.RU

Море житейское: Ответы на вопросы читателей - страница 11


Есть ли разница в том, где находится святой уголок с иконами - север, юг, запад, восток? В детстве слы­шала, что он должен располагаться напротив входной Двери, в углу слева, так ли это?

Если позволяет план квартиры, то желательно, чтобы святой уголок был расположен в восточной стороне, чтобы примолитве человек обращался лицом к востоку. А если нет такой возможности, то святой уголок можно расположить в любом подобающем святыне месте.

Прошу разъяснить заповедь: Помни день субботний (Исх.20,8) - в смысле практического исполнення в связи с несколько меньшей конкретностью в сравне­нии с другими заповедями. Принимая во внимание за­мену ветхозаветной субботы на новозаветное воскресенье и другие праздники,- можно работать в воскресенье или нельзя, какую работу можно, а какую нельзя вы­полнять? Существуют ли другие специальные правила поведения - именно в воскресенье или в субботу (и дру­гие праздничные дни тоже), какие праздники сравни­мы с воскресным днем в этом смысле?

В воскресные и праздничные дни можно совершать рабо­ты по долгу службы (или же самые необходимые, которые не­возможно отложить). Воскресный день - это образ Воскресе­ния и вечной жизни, когда человек должен отрешиться от обыденных дел.

Существует треба сорокоуст, которая подается об умершем человеке. Тогда как понимать, когда она подается о здравии? Не есть ли это вновь придуманная треба? Тогда встает вопрос, для чего.

Подавать на сорокоуст на живых является благочестивым обычаем, так как число 40 в церковной символике означает че­ловеческую жизнь.

Я хожу в храм в центре города, но нормально исповедоваться там очень трудно, с дисциплиной в храме не очень. Можно ли исповедоваться и причащаться в другом храме, а ходить на богослужения в этот самый?

Вы можете ходить в любой православный храм по Вашему усмотрению и желанию, а также исповедоваться у того священнослужителя, к которому имеете духовное доверие.

Один священник отказывается от получения пенси­онного страхового свидетельства, мотивируя это тем, что не должен заботиться о последних днях, ибо все в руках Божиих. Правильно ли это?

Священник должен быть примером для своей паствы, не только в проповедях, но и в своих поступках. Поэтому, мне ка­жется, он подает не вполне продуманный пример, который мо­жет повлечь за собой отказ от пособий и так далее. Обычно та­кие действия свойственны тем, кто не имеет духовного руководства и верит своим помыслам.

Говорят, что после праздника Крещения Господня . нельзя принимать ванну в течение двух недель. Ка­кой минимальный объем пользования водой? И еще: в церкви запрещено пользоваться мобильным телефо­ном. Его вообще нельзя включать и оставлять включен­ным, чтобы он не звонил и не отвлекал молящихся, или можно оставить включенным, только в режиме беззвуч­ной вибрации, и, когда он подаст сигнал, выйти на улицу и говорить?

1. В праздник Крещения и последующие дни нет ограниче­ния для пользования водой. 2. Когда Вы заходите в храм, то должны забыть все земное, а включенный телефон доказывает, что для Вас богослужение - второстепенное дело и при какой-нибудь нужде Вы можете покинуть храм. С мобильным телефо­ном в храме Вы одновременно принадлежите Богу через молитву и миру через телефон, а вернее, раздваиваетесь между ними.

Кто и как определяет воцерковленность человека? Я, слава Богу, два года посещаю храм, соблюдаю по­сты, стараюсь читать молитвы и творения святых отцов. Как определить, воцерковлена ли я?

Когда человек воцерковляется, то меняется шкала его ценностей и вечное становится выше временного. Но воцерковление - это процесс, который должен продолжаться всю жизнь. Внешний процесс - жизнь в ритмах Церкви; внутренний - созидание храма в своем сердце.

Может ли жена священника принимать участие церковной жизни (петь в хоре, преподавать в вор кресной школе, присутствовать на церковных собрана, ях)? Какие главные обязанности матушки?

Супруга священника может принести большую пользу для жизни прихода, если будет петь в хоре и преподавать 8 воскресной школе. Если священник - посредник между людь­ми и Богом, то умная супруга может быть, во многих случаях посредницей между священником и прихожанами и оказывать нравственное влияние на приход. Главная обязанность матуш­ки - быть помощницей своему супругу, как в духовных, так и в житейских делах, и по возможности освобождать его от лиш­них забот, чтобы сохранить его силы для духовного служения людям.

Можно ли выбрасывать в мусорку бутылки, в кото­рых было купленное в церкви лампадное масло? Можно ли выкинуть лопнувший подсвечник, если в нем возжигались церковные свечи? И еще: куда девать старые календари с изображениями святых?

1. Можно выбрасывать, если масло не освящено. 2. Под­свечник лучше закопать в землю. 3. Если нельзя вырезать изо­бражения святых и употреблять как иконы, то следует сжечь.


О ПОСТЕ

Если строгий пост (например, день Усекновения гла­вы святого Иоанна Крестителя) пришелся на вос­кресный день, не будет ли грехом полное воздержание от пищи в этот день, все же воскресенье - малая Пасха. И вообще, как правильно поститься в подобные дни?

Достаточно поститься так, как велит устав.

Правильно ли я понимаю, что в Великий пост разр шается: в понедельник, среду, пятницу - сырая пища (сыроядение); во вторник и четверг - горячая пища без масла (сухоядение); в субботу и воскресенье - зрячая с маслом (строгий пост)? Как должен поститься 11-летний мальчик? И что можно есть в дни Усекнове­ния главы святого Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня?

1. Старцы нашего времени благословляли во вторник, чет­верг, субботу и воскресенье есть пищу с растительным маслом два раза в день. 2. Отдельного правила поста для детей не су­ществует, но надо учесть состояние здоровья мальчика. 3. В дни Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Воздвижения разрешается пища с растительным маслом.

Мне 66 лет. Можно ли мне поститься и как, если у меня язва желудка, перенесенное онкозаболева­ние и вес 38 килограммов? Во время Успенского поста чувствовала слабость.

По Апостольским правилам болезнь и крайняя немощь являются причиной для ослабления поста, а в некоторых слу­чаях прекращения его до выздоровления. Если нет особой не­обходимости, то во время Великого поста при болезни следует воздерживаться от употребления мяса, а в остальном вклю­чить в свой рацион то, что необходимо для здоровья. Святой Василий Великий писал: «Пост для того, чтобы уничтожать страсти, а не тело».

Вы отвечаете больному человеку, что пост из-за бо­лезни можно частично прекратить. И приписываете это правило Апостолам. Однако как же тогда понимать богодухновенные слова Библии, которые записал сам апостол Павел: Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего ке теряем (1 Кор.8,8). А в Послании к Колоссянам говорится: Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие (Кол.2,16).

Апостол Павел имел в виду не церковный пост, а еретиков: одни из них считали, что некоторых животных сотворил сатана, а другие считали, что тела живых существ сотворены диаволом, и поэтому пища из них не чиста. В словах Апостола также имеется в виду отмена в Новом Завете пищевых ограничений, которые имели место в Ветхом Завете, а те­перь остались у иудеев и отчасти у мусульман. Что касает­ся установления поста для христиан, то начало ему поло-жил Спаситель, постившийся в пустыне 40 дней и 40 ночей (Мф.4,2).

Почему необходимо именно есть Плоть и пить Кровь Христа? Как нужно это понимать? Как держать по­сты - с 6 вечера или с 12 ночи?

Через плоть и кровь матери образуется тело ребенка до рождения. Через Плоть и Кровь Христа освящается личность человека, и он соединяется с Христом для рождения в вечную жизнь. Посты держатся с 12 часов ночи, то есть когда начина­ются сутки.

Надо ли поститься перед каждым Причащением? То есть не есть молочных и мясных продуктов?

В Греческой Церкви особый пост перед Причастием не обязателен. В Славянских и Грузинской Церквах сложилась традиция одно-двухдневного поста перед Причастием. Думаю, что лучше придерживаться своей традиции и благословения духовного отца.


О ГРЕХАХ

Вопрос мой о грехе и как избежать его. Во многих рассказах мирян, переживших по Промыслу Божию смерть и вернувшихся на некоторое время к земной жизни, говорится, что весь мир лежит во грехе, страшно мучаются в аду грешники, что следует каяться и молиться, чтобы не оказаться в адских обителям Рассуждение учит: «Нужно жить свято, избегать дурных общений, а если невозможно - из грехов выбирать меньший. Затем каяться». Некоторые старцы советуют приобретать топоры, пилы и тому подобное, идти в леса и там жить. Они же ужасаются ИНН, элек­тронным паспортам и тому подобным средствам авто­матизации и учета в государстве, что, по-моему, есть внешнее душе человека. С одной стороны, испорчен­ная грехом природа человека имеет склонность ко гре­ху, с другой - грех как-то умножается - грядет Апо­калипсис, конец человеческой истории. Меняется ли грех качественно или только количественно? Как нам спасаться? Что же, бояться использовать современные «топоры и пилы» - компьютеры, бытовую технику? Забыть, что в наше время недоступных мест, пустынь для подвижников нет? И страшиться чисел 13, 666 и тому подобное, забывая о том, что Бог хранит каждую душу, стремящуюся к Царству Небесному, а Господь и Бог наш Иисус Христос победил ад? Мне кажется, что мрак неведения в вопросах православной веры ужасен и распространен (я первый этим страдаю), безграмот­ность вопиющая, но по немощам нашим Бог милостив и простит. Можно ли приобретать полезные знания как бы внешне, или они даются только по трудам уче­ния и молитвам - свыше? Как понять, когда усердие переходит в рвение не по разуму, в прелесть? Как ук­репить память о собственных грехах?

Дух Святой не только основал Церковь, но и пребывает в ней. Та информация, которая указывает только на грехи мира, может быть даже опираясь на факты, чаще всего забы­вает о добре, которое еще скромно, незаметно, не выпячивая себя, пребывает в этом мире, и ради этого добра Господь со­храняет мир. Поэтому информация, после которой в душе человека остается тревога, страх и чувство безысходности,- не от Бога, а представляет собой только односторонний мон­таж фактов. В миру творится много зла, но не перевелась ещё любовь, совершаются еще дела милосердия.

Негативные случаи в жизни священнослужителей стараются представить как пятно на самой Церкви, но разве мало священников, которые искренно и самоотверженно служат Богу и людям? Поэтому Дух Святой не оставляет церковь Свою, и мы верим, что она не исчезнет с лица земли до конца мира. Действительно, человеку трудно разобраться, что происходит, Мне кажется, что безопаснее всего прислушиваться к голосу иерархии, а самому иметь уверен­ность, что Господь не оставит Церковь Свою и тех, кто пребывает в ней. Грех становится более бесстыден. Самое страшное, что люди вообще перестают понимать, что такое грех. Как спастись? Держась за хитон Господень, который есть Церковь. Можно употреблять современную технику только не порабощаться ей. Старцы советовали идти не в пу­стыню, а туда, где православные. Число 13 означает Христа и Апостолов, ни у одного святого, насколько я знаю, нет не­гативного отношения к этому числу. Духовные знания при­обретать необходимо. Есть волевое незнание, когда человеку кажется, что безграмотному легче прожить и спастись. Но одно - простота, а другое - нежелание знать. Святой Иоанн Златоуст, толкуя слова апостола Петра, сказанные в день Пятидесятницы: «Вы не знали, Кого распяли» (Деян.2,36),- поясняет, что это незнание не оправдало участвовав­ших в Распятии Христа, так как они могли знать, что Он - Мессия, но не захотели. Внешние знания можно приобре­тать, особенно касающиеся своей работы и специальности, но надо быть осторожным и помнить слова премудрого Со­ломона: «Пей воду из своего колодца» (Притч.5,15),-а то иногда информация представляет собой дезинформацию. Грязную лужу надо обходить стороной. Усердие переходит в прелесть, когда человек слишком большого мнения о себе и своих делах и не слушает никаких советов. Память о грехах проясняется памятью о смерти.

Что Вы имеете в виду, говоря о «сублимации человеческих страстей?

Сублимация здесь - освобождение чувств от страстных и неуправляемых импульсов. Слово: «сублимация» - означает «просветление».

Что такое грех?

Грех - это противление благодати Божией.

Выскажите, пожалуйста, Ваше мнение по поводу первородного греха. Что мы наследуем от прароди­телей? Наши догматические пособия (протоиерей Ни­колай Малиновский, митрополит Московский Макарий (Булгаков), протопресвитер Михаил Помазанский и другие) говорят о наследовании нами от Адама только поврежденного естества, но не личного греха Адама. Каково Ваше мнение?

Мне кажется, что Вы не совсем точно поняли учение митро­полита Макария о первородном грехе. Первородный грех пере­дается через природу, но человеческая природа ипостасирована в личности человека, поэтому грех активно действует в каждом человеке и проявляется в области решений и личностных по­ступков. Мы воспринимаем не только следствие греха, но саму инерцию греха. В метафизическом плане первородный грех -это разрыв союза между Богом и человеком и вхождение Адама в союз с сатаной. Человечество потенциально заключалось в Адаме как в своем начале и поэтому вместе с ним попало во власть сатаны, смерти и ада. В мистическом плане грех, как пер­вородный, так и личностный, проявляет себя как тайная любовь человеческой души к демону. Первородный грех настолько глу­боко поразил потомков Адама, что одними усилиями воли и подвигом жизни ни один человек не может стать новым творе­нием и возобновить союз с Богом. Поэтому была необходима искупительная Жертва Христа Богочеловека.

Почему самоубийство является грехом?

Самоубийство является отрицанием цели и смысла жиз­ни, то есть Божественного Промысла о человеке.

Как научиться видеть в людях доброе, а злого не видеть? Я решил, что надо больше на свои грехи смотреть, но это не настолько помогает, как хотелось бы. Как только стал старательнее искать в себе злое, так сразу и у других злое начало бросаться в глаза, так что не отвертишься.

Надо не только самому на свои грехи смотреть, но молиться, чтобы Господь открыл их Вам. Надо не только стараться видеть в других добро, но молить Бога, чтобы Он показал это добро Вам. Сначала научитесь вслух не осуждать людей, a творить о них только хорошее или же вообще молчать о чужих делах. Если осудите кого, то положите за него несколько поклонов. Имейте список тех лиц, которые особенно неприятны Вам, и читайте его на молитве ежедневно; если они верующие то подавайте поминать их имена в храме на богослужении Старайтесь, если возможно, сделать для них что-нибудь по­лезное или приятное. По возможности избегайте споров. Это первая ступень, но преодолеть ее нелегко. Если сразу не будет получаться, то не унывайте. Бывает, что ремесленник портит много материала, пока не овладеет своей работой и не сделает­ся мастером.

Как бороться с мечтательностью и тщеславием? Что (можно почитать по этому поводу (такого, чтобы ми­рянин мог вместить)?

Бороться с мечтательностью надо посредством вниматель­ной Иисусовой молитвы, то есть стараться не отходить умом от слов молитвы, а если ум удалился в мечтания и грезы, то снова вводить его в произносимые слова. Это занятие вначале не легкое, но надо проявить терпение и не бросать его. Чтобы бороться с мечтательностью, надо ограничить внешние впе­чатления, особенно связанные с острыми эмоциональными переживаниями. Насчет борьбы с тщеславием - советую про­читать в «Лествице» святого Иоанна Лествичника. Там этому вопросу посвящена целая глава, а также почитайте во втором томе «Добротолюбия».

Я сотрудник милиции и практически каждое воскресенье вынужден работать. Очень часто рабочие дни выпадают на церковные праздники. Грех ли это и как мне поступать? Каяться ли в этом на Исповеди?

Служебные обязанности или неотложные дела являют уважительной причиной для пропуска богослужения. Но в эти часы надо стараться внутренне молиться Богу, то есть читать про себя Иисусову молитву.

Меня часто обуревают блудные помыслы и желания. К моему несчастью, я не могу их отогнать и побо­роть. После этого я впадаю в уныние. Я долго думал, что может быть, мне сначала стоит перебороть эту страсть, а потом уже идти на Исповедь и Причастие. А то выходит своего рода «лицемерие» перед очами Господа. Что делать?

Надо исповедоваться как можно чаще пред духовным отцом или приходским священником. Если будет их благословение, то готовиться и приступать к Причастию. Бороться надо через мо­литву и ограничение внешних впечатлений, которые могут про­будить страсть. Лицемерия в Вашем поведении я не вижу.

Как справиться с гневливостью? Понимаю, что ви­ной всему моя гордыня. Смиряюсь с посылаемыми мне для смирения беспочвенными обвинениями и осуж­дением (обвиняют в том, чего не было). Но не могу спра­виться со вспышками гнева. Раскаяние приходит поз­же, а сразу теряю над собой контроль.

Семьдесят лет я борюсь с гневом, поэтому в этом отноше­нии у меня солидный опыт. Впрочем, лучше обратиться к опы­ту святых отцов. Они учат, что первый этап борьбы с гневом -умение молчать, хотя бы казалось, что сердце готово разо­рваться на части. Надо отложить все объяснения на будущее время, лучше на следующий день, а если это невозможно, то по крайней мере до тех пор, пока сердце не успокоится. Святые отцы говорят, что гнев похож на скорпиона: если посадить его в закрытый сосуд, то он со временем издохнет. Если во время гнева будут сжаты уста, то с каждым разом вспышки гнева будет все слабее. Во время гнева вместо Иисусовой молитвы повторять Молитву мытаря.

Святые отцы говорят, что если идешь в духовной жизни в правильном направлении, то осознание количества своих грехов только увеличивается. С другой стороны, как человеку можно распознать, что это, так сказать, правильное увеличение, а не то, что, на самом деле, грехов становится больше? Если осозна­ние своей греховности не становится больше, а стоит на одном месте, значит, духовного развития не происхо­дит? Если есть духовный отец, то ему со стороны видно а если его нет?

При духовном развитии человек начинает видеть не толь­ко грехи, но корни этих грехов, которые обычно скрыты в глу­бине души. У аввы Дорофея есть прекрасная глава об этом.

Как можно победить грех? Когда разумом все понимаешь - сама себе противна, но ничего сделать не можешь с собой? Как оградить себя от искушений? Ис­поведовалась и причащалась, читаю молитвы, а со стра­стями бороться не хватает сил. Понимаю, что ничего не бывает сразу же, но, может, Вы скажете, что еще нуж­но делать? После того как я обратилась к Богу около го­да назад, кажется, что я не изменилась, все грехи вид­ны как на ладони, все время себя «грызу», «копаюсь» в себе, вижу одни только недостатки, замкнулась в себе. Что делать?

Грех нельзя искоренить до конца из человеческого серд­ца. Наша победа - это борьба с грехом и Покаяние. Возмож­но, что Вы не остались такой же, какой были до Крещения, а стали более глубоко и ясно видеть свои грехи. Советую Вам читать «Лествицу» святого Иоанна Лествичника и «Невиди­мую брань» святого Никодима Святогорца. Это руководства внутренней жизни, где описана борьба с грехами и страстя­ми. Советую Вам помнить два правила: 1) добродетель и грех начинаются с малого; 2) умный два раза не падает на одном и том же месте.

Как выжить человеку в крайней степени горделиво­му, малодушному, ленивому, распущенному во всех отношениях?

Такому человеку надо принимать скорби как лекарства от Бога, со словами: «По грехам моим достоин, слава Богу за все»,- и принуждать себя молиться за своих обидчиков.

Я толстый человек, и, конечно, все обращают на это внимание. Посоветуйте, как бороться со страстью и грехом объядения? Диеты ни к чему не приводят...

Прочитайте в житии святого Досифея (в книге «Поучения аввы Дорофея») о том, как святой Досифей был приучен к по­сту. Затем достаньте второй том «Добротолюбия» и прочитай­те главы, относящиеся к борьбе с восьмью страстями. Когда сидите за трапезой, ешьте медленно, тщательно разжевывая пишу, с небольшими промежутками - это дает более скорое чувство насыщения.

Меня с детского возраста мучит блудная страсть в по­мыслах, снах, мечтаниях. Как от нее избавиться?

Исповедуйте перед Господом свою немощь и бессилие, но без уныния, а с надеждой на помощь Божию. Старайтесь утомлять свое тело и тщательно избегайте повода к греху. Прочитайте во втором томе «Добротолюбия» о борьбе со страстями.

Как бороться с трусливостью, человекоугодием, жен­ственностью характера? Как развить в себе твер­дость? Если у меня в прошлом оккультные грехи, ере­си, отступления от Христа, блудства, продолжительная ложь и оставление невинной девочки, а теперь склонность к гордости и прелести, леность, «себеугодие», то что посоветуете мне, если я семейный и боюсь наказа­ния от Бога?

Советую Вам принести подробную Исповедь всей Вашей жизни, начиная с детских лет, и просить у священника дать вам епитимию. Старайтесь стяжать память о смерти и Иисусову молитву. Благодать Божия может исцелить все духов­ое раны.

Вопрос: как отличить, где пролегает грань между без­граничной человеческой греховностью и свойствами человеческой личности как образа и подобия Божия? Как узнать, что во мне говорит в тот или иной момент - обида, гордыня, самомнение или же голо моей совести? Спрашиваю это по поводу своих отнощений с ближними. Как разглядеть в себе того самого человека, которого Господь создал по Своему образу и по­добию?

Свойства образа и подобия Божия проявляются через ис­полнение заповедей, а живущий в нас грех - через сопротив­ление заповедям. Голос совести дает мир и покой душе, а голос страстей сопряжен с сомнениями и беспокойством. Образ Бо­жий проясняется в душе через Иисусову молитву и чувство Покаяния.

Как можно объяснить человеку,- имею в виду моего мужа,- что гнев и несдержанность - это плохо?

Святой Василий Великий сравнивал гнев с безумием, а святой Феодор Студит определял его как «дикую форму об­щежития». После припадка гнева человек обычно сожалеет о сказанных словах, и это чувство внутренней вины уже являет­ся свидетельством того, что гнев и несдержанность представ­ляют собой вид нравственного падения.

Я даже не знаю, с чего начать. Очень плохо мне сейчас и тяжело - сама виновата. Вот уже вторую не­делю я переживаю, что вдруг беременна. Господи, про­сти меня, грешную, и любимого моего прости! Батюшка, мы не женаты, но не утерпели и впали в грех, была близость. Если во мне уже есть этот ребенок, то я люблю его всей душой. Но тогда все наши представле­ния о счастливой, нормальной православной семье рушатся в пух и прах. Мы хотели пожениться и обвен­чаться. А теперь такое дело.

Вас должен волновать, как христианку, грех, а не воз­можная беременность. Думаю, что в какой-то степени создавшуюся ситуацию можно исправить, а что касается семейного счастья, то оно зарабатывается трудами в самом супружестве. Думаю, что никто не откажет Вам в совершении церковного брака. Раньше в подобных ситуациях не возлагали вен на голову, но теперь даже такого обычая не существует, и скорее Вы вступите в церковный брак, тем лучше. К греху должны относиться по-христиански, а именно - каяться в нем и исправлять его. У святых отцов одно правило: Если ты стоишь, то не падай, а если упал, то не лежи, а вста­вай»- Поэтому попросите у священнослужителя епитимию и постарайтесь создать христианскую семью. Если священник откажет в епитимий, то это его дело, Господь примет Ваше смирение.

Уже во второй раз подряд сразу после Причащения я ругаюсь с моими близкими, с мамой, с мужем. Ког­да все проходит, я ужасно сожалею об этом, хотя и не нахожу момента, когда я могла «сконтролировать» се­бя и остановиться; к сожалению, слишком быстро я вос­пламеняюсь. Почему так происходит после Причаще­ния, почему именно ссора? Это мое особенно слабое место? И что мне делать после, значит ли это, что после ссоры я оскверняю и теряю все Дары?

Страсть гнева принадлежит к таким грехам, которые не­возможно искоренить сразу. Для этого требуются продолжи­тельное время и тяжелая борьба с собой. Начало победы над гневом - это молчание в то время, когда кипит наше сердце, а наш ум, изменяя нам, оправдывает наш грех как борьбу за правду. После вспышки гнева мы как бы отрезвляемся от пьянства и видим, что обманули сами себя. Когда почувству­ете гнев в душе, то вспомните, что всякий разговор должен быть обязательно отложен, пока Вы не успокоитесь и гнев не пройдет. Во время гнева даже как будто справедливые слова оказываются напоенными злобой, и душа другого человека отталкивает их от себя. Если же по какой-либо исключитель­ной причине разговор нельзя отложить, то вначале помолитесь за прогневавшего Вас человека, а затем произнесите про себя 33 раза Иисусову молитву. Советую Вам ознакомиться во втором томе «Добротолюбия» с учением святых отцов о борьбе с гневом. Вы найдете соответствующие параграфы в давлении книги. Что же касается приступа гнева в день Причастия, то я советую Вам принести полную Исповедь, начиная с детских лет, так как недостаточно исповеданны грехи могут стать причиной внутреннего разлада.

У меня есть грех чадоубийства (аборт). Я каялась этом грехе. Знаю, что надо всю жизнь молиться своих загубленных чадах. Могу ли я читать дома Псалтирь о загубленном ребенке? Могу ли я читать акафист об упокоении усопших (также за чадо, убитое во чреве)?

Вы можете в своей личной молитве просить у Бога ми­лости к Вашим убиенным детям и подавать тайную милос­тыню за них. Но просить Царства Небесного - это просить невозможного. Здесь идет речь об облегчении участи, о не­ких, неведомых нам, утешениях, которые Господь может да­ровать Вашим младенцам, и это для них - большое счастье. Самым большим духовным подарком будут для Ваших де­тей - Ваши старания отговорить Ваших подруг от соверше­ния подобного греха.

^ ОБ ОБЕТАХ

Несколько лет тому назад дала обет перед иконой Богородицы, просила от всего моего сердца о ми­лости одной, обещала держать обет! Не могу, не хвата­ет силы воли, дело, о котором просила, вроде продви­гается, но вот не до конца, вот чуть-чуть не хватает. Вижу взаимосвязь! Скажите, батюшка, может, это из­начально было неправильно или мне Господь еще ве­рит и ждет исполнения обета?

Прежде чем давать обет, нужно посоветоваться об этом со священником, у которого Вы исповедуетесь. В Библий написано, что обеты надо не скоро давать, но, давши,- держать. В случае неисполнимости обета можно обратиться к священнику, чтобы он снял обет и заменил его другим, по своему усмотрению. Но если обет исполним, то нарушен или отказ могут повлечь за собой непредвиденные скорби.

Вы посоветовали обратиться к священнику. Еще Вы посоветовали изменить обет на другой, посильный мне. Батюшка, простите за назойливость, но растол­куйте еще раз - обязательно ли брать другой обет? Нельзя ли обойтись без этого? Просто я теперь пони­маю, насколько это ответственный шаг. Если это обя­зательно, то посоветуйте, подойдет ли такой обет - в вечернем правиле ежедневно читать молитву об усоп­шем отце, так как неисполненный обет был связан с ним?

Прочитать молитву о снятии обета надо попросить свя­щенника Вашего храма, у которого Вы исповедуетесь. Вопрос о том, какой новый обет может заменить неисполненный обет, должен решить сам священнослужитель, учитывая обстоя­тельства Вашей жизни. В принципе, священник может не на­ложить другого обета, но я боюсь, что в этом случае вместо за­мены обета будет послана Вам неожиданная скорбь. Об отце надо молиться без всякого обета и епитимий.

Молившись о разрешении своих проблем, я давал обеты, более всего святому Николаю Чудотвор­цу, и получал помощь свыше, но большинство обетов остались неисполненными, а сейчас желаю исполнить, но не могу все их вспомнить. Посоветуйте, как мне быть.

Постарайтесь исполнить обеты, которые Вы помните и ко­торые по Вашим силам; а что касается остальных, то попроси­те священника, у которого Вы исповедуетесь, чтобы он заме­нил их по своему усмотрению другими обетами, которые найдет целесообразными и полезными для Вас.

Можно ли не исполнять благословения (не испраши­ваемого), принятого от священника с его крестным знамением благословляемому? Или его надо обязатель­но исполнить, относясь к нему как к обету?

благословение должно быть исполнено, если священник ваш Духовный отец, у которого Вы находитесь в послушании, или же если это благословение является епитимией при Таинстве Исповеди. В других случаях следует учесть благословение, но принять его как совет и благопожелание.

Что означает дать обет Богу, для чего это делается и как дать обет Богу?

Слово: «обет» - значит «обещание». Обеты Богу могут иметь различный характер, например: паломничество к свя­тым местам, милостыня нуждающимся, уход за больным украшение храма, молитвенное правило, которое надо обяза­тельно исправлять, и так далее. Обеты следует давать с благо­словения или совета духовного отца. Нарушение обетов по собственному нерадению подобно проклятию самого себя. Обет может быть снят священнослужителем по следующим причинам: 1) если он физически неисполним; 2) если он вре­ден для человека, например обет строгого поста при опреде­ленных заболеваниях. И даже в таких случаях обеты должны быть заменены другими, более соответствующими состоянию человека. Обычно обет дается в затруднительных обстоятель­ствах, когда нужна особая помощь Божия. Обеты могут быть даны также без видимой причины: по любви к Богу и чувству благодарности к Нему. Особое место занимает монашеский обет, который определяет всю дальнейшую жизнь человека.


^ О НЕЧИСТОТЕ

Когда женская нечистота, нельзя прикасаться к духовным книгам, а молитвы знаю наизусть не все. Можно ли «отксерить» или переписать утреннее и ве­чернее правило, акафист, чтобы не осквернять книги, ведь не хочется прерывать на это время молитвенное правило.

В это время можно читать духовные книги и молиться по Молитвослову. Возбраняется участие в Таинствах Церкви, принятие святыни и целование икон. В случае болезненного, продолжительного кровотечения можно принимать святыню по благословению священнослужителя.

Когда женщина не может посещать церковь?

Женщина не должна посещать церковь 40 дней после рож­дения ребенка, а также ей следует молиться в притворе во вре­мя месячного цикла.

Можно ли женщине собороваться, если у нее мен­струация? Я где-то читала, что даже в церковь в эти дни нельзя ходить, а к иконам прикладываться и вовсе, так как икона тем самым оскверняется. Но по­чему? Что в этом нечистого? Даже самые страшные грешники и больные не оскверняют (я вообще не по­нимаю, разве можно осквернить икону?). А менструа­ция - это естественный биологический процесс. Если человек сильно потеет, например, или у него хрониче­ский насморк из-за аллергии, ему ведь не грех ходить в церковь? В чем женщина виновата?

Согласен с Вами, что икону нельзя осквернить, как не­возможно осквернить Солнце, но думаю, что Ваш вопрос поставлен не совсем правильно. Менструация - естествен­ный процесс, но разве все естественные процессы равнознач­ны? Простите меня за такой пример, но ведь дефекация то­же естественный процесс, однако Вы возмутились бы, если бы кто-либо доказывал, что поэтому можно совершать его в любом месте. Ведь мы моем руки после утреннего туалета, хотя он вполне естественен. По природе своей нет ничего скверного ни в менструации, ни в других отправлениях на­шего организма, но, воздерживаясь от посещения храма в это время и принятия святыни, мы выражаем по-человечески свое уважение и благоговение перед святостью места. Вы караетесь одеть чистое платье для встречи с уважаемым сами человеком, хотя и в Вашей рабочей одежде нет ничего постыдного и грешного. Но здесь Вы проявляете свое ува­жение к человеку. Мы созданы так, что внешнее дисциплинирует нас и форма имеет непосредственное отношение к Удержанию. Церковь вовсе не унижает женщину. Это видно из того, что роженице при состоянии, опасном для жизни, дают Святое Причастие, которое является высшей из святынь.

В нашем храме батюшка благословляет всем нам и девушкам находиться в храме «в нечистоте» прикладываться к иконам, исповедоваться, кроме При­частия. Мне это не дает покоя, я чувствую, что это не­правильно. Но батюшка говорит, что это не повод, что­бы женщина не пришла в храм.

В период месячного очищения надо стоять в притворе, но так как во многих храмах притворов нет, то можно стоять у дверей в западной части храма. Принимать святыню, прикла­дываться к иконам в эти дни не следует.



o-rezultatah-raboti-v-2011-godu-po-osushestvleniyu-gosudarstvennogo-nadzora-i-kontrolya-za-soblyudeniem-trudovogo-zakonodatelstva-i-inih-normativnih-pravovih-aktov-soderzhashih-normi-trudovogo-prava.html
o-rezultatah-realizacii-nacionalnoj-obrazovatelnoj-iniciativi-nasha-novaya-shkola.html
o-rezultatah-vvedeniya-novih-sistem-oplati-truda-i-o-vipolnenii-pokazatelej-effektivnosti-i-rezultativnosti-deyatelnosti-uchrezhdenij-kulturi-za.html
o-risunkah-aleksandra-florenskogo.html
o-roli-ekonomicheskoj-teorii-v-podgotovke-ekonomistov-praktikov-chast-3.html
o-roli-kognitivnih-invariantov-v-ponimanii-tezisi-dokladov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-uchashihsya-na-urokah-matematiki.html
  • school.bystrickaya.ru/a-v-burdin-kontaktnoe-lico-egorova-svetlana-nikolaevna-vedushij-specialist-otdela-po-rabote-s-akcionerami-i-kompaniyami-stranica-8.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-03-2012-vibori-prezidenta-rf-4-marta.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-organizacionnih-meropriyatij-ministerstva-zdravoohraneniya-novosibirskoj-oblasti-na-2012-god-novosibirsk-2011-stranica-35.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-rajh-stranica-26.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shkola-biznesa-i-predprinimatelstva-celyu-kursa-yavlyaetsya.html
  • report.bystrickaya.ru/kachestva-impulsivnogo-dejstviya-kniga-izdana-pri-uchastii-izdatelstva-universitetskaya-kniga-s-peterburg-i.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sledi-iskopaemih-otpechatkov-obuvi-majkl-bejdzhent.html
  • diploma.bystrickaya.ru/utverzhden-i-vveden-v-dejstvie-reshenie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-v-nachale-slov-i-slogov-chitaetsya-kak-je-i-a-andreev-isbn-5-87315-005-2-izdatelstvo-russika.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-programma-aktivnogo-otdiha-priklyucheniya-v-svistuhe.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodi-sglazhivaniya-i-viravnivaniya-dinamicheskih-ryadov.html
  • write.bystrickaya.ru/filosofskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij.html
  • education.bystrickaya.ru/212-potrebnosti-rebenka-osnova-kollektivnoj-zhizni-i-obrazovaniya34.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vtoraya-glava-morfologicheskie-sposobi-virazheniya-sravneniya-v-hakasskom-yazike.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stroitelstvo-5-oj-tehnologicheskoj-linii-po-proizvodstvu-shebnya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-tambove-v-konce-iyulya-otkroetsya-novij-ledovij-dvorec-05-07-2012-glavnie-novosti-sporta-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sbornik-statej-kazan-2007-redakcionnaya-kollegiya-kandidat-filosofskih-nauk-docent-korolyov-v-v-otvetstvennij-redaktor-kandidat-sociologicheskih-nauk-docent-astahova-l-s.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-955-3-3-centr-gumanitarnih-socialno-ekonomicheskih-i-politicheskih-issledovanij-ii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osobennosti-nepravilnogo-hraneniya-lekarstvennih-form.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rossijskoe-grazhdanstvo.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zayavlenie-i-rekomendacii-uchastnikov-molodezhnaya-programma-po-obrazovaniyu-v-oblasti-prav-cheloveka-nasilie-v-otnoshenii.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-poluchenii-obshego-obrazovaniya-v-forme-eksternata-pravil-a-dlya-uchashihsya-mou-sosh-50.html
  • spur.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-6-diffuzionnaya-svarka-v-vakuume-teoreticheskaya-chast.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aktualizaciya-i-manipulyaciya-v-russkih-i-anglijskih-poslovicah-na-materiale-hudozhestvennih-proizvedenij.html
  • write.bystrickaya.ru/evropejskie-programmi-nauchno-tehnologicheskogo-i-obrazovatelnogo-sotrudnichestva.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b3v07-logistika-v-gorodskom-hozyajstve-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-oop-po-napravleniyu-podgotovki-menedzhment.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematske-ekskurzie-na-osnovu-chlana-stav-zakona-o-osnovnom-obrazovau-i-vaspitau-sluzhbeni-glasnik-sr-srbie.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-3-biologicheskij-nejron-i-ego-kiberneticheskaya-model-lekciya-vvodnaya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/memorandum-nomer-tri-tezisorden-sozdaet-sovetskij-soyuz-entoni-satton-kak-orden-organizuet-vojni-i-revolyucii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-standartizaciya-sertifikaciya-licenzirovanie-v-turistskoj-industrii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/103kontrast-holodnogo-i-tyoplogo-iohanes-itten.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/religii-v-rossii-metodicheskoe-posobie-stranica-24.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/romir-specializirovannie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-11-fevralya-2010-god.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-proizvodstvennoj-praktiki-studentov-4-kursa-po-specialnosti-140306-elektronika-i-avtomatika-fizicheskih-ustanovok.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.