Муниципальные финансы: социально-экономическое значение - Учебно-методический комплекс по дисциплине Финансы Специальность
.RU

Муниципальные финансы: социально-экономическое значение - Учебно-методический комплекс по дисциплине Финансы Специальность



^ Муниципальные финансы: социально-экономическое значение.


Муниципальные финансы представляют собой денежные средства, которые обеспечивают осуществления большинства функций муниципальных образований.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов предусмотренных налоговом законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящейся в муниципальной собственности. И доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

В местный бюджет поступают ассигнования: на финансирование осуществления отдельных гос полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований , а также другие не налоговые доходы.

Муниципальные финансы обеспечивают выполнение следующих функций власти:

1. Осуществление муниципальной власти в узком смысле (принятие правовых актов и осуществление действий, имеющих юридическое значение)

2. Защита интересов граждан на уровне органов местного самоуправления.

3. Соц. поддержка малообеспеченных граждан в форме выделения им различных пособий.

4. Оказание группам граждан, имеющих льготы, безвозмездные услуги, финансируемые за счет местного бюджета.

Использование муниципальных финансов осуществляется при соблюдении следующих условий:

 использование финансов в соответствии с их назначением ( невозможность выполнения действий, не имеющих юридического значения);

 независимость органов муниципальной власти при осуществлении конкретных действий;

 эффективность организации соответствующей деятельности ит.д.;

Необходимость в использовании муниципальных финансов наступает в следующих случаях:

1) если целью какой-либо деятельности является перераспределение полученных доходов, например в форме соц поддержки малообеспеченных граждан, она финансируется из части муниципальных финансов, формируемых за счет налогов местного бюджета;

2) если какая-либо деятельность адресована конкретному гражданину (организации) или определенному кругу лиц и имеют юридическое значение, т.е. порождает права и обязанности этих граждан по отношению к третьим лицам, - такая деятельность должна финансироваться за сет сборов, т.е. оплачиваться в виде сбора гражданами – получателями указанных муниципальных услуг;

3) не допускается осуществление какой-либо платной деятельности муниципальных образований за исключением оплачиваемой установленными законно сборами. Недостаток средств в соответствующем бюджете является основанием не для введении платных услуг муниципальных учреждений, а для сокращения объемов и видов оказываемых ими бесплатных общественных услуг.

^ Содержание финансового регулирование, его формы и методы

Финансы и их роль


Очень важным и эффективным рычагом воздействия на экономику являются финансы, которыми обладает государство. Финансы (лат. fmancia — наличность, доход) — совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство. На уровне физических и юридических лиц — на предприятиях и в домашних хозяйствах — образуются первичные финансы.

Вторичные финансы государства образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) первичных доходов главным образом с помощью налогов. Налоги — обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины начальных доходов предприятий и населения.

Национальные финансы играют важную роль в расширении государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок. Этим же целям соответствуют закупки товаров и услуг на военные цели. Расходы государства на оплату военных заказов, крупные налоговые льготы делают очень выгодным производство вооружений. Регулированию экономики способствуют расходы на социальные цели. Они позволяют расширить потребление товаров и услуг, поскольку ассигнование на социальную инфраструктуру (строительство школ, больниц, жилых домов) расширяет рынок сбыта для многих отраслей хозяйства. Структура и объемы государственных финансов, их роль в воспроизводстве и распределении национального продукта в странах Запада существенно изменяются в зависимости от характера хозяйственной роли государства. Заметное влияние на последнюю оказывают, экономические теории финансового регулирования.

Фискальная политика

Фиксальная (лат. fiscalis — казенный) политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией. Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики. К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т. п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и др. С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки, налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т. п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную. Проанализируем их подробнее.

Дискреционная (лат. discrecio — действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами. Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Второй вид фискальной политики — политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор — экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.


^ Сущность, виды и функции финансового рынка России.


Финансовый рынок–совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей, продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государственные предприятия различных форм собственности и отдельные граждане.

Главной функцией финансового рынка, являются обеспечение движения денежных средств от кредиторов к заемщику и обратно. Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов предприятий и объединений, а также населения между собой, между субъектами хозяйствования и отраслями экономики.

Основными составляющими финансового рынка являются:

1. Кредитный рынок

2. Рынок ценных бумаг

3. Денежный рынок

Кредитный рынок предполагает перераспределение денежных средств путем их предоставления владельцами ссуду на основе платности, срочности и возвратности. Кредит – это форма движения ссудного капитала.

Рынок ценных бумаг – это совокупность отношений финансового рынка, связанного с выпуском и обращением ценных бумаг.

Денежный рынок предполагает выпуск в обращение денежной наличности путем расчета ее количества на основе расчета ВВП. При этом с корректировкой на инфляцию и стагнацию.

При формировании финансового рынка особое внимание уделяется рынку ценных бумаг.

Финансовый рынок предполагает тесное взаимодействие капитала с рынком ценных бумаг.

При создании финансового капитала зависимость от него показывают все субъекты экономических отношений.


^ Бюджетный федерализм: понятие, модели.


Бюджетный федерализм- это отношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации на основе сочетания принципов централизма и децентрализма по поводу формирования и реализации бюджетной политики государства, разграничения налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, их распределения и перераспределения в бюджетной системе при высокой степени самостоятельности бюджетов и ответственности за результаты проводимой региональными и местными властями самостоятельной налогово-бюджетной политики исходя из единства общегосударственных интересов и интересов населения.

Модели бюджетного федерализма:

1. Централизованная модель.

При данной модели разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. Самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной системы сведена к минимуму.

2. Децентрализованная модель.

Организация бюджетной системы строится на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму.

3. Комбинированная модель.

Для данной модели характерно использование механизмов горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания; повышенная ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического развития регионов; значительная роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов для регулирования и бюджетного выравнивания регионов.


^ Межбюджетные отношения: понятие, принципы.


Межбюджетные отношения- это совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве основных функциональных элементов разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов.

Межбюджетные отношения- бюджетные отношения между тремя уровнями власти: федеральным, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Закрепление определенного порядка движения финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу, составляют по существу основу механизма бюджетного регулирования, через который федеральные, региональные и местные органы власти и управления выполняют свои представительные и исполнительские функции с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.

Межбюджетные отношения основываются на определенных принципах. В условиях бюджетного федерализма наиболее важными из них являются следующие:

1. транспарентность (ясность, прозрачность, гласность) межбюджетных отношений;

2. взаимная ответственность сторон за исполнение межбюджетных обязательств;

3. четкая нормативная регламентация, исключающая возможность торга и субъективизма в распределении бюджетных средств;

4. обеспечение гарантий единого доступа граждан, вне зависимости от места своего проживания, к основным социальным благам и услугам.


Участники бюджетного процесса


Статья 152. Участники бюджетного процесса

Участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент Российской Федерации инициирует бюджетный процесс в России, направляя Федеральному собранию ежегодное Бюджетное послание и определяя в нем приоритеты бюджетной политики на планируемый бюджетный год. Он имеет право отклонить закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и, наконец, он подписывает закон об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

2. к ведению органов законодательной (представительной) власти относятся: рассмотрение проекта соответствующего бюджета, его утверждение, утверждение отчета об исполнении бюджета, осуществление последующего контроля за исполнением бюджета, формирование и определение правового статуса органов, соответствующих уровней;

3. к ведению органов исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы) относятся: составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления.;

4. органы денежно-кредитного регулирования: банк России как основной орган денежно-кредитного регулирования совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Госдумы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ;

5. органы государственного и муниципального финансового контроля осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизу проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства на соответствующем уровне;

6. государственные внебюджетные фонды;

7. главные распорядители и распорядители бюджетных средств участвуют в бюджетном процессе на стадии составления бюджета (определяют задания по предоставлению госуд. или муниц. услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов фин.затрат, осуществляют сводные расчеты бюджетных ассигнований на планируемый год, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных учреждений), его исполнения (составляет бюджетную роспись, распределяет и доводит лимиты бюджетных обязательств до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств, вносят изменения в сметы доходов и расходов подведомственных бюджетополучателей, осуществляют контроль за целевым использованием бюджетных средств распорядителями и получателями бюджетных средств, предоставлением ими отчетности об использовании бюджетных средств), составления отчета об исполнении бюджета (составляют сводную отчетность об использовании бюджетных средств подведомственными распорядителями и бюджетополучателями для последующего включения ее в отчет об исполнении бюджета);

8. иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.


^ Страхование как финансовая категория, ее особенности.


Страхование - одна из трех сфер финансовой системы. Страхование связано с распределением совокупного общественного продукта и части нац.дохода. Для страхования в то же время характерны экономические отношения только по перераспределению доходов и накоплений, связанных с возмещением материальных и иных потерь. Таким образом, страхование связано с вероятностным движением денежной формы собственности. Страховой случай может и не наступить.

Для страхования характерны все признаки финансов, но оно имеет и свои отличительные признаки:

1. Возникают перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный и иной ущерб.

2. Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба одного или нескольких субъектов на всех субъектов, во-влеченных в страхование. Обязательное страхование вовлекает наибольшее число участников, следовательно меньше страховой тариф и риск.

3. Страхование предусматривает перераспределение ущерба во времени и в территориальном разрезе.

4. Характерной чертой страхования является относительная безвозвратность мобилизуемых средств.

Страхование - это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет взносов страховых фондов, предназначенных для возмещения материального и иного ущерба предприятиям, организациям и физическим лицам.

Субъекты страхования - страхователь и страховщик. Страховщик - организация, осуществляющая страхование, имеющая на это лицензию, к ней предъявляются определенные требования (объем уставного капитала, не имеют права заниматься торговой и производственной деятельностью). Страхователь - юридическое или физическое лицо, заключающее договор страхования и вносящее страховые взносы.

Застрахованный - это лицо, указываемое в договоре страхователем, жизнь или здоровье которого является объектом страховой защиты. Страхователь и застрахованный могут быть как одним лицом, так и разными.

Выгодообретатель - лицо, которое получает страховое возмещение в случае, если его не может получить страхователь.

Существует две категории посредников на страховом рынке: страховой брокер и страховой агент.

Страховой агент - это физическое лицо, которое заключает договор страхования от имени страховщика (страховой компании) за комиссионное вознаграждение, он внештатный сотрудник страховой компании.

Страховой брокер - это юридическое лицо, которое по поручению страховщика или страхователя заключает договоры страхования за комиссионное вознаграждение. Это обычно компания неполучившая лицензии, но желающая действовать на страховом рынке.

Перестрахователь и перестраховщик - это страховые компании, заключающие договор перестрахования. Перестраховщик принимает на себя часть страховых рисков перестрахователя вместе с частью страховых взносов.

Страховая сумма - сумма денежных средств, на которую фактически застраховано имущество, жизнь, здоровье и т.д.

Страховая оценка - это стоимость объекта для страхования за вычетом износа.

Как правило, страховая сумма не должна превышать страховую оценку.

^ Рынок ценных бумаг и его роль в финансовой системе страны.


Рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Основой рынка ценных бумаг является товарный рынок, деньги и денежный капитал. Рынок ценных бумаг это так же часть финансового рынка. Он является своеобразной опорой материальной сферы производства, откуда она черпает дополнительные фин ресурсы.

Различают:

- международные и национальные рынки ценных бумаг

- национальные и региональные рынки

- рынки конкретных видов ценных бумаг

- рынки государственных и корпоративных ценных бумаг

- рынки первичных и производных ценных бумаг.

В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах, как на капитале, он называется фондовым рынком, который является составной частью финансовой системы. Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрасли с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных денежных средств. Участники фондового рынка ориентируются на получение более высокого дохода по сравнению с вложением средств в банки. Однако следует иметь в виду прямую связь между уровнем доходности и степенью риска.

Целью существования рынка ценных бумаг является вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в хозяйственный оборот, обеспечение "перелива" денежных средств из менее эффективных сфер хозяйствования в более эффективные.

По целям функционирования (мобилизация средств и их "перелив") рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный.

Первичный рынок - это рынок первых или повторных эмиссий ценных бумаг, рынок на котором осуществляется начальное размещение ценных бумаг среди инвесторов. Размещение производится обычно через специальные финансовые институты (инвестиционные банки, брокерские фирмы, дилерские агентства, клиринговые компании) или через фондовые биржи. Весь мобилизованный капитал поступает в распоряжение инвестора.

Вторичный рынок - это рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги. Вторичный рынок не увеличивает стоимости привлеченных финансовых ресурсов, но создает механизм ликвидности, формирует доверие к инвестору и спрос на ценные бумаги.

Еще можно выделить такие виды рынка как:

1.Организованный и неорганизованный- с соблюдением и без соблюдения единых правил торговли;

2. Биржевой и внебиржевой- торговля ценными бумагами на бирже и минуя биржу;

3. Традиционный и компьютеризированный

4. Кассовый и срочный- немедленное исполнение сделок срок 1-2 дня и срок исполнения превышающий 2 дня.

Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно делят на 2 группы:

1. Общерыночные функции:

1.1. коммерческая– получение прибыли от операций на данном рынке;

1.2. ценовая- обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их движение;

1.3. информационная- рынок доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;

1.4. регулирующая- рынок создает правила торговли и участия в ней.

2. Специфические функции:

2.1. перераспределительную- перераспределение ден средств м/у отраслями и сферами рыночной деятельности, перевод сбережений и т.д.;

2.2. страхование ценовых и финансовых рисков (хеджирование).

35. Валютный рынок, его функции и структура

Среди мировых валютно-кредитных и финансовых рынков основную роль играют собственно валютные рынки Под ними понимаются официальные центры купли-продажи иностранных валют на национальную по курсу, складывающемуЛюд влиянием спроса и предложения

Строго говоря, все валютные рынки подразделяются на мировые, региональные и национальные (местные) Собственно мировые сосредоточены в мировых валютных центрах, как-то Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт-на-Майне, Париж, Цюрих, Токио, Гонконг (Сянган), Сингапур, Бахрейн, и на них осуществляются операции лишь с валютами, широко используемыми в мировом платежной обороте. Лидирует Лондонский валютный рынок с более чем 30% ежедневных валютных сделок в мире. В целом по 2/5 мирового валютного оборота приходится на европейский и американский рынки, а 1/5 - на азиатский

В отличие от этого, на региональных и местных валютных рынках проводятся операции с определенными конвертируемыми валютами (сингапурский доллар, саудовский рияп, кувейтский динар и др.). Этим также вносится некоторый вклад в международные денежные потоки

Современные мировые валютные рынки имеют следующие особенности Им свойственна значительная степень интернационализации На этих рынках операции совершаются непрерывно в течение суток по всему миру Расчеты производятся по корреспондентским счетам банков, и др.

Валютные рынки выполняют следующие основные функции осуществление международных расчетов, страхование валютных и кредитных рисков, взаимосвязь мировых валютных рынков с кредитными и финансовыми, диверсификация валютных резервов банков, предприятий, государства; регулирование валютных курсов

Совершаемые на валютных рынках операции достаточно разнообразны Основными являются валютные сделки с немедленной поставкой валют («спот»), срочные сделки («форвард»), валютные операции «своп», а также фьючерсные, опционные, арбитражные валютные сделки

Валютные операции с немедленной поставкой («спот») наиболее распространены (9/10 объема валютных сделок) Такая операция состоит в купле-продаже валюты на условиях поставки банками-контрагентами на второй рабочий день со дня заключения сделки по курсу, зафиксированному на момент ее заключения В рамках этой категории операций могут быть и более срочные сделки: Today по сегодняшнему курсу с поставкой валюты в день заключения сделки; Tomorrow по завтрашнему курсу с поставкой валюты на следующий день после заключения сделки.

Срочные валютные сделки («форвард») заключаются в том, что стороны договариваются о поставке обусловленной суммы иностранной валюты через определенный срок после заключения сделки по обменному курсу, зафиксированному в момент ее заключения По таким сделкам курс валют отличается от курса по операциям «спот» Эта разница определяется как скидка (дисконт dis, или депорт D) с курса «спот», если курс СРОЧНОЙ сделки ниже или как премия (рм или R) еспи – выше.


^ Финансы коммерческих предприятий: сущность, функции, принципы


В соответствии со ст. 50 ГК РФ основной целью создания и деятельности коммерческой организации как юридического лица является извлечение прибыли, это предопределяет содержание ее финансовых отношений с другими субъектами. Финансы коммерческих организаций- это система отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов коммерческих организаций с целью обеспечения их деятельности и решения вопросов социального характера.

Финансы предприятия заключаются в ден отношениях при различных видах расчетов например при расчетах с поставщиками, банками, отношения с персоналом по выплате з/п, отношения с налоговой службой и др.Характерной особенностью финансов предприятия является то, что они: выражаются в денежной форме, представляют собой совокупность платежей и поступлений.

Финансы коммерческих п/п выполняют следующие функции:

Воспроизводственная состоит в обслуживании ден ресурсами кругооборота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности п/п на основе формирования и использования ден доходов и накоплений.

Распределительная заключается в обеспечении оптимальных пропорций распределения прибыли между п/п и государством, между различными фондами п/п.

Контрольная это финансовый контроль за производственно-хозяйственной деятельностью п/п с точки зрения потребления и расходов необходимых ресурсов, а так же контроль взаимоотношений п/п с банками, государством и др п/п.

Можно выделить следующие принципы организации финансов в сфере коммерческой деятельности:

1) получение и максимилизация прибыли предприятия;

2) оптимизация источников формирования финансовых ресурсов;

3) обеспечение финансовой устойчивости коммерческих организаций, в том числе использование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков (страхование, хеджирование, создание финансовых резервов);

4) создание инвестиционной привлекательности;

5) ответственность за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Указанные принципы определены основной целью деятельности коммерческой организации- получением прибыли, а также стремлением любого хозяйствующего субъекта не только сохранить, но и расширить свое участие на рынке.


^ Финансы некоммерческих организаций.


В ГК РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Финансы некоммерческих организаций – это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организации для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. При этом некоммерческая организация может выполнять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации. Предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может осуществлять только в тех целях, ради которых она создана. Подобное ограничение устанавливается законодательством, чтобы предотвратить занятие более прибыльной деятельностью в ущерб основной, отвечающей целям ее создания.

Содержание финансовых отношений в каждой из групп определяется организационно-правовой формой, в которой создается некоммерческая организация, особенностями целей и характера их деятельности в процессе оказания услуг. Это обуславливает специфику состава финансовых ресурсов некоммерческих организаций, порядка их формирования и использования.

Некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), некоммерческих партнерств и др. формах, разрешенных законодательством (ст.50 ГК РФ).


^ Финансы индивидуальных предпринимателей.


Предприниматель- физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Предпринимательство- деятельность частного лица, который ведет дело за свой счет, лично занимается управлением, самостоятельно принимает решения и несет неограниченную ответственность всем своим имуществом.

В ГК РФ предпринимательская деятельность определяется следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Обычно сферами частного предпринимательства выступают: фермерство, местная розничная торговля, местная сфера услуг.

Финансы индивидуального предпринимателя участвуют в общественном производстве и способствуют получению новых финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи такой индивидуальный предприниматель может выступать в общественном производстве в качестве:

• Собственника каких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду);

• Индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности);

• Индивида, занимающегося оказанием услуг (аудиторские услуги (при наличии соответствующей лицензии), фотоуслуги и т.д.).

Для осуществления предпринимательской деятельности предприниматель должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица в соответствии с законодательством РФ.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей- это денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в распоряжении физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность, и предназначенные для выполнения финансовых обязательств перед государством для осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию лучших результатов деятельности.

Основным источником финансовых ресурсов предпринимателя является предпринимательский доход, в состав которого включаются все виды доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, на платежи в бюджет и внебюджетные фонды, на благотворительные взносы и пожертвования, на личные (семейные) сбережения и иное потребление. Предпринимательская деятельность в любой момент может быть прекращена по желанию предпринимателя, в этом случае все полученные доходы используются на формирование личных сбережений и на личное потребление.


^ Роль Федерального Казначейства в управлении финансами и

его задачи.


Федеральное казначейство в РФ создано в 1992г. в структуре Министерства финансов России. Постановлением правительства РФ «О Федеральном казначействе» от 1 декабря 2004 г. с 1 января 2005г. Федеральное казначейство преобразовано в федеральную службу (до реформы главное управление федерального казначейства являлось структурным подразделением центрального аппарата Министерства финансов РФ и подчинялось министру финансов РФ).

Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

Органы казначейства несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются руководителю казначейства- главе службы Федерального казначейства, назначаемому и освобождаемому от должности министром финансов РФ.

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. На Казначейство возложены следующие задачи:

 контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;

 контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

 контроль совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

 контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по их счетам в банках.

Организационно Казначейство представляет собой единую централизованную систему органов, в которую входят: Главное управление федерального Казначейства Министерства финансов России и территориальные органы федерального Казначейства на местах.


^ Финансовые инструменты: понятие, закономерности использования в РФ.


Финансовый инструмент – договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент – у другой.

ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВЫЕ - разнообразные виды рыночного продукта финансовой природы; ценные бумаги, денежные обязательства, валюта, фьючерсы, опционы и др.

Финансовый инструмент - любой контракт, результатом которого является появление определенной статьи в активах одной стороны контракта и статьи в пассивах другой стороны контракта. Различают инструменты денежного рынка или инструменты рынка капиталов.

Финансовые инструменты - валюта, ценные бумаги и индексы их курсов.

Для целей учета и отражения в отчетности по МСФО финансовые активы подразделяются на четыре категории:

— финансовые активы, переоцениваемые по справедливой стоимости через отчет о прибылях и убытках;

- займы и дебиторская задолженность;

- инвестиции, удерживаемые до погашения;

- финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи.

Финансовые обязательства подразделяются на две категории:

- финансовые обязательства, переоцениваемые по справедливой стоимости через отчет о прибылях и убытках;

- прочие финансовые обязательства.

Как правило, финансовые инструменты признаются в балансе на дату, когда предприятие подписывает договор и становится участником сделки в отношении того или иного финансового инструмента.


^ Внбюджетные фонды, цель их создания и экономическая

сущность.


Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым порядком.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органов власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.

Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

- у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержке предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

- строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение (решение новых важных задач) требует особого внимания со стороны государства;

- возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях - наличии активного сальдо.

Использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, тогда как внебюджетных фондов - исполнительными органами. Бюджет, утверждаемый в виде Закона, предполагает парламентский контроль; внебюджетные фонды не подлежат непосредственному контролю со стороны законодательных органов, в том числе в части строгого соответствия сумм расходования средств ранее утвержденным показателям. Это повышает оперативность реагирования внебюджетных фондов на экономическую обстановку.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

- влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

- обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

- оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

- предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.


^ Государственные внебюджетные фонды, основные источники

их формирования.


Главная причина создания внебюджетных фондов- необходимость выделения важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов).

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

­ специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

­ отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

средства бюджета;

­ прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

­ займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

В Российской Федерации с 1992 г. Начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе

социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) и др.;

экономические - Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд инвестирования жилищного строительства, Фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и др.

По Указу Президента РФ (22 декабря 1993 г.) преобладающая часть внебюджетных фондов, преимущественно экономических, доходы которых формировались за счет отдельных платежей юридических лиц, объединились с федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов Федерации (соответственно). Для учета доходов и расходов этих фондов в Центральном Банке РФ и Главном управлении федерального казначейства Минфина РФ открываются специальные бюджетные счета, руководство которыми возлагается на государственные органы, уполномоченные управлять средствами этих фондов.

Законодательными органами субъектов Федерации рекомендовано консолидировать в соответствующих бюджетах средства территориальных дорожных фондов и других внебюджетных фондов, образованных по решениям властей указанных органов.

Необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за поступлением и использованием их ресурсов, поскольку налоговые органы по существу ответственности за эти средства не несут.


^ Пенсионный фонд РФ, направления использования средств

фонда.


Введен в действие с 1 января 1992г. Постановлением ВС РФ от 27.12.1991г.

ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о ПФ РФ.

Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет таких источников:

• страховые взносы в фонды;

• страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

• средства из республиканского бюджета, предназначенные для выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам;

• добровольные взносы граждан, предприятий и общественных организаций;

• доходы от коммерческих финансово-кредитных операций;

• часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств.

Страховые взносы - преобладающие доходы ПФР.

Все плательщики обязаны зарегистрироваться в ПФР. Размер взносов предприятий и организаций в ПФР определяется ежегодно Верховным Советом РФ по предоставлению Правления фонда. Страховой тариф устанавливается в процентах (%) к фонду оплаты труда.

В настоящее время в России используется так называемая накопительная система пенсионного обеспечения. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию.

На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 78 процентов средств внебюджетных социальных фондов.

Средства Пенсионного фонда направляются на выплату:

- государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;

- пенсий по инвалидности;

- пенсий военнослужащим;

- компенсации пенсионерам;

- материальной помощи престарелым и инвалидам;

- пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;

- пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;

- также в бюджете на 2006 год заложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.

Часть средств Пенсионного фонда используется на нужды самого фонда.

ocenka-obema-nevozvratnih-ssud-v-stranah-azii-i-yaponii-udk-338-124-41-662-bbk-65-9-97-s-65.html
ocenka-obuchayushih-rabot-prikaz-ot-2010g-rabochaya-programma-po-russkomu-yaziku-dlya-uchashihsya-9-klassa-na-2010-2011-uchebnij-god.html
ocenka-otechestvennih-i-zarubezhnih-sortov-kartofelya-prigodnih-k-pererabotke-po-cvetu-gotovogo-produkta-pri-rekondicionirovanii.html
ocenka-patologicheskoj-sklonnosti-k-azartnim-igram-psihologiya-xxi-stoletiya-t-1-pod-redakciej-kozlova-v-v.html
ocenka-pismennih-rabot-sochinenij-s-tochki-zreniya-russkogo-yazika-iz-opita-vstupitelnih-ekzamenov-v-mgu-im-mvlomonosova.html
ocenka-platezhesposobnosti-i-veroyatnosti-bankrotstva.html
  • studies.bystrickaya.ru/east-timor-essay-research-paper-sociology-is.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/menyu-mir-vozmozhnostej-oglavlenie-prezhde-vsego-otveti-na-voprosi-dlya-somnevayushihsya-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-kratkaya-harakteristika-i-ocenka-konkurentnoj-sredi-na-klyuchevih-tovarnih-rinkah-9.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stoimost-programmi-60000-vzroslij-57000-deti-do-12-let.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekcionnie-zanyatiya-dlya-studentov-zaochnogo-fakulteta-prednaznacheni-dlya-obsuzhdeniya-naibolee-vazhnih-tem-vizivayushih-zatrudneniya-pri-samostoyatelnom-izuchenii-ucheb.html
  • credit.bystrickaya.ru/polis-oms-voprosi-i-otveti.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-06b-09-po-primeneniyu-moyushe-dezinficiruyushego-sredstva-central.html
  • student.bystrickaya.ru/2-13-usloviya-i-faktori-kachestva-upravlencheskih-reshenij-kachestvo-upravlencheskogo-resheniya-stranica-9.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ne-ranee-1-dekabrya-alatirskaya-gorodskaya-uprava-v-pisme-v-simbirskij-gubernskij-rasporyaditelnij-komitet-uvedomila.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-10-rascheti-s-raznimi-debitorami-i-kreditorami-uchebnoe-posobie-avtori-poleshuk-t-a-mordvinceva-a-d-redaktor.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/multimedijnaya-prezentaciya.html
  • crib.bystrickaya.ru/klod-lelush-baloven-sudbi-stranica-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/43-klasterizaciya-tekstov-konspekt-lekcij-dlya-specialnosti-prikladnaya-informatika-v-ekonomike.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kuz-joja-rekomendacii-studentam-po-vipolneniyu-kursovih-i-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-po-himii-i-metodike.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yung-k-g-fenomenologiya-duha-v-skazkah-odno-iz-pravil-nauchnogo-podhoda-schitat-obekt-izvestnim-lish-v-toj-stepeni-v-kakoj-issledovatel-sposoben-viskazat-o-stranica-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-zadanie-na-kontrolnuyu-rabotu-s-metodicheskimi-ukazaniyami-dlya-studentov-ii-kursa-vseh-specialnostej.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispolzovanie-informacionno-kommunikacionnih-tehnologij-v-obuchenii-inostrannim-yazikam.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/koordinaciya-obshestvennogo-i-chastnogo-interesov-v-sfere-biznesa-po.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskie-sredstva.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-13-714-18-aprelya-2011-g-stranica-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mehanicizm-i-ravnodushie-k-probleme-raznoobraziya-istmat-i-problema-vostok-zapad.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/chehovchelovek-v-futlyare.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-naroda-no-kak-bi-ih-ni-p-zakonov-i-nravov-ne-vizvano-edinstvenno-proizvolom-ih-fantazii.html
  • control.bystrickaya.ru/dejstvuyushij-zagranichnij-pasport-so-srokom-dejstviya-previshayushim-minimum-6-mesyacev-so-dnya-okonchaniya-koridora-vizi-na-planiruemuyu-poezdku-kserokopiya-predidushego-esli-bil-takov.html
  • institute.bystrickaya.ru/fenolifenolyati-kurs-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-190601-avtomobili-i-avtomobilnoe-hozyajstvo.html
  • studies.bystrickaya.ru/frazeologizmi-s-komponentom-semya-v-kitajskom-i-russkom-yazikah.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obshestvennie-nauki.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-matveev-a-n-mehanika-i-teoriya-otnositelnosti-m-visshaya-shkola-1986.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-povishenie-energoeffektivnosti-v-respublike-hakasiya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-predprofilnogo-obucheniya-po-anglijskomu-yaziku-dlya-9-h-klassov.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovi-web-dizajna-brend-kommunikacij.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakat-zapada-aleksandr-viktorovich-filatov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prepodavatel-vladimir-lisnyak.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-pomosh-detyam-i-roditelyam.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-krupnik-ob-avtore-etoj-knigi-naciyah-i-nacionalizme-vmesto-poslesloviya-ernest-gellner-nacii-i-nacionalizm.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.