.RU

Муниципальная программа развития потребительского рынка и сферы услуг в городе шумерля


УТВЕРЖДЕНА

постановлением администрации города Шумерля

от 30.09.2010 г. №871


МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

И СФЕРЫ УСЛУГ В ГОРОДЕ ШУМЕРЛЯ

НА 2011–2020 ГОДЫ


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы



Муниципальная программа развития потребительского рынка и сферы услуг в городе Шумерля на 2011–2020 годы

Основания для разработки Программы



Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 3819-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007г. №8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года»; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. №107 «О Республиканской целевой программе «Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2010–2020 годы»

Муниципальный заказчик



Администрация города Шумерля


Основной разработчик



Отдел экономики, имущественных и земельных отношений администрации города Шумерля

Цели Программы



решение проблем в сфере потребительского рынка и сферы услуг в городе Шумерля, определение основных направлений развития потребительского рынка и сферы услуг и мероприятий, содействующих развитию потребительского рынка и сферы услуг в городе Шумерля

Основные задачи Программы



совершенствование координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и сферы услуг;

развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов потребительского рынка и сферы услуг;

развитие конкуренции;

повышения качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг;

развитие кадрового потенциала организаций потребительского рынка и сферы услуг

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы




Ежегодный рост физических объемов товарооборота на 3-14 процентов, общественного питания на 1-11 процентов, объема платных услуг – на 1-8 процентов;

Увеличение к 2020году оборота розничной торговли на душу населения до 102,0 тыс.рублей, объемов платных услуг – до 56,3 тыс.рублей;

привлечение в развитие инфраструктуры потребительского рынка и сферы услуг инвестиций из внебюджетных источников в объеме 652,0 млн.рублей;

увеличение к 2020 году обеспеченности на 1000 жителей торговой площадью до 720 кв.метров, посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети – до 50 единиц, рабочими местами в организациях бытового обслуживания – до 15 единиц;

увеличение к 2020 году удельного веса организованного рынка в формировании оборота розничной торговли до 95 процентов;

создание за период реализации Программы 890 новых рабочих мест

Сроки реализации



2011–2020 годы

Перечень основных мероприятий



совершенствование внешней среды развития малого и среднего предпринимательства и взаимодействие органов местного самоуправления с общественными объединениями предпринимателей;

-развитие малого и среднего предпринимательства в области инноваций;

-развитие механизмов финансово-имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства;

-кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства

Объемы и источники финансирования Программы



Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств бюджета города Шумерля и внебюджетных источников:

Общий объем средств, необходимых для финансирования Программы составляет – 652,5 млн. рублей, в том числе:

2011 год – 55,03 млн. рублей;

2012 год – 57,03 млн. рублей;

2013 год – 59,04 млн. рублей;

2014 год – 62,04 млн. рублей;

2015 год – 64,05 млн. рублей;

2016 год – 66,05 млн. рублей;

2017 год – 69,06 млн. рублей;

2018 год – 71,06 млн. рублей;

2019 год – 73,07 млн. рублей;

2020 год – 76,07 млн. рублей.

из них средства бюджета города Шумерля – 0,5 млн. рублей, в том числе:

2011 год – 0,03 млн. рублей;

2012 год – 0,03 млн. рублей;

2013 год – 0,04 млн. рублей;

2014 год – 0,04 млн. рублей;

2015 год – 0,05 млн. рублей;

2016 год – 0,05 млн. рублей;

2017 год – 0,06 млн. рублей;

2018 год – 0,06 млн. рублей;

2019 год – 0,07 млн. рублей;

2020 год – 0,07 млн. рублей;

внебюджетных источников (средств организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка и услуг) – 652,0 млн. рублей, в том числе:

2011 год – 55,0 млн. рублей;

2012 год – 57,0 млн. рублей;

2013 год – 59,0 млн. рублей;

2014 год – 62,0 млн. рублей;

2015 год – 64,0 млн. рублей;

2016 год – 66,0 млн. рублей;

2017 год – 69,0 млн. рублей;

2018 год – 71,0 млн. рублей;

2019 год – 73,0 млн. рублей;

2020 год – 76,0 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности



Реализация мероприятий Программы обеспечит:

ежегодный рост товарооборота в сфере розничной торговли на 3-14 процентов, в сфере общественного питания на 1-11 процентов, объемов платных услуг – на 1-8 процентов;

Обеспечение к 2020году населения города на 1000 жителей торговыми площадями до 720 кв.метров, посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети – до 50 единиц, рабочими местами в организациях бытового обслуживания – до 15 единиц;

повышение качества производимых и реализуемых товаров и услуг.

Социальная и бюджетная эффективность Программы выражается в:

обеспечении создания за 2010 - 2020 годы 890 рабочих мест за счет строительства новых объектов потребительского рынка и сферы услуг; повышении к 2020 году уровня средней заработной платы работников сферы услуг до 54,0 тыс. рублей; внедрении в организациях потребительского рынка прогрессивных методов продажи и новых видов услуг, ежегодном приросте доли указанных организаций более чем на 5 процентов; повышении качества жизни населения путем повышения качества оказываемых услуг розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; улучшении питания детей в средних общеобразовательных учреждениях и увеличении охвата школьников горячим питанием к 2020 году до 100 процентов; повышении уровня знаний населения о защите своих прав (уменьшении количества обращений граждан о защите прав потребителя); снижении стоимости основных видов продовольственных товаров путем сокращения звеньев товародвижения; увеличении доли налоговых поступлений в общем объеме налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации до 17 процентов; предполагаемом увеличении суммы инвестиций в развитие потребительского рынка и сферы услуг до 652,0 млн. рублей

Система управления и контроля за реализацией Программы



контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Глава администрации города Шумерля.

Исполнители мероприятий Программы представляют:

-ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в отдел экономики, имущественных и земельных отношений администрации города Шумерля статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;

-ежегодно до 20 февраля до 2021 года информацию о ходе реализации мероприятий Программы главе администрации города Шумерля.

Отдел экономики, имущественных и земельных отношений администрации города Шумерля:

-по окончании срока реализации Программы готовит до 1 марта 2021 г. главе администрации города Шумерля доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.


Введение


Муниципальная программа развития потребительского рынка и сферы услуг в городе Шумерля на 2011–2020 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральный законом от 28 декабря 2009 г. № 3819-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007г. №8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года»; постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. №107 «О Республиканской целевой программе «Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2010–2020 годы» в целях повышения социально-экономической эффективности потребительского рынка и сферы услуг, создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на качественные товары и услуги.

Программа определяет цели, задачи, основные мероприятия по развитию потребительского рынка и сферы услуг в городе Шумерля на 2010 - 2020 годы. При ее разработке использованы статистические данные, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике за период с 2006 по 2010 год, прогнозные показатели до 2020 года, предложения органов исполнительной власти Чувашской Республики.


^ I. Содержание проблемы

и необходимость решения ее программными методами


Потребительский рынок - активно развивающаяся сфера экономики города Шумерля.

Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики города.

Состояние розничной торговли и сферы услуг в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально-экономического развития города и Чувашской Республики. Курс на интенсивное развитие экономики способствовали повышению темпов роста объемов оборота розничной торговли и платных услуг в 2008 и 2009 годах. По сравнению с 2008 годом общий объем оборота розничной торговли возрос на 6 процентов, оборот общественного питания увеличился на 9,6 процента, объем платных услуг увеличился на 7,9 процента.

Доля непродовольственных товаров в обороте розничной торговли, являющаяся одним из показателей качества жизни населения, составила в 2009 году 51,4 процента (в 2007 году – 50,1 процента). Уровень товарных запасов в днях торговли составил в 2009 году 32 дня (в 2008 году - 28 дней).

Высокие темпы роста показателей сферы потребительского рынка позволили обеспечить положительный финансовый результат организаций сферы оптовой и розничной торговли. Однако в 2009 году последствия финансового кризиса уже сказались на эффективности деятельности организаций сферы потребительского рынка. На 1 января 2010 г. по сравнению с 1 января 2009 г. доля убыточных организаций в данной сфере увеличилась с 10,1 до 15,8 процента.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сферы потребительского рынка и услуг составила по городу 8640рублей, что составляет к среднереспубликанскому показателю 75,5 процента. Темпы роста заработной платы в данных сферах составили 118 процентов к уровню 2008 года.

Необходимо отметить, что в начале 2010 года впервые отмечено снижение уровня заработной платы по отношению к предыдущему месяцу на 3,1 процента. В связи с этим стоит задача по повышению социальной ответственности руководителей организаций сферы потребительского рынка и предпринимателей перед своими работниками, недопущению необоснованных увольнений и сокращений уровня заработной платы. Следует направить усилия на разъяснительную работу о необходимости пересмотра руководителями организаций сферы потребительского рынка и услуг своей кадровой политики, а также форм и методов работы, направленной на совершенствование ассортиментной политики, сокращение неоправданных расходов, повышение эффективности работы маркетинговой службы.

В рамках реализации мероприятий Муниципальной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Шумерля на 2005 - 2010 г.г. в 2010 году продолжалось качественное улучшение сети объектов розничной торговли за счет увеличения доли современных предприятий. Велась работа по модернизации существующих предприятий как общедоступной сети, так и социального направления, внедрению новейших технологий, расширению перечня предлагаемых услуг, повышению квалификации работников.

В 2009 году открыто и реконструировано 26 объектов розничной торговли торговой площадью 1561,0 кв. метров, 3 объекта общественного питания на 84 посадочных места, 15 объектов бытового обслуживания с предоставлением более 20 видов услуг. Общая стоимость инвестиций в развитие объектов потребительского рынка составила около 28 млн. рублей, общее количество вновь созданных рабочих мест - более 140.

В настоящее время переведены на работу по методу самообслуживания 8 магазинов.

В соответствии с методикой расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов установлены нормативы минимальной обеспеченности населения города Шумерля площадью торговых объектов: суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по городу Шумерля в 2010 году составляет 458,5 кв.метра на 1 тыс. человек (фактически по городу – 474,4 кв. метра), в т.ч. по продаже продовольственных товаров 139,9 кв.метра на 1 тыс. человек (по городу -144,7 кв.метра на 1 тыс. человек), непродовольственных – 318,6 кв.метра на 1 тыс. человек (по городу -329,7 кв.метра на 1 тыс. человек). Исходя из рассчитанных нормативов обеспеченности в городе Шумерля должно быть не менее 15387,3 кв.метра торговых площадей, по состоянию на 01.01.2010г. общая торговая площадь по городу Шумерля составила 15922,4 кв.метра.

Ведется активная работа по реализации Плана организации розничных рынков на территории Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 мая 2007 г. N 97 "О порядке организации и функционирования розничных рынков на территории Чувашской Республики". На сегодняшний день в городе функционируют 1 универсальный рынок, 2 ярмарки, планируется построить в срок до 2012 года 3 торговых комплекса.

На строительство розничных рынков планируется направить до 2020 года более 70 млн. рублей из внебюджетных источников.

Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и сферы услуг в городе Шумерля позволяет обозначить основные проблемы этого сектора экономики, решение которых требует применения программных методов.

Увеличение производства товаров и оказания услуг, возрастание доходов организаций и населения и их платежеспособности способствовали повышению емкости, насыщенности рынка, о чем свидетельствуют массовые распродажи товаров со скидками и другие маркетинговые методы продвижения товаров пониженного спроса.

Партнерские отношения между поставщиками и получателями товаров изменились. Условия, при которых производитель выдвигал свои требования продавцу, характерные для ненасыщенного рынка, сменились либо равноправными партнерскими отношениями, либо диктатом оптового или розничного продавца. Последнее наиболее характерно для крупных торговых сетей и проявляется в форме требований его материального стимулирования: скидок, дополнительных оплат за размещение в отдельных зонах торгового зала, возврата нереализованного товара и т.п.

Не упорядочены процессы взаимодействия розничных торговых сетей с товаропроизводителями, осуществляющими свою деятельность на территории города. В сфере торговли отсутствует система учета объемов продажи продукции местного производства.

Недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.

Отсутствие среднесрочных отраслевых схем размещения объектов торговли, общественного питания, оптовой торговли сдерживает комплексное развитие инфраструктуры объектов потребительского рынка.

Необходимо решать вопросы по размещению объектов сферы услуг, борьбе с контрафактной продукцией, регулированию оборота алкогольной продукции, упорядочению реализации пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы.

Сложившийся в настоящее время в городе Шумерля рынок услуг характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.

Несовершенство статистического учета и отсутствие законодательной базы для учета вновь открываемых объектов не позволяют в полной мере производить анализ развития сферы потребительского рынка в городе и Чувашской Республике в целом.

Реализация мероприятий Программы в сфере потребительского рынка позволит увеличить количество объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания более чем на 100 предприятий. Годовой оборот розничной торговли в 2020 году увеличится по сравнению с 2009 годом в 1,5 раза на душу населения. Обеспеченность населения торговыми площадями составит в среднем по городу более 720 кв. метров на 1 тыс. жителей. Каждый район города должен быть в обязательном порядке обеспечен объектом торговли. В жилых массивах городов планируются формирование специальных торговых зон, расширение сети магазинов так называемой шаговой доступности. В рамках реализации Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" предусматриваются модернизация розничных рынков и их поэтапный перевод в многопрофильные торговые комплексы. На сельскохозяйственных рынках будут выделяться зоны для местных производителей - не менее половины всех торговых мест.

Развитие рынка платных услуг тесным образом связано с потребностями и платежеспособным спросом населения. В связи с этим расширение сферы услуг в первую очередь зависит от взаимодействия администрации города Шумерля и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере услуг.

Серьезными проблемами в сфере бытового обслуживания являются:

низкая рентабельность организаций службы быта, особенно в сельской местности;

слабая материально-техническая база: отсутствие современного оборудования и новых технологий, значительные затраты, связанные с ростом цен на материалы, оборудование, увеличение платы за аренду помещений, коммунальные услуги;

недостаточная инвестиционная и инновационная активность субъектов сферы бытового обслуживания;

отсутствие заинтересованности субъектов малого бизнеса в развитии сферы бытового обслуживания в отдаленных районах города ввиду отсутствия экономической привлекательности занятия бизнесом;

недостаточно эффективная система подготовки квалифицированных кадров для предприятий службы быта.

Основной задачей развития рынка платных услуг является содействие субъектам хозяйствования в сфере потребительского рынка и услуг со стороны администрации города Шумерля выделению земельных участков для строительства объектов потребительского рынка.

Служба быта как социально ориентированная отрасль экономики должна считаться приоритетной и развиваться по направлениям территориальной и ценовой доступности услуг, повышения уровня и качества обслуживания.

Развитию потребительского рынка будут способствовать улучшение транспортной доступности, рост денежных доходов населения, формирование потребностей в новых товарах и услугах со стороны предприятий и населения, развитие туризма. Особое внимание должно уделяться повышению роли малого бизнеса в производстве потребительских товаров и расширении сферы услуг.

Конкуренция в сфере потребительского рынка и услуг одна из самых высоких. Но при этом имеется ряд факторов, сдерживающих ее развитие:

недостаток профессиональных маркетологов и рекламных агентов;

неразвитость подразделений (компаний) по оказанию различного вида услуг субъектам потребительского рынка и сферы услуг, а именно: юридических, правовых, рекламных, маркетинговых, производственных и др.;

недостаток финансовых средств у субъектов потребительского рынка и сферы услуг.

высокий уровень налогов и сложная система налогообложения;

неэффективный характер кредитно-инвестиционной политики и высокий процент коммерческого кредита;

диспропорция в балансе интересов торговых сетей и организаций-поставщиков;

недостаточный платежеспособный спрос населения;

недостаточно рациональное территориальное размещение объектов розничной торговли в городах;

отсутствие научно обоснованной классификации объектов розничной торговли;

недостаточное правовое и нормативно-методическое обеспечение структурной политики в развитии торгового предпринимательства.

Вышеуказанные проблемы на потребительском рынке в первую очередь связаны с отсутствием четкой стратегии развития различных форм торговли и формирования ее инфраструктуры с учетом новых тенденций в экономике, анализа состояния товарных рынков, развития сетевых структур предприятий розничной торговли.

Система обеспечения безопасности и качества товаров, работ и услуг не позволяет в полной мере предотвратить производство опасной и недоброкачественной продукции, некачественное оказание услуг.

Данная проблема связана с рядом следующих негативных явлений в сфере потребительского рынка:

строительство и реконструкция объектов сферы обслуживания без учета требований нормативных правовых актов (торговые площади не обеспечиваются складскими и административными помещениями);

наличие диспропорций в системе товародвижения, неудовлетворительное соотношение складских и торговых площадей (в Европе использование 1 кв. метра в оптовом звене обеспечивает нормальную работу 8 кв. метров торговых площадей в розничной торговле, что является результатом развития логистики и правильной организации торгового процесса);

недостаток современных типов торговых структур, особенно в оптовом звене (распределительные и логистические центры и т.д.), складских площадей, отвечающих международным стандартам качества;

отсутствие системы стандартов обслуживания - показателей, характеризующих текущее состояние сферы потребительских услуг;

недостаточно развитая материально-техническая база в учреждениях профессионального обучения, что не позволяет готовить специалистов, умеющих работать по новым технологиям и на новейшем оборудовании;

отсутствие механизма ответственности работодателя за привлечение и использование работников, не имеющих соответствующего образования и подготовки;

недостаточно активная работа по внедрению международных стандартов качества в организациях сферы услуг. Отсутствие таких систем существенно снижает конкурентоспособность товаров, выпускаемых местными производителями, а также инвестиционную привлекательность субъектов хозяйственной деятельности, расположенных на территории города.

Развитие сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания сдерживают следующие факторы, связанные с кадровой политикой:

недостаток работников массовых профессий;

низкий уровень образования работников сферы торговли и общественного питания;

текучесть кадров, связанная с низкой заработной платой в организациях потребительского рынка и сферы услуг;

низкая правовая защищенность наемных работников сферы потребительского рынка и услуг и отсутствие социальных гарантий;

отсутствие в большинстве организаций общественных объединений (профсоюзов, советов и т.д.), призванных защищать интересы работников;

медленное образование профессиональных объединений и отраслевых ассоциаций, способных стать основой профессионального единства и центром технологической культуры;

неэффективное взаимодействие профессиональных объединений и отраслевых ассоциаций с органами исполнительной власти;

отсутствие четкой системы профориентационной работы среди молодежи;

недостаточность форм и методов работы по повышению престижности профессий сферы услуг;

отсутствие системности и периодичности повышения квалификации руководителей, специалистов и кадров массовых профессий сферы услуг.

Одним из основных направлений улучшения качества предоставляемых услуг является повышение уровня профессиональной подготовки специалистов сферы потребительского рынка и услуг. Обеспечение отрасли квалифицированными специалистами предполагает формирование оптимальной численности и квалификационной структуры кадров, их рациональное размещение и эффективное использование. Для реализации этих задач предусматривается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение подготовки, переподготовки кадров, повышение их квалификации, взаимодействие с учебными заведениями, поддержку корпоративных систем обучения, сохранение и развитие практики организации и проведения ежегодных отраслевых конкурсов профессионального мастерства.

В области защиты прав потребителей в первую очередь должны быть созданы условия для организации правовой помощи населению, профилактической и информационно-просветительской деятельности.

Программное решение существующих проблем позволит обеспечить качественно новый, более цивилизованный облик потребительского рынка и сферы услуг, будет способствовать поддержанию высоких темпов их развития, увеличению предложения товаров и услуг, позволит создать новые рабочие места, обеспечить значительную часть поступлений в бюджеты различных уровней.

Основными недостатками подхода к развитию потребительских услуг без использования программно-целевых методов являются:

невозможность определения и формирования показателей Программы, необходимых при выборе всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение существующих проблем;

невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава мероприятий, направленных на развитие и совершенствование потребительских услуг;

отсутствие эффективных механизмов координации всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблем, и последовательности их реализации;

недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.

Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется на:

создании информационной системы для организаций потребительского рынка и сферы услуг;

обеспечении качества и безопасности оказываемых населению услуг;

развитии и совершенствовании системы мониторинга и прогнозирования показателей сферы потребительских услуг;

повышении кадрового потенциала сферы потребительских услуг;

обеспечении организационного и функционального единства органов исполнительной власти и органа местного самоуправления города Шумерля в решении существующих в сфере услуг проблем;

сроках достижения требуемых результатов, прогнозируемых результатах и показателях.

Выполнение Программы обусловлено наличием рисков, источниками которых являются:

зависимость конъюнктуры рынка потребительских товаров и услуг, темпов и пропорций его развития от внешних макроэкономических и социальных условий и факторов, в числе которых низкая покупательская способность значительной части населения, инфляция, зависимость продовольственного рынка от уровня развития агропромышленного комплекса, результативность принимаемых мер в области импортозамещения потребительских товаров и услуг;

нахождение объектов потребительского рынка в частной собственности, что влияет на объемы ресурсов, направляемых на выполнение основных мероприятий Программы;

возможности бюджета города Шумерля.

Программа является логическим продолжением Муниципальной программы поддержки малого предпринимательства в городе Шумерля на 2005–2010 годы и направлена на реализацию приоритетных направлений, определенных Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года.

Достижению поставленных целей будет способствовать программно-целевой метод. Он предусматривает концентрацию усилий органов власти и организаций сферы потребительского рынка на решении главных задач, направленных на создание благоприятных условий проживания для населения города Шумерля, и будет способствовать оптимизации затрат бюджетных средств с учетом достижения ожидаемых результатов.

Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью определения основных направлений политики администрации города Шумерля в области торговли, общественного питания и платных услуг и выработки основных направлений развития отрасли до 2020 года.

В основе Программы лежат положения, ориентированные на улучшение обслуживания населения города Шумерля путем создания условий для обеспечения доступности и качества оказываемых населению платных услуг, в том числе услуг розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания.


^ II. Основные цели, задачи Программы


Основными целями Программы являются:

создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, в первую очередь отечественного производства, по доступным ценам в пределах территориальной доступности, повышение оперативности и качества торгового сервиса, обеспечения прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров, защита прав потребителей;

разработка организационно-правового механизма повышения социально- экономической эффективности функционирования торговой отрасли;

создание на территории города Шумерля современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения города площадью торговых объектов, сбалансированного развития всех элементов торгового комплекса, начиная с оптового звена и заканчивая мелкой розницей, обеспечивающей формирование эффективной системы товародвижения на территории города, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности;

создание организационно-экономических условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, а также потребностей отраслей экономики в реализации потребителям производимой продукции, для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, отечественных производителей товаров;

формирование конкурентной среды на территории города Шумерля и Чувашской Республики в целом.

Для достижения целей Программы необходимо выполнение следующих задач:

определение и реализация комплекса общих и специальных мер социального, экономического, нормативно-правового, информационного и организационного характера для обеспечения бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте;

определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения города Шумерля; обеспечение качества и безопасности товаров;

совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и торговых услуг;

создание условий для расширения сети социально ориентированных торговых предприятий;

создание условий для прогрессивных структурных сдвигов в сфере торговли (развитие сетевой торговли, строительство новых торговых объектов, в том числе, многофункциональных крупных торговых (торгово-развлекательных) объектов, торговых объектов шаговой доступности, др.); увеличение количества торговых объектов, работающих по методу самообслуживания, оснащенных платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карт и автоматизированными комплексами, предусматривающими учет движения товаров и денежных средств; развитие внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля по образцам и др.); увеличение количества объектов придорожного торгового сервиса; модернизация и реконструкция функционирующих торговых объектов; приведение технологии торговли в соответствие с современными европейскими стандартами; повышение технического уровня предприятий торговли; построение на территории города Шумерля современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах обеспечения установленных нормативов обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью торговых объектов, соразмерного распределения торговых площадей в жилых районах, сбалансированного развития всех элементов торгового комплекса, обеспечивающего формирование эффективной системы товародвижения на территории города Шумерля, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности;

развитие механизмов и инструментов инвестиционной и инновационной деятельности в торговле;

определение и реализация комплекса мер: по развитию материально-технической базы оптового продовольственного комплекса города Шумерля путем содействия в создании и функционировании логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами, распределительных центров, оптовых продовольственных рынков, иных объектов и форматов оптовой торговли для обеспечения в товарах хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, а также за счет реконструкции и модернизации функционирующих объектов оптовой торговли (оптовых продовольственных баз, товарных складов, др.); по развитию потребительской кооперации (сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности, др.);

создание условий для: развития предпринимательской кооперации (между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, региональными сельхозтоваропроизводителями, федеральными поставщиками и производителями товаров с целью установления прямых и долгосрочных хозяйственных связей), интеграции оптовой и розничной торговли; повышения деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство (поставки) товаров;

стимулирование притока иностранных и российских частных инвестиций в развитие торговли на территории города Шумерля;

определение и реализация комплекса мер по улучшению финансового состояния и обеспечению эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, увеличению доли торговой отрасли в валовом региональном продукте и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

определение и реализация комплекса мер по обеспечению приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства;

совершенствование форм и методов координации управления в сфере торговли, правового регулирования и саморегулирования рынка, устранение административных барьеров, препятствующих развитию торговли;

совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, органом местного самоуправления с целью создания условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли, определение комплекса мер по кадровому обеспечению отрасли, обеспечению условий для создания в сфере торговли новых рабочих мест, сохранения и модернизации имеющихся, повышения производительности труда и оплаты труда в отрасли;

развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли;

внедрение автоматизированных систем управления в сфере обеспечения продовольственной безопасности на территории города Шумерля;

развитие партнерства с саморегулируемыми организациями оптового продовольственного комплекса и потребительского рынка в целях защиты интересов потребителей в области качества и безопасности продовольствия; развитие саморегулирования в сфере торговли; вовлечение в формирование и реализацию политики в области торговой деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство (поставки) товаров, некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).

Осуществление программных целей предлагается обеспечить проведением комплекса мероприятий (приложение N 1), объединенных в разделы в соответствии с задачами настоящей Программы.


^ III . Ожидаемые результаты и целевые индикаторы Программы,

сроки реализации Программы


В число основных индикаторов, характеризующих ожидаемые результаты Программы, в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» включаются следующие индикаторы:

достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

повышение доступности товаров для населения;

формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения (количество торговых объектов различных форматов).

Перечень индикаторов дополнен такими показателями, как:

темп роста оборота розничной торговли к предыдущему году;

темп роста оборота общественного питания к предыдущему году;

темп роста объема платных услуг населению к предыдущему году;

оборот розничной торговли на душу населения, тыс. рублей

объем платных услуг на душу населения, тыс. рублей

обеспеченность (на 1000 жителей) торговой площадью, посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети, рабочими местами в организациях бытового обслуживания населения;

удельный вес организованного рынка в общем обороте розничной торговли;

привлечение в развитие инфраструктуры потребительского рынка и сферы услуг инвестиций из внебюджетных источников;

создание новых рабочих мест.

Основные целевые индикаторы ожидаемой эффективности реализации Программы приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.

Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит проведение целенаправленной государственной политики, направленной на интенсивное развитие сферы потребительского рынка и услуг, повышение качества и безопасности производимых товаров и оказываемых услуг, обеспечение доступности товаров и услуг на всей территории города Шумерля.

Социальный эффект от реализации Программы выражается в повышении качества жизни населения, создании 890 дополнительных рабочих мест на вновь строящихся объектах потребительского рынка, совершенствовании системы подготовки и переподготовки кадров для сферы потребительского рынка и услуг. Уровень средней заработной платы работников сферы потребительского рынка и услуг к 2020 году возрастет в 6,25 раза по сравнению с 2009 годом и составит 54,0 тыс. рублей.

Совокупность мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит внедрение современных передовых технологий в сфере услуг и прирост доли объектов, предлагающих прогрессивные методы продажи и новые виды услуг, ежегодно на более чем 5 процентов.

Социальная эффективность Программы также обусловлена улучшением здоровья населения путем повышения качества и безопасности реализуемых товаров и оказываемых услуг, улучшением питания детей в средних общеобразовательных учреждениях и увеличением охвата школьников горячим питанием до 100 процентов, повышением уровня знаний населения о защите своих прав, а также снижением стоимости основных видов продовольственных товаров путем сокращения звеньев товародвижения и т.д.

Бюджетная эффективность Программы будет выражена в увеличении:

доли налоговых платежей до 17 процентов;

суммы инвестиций в развитие потребительских услуг до 652 млн. рублей.

Достижение к 2020 году показателей, предусмотренных Программой, позволит увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней и обеспечить вклад в увеличение валового продукта города Шумерля.

Оценка результативности Программы приведена в приложении № 3.

Сроки реализации Программы - 2011 - 2020 годы.


^ IV. Перечень программных мероприятий


Для достижения определенных Программой целей и решения поставленных задач предусмотрена система программных мероприятий, направленных на:

совершенствование нормативной правовой базы;

реализацию мероприятий некоммерческого характера;

реализацию коммерческих (инвестиционных) проектов.

Решение задач Программы позволит обеспечить комплекс мер правового, финансово-экономического и организационного характера с использованием бюджетных и внебюджетных источников на его реализацию.

Реализация Программы предусматривает выполнение конкретных мероприятий, скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям:

1. Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг:

проведение мониторинга цен на социально-значимые продовольственные товары;

проведение мониторинга организаций розничной торговли на наличие в продаже продукции товаропроизводителей, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики;

проведение ежегодного анализа обеспеченности населения торговыми площадями, посадочными местами в организациях общественного питания и рабочими местами в организациях бытового обслуживания населения;

проведение ежегодного анализа уровня обеспеченности населения платными услугами;

доведение до предприятий методических рекомендаций по различным аспектам развития сферы потребительского рынка;

информирование и обучение населения основам защиты прав потребителей;

реализация комплекса мер по развитию системы защиты прав потребителей на территории города Шумерля;

изучение передового опыта работы органов исполнительной власти и организаций сферы потребительского рынка в районах и города Чувашской Республики, регионах Российской Федерации;

содействие в формировании и ведении реестра организаций и объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Шумерля;

организация информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка товаров и услуг на территории города Шумерля;

разработка и реализация мер по созданию на объектах сферы услуг условий для посещения маломобильными категориями населения;

заключение с общественными организациями в сфере потребительского рынка соглашений о сотрудничестве, предусматривающих проведение совместных мероприятий, направленных на повышение квалификации кадров и качества оказываемых услуг в организациях потребительского рынка и сферы услуг.

внедрение процедур торгов при решении вопросов об аренде (приобретении) объектов недвижимости для размещения объектов потребительского рынка;

совершенствование взаимодействия органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере потребительского рынка и услуг.

2. Развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов потребительского рынка и сферы услуг.

2.1. Розничная торговля:

открытие новых, реконструкция и модернизация объектов розничной торговли, в том числе объектов придорожного сервиса;

разработка и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения торговыми площадями;

оптимизация сети рынков и преобразование их в современные торговые комплексы;

строительство сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков;

развитие инфраструктуры сферы оптовой торговли.

2.2. Сфера общественного питания:

открытие новых, реконструкция и модернизация объектов общественного питания в общедоступной сети.

2.3. Сфера платных услуг:

строительство спортивно-оздоровительных и туристических объектов;

открытие новых, реконструкция и модернизация объектов бытового обслуживания населения;

создание кооперированных связей между городскими и сельскими организациями сферы услуг;

оказание организациям и индивидуальным предпринимателям консультативной и методологической помощи по вопросам развития сферы потребительского рынка и услуг (строительство и ввод в действие новых объектов сферы потребительского рынка и услуг, составление бизнес-проектов и т.д.);

реализация мер по упорядочению размещения объектов мелкорозничной торговли на территории города Шумерля.

3. Развитие конкуренции:

организация и проведение круглых столов, совещаний, конференций по проблемам развития потребительского рынка и сферы услуг;

организация мониторингов и обследований организаций и объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения города Шумерля;

организация и проведение выставок, ярмарок товаров и услуг товаропроизводителей города Шумерля;

организация и проведение ярмарок сельскохозяйственной продукции;

размещение в средствах массовой информации и сети Интернет информации о состоянии и перспективах развития потребительского рынка и сферы услуг;

организация информационно-просветительской деятельности в области защиты прав потребителей посредством печати, на радио, телевидении, в сети Интернет;

взаимодействие с районами и городами Чувашской Республики, регионами Российской Федерации с целью обмена опытом работы;

размещение в сети Интернет информации об инвестиционных проектах в сфере потребительского рынка и услуг;

организация участия представителей организаций потребительского рынка и сферы услуг в мероприятиях, направленных на профориентирование выпускников общеобразовательных учреждений;

осуществление контроля за соблюдением законодательства по охране труда на объектах потребительского рынка и сферы услуг;

определение статуса хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов;

проведение мероприятий по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами порядка ценообразования, установленного законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;

обобщение предложений, поступающих от общественных объединений в сфере розничной торговли и производства социально значимых продовольственных товаров, по совместным действиям, направленным на недопущение необоснованного роста цен на производимые и реализуемые социально значимые продовольственные товары;

создание условий для расширения возможностей товаропроизводителей Чувашской Республики по реализации продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции в организациях розничной торговли;

координация действий администрации города Шумерля, налоговых и правоохранительных органов с целью выявления нелегально действующих или уклоняющихся от уплаты налогов посреднических структур.

4. Повышение качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг:

Содействие в лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции;

проведение обследований и контрольных мероприятий по соблюдению организациями лицензионных требований и условий;

пропаганда горячего питания среди учащихся, родителей и педагогических работников;

осуществление контроля за организацией горячего питания детей в образовательных учреждениях с заслушиванием результатов на заседаниях коллегиальных органов, педагогических советов, советов образовательных учреждений, родительских собраниях;

изучение существующей системы движения продуктов и основных процессов организации школьного питания;

комплексное обследование школьных столовых и комбинатов школьного питания;

анализ существующего рациона питания школьников и выработка мер по его совершенствованию;

организация мероприятий по выявлению на потребительском рынке контрафактной продукции;

организация мероприятий по выявлению на потребительском рынке пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы;

ежегодное обновление банка данных о производителях торгово-технологического оборудования для сферы потребительского рынка;

распространение передового опыта деятельности организаций потребительского рынка;

формирование и ведение базы данных о недобросовестных производителях и продавцах;

проведение ежегодного анализа качества и безопасности пищевых продуктов, находящихся в обороте на потребительском рынке города Шумерля.

5. Развитие кадрового потенциала организаций потребительского рынка и сферы услуг:

изучение состояния обеспеченности кадрами в сфере торговли и общественного питания;

организация обучающих семинаров для специалистов сферы потребительского рынка и услуг;

организация ярмарок вакансий;

организация взаимодействия руководителей организаций сферы торговли, общественного питания, бытового обслуживания и учебных заведений по вопросам подготовки, переподготовки профессиональных кадров, повышения квалификации кадров;

поддержка образования общественных объединений в сфере потребительского рынка и услуг и взаимодействие с ними;

организация участия специалистов сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения во всероссийских и региональных конкурсах, смотрах профессионального мастерства;

организация республиканских конкурсов профессионального мастерства среди работников сферы потребительского рынка и услуг.


^ V. Ресурсное обеспечение Программы


На реализацию мероприятий Программы планируется привлечь средства организаций и физических лиц, участвующих в осуществлении конкретных инвестиционных проектов коммерческого характера, связанных с развитием инфраструктуры потребительского рынка, и бюджета города Шумерля (таблица). Общий объем средств, необходимых для финансирования Программы на 2011 - 2020 годы, составляет 652,5 млн. рублей, в том числе из бюджета города Шумерля в размере 0,5 млн. рублей (0,8 процента), из внебюджетных источников – 652,0 млн. рублей (99,2 процента).


^ Объемы финансирования мероприятий Программы

по годам и источникам финансирования


№ пп

Наименование раздела

мероприятий Программы

Годы

Объем средств, необходимых

для финансирования мероприятий, млн. рублей

всего

в том числе

бюджет

города

Шумерля

внебюджетные источники

1

2

3

4

5

6

1.

Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг


2011-2020


-


-


-

2.



Развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов потребительского рынка и сферы услуг


всего

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

652,0

55,0

57,0

59,0

62,0

64,0

66,0

69,0

71,0

73,0

76,0

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

652,0

55,0

57,0

59,0

62,0

64,0

66,0

69,0

71,0

73,0

76,0

3.

Развитие конкуренции

-

-

-

-

4.

Повышение качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг

-


-


-

-

5.

Развитие кадрового потенциала организаций потребительского рынка и сферы услуг

всего

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

0,50

0,03

0,03

0,04

0,04

0,05

0,05

0,06

0,06

0,07

0,07

0,50

0,03

0,03

0,04

0,04

0,05

0,05

0,06

0,06

0,07

0,07

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-




Итого

в том числе


2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

652,5

55,03

57,03

59,04

62,04

64,05

66,05

69,06

71,06

73,07

76,07

0,50

0,03

0,03

0,04

0,04

0,05

0,05

0,06

0,06

0,07

0,07

652,0

55,0

57,0

59,0

62,0

64,0

66,0

69,0

71,0

73,0

76,0


Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению с учетом возможностей бюджета города Шумерля.


^ VI. Контроль за реализацией Программы


Механизм реализации Программы предусматривает взаимодействие органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, участвующих в реализации конкретных мероприятий, ведущих к дальнейшему развитию системы потребительского рынка, улучшению качества товаров и услуг.

Программа не накладывает ограничения на самостоятельность при принятии решений ее участниками.

Одним из механизмов реализации Программы должно стать обеспечение развития различных форм государственно-частного партнерства.

К участию в реализации Программы могут быть привлечены общественные объединения на основании заключенных с ними соглашений о сотрудничестве. Исполнители отдельных мероприятий Программы определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Бюджетная составляющая Программы контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Основанием для финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджета города Шумерля является бюджетная заявка, подаваемая ежегодно отделом экономики, имущественных и земельных отношений в финансовый отдел администрации города Шумерля.

Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Глава администрации города Шумерля. Исполнители мероприятий Программы представляют:

-ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в отдел экономики, имущественных и земельных отношений администрации города Шумерля статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;

-ежегодно до 20 февраля до 2021 года информацию о ходе реализации мероприятий Программы главе администрации города Шумерля.

Отдел экономики, имущественных и земельных отношений администрации города Шумерля:

-по окончании срока реализации Программы готовит до 1 марта 2021 г. главе администрации города Шумерля доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Информация о ходе и итогах реализации Программы открыта для широкой аудитории и размещается на официальном сайте администрации города Шумерля.


Приложение № 1

к муниципальной программе развития потребительского рынка и сферы услуг в городе Шумерля на 2011–2020 годы


М е р о п р и я т и я
^ муниципальной программы развития потребительского рынка и сферы услуг в городе Шумерля на 2011–2020 годы



№ пп

Наименование

мероприятий

Исполнители

Сроки исполнения

(годы)

Источники

финансирования

Объем финансирования,

млн. рублей

Результат

всего

в том числе

бюджет

города Шумерля

внебюджетные источники

ocenka-investicionnoj-privlekatelnosti-predpriyatiya-dlya-sozdaniya-na-ego-baza-sovmestnogo-predpriyatiya.html
ocenka-ispolnyaemih-rashodnih-obyazatelstv-centr-gigieni-i-epidemiologii-v-respublike-buryatiya.html
ocenka-kachestva-internet-reklami.html
ocenka-kachestva-produkcii-v-sisteme-sbalansirovannih-pokazatelej-tezisi-dokladov.html
ocenka-kachestva-televizionnogo-izobrazheniya.html
ocenka-kachestva-zhizni-voennosluzhashih-i-ee-vliyanie-na-zdorove-i-i-mechnikova-25-aprelya-2006-g.html
  • turn.bystrickaya.ru/ot-serdca-k-serdcu-gosudarstvo-reshilo-pomogat-negosudarstvennim-organizaciyam-svyazannim-s-razvitiem-grazhdanskogo.html
  • control.bystrickaya.ru/chajkovskij-p-i-albom-pes-perelozhenie-dlya-skripki-i-f-no.html
  • credit.bystrickaya.ru/paspor-t-sostoyaniya-i-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-stranica-4.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vasilyok-skaz-o-zolotoj-sosne-predislovie.html
  • write.bystrickaya.ru/espozito-prosit-za-priezd-v-moskvu-100-tisyach-dollarov-30-06-2010-27-01-201-2-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • desk.bystrickaya.ru/permskaya-gosudarstvennaya-medicinskaya-akademiya-im-akademika-e-a-vagnera-roszdrava.html
  • tests.bystrickaya.ru/kosmos-vo-imya-budushego.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskazov-s-d-stranica-33.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/valerij-lejbin-slovar-spravochnik-po-psihoanalizu-izdatelstva-stranica-70.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sklonenie-chlennih-polnih-form-prilagatelnih-uchebno-metodicheskij-kompleks-dpp-f-03-staroslavyanskij-yazik-specialnost.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-5-6-iyunya-2006-goda-g-tyumen-organizatori.html
  • institut.bystrickaya.ru/stolica-i-provinciya-andrej-tayushev-andrej-belishev-pavel-trubinskij.html
  • literature.bystrickaya.ru/byudzhetnoe-planirovanie-chast-6.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kankun-durban-konkretizaciya-i-formalizaciya-novoj-paradigmi-globalnih-dejstvij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-110-nalogovie-dohodi-stranica-10.html
  • education.bystrickaya.ru/36-slovosochetanie-sintaksicheskaya-svyaz-i-vidi-sintaksicheskih-svyazej.html
  • college.bystrickaya.ru/12-socialnaya-transformaciya-modernizacionnaya-ramka-sovet-po-nacionalnoj-strategiialternativi-rossijskoj-modernizacii.html
  • school.bystrickaya.ru/akciznoe-nalogooblozhenie-v-rf-chast-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/luna-i-nlo-chast-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rasskazov-azimova-predlozhil-vipustit-knigu-pod-nazvaniem-i-robot-stranica-11.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zanyatie-14-proektirovanie-valov-metodicheskoe-posobie-po-kursu-osnovi-inzhenernogo-proektirovaniya-dlya-studentov.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-ii-evolyuciya-simvolizma-nauki-religii-i-filosofii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ostrov-samos-rodina-pifagora.html
  • control.bystrickaya.ru/biblioteka-mirovoj-literaturi-vostochnaya-seriya-stranica-15.html
  • student.bystrickaya.ru/32-harakteristika-professionalnoj-deyatelnosti-vipusknika-oop-metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyu-osnovnih.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/proekt-kulturologii-l-uajta.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-elektronnaya-versiya-publikuetsya-s-ispravleniyami-i-dobavleniyami.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-i-ananin-kurs-prepodavatel-temi-usoskin-v-m-matovnikov-m-yu-vernikov-a-v.html
  • studies.bystrickaya.ru/23-polozhenie-diaspori-v-xx-veke-polozhenie-diaspori-v-xx-veke-32-sovremennoe-sostoyanie-moskovskoj-indijskoj-diaspori-37.html
  • bukva.bystrickaya.ru/odno-iz-poslednih-proizvedenij-znamenitogo-amerikanskogo-pisatelya-ezhi-kosinski-1933-1991-psihologicheskij-triller-vpechatlyayushaya-rok-n-rollnaya-misteriya-v-k-stranica-12.html
  • esse.bystrickaya.ru/rd-3404122-83-metodicheskie-ukazaniya-normi-kachestva-setevoj-i-podpitochnoj-vodi-vodogrejnih-kotlov-organizaciya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specialnie-uchebnoe-posobie-po-discipline-ekonomika-i-menedzhment-promishlennogo-proizvodstva-prednaznacheno-dlya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-shetelderdeg-mekemelern-azastan-respublikasini-azamattiinan-shiu-zhnndeg-zhattardi-resimdeu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tabii-obektlerd-zara-karim-katinastai-atmosferalik-auani-zherd-azon-kabatin-sudi-topirakti-zher-kojnauin-zhanuarlar-men-smdkter-duniesn-sondaj-ak-klimatti-kosa-algandagi-zhiini-n-m.html
  • college.bystrickaya.ru/35prosmotr-rezultatov-vipolneniya-zadachi-instrukciya-po-ekspluatacii-elektronnih-klyuchej-123-prilozhenie-a-sistemnie-soobsheniya-125.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.