовное наследие» (héritage spirituel). Последняя же философская книга французского мыслителя, если не считать надиктованных им в самом конце жизни мемуаров, опять же сконцентрирована на понятии мудрости («К трагической мудрости и за ее пределы», 1968).

Когда Марсель учился на философском факультете Сорбонны, в философском сообществе Франции почти безраздельно господствовал окрашенный в неокантианские тона интеллектуализм и позитивизм. Основной задачей философии считалось познание познания, причем познания, прежде всего, научного. Замечательным, высокой пробы примером подобного устремления мысли стала философия Леона Брюнсвика, главного идейного оппонента Марселя, им, кстати, высоко ценимого за его качества человека и мыслителя, самоотверженно преданного делу философии…


^ Свидетельство как локализация экзистенциального3
Г. Марсель

Никто не будет удивлен, если я скажу, что не проходит и дня, чтобы меня не спрашивали о том, что же такое экзистенциализм. Чаще всего об этом спрашивают светские дамы, но таким вопрошающим может быть и консьержка или служащий метрополитена. Я также никого не удивлю, сказав, что мои ответы на этот вопрос обычно являются уклончивыми. Мне хотелось бы ограничиться констатацией, что «это слишком трудно», что «слишком долго нужно объяснять». Но я сам буду первым, кто признает, что подобные ответы являются разочаровывающими и ими нельзя злоупотреблять. В моем выступлении я намерен не столько дать дефиницию того, что называют «экзистенциализмом», сколько облегчить понимание того, что, на мой взгляд, является существенным в контексте подобного вопрошания. Для этого я введу и попытаюсь затем прояснить то, что, как я считаю, выступает ключевым понятием, по крайней мере, в той перспективе, которая отвечает моим устремлениям в философии. И будет излишним при этом добавлять, что моя позиция совершенно отлична от позиции Сартра, публично признавшего, что существует христианский экзистенциализм, никоим образом не являющийся тем экзистенциализмом, который он разделяет. Впрочем, я не считаю, что было бы достаточно или даже просто корректно подчеркнуть христианский характер экзистенциализма. Ведь я совершенно уверен, что те, кто не могут рассматривать свое сознание как христианское, могут его разделять…





na-osnovanii-prikaza-288-0-ot-9-oktyabrya-2009-goda.html
na-osnovanii-resheniya-pedagogicheskogo-soveta-2-ot-30-10-2009-goda-i-prikaza-direktora-389-p-od-ot-03-11-2009-goda-v-uchilishe-provedeno-samoobsledovanie-vhode-stranica-10.html
na-osnovanii-resheniya-pedagogicheskogo-soveta-2-ot-30-10-2009-goda-i-prikaza-direktora-389-p-od-ot-03-11-2009-goda-v-uchilishe-provedeno-samoobsledovanie-vhode.html
na-osnovanii-st-68-federalnogo-zakona-ot-10-01-2003-g-19-fz-o-viborah-prezidenta-rossijskoj-federacii-izbiratel-kotorij-ne-budet-imet-vozmozhnost-pro.html
na-osnovanii-visheizlozhennogo-konferenciya-postanovlyaet-schitat-kollektivnij-dogovor-na-2002-2004-godi-po-osnovnim-punktam-vipolnennim.html
na-osnove-analiza-mirovoj-situacii-i-proishodyashih-geopoliticheskih-processov-avtor-rassmatrivaet-puti-ukrepleniya-rossijskogo-gosudarstva-i-predlagaet-napravlen-stranica-5.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-kompleksnoj-celevoj-programme-razvitiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-tipi-perevodov-metodicheskie-rekomendacii-studentu-po-izucheniyu-disciplini-teoriya-i-praktika-perevoda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-rekordov-ginnesa-98-stranica-13.html
  • college.bystrickaya.ru/22-maya-2012-g-n-473-o-vozlozhenii-otvetstvennosti-za-svoevremennij-vvod-v-ekspluataciyu-v-2012-godu-obektov-gosudarstvennoj-investicionnoj-programmi-na-2012-god.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-2007-orenburg-soderzhanie-tema-soderzhanie-i-znachenie-finansovoj-strategii-firmi-4-stranica-5.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/amortizacionnaya-politika-predpriyatiya-i-ee-razvitie-chast-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prikazivayu-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-rukovoditelya-v-sootvetstvii-s-utverzhdennoj-formoj.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sochinenie-na-temu-ya-blagodarna-uchitelyu.html
  • writing.bystrickaya.ru/bibliotekar-yuridicheskij-konsultant-2-2010-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj-informacii-v-2010-godu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-disciplini-menedzhment-ochno-zaochnaya-forma-obucheniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/leonida-filatova-pro-fedota-strelca-udalogo-molodca.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iii-inkrustaciya-iz-solomki-obrazovatelnaya-programma-hudozhestvennaya-obrabotka-drevesini-vozrastnoj-diapazon.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/smi-regionalnaya-pressa-monitoring-federalnoj-sluzhbi-po-tarifam-obzor-pressi-25-03-2011.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-zadanie-na-raschetnuyu-rabotu-po-discipline-teoriya-elektricheskoj-svyazi-dlya-studentov-dnevnoj.html
  • education.bystrickaya.ru/15-soderzhanie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobennosti-krizisov-bankovskoj-sistemi-rossii-1998-i-2008-godov-prichini-i-posledstviya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihoterapii-per-s-angl-spb-izdatelskij-dom-yuventa-m-ksp-2000-512-s-isvn-5-87399-097-2-stranica-25.html
  • student.bystrickaya.ru/19-iyulya-elo-yarosla-hilim-rebyonkom-pro-menya-v-polnoj-mere-mozhno-skazat-chto-ya-zhertva-medicini-neumerennie-priyomi.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-posvyashena-stilisticheskomu-priyomu-allyuzii-kotorij-rassmatrivaetsya-v-svete-teorii-intertekstualnosti-avtor-rassmatrivaet-razlichnie-podhodi-k-ponimaniyu-etogo-ponyatiya-privodit-klassifikacii-allyuzij.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-viii-xxi-nepismennoe-slovo-sohranyaetsya-na-segodnyashnij-moment-tolko-u-teh-narodov-kotorie-ne-hoteli.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-iii-kompleks-ov-dlya-nuzhd-fgup-rchc-dfo-g-habarovsk-2012-chast-i-aukcion.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-4-usloviya-i-faktori-opredelyayushie-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-uchebnoe-posobie-dlya-magistrov-ekonomiki-sankt-peterburg.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-programma-disciplini-istoriya-zapadnoj-kulturi-dlya-napravleniya-031400-62-kulturologiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obzor-armij-na-pole-bitvi-kurukshetra-stranica-31.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-1-perechen-osnovnih-opasnostej-federalnoe-agentstvo-po-tehnicheskomu-regulirovaniyu-i-metrologii.html
  • writing.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-sistem-zemledeliya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spasateli-na-bort-smit-sahalina-podnyali-tela-odinnadcati-pogibshih-gazeta-rg-dalnij-vostok-internet-versiya-20122011.html
  • composition.bystrickaya.ru/pod-osobim-kontrolem-nahodyatsya-uchrezhdeniya-gde-viyavleni-grubie-narusheniya-poryadka-proizvodstva-evn.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obespechenie-obrazovatelnogo-processa-bibliotechno-informacionnimi-resursami-i-sredstvami-neobhodimimi-dlya-realizacii-obrazovatelnih-programm-pp-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b3-finansovij-uchet-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-080100-ekonomika-profil-finansi-i-kredit.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/risunok-554-doklad-o-polozhenii-detej-v-ivanovskoj-oblasti-ivanovo-2009.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-19-nenalogovie-dohodi-gosudarstvennogo-byudzheta-respubliki-saha-yakutiya-sokuon-a.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-v-tehnicheskaya-chast-konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rimskoe-pravo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.