.RU

Морфо-физиологический уровень - 1. Психология труда как область реалии, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия



^ Морфо-физиологический уровень:




особенности обмена веществ, конституция, тип высшей нервной деятельности, темперамент и др.


Опосредующие

факторы:



Человек

как

субъект

труда





возрастные;

генетичекие;

состояние здоровья;

обученность;

тренировка


Психологический

уровень:




уровень развития основных психических функций;

мотивационная структура личности;

личностные качества;

характер;

волевые качества





Поведенческий уровень:


навыки, умения, схемы поведения,

индивидуальный стиль деятельности

и др.



Факторы, влияющие на

функциональное состояние со стороны индивидуальных особенностей субъекта


Факторы технической оснащенности трудового процесса


^ Уровень развития производства:




ручной (физический) труд, работа на конвейере,

полуавтоматизированные системы,

АСУ, робототезника и др.





Устройство и функционирование технических средств:






Орудия

и

средства

труда




^ Средства отображения

информации:


форма предъявления информации, качество предъявления, пропускные возможности системы и др.




^ Органы управления:


тип (кнопка, ручка, манипулятор и т.п.), сложность алгоритма управления, пространственно=временная совмещенность обращения к разным органам управления и др.

Вспомогательные технические средства и особенности технологического процесса







^ Организация рабочего места

и особенности рабочей позы:





оптимальность пространственного расположения средств индикации и органов управления, соответствие антропометрическим и психофизиологическим характеристикам человека, фиксированная рабочая поза, гиподинамия и др.



Общая характеристика воздействия нагрузки


Продолжительность

воздействия:


Общая продолжительность работы, время суток, сменность, отклонения от нормального режима работы и др.

^ Вид нагрузки:


Физическая,

сенсорная,

умственная,

смешанная и др.

Распределение

нагрузки во времени

характер воздействия (статическая и динамические нагрузки), интенсивность, дефицит времени, экстенсивность (ритмичность) и др.



Трудовой

процесс


^ Содержание трудового процесса



Этап приема информации


тип информационных процессов, адекватность информации, избыточность или недостаточность информации, работа в режиме ожидания и др.

^ Этап обработки информации и принятия решений:

степень стереотипности задачи, временные ограничения, индивидуальный «репертуар» программ решения задачи, величина набора актуализируемых программ, возможности выбора и смены способа решения и др.

^ Этап реализации

принятого решения:

сложность реализуемого поведенческого ответа, стереотипность действий, совмещенность выполнения нескольких действий, наличие эффективной обратной связи, возможность коррекции ошибок



Факторы трудового процесса


^ Виды функциональных состояний человека


Процесс выполнения любого вида трудовой деятельности характеризуется развитием у человека функциональных состояний, определенным образом связанных с динамикой эффективности выполняемой работы. Как мы видели выше, специфика формируемого состояния зависит от множества различных причин. В силу этого, актуальное состояние человека, возникающее в каждой конкретной ситуации, всегда уникально. Однако среди многообразия частных случаев достаточно отчетливо выделяются более общие классы состояний, что проявляется, например, в том, что каждый из нас может легко субъективно отличить состояние утомления от эмоционального возбуждения, "хорошее" рабочее состояние от апатии, вялости, сонливости. При решении прикладных задач проблема классификации и содержательного описания различных видов функциональных состояний имеет принципиальную важность.


^ Общие классификации функциональных состояний человека

Полноценное выполнение трудового задания предполагает нормальный режим функционирования всех звеньев системы «человек-машина-производственная среда». Для оценки эффективности работы этой системы в эргономических исследованиях обычно используется понятие «надежность»[7, 25, 43]. Под надежностью в этом случае понимается вероятность выполнения поставленной задачи в течение определенного времени и с допустимой точностью при сохранении в заданных пределах параметров функционирования работающей системы. Критериями надежности являются безотказность, безошибочность и своевременность выполнения необходимых функций каждым элементом работающей системы [7]. Поскольку самым сложным элементом этой системы является человек, то труднее всего разработать критерии надежности и, соответственно, определить условия «надежной» работы этого звена.

С этой точки зрения наиболее важным оказывается понятие цены деятельности [7,28].При этом имеется в виду величина физиологических и психологических затрат, обеспечивающих выполнение работы на заданном уровне. Непосредственным следствием оценки этой величины является вывод о степени напряженности деятельности и допустимости затраченных усилий, а также прогноз относительно изменений в уровне надежности функционирования системы.

Использование понятий надежности и цены деятельности служат основанием для создания наиболее общей классификации функциональных состояний. С помощью критериев надежности функциональное состояние характеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне. По показателям цены деятельности дается оценка функционального состояния со стороны степени истощения сил организма и, в конечном итоге, влияния его на здоровье человека.

Основанием для классификации является допустимость или недопустимость определенного функционального состояния с точки зрения указанных критериев. Таким образом, все множество функциональных состояний делится на два основных класса – допустимых или недопустимых или, как их еще называют, разрешенных и запрещенных состояний. Естественно, что вопрос об отнесении того или иного функционального состояния к определенному классу должен рассматриваться в каждом отдельном случае специально. Так, ошибочно было бы заведомо относить состояние утомления к классу недопустимых состояний, хотя оно приводит к снижению эффективности деятельности и является очевидным следствием истощения психофизиологических ресурсов. Недопустимыми будут считаться такие степени утомления, при которых эффективность деятельности переходит нижние границы заданной нормы (оценка по критерию надежности) или при которых появляются симптомы накопления утомления и перехода его в различные формы переутомления (оценка по критерию цены деятельности).

Чрезмерное напряжение физиологических и психологических ресурсов человека является потенциальным источником развития различных заболеваний. С этой точки зрения можно выделить нормальные и патологические состояния. Очевидно, что работа с последним классом состояний относится к области медицины. Однако существует обширная группа предпатологических – пограничных – состояний, возникновение которых может привести к болезни. Их специальное выделение и анализ должны привлекать внимание психологов, а также других специалистов, работающих в области оптиматизации трудовой деятельности. Хорошо известно, что типичными следствиями длительного переживания стресса являются болезни сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, неврозы [88, 114]. В этой связи появление «симптомов риска» – повышение кровяного давления, аритмия, депрессивные состояния и др. – свидетельствуют о необходимости принятия профилактических мер. Аналогичным образом хроническое утомление является пограничным состоянием по отношению к переутомлению – патологическому состоянию, борьба с которым требует медицинского вмешательства. В рамках рассматриваемой классификации не только патологические, но и пограничные состояния относятся к категории запрещенных состояний.

Рассмотренная классификация функциональных состояний носит выраженный прагматический характер. Ее детализация ведется на основании анализа конкретных видов функциональных состояний, возникающих в различных реальных ситуациях.

Другой максимально общей классификацией функциональных состояний является выделение двух основных групп на основании критерия адекватности ответной реакции человека (формируемого функционального состояния) требованиям выполняемой деятельности. Согласно этой концепции все состояния человека можно разделить на две группы – состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования.

Состояния адекватной мобилизации характеризуются полным соответствием степени напряжения функциональных возможностей требованиям, предъявляемым конкретными условиями. Эти требования определяются эмпирическим или расчетным путем, исходя из наших знаний о механизмах функционирования организма и структуры рабочего процесса.

Например. при физической работе для каждой интенсивности нагрузки характерна определенная величина легочной вентиляции. Так, при работе, требующей расхода 3 ккал на 1 кг веса в час, величина легочной вентиляции увеличивается по сравнению с вентиляцией покоя в два раза и достигает 16 л/мин. Увеличение нагрузки до 4 ккал в час ведет к увеличению вентиляции до 30 л/мин. Такое напряжение легочной вентиляции обеспечивает необходимую величину потребления кислорода, т.е. эта тенденция является адекватной возрастанию нагрузки.

Состояние адекватной мобилизации может нарушаться под влиянием внешних и внутренних причин: продолжительности деятельности, повышенной интенсивности нагрузки, накопления утомления и многих других. В таком случае мы можем говорить о возникновении состояния динамического рассогласования, т.е. такого состояния, когда ответ организма неадекватен нагрузке или требуемый психофизиологический ответ превышает актуальные возможности человека.

С точки зрения этой общей классификационной схемы могут быть охарактеризованы практически все состояния включенного в деятельность человека ( мы исключаем из рассмотрения патологические состояния, являющиеся следствием чрезмерного развития состояния динамического рассогласования). Это оказывается весьма продуктивным, так как на основании критерия адекватности общая характеристика состояния, его оценка (например, по шкале «допустимое – недопустимое») и прогноз развития дается с содержательной точки зрения.


^ Специфические виды функциональных состояний

Исходным представлением для большинства современных исследователей является идея о существовании некоторого упорядоченного множества или континуума состояний [6,65,74]. Изменение состояния человека может быть представлено в виде подвижной точки внутри этого множества. Однако содержание такого континуума описывается с помощью разных понятий, разрабатываемых в рамках конкретных аспектов изучения проблемы. В данном случае целессообразно воспользоваться терминологией, предложенной А.А.Генкиным и В.И.Медведевым [11], выделяющих группы экстенсивных и интенсивных состояний.

Экстенсивными называют качественно неоднородные классы состояний, имеющие разную нейрофизиологическую основу и психологическое содержание. Это приводит к тому, что сопоставление их внутри некоторой единой шкалы невозможно. Так, принципиально различными являются состояния утомления и эмоциональной напряженности, определенного вида стресса и монотонии. Состояния, для которых возможно упорядочивание с помощью некоторой единой шкалы, т.е имеющие принципиальное сходство по своему содержанию, относят к категории интенсивных. Так, традиционно выделяют различные уровни бодрствования, разные степени утомления, разную степень выраженности эмоционального возбуждения.

Не вызывает сомнения гипотетический характер шкал, предлагаемых для упорядочения состояний внутри одного класса. Это справедливо даже для тех случаев, когда шкала строится на основании количественно определяемых характеристик (например, шкала уровней бодрствования по показателям электрической активности мозга). Главной же трудностью является то, что анализ практически любого состояния обнаруживает его экстенсивно-интенсивный характер. Так, например, «состояние бодрствования не однородное гомогенное состояние, а сложная интеграция (взаимодействие) таких элементов, как ведущая мотивация, утомление, сонливость и т.д….Наряду с общим фактором, определяющим уровень выраженности состояния, почти всегда имеют место разнообразные специфические особенности – экстенсивная компонента» [11, с.11].

Несмотря на указанную условность используемого классификационного признака, выделение экстенсивных и интенсивных состояний оказывается полезным, так как позволяет расставить акценты в результатах многочисленных разнородных исследований и выделить основные классы функциональных состояний, подлежащих специальному изучению. Анализ изменения состояния человека в процессе длительно выполняемой деятельности ведется с помощью изучения фаз динамики работоспособности, внутри которых специально рассматривается формирование и характерные особенности состояния утомления [18,62]. Характеристика деятельности с точки зрения величины затрачиваемых на работу усилий предполагает выделение различных степеней состояния напряженности [45, 75]. Классификация состояний может осуществляться с помощью характеристики условий протекания и содержания трудового процесса (например, различные виды и стадии развития состояния монотонии [4]). На этом же основании возможно создание развернутой классификации состояний, вызываемых различной интенсивностью информационного потока: состояния «сенсорного голода», возникающих в ситуациях сенсорной изоляции [106], или состояния связанные с различными степенями информационной нагрузки [5]. Анализ мотивационно-личностных факторов нередко ведется в русле исследований психологического стресса [37,53]. Однако крайняя неоднозначность этого термина заставляет многих исследователей отказаться от его употребления и работать с помощью понятий психической напряженности [53], эмоциональной напряженности [44], различных видов реакции тревоги (см. раздел 2.5). Оценка эффективности поведения человека с точки зрения энергетических затрат организма традиционно предполагает употребление понятий активации и уровней бодрствования [74].


^ Экстремальные состояния

Общие формы ответа при действии экстремальных факторов

В литературе последних лет наблюдается тенденция к все более распространенному использованию понятия "экстремальные условия". Некоторые авторы склонны относить к ним все ситуации, которые требуют напряжения тех или иных физиологических и психических функций, причем грань, отделяющая "нормальные" условия от "экстремальных", остается достаточно неопределенной. Крайним выражением этой позиции является тенденция оценки условий как экстремальных исходя только из физических характеристик стимуляции. Известным основанием этому явились данные физиологии органов чувств, физиологии сердечно-сосудистой, дыхательной и некоторых других систем, показывающие близкую к линейной зависимость изменений ряда показателей от интенсивности действующего фактора. Однако чем более высокая по организации функция человека берется за критерий, тем меньше выражена линейная зависимость изменения ее показателей от величины действующего фактора. Поэтому необходима более четкая формулировка понятия экстремальности. Анализ его возможен на примерах двух основных ситуаций.

Первая из них сводится к тому, что существует такая интенсивность внешних условий, которая при определенном времени воздействия вызывает обязательное ухудшение параметров, по которым оценивается состояние человека. Условия, ведущие при этом к обязательному появлению патологических состояний или к полной невозможности продолжать деятельность (например, потеря сознания), выделены в особую группу "сверхэкстремальных" условий. В этой ситуации появляется следующая триада признаков: физическая характеристика факторов, состояние человека, показатель деятельности.

Вторая ситуация отличается от первой тем, что физическая характеристика условий не имеет ведущего значения, а главными становятся их информационно-семантические характеристики. Здесь меняется содержание триады признаков, описанной для первого случая. Первым членом триады становятся информационно-семантические признаки. Соответственно изменяются характеристики второго члена. Лишь третий член - показатель деятельности - остается без изменений.

Сравнение двух ситуаций показывает, что в них имеется одна общая черта, связывающая первые два члена триады - характеристики условий, позволяющих отнести их к экстремальным, зависят от их влияния на состояние человека. К экстремальным необхо­димо относить такие факторы, воздействие которых приводит к состояниям динамического рассогласования. Состояние динамиче­ского рассогласования может характеризоваться нарушением адек­ватности физиологических реакций (такая реакция возникает прежде всего при действии экстремальных физических или химических факторов) или нарушением адекватности психологических и поведенческих реакций (характерно для информационно-семантических экстремальных факторов). Наиболее частым является смешанный тип реакции, когда первичное изменение физиологических функций служит поводом к динамике поведенческих реакций или, наоборот, изменения психологических характеристик приводят к появлению физиологических сдвигов.

Представляется необходимым выделить некоторые общие черты в многообразных формах ответа организма на экстремальные ситуации. Такой подход позволяет описать некоторые структурные особенности двух общих типов реакций человека в этих условиях. Один из них представляет собой так называемые адекватные формы реакции, а второй - реакции тревоги. Отличительным признаком, позволяющим отнести реакцию к первому или второму виду, является направленность этой реакции.

Основным содержанием адекватных форм ответа являются специфические реакции организма, направленные на устранение или преодоление влияния экстремальных факторов и на решение стоящих поведенческих задач. Не касаясь анализа физиологических форм ответа, укажем, что особенностью ответа на поведенческом уровне является их осознанный, целенаправленный характер. Это подразумевает формирование у человека определенного плана действия, основанного на анализе качественных, а иногда и количественных, характеристик экстремальных условий и всей наличной ситуации в целом.

Форма ответа, названная реакцией тревоги, характеризуется относительно малой связью со спецификой экстремального фактора. Она направлена прежде всего на сохранение функционирования организма и в значительно меньшей степени на сохранность структуры трудовой деятельности. Сознательный контроль за поведенческими реакциями ослаблен, в крайних случаях наблюдаются бессознательные поведенческие акты типа паники. Если при адекватном ответе мотивация деятельности, которая существовала до начала воздействия экстремального фактора, остается почти без изменений, то во втором случае наблюдается снижение субъективной важности этих мотивов и смена типа мотивации.

В литературе, посвященной выяснению характера влияния экстремальных условий на человека, существует тенденция к абсолютизации значимости реакции тревоги. При этом первая форма ответа становится как бы исключением из общего правила. Проведенный нами анализ как собственного, так и литературного материала позволяет считать, что наиболее типичной является как раз форма адекватного ответа, а реакция тревоги чаще появляется или в качестве начального компонента ответа, или в сверхэкстремальных (субъективно или объективно) ситуациях.


^ Реакция тревоги и ее виды

Реакция тревоги мало связана со спецификой условий и относительно однотипна для самых разнообразных ситуаций. В зависимости от степени выраженности реакции может несколько меняться ее качественный состав (отдельные компоненты могут быть представлены по-разному или вообще отсутствовать), однако общая структура ответа практически постоянна.

При наименее выраженной форме ответа реакция тревоги имеет много общего с хорошо изученной ориентировочной реакцией. Психологическое содержание реакции тревоги малой степени заключается в стремлении проанализировать внешний раздражитель и оценить его значимость. В отличие от обычной ориентировочной реакции, реакция тревоги при действии слабого экстремального фактора более устойчива и в ней сильнее выражены психологические и поведенческие компоненты.

Наиболее отчетливыми являются изменения порогов восприятия. Ниже приведен пример изменения функциональной подвижности (в %% к исходной величине порога, принятой за 100%) слухового, зрительного и тактильного анализаторов при действии экстремальных факторов:

Анализатор (воздействие)

Слуховой

(общая вибрация)

Зрительный

(внезапный звук)


Тактильный

(неожиданная общая ситуация)

Слуховой

(недостаточность информации)

150

116

236

174


Наряду с ухудшением показателей работа афферентных систем наблюдаются изменения ряда психических функций. Одной из самых характерных черт реакции тревога является изменение вни­мания. Типичные изменения концентрации внимания прослеживаются в результатах выполнения корректурной пробы (в %% к исходным показателям) при общем вибрационном воздействии:


Время воздействия

(часы)

Число ошибок

Средняя скорость просмотра (элементы в мин.)

1

2

3

110

118

168

130

130

167


Изменяются и характеристики памяти, в частности, такие, как кратковременное запоминание, оперативный объем памяти, поиск в долговременной памяти и некоторые другие.

Нарушается выполнение профессиональных навыков. Это наиболее ярко выражено в замедлении темпа работы. В случае внезапности воздействия или его чрезмерной интенсивности возможна кратковременная остановка в работе.

Как правило, появление реакции тревоги малой степени не вызывает значительных эмоциональных сдвигов. Не меняется общая направленность и соотношение мотивов деятельности.

При возрастании экстремальности фактора развивается реакция тревоги средней степени. Характерной чертой этой реакции является однонаправленность наблюдаемых изменений. Если в предыдущем случае картина изменений могла быть довольно пестрой, то здесь наблюдается выраженное ухудшение различных функций.

Значительно повышаются пороги сенсорных систем, нередки случаи возрастания порогов в несколько раз. Так, нами были зарегистрированы повышение тонального порога слуха на 15-18 дБ, увеличение пространственного порога тактильного анализатора в 4 раза, резкое увеличение дифференциальных порогов.

Характеристики памяти претерпевают существенные изменения. Многие авторы описывали характерный симптом сужения объема всех видов памяти. Иногда наблюдаются явления "выпадения" целых фра­гментов долговременной памяти. Значительны нарушения функции внимания, особенно его устойчивости. Ухудшается выполнение задач, требующих концентрации внимания. Так, например, выполнение известного теста отыскания чисел в красно-черной таблице становится практически невозможным.

Нарушение внимания и памяти ведет к возрастанию ошибок в деятельности. Увеличивается их частота, нарушается сознательный контроль за появлением и коррекцией ошибок, что ведет к появлению "пачек" ошибок - при стереотипной деятельности они следуют одна за другой после появления первой ошибки.

Одним из характерных признаков является нарушение чувства времени. Как правило, субъективная оценка продолжительности времени смещается в сторону его переоценки, хотя случается и обратное. Особенно интересно своеобразное явление диссоциации временного восприятия: короткие интервалы (0,1-3 с) недооцениваются, а более длительные (минута и более) переоцениваются.

Существенно меняется структура интеллектуальных операций как репродуктивных, так и продуктивных. В классе репродуктивных операций в большей мере затрагиваются группировочные и комплексные операции, в меньшей - счетные. Группировки по неполному сходству, особенно по неявным признакам, часто вообще невыполнимы. Резко затруднена группировка по причинным признакам. Операции классификации по заданному признаку выполняются с трудом, наблюдается подмена заданного признака случайно выбранным другим признаком. Выполнение счетных операций относительно более устойчиво. Однако частота ошибок резко возрастает при усложнении счетного задания. Есть основания полагать, что причина этого лежит в резком уменьшении объема оперативной памяти, так как письменный счет оказывается более устойчивым по сравнению с устным.

Нарушения продуктивных операций при реакции тревоги средней степени неоднозначны. Может наблюдаться как резкое ухудшение более простых операций при полной сохранности более сложных, так и обратная картина. Операции комбинаторики, т.е. нахождения общих и различных признаков в сигналах, изменяются качественно. Вместо одного признака производится сериация по нескольким, наблюдается подмена одного признака другим. Более резкие нарушения наблюдаются в таких классах продуктивных операций, как формирование понятий и суждений и их преобразования. Эвристические операции обычно не выполняются и подменяются шаблонными стереотипными действиями.

Выше уже говорилось о характере наблюдаемых ошибок в этом состоянии. Следует добавить, что одной из особенностей является снижение контроля за качеством деятельности. Человек настойчиво повторяет одно и то же ошибочное действие, несмотря на его явную неправильность. Иногда эти неправильные действия обусловлены выпадением части алгоритма, иногда появляются как следствие неправильной оценки обстановки, в ряде случаев они могут быть взяты из арсенала какой-либо другой деятельности. Резко затруднено переключение с одного типа реакций на другой.

Как правило, осуществляются шаблонные стереотипные действия, запущенные до момента наступления реакции тревоги.

Одним из наиболее существенных признаков является изменение мотивов деятельности, где на первый план выдвигаются пережива­ния страха, мотивы "ухода" из экстремальной ситуации. Доминантным становится какой-либо один из множества мотивов, в обычных условиях определяющих деятельность человека. Появляется резко выраженное эмоциональное напряжение.

Можно выделить две формы состояния тревоги крайней степени - пассивную и активную. Однако в обоих случаях существенным является выраженная утрата сознательного контроля над поведением.

При пассивной форме реакции наступает своеобразная оцепенелость, прекращение активной деятельности. Рабочие движения могут продолжаться, но они теряют осмысленный, целенаправленный характер. Стереотипно выполняется одно и то же действие. Поступающие сенсорные сигналы почти не воспринимаются. Человек зачастую не понимает обращаемой к нему речи. Полностью отсутствует всякая форма активного противодействия экстремальному фактору, даже в виде попытки ухода от него. Трудно говорить о характере мыслительной деятельности человека в таком состоянии, так как исследования провести не удается из-за полной утраты коммуникабельности. При ретроспективном анализе обычно обнаруживается полная или частичная амнезия. Интересно, что иногда в памяти фиксируются незначительные, несущественные детали обстановки, тогда как наиболее важные детали выпадают из сознания.

Следует остановиться на одной черте поведения, вытекающей из глобального синдрома раздвоения сознания - снятия эмоциональной окраски своих переживаний. Так, при опросе лиц, переживших стихийное бедствие, часто приходилось слышать такую характеристику своих переживаний: "Как-будто это я и не я, а кто-то другой, со стороны".

Весьма интересна форма пассивной реакции, характеризующаяся потерей волевого контроля. В этом случае сохраняется восприятие действительности, может быть найден даже алгоритм правильных действий. Однако парализованная воля не дает возможности осуществить эти действия.

Классическим примером активной формы реакции тревоги крайней степени является состояние паники.

Определяющим поведенческие реакции человека является мотив ухода от сложившейся ситуации. Он может реализоваться как в явном виде (бегство, уход), так и принимать форму лихорадочной деятельности, включающей даже элементы, необходимые в конкретной ситуации. Однако организация этой деятельности характеризуется полным отсутствием логики поведения. Это скорее хаотичный набор отдельных, не связанных между собой действий. Элементы этих действий не доводятся до конца, наблюдаются простые повторы действия или смена одного действия противоположнонаправленным. Следует отметить повышенную внушаемость лиц, находящихся в этом состоянии. Однако возможность восприятия адекватной команды может и не привести к желаемому результату, а вызвать новую серию хаотических действий, противоположных тем, которые выполнялись до ее получения.

При активной форме реакции тревоги не встречается описанного выше синдрома раздвоения сознания. В сочетании с повышенной внушаемостью это ведет к появлению реакций подражания, когда человек слепо следует поведению большинства или какого-либо одного человека. Поскольку для этой формы реакции характерна двигательная доминанта, поведение нередко задается наиболее двигательно-активным индивидом. Вероятно, именно этим объясняется заразительность панического бегства с поля боя людей, находящихся в этом состоянии. В свете сказанного понятна важная роль примера, принимающего форму активных действий у людей, которые должны остановить панику.


^ Адекватная форма ответа

Характерной особенностью адекватной формы ответа является ее целенаправленный характер, связанный с формированием плана действий, направленного на устранение или минимизацию действия экстремальных условий. Такая целенаправленная организация определяет и симптоматику типичных проявлений этого состояния.

Исследование сенсорных систем обнаруживает характерную диссоциацию, выражающуюся в повышении одних и понижении других показателей. Обычно повышаются пороги чувствительности, особенно непосредственно не участвующих в выполнении деятельности анализаторов. Повышение порогов чувствительности может рассматриваться как целесообразная реакция "загрубления входа", сокращающая расход психофизиологических резервов. Существуют данные, показывающие прямую зависимость повышения порога и величины концентрации внимания: чем выше концентрация внимания, тем больше снижение чувствительности. Усиление концентрации внимания при действии экстремального фактора заключается в игнорировании всех посторонних сигналов, не имеющих прямого отношения к деятельности.

Как правило, сильная концентрация внимания уменьшает и возможности человека к распределению внимания. Однако это правило не выполняется в тех случаях, когда распределение вникания является обязательным компонентом организации деятельности. Показатели переключаемости внимания значительно улучшаются. Наиболее отчетливо это видно при анализе поведения человека в сложных ситуациях, когда осуществляется поиск оптимального алгоритма действий в зависимости от изменения поступающей информации.

Адекватная форма ответа связана со специфичными изменениями памяти, особенно кратковременной и оперативной. Скорее всего, следует говорить об избирательном изменении кратковременной памяти: улучшается запоминание лишь того материала, который может иметь семантическую значимость для человека. Исследование скорости формирования и объема оперативной памяти, т.е. актуализации энграмм из долговременной памяти, дает различные результаты в зависимости от характера экстремального фактора. При экстремальных факторах физико-химической природы формирование адекватной реакции, как правило, увеличивает эту скорость. При действии экстремальных факторов, связанных с информационными и семантическими характеристиками нагрузки, результаты не бывают однотипными, и зависят прежде всего от субъективной значимости и характера принятого решения.

При организации адекватного ответа значительно возрастает удельный вес операций поиска и реализации эвристических решений. Это иногда выделяется как один из наиболее характерных признаков адекватного ответа. Этому соответствуют определенные изменения интеллектуальных операций, обеспечивающие основные этапы процесса принятия задачи в новых условиях.

Переформулировка задачи в изменившейся ситуации определяется ее значимостью и доминирующими мотивами деятельности. Возможны два основные пути трансформации задачи. Один из них связан с изменением цели деятельности и организацией действий по уходу от экстремального фактора или активному его преодолении. Во втором случае конечная цель деятельности остается неизменной и главным становится сохранение деятельности при продолжающемся влиянии экстремального фактора. В обоих случаях меняется формулировка задач, что накладывает отпечаток на выбор конкретной стратегии ее реализации. Возможно использование различных интеллектуальных стратегий выхода из затруднительной ситуации. Однако характерным для адекватного типа ответа является увеличение продуктивности мышления - скорости поиска и оценки возможных выходов из ситуации. По отношению к нему можно говорить о "гибкости" мышления и отказе от фиксации на шаблонных приемах решения задач.

Показатели профессионального поведения при реакции адекватного ответа также изменяются, причем ряд параметров, таких как скорость выполнения действий и их точность, как правило, улучшаются. Однако изменения временных и точностных характеристик не являются основным. Главными становятся изменения в операционной структуре деятельности. Стереотипные, жестко детерминированные реакции дополняются действиями, основанными на вероятностном учете ситуационных изменений, что приводит к моди­фикации или даже смене алгоритма деятельности.

Динамика ошибок при этой форме ответа зависит от того, какой вид деятельности преобладает - поддерживается ли заданный алгоритм или осуществляется творческая деятельность, направленная на поиск нового решения. В первом случае становится меньше количественных ошибок, а число качественных ошибок относительно стабильно. При поисковой деятельности общее число ошибок возрастает, причем большая часть ошибок происходит за счет гиперреагирования. Интересно, что значительное число ошибок совершается сознательно, т.е. их модно квалифицировать как специально допускаемые оператором нарушения алгоритма с целью поиска непредусмотренных способов действия. С этой точки зрения увеличение числа ошибок является одной из стратегий процесса принятия решения.

Адекватная реакция сопровождается значительным усилением роли такого свойства личности, как воля. Исследования измене­ний s эмоциональной сфере при адекватном ответе показывают, что он протекает на фоне выраженного усиления эмоционального компонента, участвующего в формировании адекватного ответа.

Довольно сложен анализ динамики мотивов при формировании адекватной реакции. Дело в том, что любой вид профессиональной деятельности определяется множеством разнообразных мотивов, выявить полный набор которых далеко не всегда удается. Поэтому в ситуации адекватного ответа трудно говорить о появ­лении новых мотивов. Скорее всего, в этом случае происходит как бы сужение мотивационного поля из-за выраженного преобладания одних мотивов и подавления других. Так, доминирование социально значимых и высоких гражданских мотивов является мощной силой, формирующей адекватную реакцию на экстремаль­ную ситуацию.


^ Методические подходы к проблеме диагностики функциональных состояний

В современной литературе обычно выделяются три типа методов, с помощью которых можно оценить состояние субъекта: физиологические, поведенческие и субъективные [23, 54]. Однако более четкой является классификация, в которой выделяются физиологические и психологические показатели. В последнюю группу входят критерии эффективности выполнения различных поведенческих задач (в том числе и психометрическое тестирование) и субъективная симптоматика конкретных видов функциональных состояний.


^ Физиологические методы тестирования

Усилия большой группы исследователей были направлены на поиск хотя и косвенных, но зато непосредственно регистрируемых показателей сдвигов в функционировании организма. Традиционное обращение к этому классу явлений определено целым рядом важных соображений [55]. Главное из них - это возможность объективного описания наблюдаемых явлений. Немаловажным аргументом является и принципиальная возможность получения количественной оценки сдвигов в функционировании любой системы.

В качестве возможных индикаторов динамики функциональных состояний рассматриваются самые разнообразные показатели функционирования центральной нервной системы и вегетативные сдвиги [50, I04]. К их числу относятся, прежде всего, электрофизиологические показатели: ЭЭГ, ЭМГ, КГР, ВП, а также частота сердечных сокращений, величина артериального давления, состояние тонуса сосудов, величина диаметра зрачка и многие другие (см. рис.9). Кроме того, интенсивно развиваются исследования биохимических сдвигов при различных функциональных состояниях [71, II4]. На базе же частных методик разрабатываются комплексные, полиэффекторные методы регистрации.

В данном разделе предпринята попытка общей характеристики диагностической ценности наиболее часто используемых методик и выделения круга проблем, определяющих успешность решения поставленной задачи.

Изменения параметров электрической активности мозга традиционно рассматриваются в качестве непосредственного индикато­ра динамики уровня активации [6,91]. Различным видам функциональных состояний ставят в соответствие характерные изменения в ЭЭГ [10,31]. Так, проявлением развивающегося угощения считается реакция десинхронизации альфа-ритма в сочетании с появлением периодов медленной активности (тета-ритм) [50]. По мере утомления продолжительность этих периодов увеличивается и имеет место картина "гиперсинхронизации" ЭЭГ [3I].

Другим общепринятым методом изучения динамики функциональных состояний является кожно-гальваническая реакция [50, 53], используемая как один из приемлемых критериев оценки уровня общей активации [6]. Использование этого показателя связано прежде всего с задачей диагностики состояний эмоциональной напряженности.

К числу наиболее чувствительных и информативных показателей динамики функциональных состояний относятся различные параметры деятельности сердечно-сосудистой системы: составляющие ЭКГ, частота сердечных сокращений, величина артериального давления, состояния различных отделов сосудистого русла [5, 50, I04]. Развитие состояний напряженности и утомления, связанные с увеличением энергетических затрат, приводит к закономерному возрастанию частоты сердечных сокращений, дыхания и других параметров, свидетельствующих об изменениях в энергетическом балансе организма.

Динамика других вегетативных показателей: температуры тела, функций пищеварительных и выделительных систем и т.д., с успехом используется для характеристики непроизвольных сдвигов уровня активации в ходе, например, суточного цикла [8I, 100].

Обширная область исследований посвящена изучению особенностей гормональных сдвигов, происходящих под влиянием различ­ных нагрузок и условий деятельности. Несмотря на чисто технические трудности использования этих показателей в диагностических целях, число разрабатываемых и уже применяемых на практике соответствующих методик непрерывно растет. Помимо изучения количественной динамики секреции различных гормонов как показателей суточной ритмики, большое число исследований посвящено выявлению особенностей секреторной деятельности в различных поведенческих ситуациях [92, 102]. В качестве типичных коррелятов повышенной напряженности и стресса обычно указывают на повышение содержания в крови и моче работающего человека 17-оксикортикостероидов или "гормонов стресса" - адреналина и норадреналина.

Динамика физиологических показателей отражает не только общие сдвиги активности организма, но и изменения нагрузки отдельных функциональных систем. В исследованиях В.М.Гордон и соавт. [I5] отмечается наличие характерной топографии пунктов максимальной десинхронизации альфа-ритма при решении разных задач в зависимости от их содержания. Влияние утомления приводит к перестройке структурно-функциональной системы электрической активности мозга, также специфичной для различных видов деятельности [3I]. В целях определения величины нагрузки широко распространено использование таких ее физиологических коррелятов, как изменение величины диаметра зрачка (по данным пупиллометрии) и кохно-гальванической реакции, позволявших осуществлять посекундный контроль затрачиваемых на выполнение задания усилий (см. рис.10).

В связи с этими данными, свидетельствующими о системном характере сдвигов, наблюдаемых в деятельности различных физиологических систем, обнаруживается необходимость описания комплекса физиологических реакций, специфичных для того или иного состояния организма. Адекватное решение этой задачи возможно на основе полиэффекторной регистрации показателей. Однако реализация этого требования чрезвычайно трудна вследствие разнообразия реакций и неоднозначности сдвигов, наблюдаемых при одном и том же состоянии организма [10, 11, 55].

Нет сомнения в том, что нагрузка и изменения функциональных возможностей организма сопровождаются динамикой физиологических показателей. К сожалению, существует много других факторов, которые аналогичным образом влияют на одни и те же регистрируемые параметры. Можно отметить следующие нежелательные свойства такого широко используемого показателя как ЭЭГ: вариабельность ее изменений у одного и того же лица, вариабельность этих изменений у разных лиц, сходство изменений ЭЭГ при существенно различных состояниях. Подчеркнем, что эти особенности характерны и для других физиологических показателей.

В связи с этим при решении проблем диагностики функциональных состояний на первый план выдвигается задача исследования индивидуальных различий. Типы физиологических ответов (паттер­ны реакций) в определенной ситуации широко варьируют у разных людей. В то же время существуют доказательства относительного постоянства типа реакций у одного человека в фиксированных условиях. Если иметь возможность "идентифицировать переменные, которые задают "исходный уровень" для конкретного индивида, мы двинемся далеко вперед в решении интересующей нас задачи" [86, с.257]. В определенном смысле эта задача аналогична проблеме создания "физиологического профиля личности" (Лэси, цит. по [55]).

Использование физиологических показателей в диагностических целях сдерживается существенными трудностями метрологического порядка. Несмотря на относительную простоту (это не относится к сложной технике проведения исследований и дальнейшему трудоемкому процессу) статистической обработки их результатов.

непосредственного количественного измерения наблюдаемых в эксперименте сдвигов физиологических функций, перед исследователем встает целый ряд проблем. К их числу относятся задачи создания и выбора адекватных исследуемому материалу, методических средств анализа (математические модели и концептуальные схемы). Кроме того, существует целый ряд общих для всех видов физиологических измерений метрологических проблем, главные из которых - это проблемы эталонного уровня функционирования и нелинейности шкал измерений.

Перечисленные факты, а также сохраняющееся методическое несовершенство процедур регистрации и обработки физиологических данных, представляют собой реальные трудности в деле использования этих показателей для диагностики динамики функциональных состояний в реальных условиях.


^ Психологические методы тестирования

Разработка психологических методов оценки функциональных состояний осуществлялась преимущественно в контексте исследований утомления и динамики работоспособности. Именно в этой традиции накоплен богатый материал относительно использования субъективных и психометрических методик тестирования.


^ Методики субъективной оценки функциональных состояний

Перспективность применения в диагностических целях субъективных методик объясняется многообразием проявлений симптоматики утомления во внутренней жизни индивида - от хорошо знакомого каждому комплекса ощущений усталости до специфических изменений самоафферентации, затрагивающих познавательную и мотивационную сферы. Несмотря на широко распространенное мнение о значимости данных субъективного опыта для диагностики утомления [54, 70, 79], эта область исследований долгое время нахо­дилась вне научной разработки. Субъективная симптоматика рассматривалась как материал непригодный для экспериментирования. Только в течение последних 10-15 лет эта область исследований начала интенсивно и плодотворно развиваться.

Разработка данной группы методов шла по пути более тщательного изучения симптоматики утомления и выделения двух основных методических направлений: метода опроса и метода шкалирования субъективных переживаний.

Опросники. Эта группа методов направлена на выявление качественно разнообразных симптомов утомления, которые с большей или меньшей легкостью могут быть осознаны человеком. Количественная оценка или определение степени выраженности каждого признака не ставятся главной целью подобных исследований. Оценка состояния человека основывается на учете общего количества перечисленных симптомов и анализе их качественного своеобразия.

Отдельные опросники существенно различаются между собой объемом перечисленных признаков и способом их группировки. Объем их варьирует от нескольких признаков до нескольких десятков или даже сотен. Общей тенденцией при разработке новых опросников является стремление к ограничению списка симптомов, что соответствует требованиям краткости тестового испытания и простоты количественной обработки. В то же время это предполага­ет включение в состав списка наиболее важных, "ключевых" признаков.

Выбор наиболее информативных симптомов и их группировка являются основным путем создания более компактных и надежных опросников. Нередко такая работа ведется на основе привлечения средства многофакторного статистического анализа [39, 104, II5]. В работе С.Кашиваги [98] для конструирования нового опросника использовался факторно-аналитический метод. При разработке опросника автор исходил из представления о том, что все многообразие проявлений утомления можно классифицировать следующим образом: симптомы слабой активации, слабой мотивации и физической дезинтеграции. Предполагалось, что две первые группы симптомов являются общими практически для всех видов труда.

Исходным материалом для построения опросника послужили 48 терминов, описывающих различные проявления утомления. Было проведено исследование, в котором 65 испытуемых с помощью семибалльной шкалы оценивали пригодность каждого термина для тестирования утомления. На основании результатов предварительного оценочного исследования с помощью факторного анализа были выделены две группы наиболее информативных симптомов, объединенных под названиями "слабая активация" и "слабая мотивация". В таблице I представлено содержание разработанного опросника.

Таблица I Опросник С.Кашиваги [98]


«Слабая активация»

“Слабая мотивация”

Не хочется ходить

Срывающийся голос

Не готов к работе

Впалые щеки

Избегание разговоров

Мрачное лицо


Безжизненные глаза

Раздражительность

Апатичное лицо

Вялость

Ошибки в работе

Избегание взгляда

Затруднения в общении

Медлительность

Сонливость

Обеспокоенность другими делами


Бледное лицо

Одеревяневшее лицо

Дрожание пальцев

Неспособность сконцентрировать внимание и слушать


Отметим, что в число симптомов, предлагаемых в данном опроснике, входят такие внешние признаки, присутствие которых трудно оценить самому испытуемому, особенно в условиях производственного процесса (например, характер выражения глаз и лица). Естественно, что это вызывает определенные трудности при использовании теста. С другой стороны, наличие подобных внешне выраженных признаков весьма желательно, поскольку они открывают возможность объективного контроля за ответами испытуемых. Разработка более совершенных опросников предполагает нахождение компромиссного решения.

Для современных исследований, направленных на создание опросников характерны тщательная разработка симптоматики утомления, классификация признаков и анализ определяющих их факторов, а также использование различных способов контроля за выполнением этих тестов. Несмотря на это, применение опросников встречает целый ряд серьезных трудностей. Одна из главных причин этого состоит в отсутствии адекватных приемов количественной оценки получаемых результатов. Суммарная оценка общего количества симптомов - слишком грубый показатель, особенно если при этом не оценивается сравнительная значимость присутствия того или иного признака. Кроме того, в опросниках обычно не определяется степень выраженности того или иного симптома. Эти недостатки частично преодолеваются с помощью методик субъективного шкалирования состояния.

^ Методики субъективного шкалирования состояния. Эта группа методов предназначена для более тонкой оценки степени утомления. Испытуемого просят соотнести свое состояние с рядом признаков, для каждого из которых выделены полярные оценки (отсутствие-присутствие, плохой-хороший). Расстояние между крайними точками представляется в виде многоступенчатой шкалы. Степень выраженности каждого признака определяется расположением точки, выбранной испытуемым на этой шкале. Как правило, эти методики являются модификациями широко используемого в психологических исследованиях метода семантического дифференциала.


o-sanitarno-epidemiologicheskom-blagopoluchii-naseleniya-stranica-20.html
o-sanitarno-epidemiologicheskom-blagopoluchii-naseleniya-stranica-25.html
o-sanitarno-epidemiologicheskom-blagopoluchii-naseleniya-stranica-30.html
o-sanitarno-epidemiologicheskom-blagopoluchii-naseleniya-stranica-8.html
o-sbornike-dobrotolibie-3-rukovodstvo-k-duhovnoj-zhizni.html
o-sebe151-kniga-predstavlyaet-soboj-sbornik-istoricheskih-materialov-posvyashennih-samoj-geroicheskoj-i-samoj-tragicheskoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/modelnij-reglament.html
  • turn.bystrickaya.ru/opisanie-poligona-badhiz-karabil-turkmenistan-prioritetnogo-uchastka-ekonet.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/podgotovka-molodezhi-dlya-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/frazeologizmi-kak-diskursivnie-markeri-v-politicheskom-tok-shou-reprezen-taciya-hristianskoj-kartini-mira-v-azbuchnoj.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-uslugi-obshinski-plan-za-razvitie-na-obshina-varn-a.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialnaya-rabota-na-urale-istoriya-i-sovremennost-mezhvuzovskij-sbornik-nauchnih-trudov-vipusk-3-ekaterinburg-2010.html
  • bystrickaya.ru/zadacha-16-religii-v-rossii-metodicheskoe-posobie.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-8-1-obyazannosti-direktora-i-obsluzhivayushego-personala-lagerya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-o-vnesenii-izmenenij-v-ugolovno-processualnij-kodeks-rossijskoj-federacii-g-b-mirzoev-dostup-k-pravosudiyu-i-problemi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vmesto-predisloviya-stranica-37.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-kursu-administrativnoe-pravo-rf-chast-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-semejnoe-pravo-praktikum-sankt-peterburg-2006-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-ekologiya-i-zdorove-cheloveka.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispolnitelnie-organi-i-dolya-uchastiya-lic-organov-upravleniya-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-4-kvartal-2004-goda.html
  • student.bystrickaya.ru/-9-nasledovanie-avtorskih-prav-uchebnik-bliznec-i-a-leontev-k-b-pod-red-i-a-blizneca-.html
  • grade.bystrickaya.ru/naimenovanie-stranica-7.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dokla-d-za-prilaganeto-na-zakona-i-za-dejnostta-na-prokuraturata-i-na-razsledvashite-organi-prez-200-9-g-sdrzhanie-stranica-38.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostoyanie-kadrov-uchrezhdeniya-po-bibliotekam-kulturno-dosugovim-uchrezhdeniyam-dmsh-dshi-dhsh.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-akvaekologiya-specialnost-280202-inzhenernaya-zashita-okruzhayushej-sredi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-psihologicheskaya-tipologiya-v-v-zelenskij-ot-redaktora-russkogo-izdaniya-1929-g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-elastichnost-i-nalogooblozhenie-koncepciya-rinochnogo-ravnovesiya-spros-i-predlozhenie-faktori-sprosa-i-predlozheniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-032401-reklama-stranica-7.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravlenie-socialnim-tonusom-monoprofilnogo-goroda.html
  • tests.bystrickaya.ru/larina-gsuo-grodnenskij-gosudarstvennij-universitet-imeni-yanki-kupali-grodno.html
  • learn.bystrickaya.ru/firma.html
  • control.bystrickaya.ru/bochkareva-t-hakeri-vishli-na-birzhu1-.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reglament-dejstvij-lokomotivnih-brigad-v-avarijnih-i-nestandartnih-situaciyah-pri-rabote-na-sopredelnih-uchastkah-drugih-zheleznodorozhnih-administracij.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vneshnyaya-sreda-innovacij-udovih-otnoshenij-innovacii-v-postsovetskoj-promishlennosti-chast-i-pod-redakciej-v-i.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-g-plast-chelyabinskoj-obl-oprovedenii-vtorogo-rajonnogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-shkolnikov-v-2008-2009-uchebnom-godu.html
  • urok.bystrickaya.ru/problemi-armyano-tureckih-politicheskih-otnoshenij-i-perspektivi-ih-normalizacii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukazatel-imen-moskva-izdatelstvo-respublika.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sholohov-m-a-sudba-cheloveka-sudba-narodnaya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-na-2008-2009uch-god-g-buzuluk-nabor-leto-2007g-gr-95-10381-73chel.html
  • letter.bystrickaya.ru/ni-dnya-bez-misli.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tipovie-resheniya-problemi-informacionnoj-asimmetrii-uchebniki-politicheskogo-analiza-obichno-identificiruyut-komponenti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.