.RU

Морфемика - часть 2

У одних глаголов основы различаются за счет чередований:

писа-ть - писа-л (бы) - писа-вш-ий

пиш-у - пиш-ущ-ий - пиш-и.

У других глаголов основы различаются усечением или наращением, представленным в основе настоящего / простого будущего времени:

чита-ть - чита-л (бы) - чита-нн-ый

читаj-ю - читаj-ющ-ий - читай;

говори-ть - говори-л (бы) - говори-вш-ий

говор-ю - говор-ящ-ий - говор- и.

У единичных глаголов представлены супплетивные основы: ид-ти - ше-л.

Окончание

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь). Если флексия выражает хотя бы одно из указанных значений (род, лицо, число, падеж), она является окончанием; при этом окончание может выражать также и другие грамматические значения.

Так, например, окончание глагольной формы ид-у выражает помимо значений 1-го лица и единственного числа также значения изъявительного наклонения и настоящего времени.

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов (если), наречий (весьма), неизменяемых существительных (такси) и прилагательных (хаки). У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива, деепричастия, простой сравнительной степени.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот-…, диван-… - кровать-…, диван-а-кроват-и.

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же материально выраженного окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

1. Существительные мужского рода 2 склонения в И.п. (В.п.) единственного числа: мальчик-#… - И.п., стол-#… - И./В.п.

2. Существительные женского рода 3 склонения в И.п. (В.п.) единственного числа: ночь-#….

3. Существительные всех родов в Р.п. множественного числа: стран-#…, солдат-#…, болот-#…. В этой грамматической форме могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей - стат-ей.

Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й'] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й'] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей-… - стать[й'-а] - стать[й'-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й'] не выражен на буквенном уровне, "спрятан" в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й'], "спрятанный" в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.

Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями.

Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:

гений-…, гениj-я, гениj-ю - участков-ый, участков-ого, участков-ому

армиj-я, армиj-ей - столов-ая, столов-ой и т. д.

4. Прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив-…, умен-….

5. Притяжательные прилагательные в И.п. (В.п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

ед. число И.п. син-ий лисий-…

Р.п. син-его лисьj-его

Д.п. син-ему лисьj-ему

В.п. = И.п./В.п.

Т.п. син-им лисьj-им

П.п. (о) син-ем (о) лисьj-ем

Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных нетрудно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от уществительных: мама / мам-ин-…, лиса / лис-ий-…. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий- реализуется в [j], который "спрятан" в йотированной гласной букве.

6. Глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л-… (бы) - ср.: дела-л-а, дела-л-и.

7. Глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и-#…, пиш-и-те.

8. В кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н-#….

Формообразующий суффикс

Другим видом флексий является формообразующий суффикс - суффикс, служащий для образования форм слова. В отличие от окончаний, формообразующие суффиксы не выражают грамматических значений рода, числа, лица и падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степеней сравнения и др.; формообразующий суффикс не может служить средством согласования или управления, то есть не участвует в оформлении синтаксической связи слов. Так, например, в словоформе читавший две флексии - это окончание -ий, выражающее непостоянные признаки рода, числа и падежа и служащее для связи этого причастия с существительным (читавший мальчик - И. п., м. р., ед. ч.; читавшую девочку - В. п., ж. р., ед. ч.) и формообразующий суффикс -вш-, который обозначает действительный залог и прошедшее время и не участвует в согласовании.

В основном формообразующие суффиксы представлены в глагольных формах: то суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм.

Кроме глагола формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

В глаголе представлены следующие формообразующие суффиксы.

1. Инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть/-ти: чита-ть, нес-ти. У инфинитивов на -чь возможны два пути выделения флексии: пе-чь или печь-#, где # - нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель).

В школьной грамматике показатель инфинитива чаще всего описывается как окончание. Это связано с тем, что там не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив - неизменяемую глагольную форму.

2. Прошедшее время изъявительного наклонения образуется суффиксами -л- (дела-л-…) и -#-: нёс- # , ср.: нес-л-а.

3. Эти же суффиксы представлены в условном наклонении: дела-л-#… бы, нёс- # -… бы.

4. Повелительное наклонение образуется суффиксами -и- (пиш-и-…) и -#- (делай-#-…), (сядь-#-…).

Для понимания того, что формы типа делай и сядь образуются нулевым формообразующим суффиксом, а не суффиксом *-й, *-дь, необходимо помнить о том, что форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего времени: пиш-у - пиш-и. В глаголах типа читать это не так очевидно, поскольку основы инфинитива и настоящего времени различаются лишь наличием в основе настоящего времени j в конце основы: читаj-ю - читай. Но грамматическое значение выражается морфемой, не входящей в основу. Эта морфема - нулевой формообразующий суффикс: читай-#-… (нулевое окончание при этом имеет значение единственного числа - ср.: читай-#-те).

5. Причастие как особая форма глагола образуется суффиксами -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -им-, -ом-/-ем-, -нн-, -онн-/-енн-, -т-: бег-ущ-ий, взя-т-ый (в скобках указаны графические варианты суффиксов после мягких согласных, через косую черту - чередующиеся суффиксы).

6. Деепричастие как особая форма глагола образуется суффиксами -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи): делаj-я, буд-учи.

7. Простая сравнительная степень прилагательного и наречия образуется с помощью суффиксов -е (выш-е), -ее/-ей (быстр-ее), -ше (рань-ше), -же (глуб-же).

8. Простая превосходная степень сравнения прилагательного образуется с помощью формообразовательный суффиксов -ейш-/-айш- (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий).

Как мы видим, нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:

а) суффикс, образующий форму прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения у ряда глаголов, стоящих в мужском роде единственного числа (нёс-#-…). В этих же глаголах при образовании форм женского или среднего рода единственного числа или множественного числа используется суффикс -л- (нес-л-а);

б) суффикс повелительного наклонения у ряда глаголов, о которых было сказано выше (делай- # -…, вынь-#-…).


o-s-sovetova-osisteme-cennostej-naseleniya-minusinskih-stepej-v-tagarskuyu-epohu.html
o-samokritike-arhiv.html
o-samoobsledovanii-otdelnih-obrazovatelnih-programm-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-v-akkreditovannom-gosudarstvennom-obrazovatelnom-uchrezhdenii-visshego.html
o-sanitarno-epidemiologicheskoj-obstanovke-v-yalchikskom-rajone-v-2003-godu.html
o-sanitarno-epidemiologicheskom-blagopoluchii-naseleniya-stranica-10.html
o-sanitarno-epidemiologicheskom-blagopoluchii-naseleniya-stranica-15.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/filosofiya-kak-nauka-istoriya-filosofii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/erik-bern-stranica-12.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vasilij-dmitrievich-zaharchenko-vadim-aleksandrovich-chernobrov-stranica-17.html
  • urok.bystrickaya.ru/povishenie-myasnoj-produktivnosti-i-kachestva-myasa-pri-ispolzovanii-v-racionah-otkarmlivaemih-svinej-biologicheski-aktivnih-dobavok-06-02-10-chastnaya-zootehniya-tehnologiya-proizvodstva-produktov-zhivotnovodstva.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-discipline-i-zadaniya-k-kontrolnim-rabotam-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-140211-elektrosnabzhenie-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrol-za-vipolneniem-programmi-vozlozhit-na-pervogo-zamestitelya-glavi-respubliki-kareliya-kanchera-yu-a-glava-respubliki-kareliya-stranica-12.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-trudoemkost-disciplini-8-zachetnih-edinic-napravlenie-010400-informacionnie-tehnologii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-doshkolnoe-obrazovanie-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-sleduyushih-napravleniya-hudozhestvenno-esteticheskoe.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kommentarii-rus-iznachalnaya-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sm-chudes-vnnicko-oblast.html
  • turn.bystrickaya.ru/plani-seminarskih-zanyatij-po-discipline-sud-i-pravoohranitelnie-organi-rf-oop-napravleniya-030900-62-yurisprudenciya-stranica-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kruglogo-stola-innovacionnie-resheniya-materiali-i-tehnologii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vremya-vipolneniya-30-minut-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-11-prakticheskij-kurs-pervogo-inostrannogo.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osobennosti-lecheniya-cherepno-mozgovih-travm-i-komi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/55-o-hozyajstvennom-mehanizme-adekvatnom-n-i-veduta-socialno-effektivnaya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-geometricheskie-figuri-prikaz-141ot-6-sentyabrya-2010-g-protokol-ot-2010-g-rabochaya-programma-pedagoga.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/upravlenie-portfelem-cennih-bumag-portfelnie-strategii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/poyasnenie-k-zadaniyu-3-modulya-viii-programma-i-metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-discipline-litoekologiya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komitet-imushestvennih-i-zemelnih-otnoshenij-administracii-municipalnogo-obrazovaniya-bogorodickij-rajon-soobshaet-o-provedenii-aukciona-po-prodazhe-prava-na-zaklyuchenie-dogovora-arendi-zemelnogo-uchastka.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-specialnostej-170104-240706-260601-160302-151001-bijsk-2009.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predmet-aukciona-mesto-usloviya-i-sroki-periodi-vipolneniya-rabot-dokumentaciya-ob-otkritom-aukcione-v-elektronnoj.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-vnutrennyaya-granica-celi-yaponii-v-xxi-vekeviderzhki-i-kommentarii.html
  • tests.bystrickaya.ru/l-e-o-n-i-d-v-l-a-d-i-m-i-r-s-k-i-j-leonidvladimirski-j.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-materiali-k-discipline-antichnaya-hudozhestvennaya-istoriografiya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/serdobskogo-rajona-stranica-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poverhnostyami-nestacionarnie-techeniya-zhidkosti-i-gaza-v-oporah-skolzheniya-s-uchetom-kolebanij-poverhnostej-01-02.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/shmatova-elena-aleksandrovna-1959-gr-gosudarstvennij-registracionnij-nomer.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trudovoj-dogovor-ego-znachenie-i-osobennosti-v-sovremennih-ekonomicheskih-usloviyah-chast-10.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/provedenie-rejdov-po-proverke-soblyudeniya-pravil-blagoustrojstva-plan-raboti-administracii-goroda-kirova-na-2-kvartal-2008-goda-.html
  • writing.bystrickaya.ru/izgotovlenie-kristallov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchyot-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-1121-gou-sosh-1121nahoditsya-po-adresu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razrabotana-sgmoo-pedagogicheskij-klub-raduga-kolichestvo-uchastnikov-smeni-225-detej-9-otryadov.html
  • report.bystrickaya.ru/hronika.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-posvyashennij-sammitu-tisyacheletiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.