.RU

Н. В. Елкина Нравственное воспитание дошкольников - Е. А. Лобанова зав кафедрой дошкольной педагогики и психологии


^ Н. В. Елкина Нравственное воспитание дошкольников
Проблема нравственного воспитания относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического
и культурного развития диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии
и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении.

Этими вопросами занимались Сократ, Платон, Аристотель. Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Р. Оуэна и др. [1].

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания,
в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности [4].

Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает ее на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей [2].

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят [3].

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи, которая должна вестись параллельно, дополняя друг друга [5].

Литература

  1. Лихачев Б. Т. Педагогика. М., 1992.

  2. Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1988.

  3. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Нравственное воспитание дошкольников. М., 1986.

  4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 1998.

  5. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1984.
^ Е. В. Ершова Роль взрослого в развитии дошкольника
Характер взаимодействия педагога с ребенком определяется выбором стратегии образовательной работы, т. е. ролью взрослого в детском развитии. Можно выделить три подхода к определению такой стратегии. В рамках одного из них предполагается, что обучение должно приспосабливаться к развитию. Существует целый ряд психологических и психолого-педагогических направлений, которые строятся на основе этого подхода. Ярким его представителем был Ж. Пиаже, который считал, что ребенок должен самостоятельно осваивать способы взаимодействия
с объектами. Таким образом, Пиаже рекомендовал следовать за логикой выработки самим ребенком способов интеграции с миром, т. е. контролировать ход развития и предоставлять дошкольнику возможность взаимодействовать со средой.

В соответствии со вторым подходом, называемым акселерацией развития, взрослый должен обучить ребенка таким способам взаимодействия
с объектами, которые выходят за рамки возможностей воспитанника. В этом случае дети осваивают нехарактерные для их возраста виды действий
и знаний, что часто приводит к механическому заучиванию информации.

Согласно третьему подходу, специфика развития дошкольника связана с присвоением элементов человеческой культуры, а значит, решающим
в развитии ребенка оказывается обучение. Л. С. Выготский считал, что формирование ребенка происходит в особых условиях, которые он называл социальной ситуацией развитии, создающей зону ближайшего развития. Она определяется содержанием образования, которое дает возможность сотрудничества ребенка и взрослого. А. В. Запорожец, развивая идеи Л. С. Выготского, ввел понятие «амплификация развития», суть которого заключается в том, чтобы максимально расширить зону ближайшего развития ребенка, т. е. насытить процесс образования различными видами детской деятельности. Д. Б. Эльконин говорил о том, что по мере развития общества постепенно возник разрыв между возможностями детей и требованиями, которые предъявляет к ним общество. Этот разрыв преодолевается за счет особого периода в развитии человека, который получил название «детство». Детство не просто время спонтанной и свободной активности ребенка. Это очень важный период. Проживая его, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволят ему освоить мир взрослых.

Таким образом, особенность образовательной работы с детьми дошкольного возраста заключается в том, что, попадая в детский сад, они выходят за рамки установившихся семейных отношений. Такая ситуация является для ребенка эмоционально напряженной, поэтому задача педагога заключается в том, чтобы сделать ее максимально комфортной, для чего необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка. Кроме того, необходимо выработать некоторые общие стратегии взаимодействия
с ним. Одна из них состоит в максимально возможной поддержке детской инициативы со стороны взрослых.

modalnie-glagoli.html
modalnoe-znachenie-nezhelatelnosti-dejstviya-v-strukture-bezlichnogo-predlozheniya.html
modals-to-express-obligation-and-necessity-prikaz-ot-20-g-direktor-m-n-goncharenko-rabochaya-uchebnaya-programma.html
model-08-i-m-12-br-protokol-vedeniya-bolnih.html
model-13-p-m12-perechen-medicinskih-uslug-pri-lechenii-lejomiomi-matki-v-usloviyah-stacionara.html
model-a-a-shiyan-ekonomicheskaya-kibernetika.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-minzdrava-sssr-ot-21-iyulya-1988-g-n-579-ob-utverzhdenii-kvalifikacionnih-harakteristik-vrachej-specialistov-s-izmeneniyami-ot-25-dekabrya-1997-g-stranica-19.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-municipalnoe-avtonomnoe-doshkolnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-centr-razvitiya-rebenka-detskij-sad-112.html
  • lecture.bystrickaya.ru/astana-alasi.html
  • esse.bystrickaya.ru/radugin-a-a-r15-filosofiya-kurs-lekcij-2-e-izd-pererab-i-dopoln.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razdel-1-svedeniya-o-dohodah-obyavlenie-o-prieme-dokumentov-dlya-uchastiya-v-konkurse-na-zameshenie-vakantnih-dolzhnostej.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossiya-razreshit-import-govyadini-iz-kolumbii-na-ocheredi-meksika-gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-14.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-iv-municipalnom-festivale-pedagogicheskih-proektov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-tavricheskogo-municipalnogo-rajona.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-11-11-2011-g-614-g-salehard-oprovedenii-rabochego-soveshaniya-rukovoditelej-sluzhbi-skoroj-medicinskoj-pomoshi-lechebno-profilakticheskih-uchrezhdenij-yamalo-neneckogo-avtonomnogo-okruga.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovetska-drzhava-i-kominterna-6-i-osh-po-neki-politichki-mag.html
  • bystrickaya.ru/vstrecha-rasskazannaya.html
  • essay.bystrickaya.ru/chastyu-vo-vsej-svoej-sisteme-virazheniya-priznatelno-v-zemskih-i-redaktor-n-dmitrevskaya-hudozhestvennij.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-setevaya-ekonomika.html
  • education.bystrickaya.ru/2-bankovskoe-delo-rabochaya-programma-i-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-i-zashite-diplomnoj-raboti-dlya-studentov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soobsheniya-kafedra-ekonomika-transporta.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-professionalnogo-modulya-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-obshie-polozheniya-prikaz-ot-28-iyulya-2006-g-n-377-ob-instrukcii-po-deloproizvodstvu-v-ministerstve-kulturi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-rezhim-obucheniya-kadrovoe-obespechenie-obrazovatelnogo-processa.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ustav-municipalnogo-obrazovaniya-prinyat-ot-23-05-2006g-15-stranica-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/gorodskoj-konkurs-proektov-sovremennij-pedagogicheskij-opit-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-mladshih-shkolnikov-kak-odin-iz-sposobov-povisheniya-kachestva-matematicheskogo-obrazovaniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-mou-sosh-2-s-chekmagush-za-2009-2010-uchebnij-god-stranica-7.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-yu-koshmarov-l-v-matveeva-a-n-gusev-yu-ya-lobkaev-fiziologicheskie-korrelyati-semanticheskih-ocenok-pri-vospriyatii-slozhnih-televizionnih-izobrazhenij.html
  • literatura.bystrickaya.ru/risunok-65-ship-vniz-i-ship-vverh-kofe-iyul-1991-polnij-kurs-dzhek-shvager-perevod-s-anglijskogo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-i-ocenka-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya-ooo-kontur-chast-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/krestyanskie-rasskazi-o-roditelskom-proklyatii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/po-discipline-nalogooblozhenie-fizicheskih-lic-na-temu-poryadok-ischisleniya-i-uplati-naloga-na-imushestvo-stavki-naloga-i-lgoti-s-nedvizhimogo-imushestva.html
  • books.bystrickaya.ru/chadir-lunga-gorod-gde-rabotayut-proekti.html
  • shpora.bystrickaya.ru/ya-idu-igrat-viktor-niderhoffer.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassnij-chas-stranica-4.html
  • university.bystrickaya.ru/fateev-k-v-f27-obespechenie-voennoj-bezopasnosti-rossijskoj-federacii-teoriya-i-praktika-pravovogo-regulirovaniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-ee-vibor.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-3-konspekti-lekcij-11.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-na-temu-administrativno-territorialnoe-delenie-rossii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/64trebovaniya-k-organizacionnoj-strukture-isu-zhkk-koncepciya-edinoj-avtomatizirovannoj-sistemi-personalnogo-ucheta.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rol-retikulyarnoj-formacii-stvola-mozga-kurs-fiziologii-funkcionalnih-sistem.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-ekonomika-organizacij-dlya-specialnosti-060400-finansi-i-kredit-programma-rassmotrena-na-zasedanii-kafedri-ekonomiki-i-menedzhmenta.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.