.RU

Наделяева О.Е. Оценка качества знаний на уроках эстетического цикла - Федеральная целевая программа Русский язык...


^ Наделяева О.Е. Оценка качества знаний на уроках эстетического цикла

Основная задача предметов образовательной области «Искусство» - формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. В ситуации, когда речь идет о диагностике и оценке качества знаний, эстетическое начало рассматривается несколько реже из-за того, что способы диагностики и оценки весьма трудно определимы.

Известно, что «эстетическое» означает «чувственное». Поэтому распространено мнение, что на уроках эстетического цикла нужно говорить о чувствах и настроениях, которые возникают у человека в результате контакта с искусством. Но это не совсем так, и такая ситуация может привести к поверхностному и, в конечном счете, неправильному пониманию искусства. Ведь любое чувство – это лишь результат, реакция человека на какое-либо событие или явление жизни, его эмоциональная оценка, которая опредмечивается в искусстве. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, прежде всего, не само чувство, а причины, породившие его. В результате содержанием произведения на самом деле окажутся не чувства сами по себе, а общечеловеческие ценности высшего, духовного порядка, выраженные в чувствах как в форме отношения к ним человека.

Важнейшим моментом здесь является то, что такая (эстетическая, духовно-нравственная) деятельность человека не может представлять собой конечный результат, это всегда – процесс, который может быть рассмотрен на каком-либо своем этапе, но только – как процесс, который поддается диагностике и оцениванию с точки зрения уровневого подхода и который может отслеживаться как у каждого учащегося, так и у класса в целом.

Отправной точкой уровневого подхода является начальный этап обучения, и выражается он в степени сформированности ценностных (эстетических, духовно-нравственных) ориентиров, что выступает в качестве содержательных критериев оценки и проявляется в «готовности учащихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач» (см. «Государственные образовательные стандарты: концептуальные основания). Для предметов эстетической направленности они проявляются в следующих компетенциях:

· в увлеченности искусством, о чем свидетельствует:

- активное формирование способов умственных действий (СУДов), направленных на понимание сущностного смысла искусства как способа познания мира;

- связанное с формированием СУДов соответствующее качественное усвоение (присвоение) знаний, умений, навыков (ЗУНов);

- способность самоорганизации в использовании свободного времени, культурно и духовно обогащающего личность;

· в стремлении самостоятельно приобрес-ти и расширить область полученных представлений, о чем свидетельствует:

- активный самостоятельный поиск учащимися информации;

- вынесение ЗУНов и СУДов за пределы урока;

- склонность к творческой деятельности, инициативность в процессе ее осуществления;

· в стремлении к общению как:

- к применению на практике полученных знаний, навыков и представлений, их уточнению (в процессе диалога, диспута) и обогащению;

- к формированию навыков оценивания и самооценивания;

- к развитию критического мышления;

· в стремлении к творческому само-выражению, проявляющемуся:

- в активизации деятельности Слушателя, Исполнителя, творца;

- в стремлении определить для себя предпочтительные, излюбленные способы общения с искусством;

- в результативности учебной и творческой деятельности (в наличии творческого продукта).

Уровень развития данных компетенций может диагностироваться в конкретных формах работы учащихся и учителя. В связи с этим рассмотрим предложения Министерства образования РФ оценивать учащихся по предметам образовательной области «Искусство» по системе «зачет-незачет». На данный момент такая форма существует в виде рекомендаций, хотя каждый педагог (образовательное учреждение) может выбирать, какую форму предпочесть. Но при этой форме есть опасение, что статус и авторитет предметов эстетического цикла будут резко снижены. Есть и другие взгляды на это предложение. Они следующие:

1. Решение о системе «зачет-незачет» было принято в контексте проблемы разгрузки учащихся. Хотя говорить о том, что учащиеся «загружены» предметами «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура» (при выделении в БУПе по одному часу на предмет), можно весьма условно.

Авторы такого решения не приняли во внимание то, что система «зачет-незачет» является фактически двухбалльной системой оценки. То есть более строгой, в отличие от пятибалльной, где возможности «положительного» оценивания школьника более широкие. Ведь учитель будет иметь право поставить «незачет» гораздо чаще, чем «двойку» или «тройку». Все дело в формах диагностики результативности обучения и критериях оценки, которые должны быть разработаны учителем.

2. Не секрет, что в условиях одного урока в неделю, процесс выставления оценок учителем музыки или изобразительного искусства весьма затруднен. Очень часто на это тратится драгоценное время урока. Может ли система оценивания «зачет-незачет» помочь решению этой проблемы? Ведь если учитель способен сделать урок искусства интересным и любимым для учеников, значимым с точки зрения познавательной ценности, убежденности в необходимости получаемых знаний для жизни, двухбальность или пятибальность оценочной системы особой роли не играет, так как в этой ситуации не оценки определяют «имидж» предмета».

Когда для учителя, учащихся, родителей определяющим становится качество и эффективность образовательного процесса, а не его формальное выражение (хотя диагностику и оценку деятельности учащихся нельзя причислять только к формальным аспектам обучения), система «зачет-незачет» может сыграть свою положительную роль, но при условии правильного выбора форм диагностики и критериев оценки.

Рассмотрим, какими (примерно) могут быть конкретные формы диагностики эффективности обучения и критерии его оценки, исходя из основополагающих положений результативности современного образовательного процесса.

^ Компетенция увлеченности искусством

1. «Перевод» художественного образа (сущностного смысла) произведения с языка одного вида искусства на другой – художественное движение, зрительный образ, словесный образ и т.д.

^ Конкретные виды заданий: сделать рисунок или подобрать ассоциативный зрительный ряд; выполнить письменный анализ, описание, сочинить текст в прозе, в стихах, подобрать стихотворный ассоциативный ряд и т.д.

Критерии оценки:

«зачет» - «перевод» выполнен на уровне сущностного, смыслового постижения содержания произведения;

«незачет» - «перевод» осуществлен на поверхностном сюжетном, иллюстративном уровне.


2. ^ Тождество и контраст (сравнение произведений, близких по сюжету, образному содержанию или идейному смыслу разных видов искусства).

Конкретные виды заданий: выписать на одной стороне – общие черты, на другой – отличия предложенных произведений разных видов искусства (как вариант – могут быть использованы произведения одного вида искусства, но разных жанров, разного исполнения и т.д.).

Критерии оценки:

«зачет» - анализ выполнен на уровне сущностного, смыслового постижения содержания произведения: ученик владеет знаниями выразительных средств искусства, оригинально мыслит;

«незачет» - работа осуществлена на поверхностном сюжетном, иллюстративном уровне: ученик не владеет элементарными знаниями художественного языка искусства.


3. Тестирование. Оно предусматривает не поиск своего собственного ответа, а выбор предпочтительного ответа из уже предложенных.

^ Конкретные виды заданий: учащимся предлагается вопрос и четыре варианта ответа, среди которых должны быть: ответ правильный, свидетельствующий о хорошем знании предмета (3 балла), ответ «удовлетворительный» (2 балла), замаскированный под правильный неправильный ответ (1 балл), ответ явно неправильный (0 баллов). Ответы в тестах должны быть «перемешаны», чтобы тестируемый не мог уловить никакой закономерности.

Критерии оценки:

Для оценки результатов тестирования предлагается (или озвучивается) «контрольный листок» с информацией о соответствии каждого ответа количеству баллов с объяснениями причин этого несоответствия. Конкретный результат подсчитывается по баллам, причем подсчет может сделать как учитель, так и сам ученик на основе контрольного листка.


4. Синквейн («наглядный» экспресс-опрос) рассчитан как на развитие, так и на диагностику способности учащихся к обобщению и образному мышлению.

^ Конкретные виды заданий: учащимся предлагается после знакомства с произведением искусства написать (за 5-10 мин) а) одно существительное; б) два эпитета; в) три глагола; г) фразу из четырех слов, связанную с произведением; д) одно слово, выражающее суть произведений.

Критерием оценивания может выступать выполнение задания на уровне сущностного, смыслового постижения содержания произведения, что оценивается учителем или одноклассниками после обмена работами.

Другой вариант – факт выполнения всего задания за отведенное время – «зачет».

5. Экспресс-контрольная дает возможность быстрой и эффективной диагностики уровня усвоения каких-либо конкретных сведений, а также развивает у учащихся способность действовать внимательно и собранно, обобщенно мыслить и лаконично высказывать свои мысли.

^ Конкретные виды заданий: учащиеся, разделив страницу (лучше А4) примерно на пять частей, записывают в начале каждой части вопрос, оставив после него место для записи краткого ответа. Вопрос обязательно должен быть сформулирован так, чтобы предусматривать конкретный ответ, а не рассуждения общего характера. Затем учащимся дается определенное время, во время которого они должны ответить на вопросы.

^ Критерии оценки:

Каждый правильный ответ – один балл. Можно предложить работу из 10 вопросов, тогда каждый правильный вопрос будет составлять полбалла. В результате подсчитывается общая сумма баллов.


6.^ Экспресс-опрос (зачет) – особая форма индивидуальной диагностики на уроке, когда нужно прояснить ситуацию с каким-либо отдельным учеником. Данная работа развивает у учащихся сосредоточенность, собранность мысли. Кроме того, она дает возможность «блеснуть» эрудицией как отвечающему, так и задающим вопросы. Важным организационным условием является положение о том, что если в классе прозвучит подсказка, отвечающий теряет балл.

^ Конкретные виды заданий: учитель или одноклассники задают ученику пять вопросов по пройденному материалу, каждый из которых обязательно должен быть сформулирован так, чтобы предусматривать конкретный ответ, но не рассуждения общего характера.

Критерии оценки:

Каждый правильный ответ – один балл, который отвечающий обозначает каким-либо знаком на доске. Ученик получает столько баллов, на сколько вопросов он дал ответ. Можно предложить 10 вопросов, тогда каждый правильный вопрос будет составлять полбалла. В результате подсчитывается общая сумма баллов.


^ Компетенция самостоятельного приобретения и расширения области полученных представлений


1. Моделирование определенного художественного замысла в заданном стиле, жанре может использоваться как диагностическая форма усвоения материала, как форма предварительной подготовки к восприятию произведения, а также как форма самостоятельного индивидуального развития полученных представлений на уровне их присвоенности.

^ Конкретные виды заданий: к заданному образу, идее, сюжету следует выстроить путь реализации через выбор необходимых средств, либо наоборот, проанализировав комплекс заданных средств, на их основе смоделировать возможный художественный образ, сюжет.

Вариантом является моделирование противоположного по смыслу образа, содержания и т.д.

Критерии оценки: оценивается факт выполнения, качество творческого продукта.


2. ^ Проектная деятельность может выполняться индивидуально или малой группой.

Конкретные виды заданий: область, вызывающая особый интерес учащихся, подвергается углубленным исследованиям. Функция учителя - корректировать логический ход исследования, сформулировать основную проблему, которая будет выступать внутренним двигателем всего проекта.

Критерии оценки: оценивается по факту выполнения.


3. Ведение индивидуальных тетрадей, альбомов, записных книжек по искусству, странички в Интернете. Являясь видом творческого продукта как результата деятельности учащегося, эта работа эффективна, когда она не объявляется учителем обязательной. Но тем учащимся, которые ее ведут, оказывается всяческое предпочтение: им разрешается пользоваться записями на уроках и контрольных работах.

^ Конкретные виды заданий: в конце определенного срока (четверти, года) учащиеся представляют свои записи, где зафиксировано все, что они узнали об искусстве за этот период.

^ Критерии оценки: оценивается факт выполнения.


Компетенции общения


1. Инсценировка представляет собой вариант театрализации.

^ Конкретные виды заданий: разработать и поставить с учащимися, выполняя роль режиссера, художника, балетмейстера, сюжет на основе заданного произведения (может выполняться как задание классу, когда в результате каждый ученик представляет свой вариант, или как индивидуальное задание).

Критерии оценки:

«зачет» - учащимся (или группой учащихся), выполнявшим данную работу, найдены оригинальные художественные средства, проявлен организаторский талант;

«незачет» - работа осуществлена на поверхностном сюжетном, иллюстративном уровне, в виде подражания, копирования, замысел не выполнен.

2. ^ Участие в праздниках, концертах, конкурсах является показателем владений учащимися полученными практическими умениями и навыками.

Критерий оценки: оценивается по факту выполнения.


3. Собственная трактовка, интерпретация – весьма распространенная форма диагностики творческой активности ученика.

^ Конкретные виды заданий: разработать собственную интерпретацию заданного произведения, о котором ученик не знает ничего, и поэтому вынужден будет «считать» и объяснить его содержание самостоятельно.

Вариантом может быть собственная трактовка известного произведения, создаваемая как «альтернатива», основания которой должны быть объяснены.

Критерий оценки: оценивается факт выполнения работы, оригинальность и глубина представленного варианта.


Данные примеры диагностики эффективности обучения и критериев его оценки, во многом обобщающие существующий опыт работы учителей предметов эстетического цикла, конечно, не охватывают всего разнообразия деятельности учителя и учащихся на уроках искусства. Они, скорее, изложены для того, чтобы подтолкнуть творческую инициативу и фантазию учителя для осуществления образовательного процесса как увлекательного действа, в котором диагностика и оценка работы учеников является неотъемлемой частью всего творческого процесса в целом.



new-highway.html
new-vengriya-avstriya-chehiya-germaniya.html
newregionru-17032010-monitoring-smi-god-uchitelya-12-marta-19-marta-2010-.html
newsland-14012011-rozhdaemost-v-rossii-za-detej-nuzhno-platit-pensiyu-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-17-yanvarya-2011-goda.html
newsland-31032012-bednyaki-pensioneri-proval-pensionnoj-reformi-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-2-aprelya-2012-goda.html
newsrucom-04092009-gildiya-upravlyayushih-i-developerov.html
  • bystrickaya.ru/valyutnaya-sistema-ee-vidi.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozheniya-prilozhenie-1-kontrolnie-voprosi-dlya-samoproverki-filosofiya.html
  • grade.bystrickaya.ru/nashi-yubilyari-regionalnaya-obshestvennaya-organizaciya-uchenih.html
  • znanie.bystrickaya.ru/73-alternativnij-metod-videlenie-podsetej-v-klasse-s-dannogo-protokola-intrenet-protocol-otrazhaet-ego-sut.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-delovie-kommunikacii-dlya-napravleniya-podgotovki-080500-62-biznes-informatika.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-obshaya-geologiya-napravlenie-oop.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-principi-staticheskoj-i-dinamicheskoj-organizacii-uchebno-metodicheskij-kompleks-teoriya-organizacii-udk-bbk.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-bzhd.html
  • crib.bystrickaya.ru/kafedra-upravleniya-obrazovaniem-plan-grafik-kursovih-meropriyatij-na-2012-god-ivanovo-2011.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-realizacii-programmi-ou-po-ustavu-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe.html
  • znanie.bystrickaya.ru/92-narusheniya-rechi-uchebniki-uchebnie-posobiya-n-v-seredina-d-a-shkurenko-osnovi-medicinskoj-psihologii-obshaya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-26-uchebnika-i-voprosi-k-nemu-vipolnit-zadaniya-1-2-3-5-26-v-rabochej-tetradi-povtorit-5-12-14-kavkazskaya-vojna-osvoenie-russkoj-ameriki-krimskaya-vojna.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10vozmozhnost-organizacii-sokraticheskih-kniga-znakomit-chitatelej-s-teoreticheskimi-osnovami-i-vazhnejshimi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-uchebnaya-disciplina-sociologiya-upravleniya-obrazovatelnaya-programma.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rol-religioznih-cennostej-i-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-molodezhi.html
  • education.bystrickaya.ru/08092008-navyru-itogi-raboti-foruma-proestate-08-09-2008-nedvizhimost-i-stroitelstvo-peterburga-upravlyayushih.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kultura-srednevekovoj-evropi-kultura-vozrozhdeniya-novoevropejskaya-kultura.html
  • writing.bystrickaya.ru/kirling-chast-12.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-ot-hanti-mansijsk.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skorosshivatel.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vospominaniya-velikogo-sportsmena-futbolista-lva-ivanovicha-yashina-stranica-4.html
  • education.bystrickaya.ru/210-dopolnenie-s-ingovoj-formoj-prichastiem-formula-podlezhashee-glagol-harakteristika-dopolnenie-ingovaya-forma-prichastie-naprimer.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vasha-sobaka-telepat-richard-vebster-vash-pitomec-ekstrasens.html
  • lesson.bystrickaya.ru/radioelektronnoe-oborudovanie-radionavigacionnoe-oborudovanie.html
  • books.bystrickaya.ru/chetvertaya-predmet-politicheskoj-nauki-sovremennie-konceptualnie-podhodi-i-metodi-issledovaniya-60.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-algebre-9-klass-uchitel.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-v-maksimov-sostaviteli-sbornika.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-sngat-dekorativ-gamli-sngat-rsemg-kitap-elyazmasi-knizhnaya-letopis.html
  • write.bystrickaya.ru/formirovanie-emocionalno-volevoj-sferi-yavlyaetsya-odnim-iz-vazhnejshih-uslovij-stanovleniya-lichnosti-rebenka-opit-kotorogo-neprerivno-obogashaetsya-razvitie-emocion.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mbou-centr-psihologo-pedagogicheskoj-reabilitacii-i-korrekcii-plan-raboti-komiteta-po-voprosam-obrazovaniya-na-yanvar-2012-goda.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vihovannya-v-sm-yak-pershoosnova-ntelektualnogo-rozvitku-osobistost-molodshogo-shkolyara-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-kazarin-vasilij-nazarovich-predaval.html
  • universitet.bystrickaya.ru/studencheskij-sovet-fakulteta-menedzhmenta-obrazovatelnie-programmi-fakulteta-menezhmenta-4-rukovodstvo-fakulteta.html
  • institut.bystrickaya.ru/st-134-dopolnena-zakonom-n-211-xv-ot-29052003-g-v-silu-12062003-g-kommentarij-k-ugolovnomu-kodeksu-respubliki-moldova.html
  • testyi.bystrickaya.ru/83-sredstva-poiska-nauchnoj-bibliograficheskoj-informacii-posobie-dlya-studentov-tehnicheskih-specialnostej-odobreno.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.