Начало биографии: Россия – Югославия
.RU

Начало биографии: Россия – Югославия


Т.И. Ульянкина

(Москва)


«С совершенным уважением. Роман Верховской»:

русское храмостроительное зодчество за рубежом 1


О биографии одного из самых ярких представителей храмостроительного искусства Романа Николаевича Верховского (1881 –1968)– архитектора, скульптора и художника, до недавнего времени, практически, ничего не было известно у него на родине – в России. Хотя, созданные им за рубежом монументальные памятники и храмы, относятся к числу подлинных мировых шедевров. Исключение составляет небольшой очерк о нем, опубликованный в книге О.Л. Лейкинда, К.В. Махрова и Д.Я. Северюхина «Художники Русского зарубежья. Биографический словарь» (Санкт-Петербург: издательство «Нотабене», 1999. С. 198–199). Из одного некролога, опубликованного за рубежом, известно, что Р.Н. Верховской закончил свою жизнь в Соединенных Штатах в нужде и одиночестве1.

Недавно, работая в Архиве Толстовского Фонда под Нью-Йорком (шт. Нью-Йорк), мне удалось найти документы, проливающие свет на ранее неизвестные события последних лет жизни зодчего. Полностью с текстами документов можно будет ознакомиться в сборнике «Архитекторы Русского зарубежья», готовящемся к изданию в Санкт-Петербурге. Данная же статья преследовала скорее просветительскую цель–она является первой попыткой восстановления чести и достоинства забытого в России имени.


^ Начало биографии: Россия – Югославия

Верховские – древний русский дворянский род, владевший поместьями в Галичском уезде с конца XVII века. Он был записан в VI-ю часть родословной книги дворян Костромской губернии. По семейным преданиям по женской линии этот род происходит от Рюриков. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона упомянут еще один старинный дворянский род, ведущий начало от Адама Верховского, в 1641 году пожалованного поместьями в Смоленском уезде королем польским Владиславом. Род этот также записан в VI-ю часть родословной книги, но уже дворян Смоленской губернии2. Скорее всего, ко второму дворянскому роду и относилось семейство Р.Н. Верховского. Сам Роман Николаевич в переписке иногда напоминал о своем аристократическом происхождении с большой долей иронии, называя себя «потомком древних князей феодального периода». В переписке с графиней А.Л. Толстой, он дважды упоминал, что его родной дядя – Александр Петрович Верховской (младший брат отца) был женат на графине Толстой, ссылаясь при этом на книгу «Родословная рода Верховских», составленную по православной геральдике в XIX столетии.

Роман Николаевич родился 10 февраля (по старому стилю 29 января) 1881 года в Минской губернии, где его отец, инженер путей сообщения, служил начальником движения Привисленской железной дороги. В 1901 году, окончив Варшавское реальное училище (1900), он поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге по классу художественной архитектуры. Известно, что он учился в мастерской А.Н. Померанцева и в 1911 году за проект «Дома Русского посольства» получил звание художника - архитектора. Тогда же, как лауреат, Р.Н. Верховской был премирован поездкой за границу: в 1912 – 1913 гг. он произвел обмеры и зарисовки некоторых памятников архитектуры эпохи Ренессанса в Испании, посетил Францию и Италию. Первым крупным архитектурным проектом Р.Н. Верховского в России стал проект вокзала в Бухаре, выполненный им в восточном стиле. Несколько лет Р.Н. Верховской служил в должности архитектора в канцелярии российского правительства. Хотя он и был освобожден от воинской повинности, в годы первой мировой войны добровольцем пошел на фронт, служил в действующей армии, был произведен в офицеры и получил несколько боевых наград. С началом гражданской войны Р.Н. Верховской участвовал в гражданской войне на стороне Белой армии и в 1920 г. с волной эмиграции он попал в Югославию. Здесь к нему пришла известность скульптора- монументалиста: по его проектам было поставлено шесть больших памятников исторического характера, посвященных первой мировой войне, а также – большая бронзовая композиция с фигурой Геракла для фонтана в Белграде высотой в 17 футов.

В Югославии Р.Н. Верховской стал участником и победителем нескольких конкурсов. В 1925 году он выиграл конкурс проектов памятника «Защитникам Белграда» и жюри, утвердившее его проект, поручило ему его постройку. На открытии памятника король Югославии Александр наградил его национальным орденом. В 1928 году Роман Николаевич участвовал в выставке Объединения русских художников в Королевстве СХС, а в 1930 году в Большой выставке русского искусства, проходившей в Белграде. В 1935 году Верховской построил в Белграде еще один архитектурный ансамбль – «Памятник Русской славы» – гробницу для восьмиста русских воинов, павших на Балканах. Он воздвигнут на русском участке Нового православного кладбища в Белграде и представляет собой пятиметровую фигуру ангела с мечом, стоящего на высоком постаменте цилиндрической формы; в середине постамента изображен крест, украшенный двуглавым орлом, а у подножия – фигура русского воина.


^ Американский период жизни Р.Н. Верховского (1937 – 1968).


В 1937 году, в возрасте 56 лет, Р.Н. Верховской переехал из Югославии в США и поселился в центре Нью-Йорке, на Манхэттене (по адресу 24 West 71 Street). В одном из писем он так объяснил мотивацию своего переезда: «Приехал в Америку посетить свою сестру кн. Туманскую и племянников графов Келлеров (оба женаты на американках высшего об-ва. Один – лейтенант амер флота, другой – майор – герой войны»3. Европейские работы Р.Н. Верховского были сразу же высоко оценены его американскими коллегами, о чем свидетельствует большая выставка его работ, состоявшаяся в Нью-Йорке уже в 1938 году, т.е. через год после переезда в США. Она была организована «Архитектурной Лигой Нью-Йорка» («Architectural League of New York»). По просьбе «Лиги» открытие и проведение этой выставки проходило под патронажем и при личном участии жены президента – Элеоноры Делано Рузвельт ( Мrs Eleonora Delano Roosevelt). Спустя 10 лет, в 1948 году, той же Архитектурной Лигой Нью-Йорка была организована вторая выставка работ Р.Н. Верховского.

Особенностью деятельности Р.Н. Верховского в США стал его «уход» в храмостроительство. Здесь он практически не занимался гражданским монументальным искусством, как ранее в Югославии, – все его творчество было подчинено одной задаче – проектированию, строительству и росписи православных храмов. К тому времени в США наметился серьезный кризис в православном храмостроении.

Ниже приведен текст обращения Совета Митрополии Русской Православной Церкви в августе 1941 года, содержание которого также подтверждает драматическую ситуацию в строительстве православных храмов в США, и свидетельствует о том, что Роман Верховской занял в Совете Митрополии высокое и достойное место.


^ RUSSIAN ORTHODOX GREEK-CATHOLIC CHURCH OF AMERICA

Metropolitan Council

105 East Houston Street

New York, N.Y.

Август 1941 г.

His Eminence

The Most Reverend

THEOPHILUS Office of the secretary

Archbishop of San-Francisco Telephon GRamercy 7-7836

Primate of the Russian

Orthodox Church of

North America


^ Досточтимый Отец,

Согласно распоряжению Высоко преосвященнейшего Митрополита Феофила, Митрополичий Совет доводит до сведения Отцов Настоятелей Храмов и обращает Ваше внимание на следующий прискорбный факт в области церковного строительства в Митрополии:

Имеется целый длинный ряд разительных фактов, внедрения различными способами в дело созидания новых храмов, иконостасов, росписи стен и иконописи, лиц, совершенно не имеющих никаких оснований и прав на эти работы. Случайные строители храмов и иконостасов зачастую совершенно не знакомы с оригинальным стилем нашего национального церковного зодчества. Эти люди называют себя архитекторами, художниками, живописцами, без художественных школ или работ с оценкой авторитетных специалистов. Эти лица весьма ловкими приемами получают ответственные заказы на проектирование церквей, часовен, иконостасов, на роспись храмов и икон, от комитетов, мало компетентных в области искусства, получают большие суммы, с таким трудом собранные небогатыми прихожанами, и за эти деньги подчас просто обезображивают храмы.

^ Последним примером такой неразумной растраты приходских капиталов является роспись церкви Святого Духа в Эмбридже, в штате Пенсильвании.

Только несколько лет тому назад вся церковь, за большую сумму, была расписана таким самозванным живописцем. Когда же в апреле сего года был поставлен архитектором Митрополии, архитектором-художником и лауреатом Императорской Русской Академии Художеств Р.Н. Верховским (в обязанности которого входит помогать в нуждах церковного строительства и украшения храмов нашей Митрополии) новый иконостас, с иконами, написанными по его поручению живописцем высшей школы, все прихожане сознали недостойность росписи стен церкви, и пришли к решению – всю эту роспись уничтожить. Таким образом, даром растрачены были еще так недавно трудовые деньги прихожан.

Идя на встречу нуждам на местах, Митрополичий Совет предлагает отцам Настоятелям церквей сообщать в осведомительном порядке Митрополичьему Совету о назреваемых нуждах по созданию храмов, иконостасов, иконописи и росписи.

Предлагая посильное содействие своей специальной организацией, Митрополичий Совет поможет приходам на местах избежать эксплуатации их непосвященными элементами и оградить от нерациональных расходов своих трудовых денег.

Секретарь Митрополичьего Совета4.

Таким образом, планы Верховского, совпали с потребностью в его творчестве со стороны русской православной церкви. В апреле 1941 г., указом главы русской православной церкви в Северной Америке – Феофилом Р.Н. Верховской был назначен архитектором- художником Митрополии. На этой должности он разрабатывал проекты строительства храмов, часовен, иконостасов, занимался церковной росписью.

Помимо официальной политики Северо-Американской митрополии Русской Православной Церкви Заграницей, Р.Н. Верховской и сам лично положил много сил на борьбу с упадочностью православного храмостроительства в Америке. Нельзя сказать, что у него было много сторонников, – ведь большинство православных храмов создавалось на нищие деньги русских эмигрантов, которые не могли оплачивать дорогостоящие проекты5. Обращение его к известным общественным деятелям Русского зарубежья также не всегда находило понимание. Так, в одном из писем (5 апреля 1963 года) графине Александре Л. Толстой – директору Толстовского Фонда (Валлей Коттедж, шт.Нью-Йорк), выдающейся подвижнице, писательнице и поклоннице его таланта, Роман Николаевич опрометчиво и нелицеприятно охарактеризовал внешний вид храма преподобного Сергия Радонежского в на территории Толстовского Фонда. Он назвал его (буквально) – «полным примитивом вне всякого стиля и пропорций»6. Но, при этом, предложил свои услуги по переделке фасада (см. снимок 2). Он писал: «Конечно, – и здесь есть возможность без больших затрат «овеять» это сооружение «Духом Русского Св. Храма»… Для взоров «внешнего мира» (м<ожет> б<ыть> пожертвований) сначала вышлю Вам проект («картинку»)»7. Но на предложение Р.Н. Верховского А.Л. Толстая, симпатизировавшая и помогавшая ранее архитектору, ответила резким отказом, найдя критику архитектора неприемлемой: «я не понимаю связи Вашего письма с критикой нашей, любимой нами, церкви с теми архитектурными работами, которые Вы (честь Вам и слава) завершили в Америке»8 –писала она. Р.Н. Верховской был особенно чувствителен к недооценке, как и к игнорированию его таланта и его персоны, а также – к низкой оценке труда (в том числе, и его коллег по Российской Академии Художеств) разными Церковными Комитетами. Так в одном из писем той же А.Л. Толстой (9 июня 1947 года) он пишет, что «некоторые… члены комитетов ….выставляют, наряду со мной и моими сотрудниками – академическими коллегами, разных бездарных самоучек, и пытаются оценивать, скажем, месяц моего творческого…труда в сумме недельной платы юного маляра или столяра». При этом он обращал особое внимание на то, что «примеров увечия русских храмов Америки так много <…>, что виновников ответственных за это, весьма мало назвать только «слепорожденными».

В июле 1940 года в нью-йоркской газете «Россия» появилась статья магистра Колумбийского университета в Нью-Йорке И.Н. Житкова «Несколько слов о русском зодчестве»,9 в которой была описана драматическая ситуация с православным храмостроительным зодчеством в США и роль Р.Н. Верховского в ее революционном изменении. Работы последнего И.Н. Житков назвал «новым словом русского зодчества»10.

В общей сложности, с 1937 по 1960 гг. для Американской Митрополии и Русской Зарубежной Церкви Р.Н. Верховской выполнил 26 храмовых проекта; из них к 1960 году 12 проектов уже были реализованы, 8 утверждены к постройке и 6 приняты. Кроме того, он сделал по своим проектам 7 иконостасов (6 мраморных и один дубовый) и самостоятельно расписал 6 храмов. Из объектов, построенных по проектам Верховского, особой известностью у русских и американцев пользуется храм Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле и храм Святого Владимира в Джаксоне, с которых сделано огромное количество открыток – репродукций. Продажа этих открыток давала и дает многомиллионное состояние туристическому бизнесу в Америке, но сам Роман Николаевич от их продажи не получил ни цента.


^ Св. Троицкий монастырь в Джорданвилле.


Несколько слов об истории Свято-Троицкого монастыря. Его основателем и строителем был иеромонах, а позже архимандрит Пантелеймон. В начале 1914 года он покинул Россию и переехал в Америку, где поступил в Тихоновский монастырь в Пенсильвании и принял монашество. В 1921 году он был рукоположен в иеромонахи. После раскола Русской православной церкви, Пантелеймон, оставаясь верным Русской Зарубежной Церкви [РПЦЗ], покинул Тихоновский монастырь и решил основать свой собственный скит, купить землю и построить своим трудом небольшую церковь и домик. Он поступил рабочим на авиационный завод И.И. Сикорского11 и стал откладывать деньги, отказывая себе во всем. В 1928 г. в поисках участка он поехал в сторону Олбани (шт. Нью-Йорк) и нашел около города Херкимер запущенную ферму величиной 304 акров. Весной 1934 г. Пантелеймон приступил к строительству большого деревянного дома, внизу которого располагалась церковь. В 1935 году, к Троице дом и церковь были готовы и, приехавший из Нью-Йорка архиепископ Виталий, освятил ее. Однако по окончании литургии начался пожар, уничтоживший постройку12.

Только после второй мировой войны по проекту Р.Н. Верховского началось строительство большого каменного храма. С этой целью был создан Строительный комитет, в который вошли видные общественные деятели Русского Зарубежья: проф. Н.Н. Александров13, авиаконструктор И.И. Сикорский, летчик Б.В. Сергиевский14 и др. После постройки Св. Троицкий монастырь в Джорданвилле стал духовным центром всего Русского Зарубежья: здесь была открыта типография, выпускающая журнал «Православная Русь» с ежемесячным приложением «Православная жизнь», церковно-философский сборник «Православный Путь» и «Троицкий календарь». Его деятельность известна всему миру. 16 мая 1948 года при Свято-Троицком монастыре архиепископом Виталием15 была основана Духовная семинария во главе с проф. Н.Н. Александровым, которая 25 июня 1956 года, благодаря своему авторитету, получила права американского высшего учебного заведения. Студенты, оканчивающие ее, получают звание «бакалавров богословия».


^ Св. Владимирский храм в Кассвилле (Джаксоне).


Из других архитектурных шедевров Р.Н. Верховского в США большой популярностью в США пользуется монументальный и величественный Храм-Памятник Святого Владимира в поселке Кассвилль, впоследствии переименованном в Джаксон (шт. Нью-Джерси), в 12 милях от Лейквуда – в районе расположения фермы РООВА – одной из самых старейших и многолюдных русских организаций. Строительство храма намечалось еще в 1938 году. Это был юбилейный год 950-летия крещения Руси, который Архирейский Синод РПЦЗ заграницей провозгласил как « Свято-Владимирский год», и предложил организовать широкое народное празднование юбилея. По инициативе архиепископа Виталия было решено «ознаменовать 950-летие крещения Руси сооружением в США величественного Св. Владимировского Храма-Памятника, подобно тому как 900-летие крещения Руси было ознаменовано сооружением в Киеве Св. Владимирского Собора»16. Основанное по его инициативе «Св. Владимирское общество», заказало проект храма Р.Н. Верховскому. В 1940 году была совершена торжественная закладка храма митрополитом Филаретом, архиепископом Виталием и епископом Макарием. Тогда еще Русская Православная Церковь была в Соединенных Штатах единой, но впоследствии (1946 – 1947 гг.), когда она разделилась на три части – «зарубежную» во главе с архиепископом Виталием (Максименко), «американскую» во главе с митрополитом Феофилом (Пашковский) и «советскую» во главе с архиепископом Макарием (Ильинский), возведенным Московской Патриархией в сан митрополита, Св. Владимирский Храм после некоторой борьбы, остался в ведении архиепископа Виталия в Зарубежной Русской Церкви»17. Наблюдение за постройкой Св. Владимирского храма принял на себя местный архитектор С.Н. Падюков. К концу 1965 года были возведены стены храма, покрытые позолоченным куполом с крестом над ним, а 11/ 24 июля 1965 года начато богослужение в верхнем храме. Участок земли в форме небольшого холма, на котором сооружен храм, получил в народе название «Свято-Владимирской Горки». Храм получился удивительно легким, стройным, красивым, монументальным и величественным.

Р.Н. Верховскому принадлежит проект и первого в США Буддийского храма. Наконец, им был создан проект Всеамериканского Русского кафедрального собора в Нью-Йорке, который по красоте, пропорциям и замыслу композиции стал эпохальным явлением в русской храмостроительной архитектуре. Архитектор достиг здесь высшего совершенства: на круглом основании, против двух углов фасада собора, слева и справа от главного входа возвышаются круглые башни, по своему стилю обозначающие новгородско- псковской и московский периоды русской истории. В Архиве Толстовского Фонда хранится письмо архиепископа Адама (Нью-Йорк), датированное 20 января 1947 года, адресованное Р.Н. Верховскому, и касающееся высокой оценки проекта Всеамериканского Русского кафедрального собора патриархом Московским и Всея Руси Алексием18.

Р.Н. Верховской делал проекты и лично расписывал не только русские храмы, но и храмы других православных народностей: греческие, сербские, болгарские. Прежде всего, необходимо упомянуть его проект по созданию храма «София» для Греческой церкви в Америке, высоко оцененный главой Греческой церкви, архиепископом Михаилом. В начале 1940-х годов им был сделан проект перестройки греческой церкви Св. Димитрия в Джамайке (шт. Нью-Йорк) ,проект сербской церкви Воскресения Христова в Сюбенвилле (шт. Огайо), расписан иконостас в греческой церкви Св. Троицы в Бриджпорте (шт. Коннектикут) и другие. В композицию иконостаса храма Св. Троицы в Ионкерсе (штат Нью-Джерси) Р.Н. Верховской поместил огромное распятие Христа на самой видной поверхности над аркой алтаря, создав цельную и гармоническую композицию от пола до купола. Для выполнения росписи по классическим образцам Р.Н. Верховской пригласил художника-живописца бывшей Императорской академии художеств Н.В. Харитонова.

Большим достижением архитектора было то, что в создании иконостасов он впервые применил искусственный и полированный мрамор, благодаря чему иконостасы приобретали вид роскошной монументальности и красоты. Мраморные работы по созданию иконостасов, как правило, выполняла известная в Америке фирма «Скаглиола». Греческие священнослужители дали высокую оценку деятельности Романа Николаевича как художника – живописца по росписи иконостаса в греческой церкви Св. Троицы в Бриджпорте (шт. Коннектикут)19.

Одной из последних и значительных работ Р.Н. Верховского был проект православного собора в Лос-Анжелесе на 1000 прихожан (1956), который Митрополит Анастасий оценил как « шедевр в искусстве, который, безусловно войдет в русскую историю»20. Еще три крупных храма были сооружены по проектам Р.Н. Верховского в городах Стратфорде, Монессен и Донора.

Граф Илларион Сергеевич Ланской в своем очерке – некрологе писал, что успехи Р.Н. Верховского в области искусства не сопровождались материальным успехом и судьба его сложилась трагично. «К своим 80 годам жизни он оказался без средств и без работы, хотя был вполне работоспособен. Получаемая же им пенсия не была достаточна для оплаты квартиры-студии; домовладелец все время повышал плату и, в конце концов, за неплатеж выставил на улицу архив и все имущество Р.Н. Верховского, которому пришлось сдать все это в склад на хранение. Р.Н. Верховской пытался устроиться в русский старческий дом. Но и в этом ему было отказано. Ему пришлось обратиться в американский старческий дом, администрация которого перевела его в один из штатных госпиталей на Лонг-Айленде».21

Однако, судя по документам из Архива Толстовского Фонда (Нью-Йорк), трагедия Р.Н. Верховского была связана не столько с материальной стороной его жизни, сколько с развитием душевной болезни. Была ли она наследственной или стала следствием чрезмерного переутомления и старости, неизвестно. Однако последние несколько лет жизни архитектора в Америке были омрачены ею.

Болезнь, видимо, началась еще на пике его славы. Ее признаки «просматриваются» между строк писем Р.Н. Верховского, направленных своим адресатам, и проявляют себя в вычурности и манерности стиля, в некой «мании величия», напускной небрежности, смысловых повторах, упоминании своего имени «в третьем лице» и пр. На давний срок болезни Р.Н. Верховского намекает и Кира Михайловна Малковская (сотрудница Толстовского Фонда в Нью-Йорке) в письме племяннику архитектора – Артуру Келлеру: «Сама я никогда не встречала вашего дядю, хотя много слышала об его эксцентричном поведении из многих источников. Очевидно, что, несмотря на его колоссальный талант, он уже в течение многих лет был не совсем нормален» (письмо К.М. Мальковской – А. Келлеру от 24 сентября 1964 года). В начале 60-х годов болезнь Верховского стала быстро прогрессировать, а в августе 1964 года, в возрасте 83 лет, он был госпитализирован в Отделение для душевнобольных в Центральном штатном госпитале Айслип, в Лонг Айленде (шт. Нью-Йорк) (State Central Islip Hospital, Islip, L.I., N.Y.). После его госпитализации все принадлежащее ему имущество: мебель, библиотека, картины, эскизы его проектов, были переправлены на хранение на склад – The Raymond Storage. Верховской всегда жил одиноко, у него не было семьи, не было детей. Его племянники, жившие отдельно, редко общались с ним. Большую роль в поддержке Романа Николаевича в его последние годы жизни сыграл Толстовский Фонд во главе с А.Л. Толстой, а именно – Отдел по реабилитации и спасению беженцев и эмигрантов Толстовского Фонда, возглавляемый Кирой Михайловной Мальковской. Судя по содержанию переписки Толстовского Фонда с родными Верховского, хотя архитектор и жил одиноко, но у него были близкие друзья и знакомые, которые, навещали его в больнице (А. Ордынский, С.Н. Ряснянский, Томашевская, Усачев, С.С. Верховской и др.), которые предлагали ему свои услуги, в том числе, оплату долга за хранение вещей на складе, а также –предоставляли ему возможность долговременного проживания в своих домах после выхода из госпиталя. До госпитализации, Р.Н. Верховской получал ежемесячно социальную пенсию в размере 115 долларов, и при этом, он успевал выполнять высокооплачиваемые заказные работы по проектированию храмов. Таким образом, версия одиночества и нищеты, как главной причины болезни и смерти талантливого архитектора выглядит в этом контексте не совсем корректно. Так, например, из содержания, письма Павла Николаевича Заленского (от 24.Х.1964), становится ясно, что в течение двух лет, предшествующих госпитализации, Верховской работал над проектом по заказу Строительного отдела Русской Православной Церкви имени св. Иоанна Предтечи в г. Вашингтоне (Округ Колумбия). Общая сумма проекта оценивалась в 1 тысячу долларов. За эскиз к проекту Верховской получил аванс в размере 200 долларов. В связи с болезнью Верховского, заказчик из Вашингтона согласился частично оплачивать расходы Толстовского Фонда по хранению его вещей на складе вплоть до полного выздоровления архитектора.

Толстовский Фонд (в лице графини А.Л. Толстой и ее сотрудницы К.М. Мальковской) принял на себя огромную нагрузку по переписке с наследниками и заказчиками Романа Николаевича на предмет сохранения его вещей, хотя альтернативой могла быть быстрая распродажа с аукциона некоторых вещей из коллекции картин и рисунков Р.Н. Верховского, высоко оцениваемой специалистами. Именно совместными усилиями Толстовского Фонда, друзей и родственников удалось какое-то время оплачивать и сохранять дорогостоящий багаж Верховского, содержащий 74 предмета, в том числе, и мебель. Поэтому не удивительно, что, в конце концов, в 1964 году Р.Н. Верховской дал нотариально заверенную доверенность на свой багаж именно Толстовскому Фонду. Но, судя по содержанию ниже представленной переписки, один из племянников архитектора, живущий в Нью-Йорке, вообще отказался от наследства дяди, а другой – Артур Келлер, живший в штате Южная Каролина, хотя и был заинтересован в вещах Романа Николаевича и был готов помочь дяде, не в состоянии был оплатить расходы по перевозки багажа в Южную Каролину. Толстовский Фонд хотел выставить на продажу часть ценной коллекции Р.Н. Верховского, с тем, чтобы оплатить долги по его хранению, а также и перевоз багажа в Южную Каролину. Что было бы, наверно, самым разумным выходом из создавшегося положения. Однако Склад Реймонда не был заинтересован в изъятии отдельных вещей из коллекции, а желал избавиться от всего лота сразу. Дальнейшая судьба коллекции работ Верховского пока не известна. Но, судя по содержанию переписки, Толстовский Фонд готов был отправить коллекцию из Нью-Йорка в штат Южная Каролина племяннику архитектора – Артуру фон Келлеру. Р.Н. Верховской скончался 30 января 1968 г., на следующий день после операции в Центральном госпитале г. Айслип, на Лонг-Айленде в штате Нью-Йорк.

________________________

1 Ланской И.С. Памяти Романа Николаевича Верховского // Возрождение, 1969 № 211, июль. С. 133.

2 Энциклопедический словарь Брокгауз и Эфрон. Биографии. В 12 томах. Под ред. В.М. Карева и М.Н. Хитрова. Том 3. Москва: Научное издательство «БРЭ», 1993. С. 259. Биографические данные о Р.Н. Верховском содержатся в ряде некрологов: Ланской И.С. Памяти Романа Николаевича Верховского // Возрождение, 1969 № 211, июль, с.131 –134; Кончина Романа Николавича Верховского (автор А.К.)// ПравославнаяРусь, 1968. № 3. С. 12; Верховской Роман Николаевич //Лейкинд О.Л., К.В. Махров, Д.Я. Северюхин. Художники Русского зарубежья. Биографический словарь. Санкт-Петербург: Изд-во «Нотабене», 1999. С. 198 – 199. Зеньковский А.В. Памяти Р.Н. Верховского // Возрождение. 1969. № 211. С. 131 –134. Постельс Ф. де. Зодчие – выходцы из России: их роль и работы в Соединенных Штатах Северной Америки / Публ. Б.М. Кирикова и Н.П. Копаневой // Краеведческие записки: Исследование и материалы. Вып. 3. СПб.,1993. С.68 – 69.

3 Письмо Р.Н. Верховского от 10 июня 1947 года, адресованное А.Л. Толстой. Архив Толстовского Фонда. Ящик ВИП документов.

4 Письмо Митрополичьего Совета от августа 1941 года. Архив Толстовского Фонда. Коллекция документов Р.Н. Верховского, на бланке, 1 стр. на машинке.

5 Письмо Р.Н. Верховского от 5 апреля 1963 года, адресованное А.Л. Толстой. Архив Толстовского Фонда. Ящик ВИП. Ланской И.С. Памяти Романа Николаевича Верховского// Возрождение, 1969, № 211, июль, с. 132.

6 Письмо Р.Н. Верховского от 5 апреля 1963 года, адресованное А.Л. Толстой. Архив Толстовского Фонда. Ящик ВИП документов.

7 Там же.

8 Письмо А.Л. Толстой, адресованное Р.Н. Верховскому, от 22 апреля 1963; 1 стр., на машинке. Архив Толстовского Фонда. Бокс ВИП документов.

9 Житков Иван Николаевич. Несколько слов о русском зодчестве // Россия, 21 июля 1940 г., №1793. Житков Иван Николаевич (1896, Москва – до 12 февраля 1956 г., Нью-Хевен, шт. Коннектикут, США). Экономист. Учился в Московском техническом училище. В 1920 г. эвакуировался в Константинополь. В эмиграции окончил экономический и инженерный факультеты ун-та. Магистр экономических наук Колумбийского ун-та. В 1936 г. был удостоен почетной премии за труд по банковским операциям США. Владелец имения в Гаутбури, шт. Коннектикут). Коллекционер живописи и старинных манускриптов. О нем: Новое Русское Слово, 1956, 12 февраля, №15569. Чуваков В.Н. Незабытые могилы. Т.П. 1999. С.535 – 536.

10 Там же.

11 Игорь Иванович (25 мая, 1889, Киев – 26 октября 1972, Итон, шт. Коннектикут, США).

Выдающийся авиаконструктор, предприниматель, общественный деятель.

12 Соллогуб А.А. «Русская православная церковь заграницей. 1918- 1968 гг. В 2-х томах. Том 2. Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem. Copyright in the USA, 1968. Том. 1. С. 598.

13 Александров Николай Николаевич (1886 – 25 апреля 1970, Джорданвилль, шт. Нью-Йорк). Инженер – конструктор военных судов, капитан 1-го ранга. Окончил Морской академии в Санкт-Петербурге (1906). Эмигрировал во Францию в 1920 г., оттуда в 1921 г. уехал в США. Преподавал физику и др. предметы в американских ун-тах и в Массачусетском технологическом ин-те. Член Общества офицеров Российского императорского флота в Америке. В 1946 ушел «на покой» и поселился в Свято-Троицком монастыре, которому отдал следующие четверть века своей жизни. В 1946 г. создал при монастыре семинарию, которая существует и поныне. Профессор и декан Св. Троицкой духовной семинарии . Похоронен на кладбище Св. Троицкого монастыря. О нем: //Наша страна (Буэнос Айрес), 1970, 9 июня; НРС, 1970, 20 апреля, 26 апреля, 28 апреля; Чуваков В.Н. Неизвестные могилы. Т.1. 1999. С.50 – 51.

14 Сергиевский Борис Васильевич ( 7/20 февраля 1888, Гатчина – 24 ноября 1971, Нью-Йорк, США). Военный летчик, капитан. Сотрудничал с Сикорским И.И. Член Совета директоров Толстовского Фонда.

15 Архиепископ Виталий.

16 Соллогуб А.А. «Русская православная церковь заграницей. 1918- 1968 гг. В 2-х томах. Том 2. Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem. Copyright in the USA, 1968. Том. 1. С. 598.

17 Там же. Том 2. С.600.

18 Письмо архиепископа Адама, адресованное Р.Н. Верховскому, от 20 января 1947 года Архив Толстовского Фонда. Коллекция ВИП документов. 1 стр. на машинке, на англ. яз.; перевод Т.И. Ульянкиной.

19 Письмо группы греческих православных священнослужителей, адресованное Р.Н. Верховскому, от 2 мая 1946 года; 1 стр. на машинке, на англ. яз.; перевод Т.И. Ульянкиной. Архив Толстовского Фонда. Бокс ВИП документов.

20 Ланской И.С. Памяти Романа Николаевича Верховского // Возрождение, 1969 № 211, июль. С. 133.

21 Там же. С. 133 –134.



1. Автор статьи выражает большую благодарность директору Толстовского Фонда ( Lake Roud, Valley Cottage, NY) – В.О. Волсен и заведующему Архивом Толстовского Фонда – профессору Р.Виттакеру за возможность работы с документами Фонда в мае 2005 года.

Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 04 –03-0028/а



nauchnoe-obosnovanie-i-prakticheskaya-realizaciya-kompleksnogo-primeneniya-biologicheski-aktivnih-dobavok-i-kosmeticheskih-sredstv-funkcionalnogo-naznacheniya.html
nauchnoe-obosnovanie-napravleniya-i-soderzhaniya-issledovanij-rechevoj-patologii-pri-afazii-kompleksnij-podhod-k-analizu-rechevih-narushenij-pri-afazii.html
nauchnoe-obshestvo-uchashihsya-pri-syut-stranica-3.html
nauchnoe-prosveshenie-zdravogo-smisla-habermas-yu-budushee-chelovecheskoj-prirodi-per-s-nem.html
nauchnoe-tvorchestvo-studentov-o-v-necenko-kandidat-pedagogicheskih-nauk.html
nauchnoe-upravlenie-vsemi-sferami-zhiznedeyatelnosti-lyudej-s-kazhdim-godom-stanovitsya-vse-bolee-neobhodimim-i-vozmozhnim-vse-bolee-dejstvennim-i-sovershennim-ego-d.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-mezhdunarodnie-ekonomicheskie-organizacii-e-f-zhukova-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovi-informacionnoj-kulturi-lichnosti-v-shkolnih-bibliotekah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-a-knir-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-dlya-studentov-gumanitarnih-i-ekonomicheskih-specialnostej-vseh-form-zaochnogo-obucheniya.html
  • student.bystrickaya.ru/-lichnoe-strahovanie.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zvukopogloshayushie-konstrukcii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/joga-krishni-vsbore-materialov-dlya-lekcij-i-v-podgotovke-knigi-k-izdaniyu-takzhe-prinimali-uchastie-anna-zubkova.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obespechenie-zakonnosti-i-disciplini-v-gosudarstvennom-upravlenii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-uchebnih-zanyatij-po-biohimii-na-ii-semestr-20102011-uchebnogo-goda-dlya-studentov-2-kursa-po-specialnosti-veterinariya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/cerkovnij-raskol-i-vozniknovenie-staroobryadchestva.html
  • testyi.bystrickaya.ru/574-18-19-olzhazba-inda-taatarova-zhamia-tzhkizi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-pribilnosti-chast-7.html
  • znanie.bystrickaya.ru/annotaciya-programmi-uchebnoj-disciplini-b-1-istoriya-obshaya-trudoemkost-disciplini-sostavlyaet-3-zachetnih-edinici-108-chasov-stranica-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-instruktora.html
  • doklad.bystrickaya.ru/umo-po-klassicheskomu-universitetskomu-obrazovaniyu-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-obuchayushihsya-po-napravleniyu-i-specialnostyam-psihologii-bbk88-3ya7.html
  • bukva.bystrickaya.ru/stenogramma-soveshaniya-v-centre-socialno-konservativnoj-politiki-gazetnij-per-d-3-5-str-1-stranica-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tatarskij-mulla-i-chistij-vozduh-proekt-obshij-tekst-textshare.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-vneshnego-auditora-ob-ocenke-proekta-stroitelstva-stranica-11.html
  • crib.bystrickaya.ru/gumanitarnijinstitu-t.html
  • write.bystrickaya.ru/formi-raboti-s-roditelyami.html
  • shkola.bystrickaya.ru/problemi-nalogooblozheniya-pribili-predpriyatij-i-organizacij-v-sovremennih-usloviyah.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aleksandr-alekseevich-alekseev-vospominaniya-artista-imperatorskih-teatrov-a-a-alekseeva-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-udk-bbk-m-pechataetsya-po-resheniyu-uchebno-metodicheskogo-soveta-instituta-socialnih-i-gumanitarnih-znanij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-k-kontrolnim-rabotam-i-seminarskim-zanyatiyam-zachetu-i-ekzamenu-po-predmetam-istoriya-i-kultura-bashkortostana-istoriya-bashkortostana-tema-seminarskogo-zanya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-plenarnogo-zasedaniya-.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-discipline-stroenie-veshestva-dlya-gruppi-ah-07-1.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tiristornie-kommutiruyushie-ustrojstva-igumnov-n-p-tipovie-elementi-i-ustrojstva-sistem-avtomaticheskogo-upravleniya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zasedanie-soveta-po-koordinacii-i-podderzhke-nauchnih-issledovanij-problem-severnogo-kavkaza-associacii-severnij-kavkaz.html
  • books.bystrickaya.ru/chuvstvo-razbitosti-osnovi-obshej-vrachebnoj-praktiki.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtorskie-prava-sostavitel-i-redaktor-chernobrov-vadim-aleksandrovich-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/oitu-oris-jir-tldernde-zhrgzletn-mektepterge-arnalan-aza-debiet-ou-pn.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/modelirovanie-raboti-banka.html
  • report.bystrickaya.ru/i-informacionnie-resursi-sankt-peterburgskij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet-im-akad-i-p-pavlova.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabotnikam-pribivshim-na-rabotu-v-selskuyu-mestnost.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obrazovanie.html
  • desk.bystrickaya.ru/okolo-100-chelovek-evakuirovano-iz-za-pozhara-v-shkole-v-nikolaevska-na-amure-informacionnoe-agentstvo-interfaks-05102011.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.