Название урока: «Отечество славы и доблести край…»
.RU

Название урока: «Отечество славы и доблести край…»


Описание методической разработки


Название урока: «Отечество славы и доблести край…»


Краткая аннотация: Ведущим аспектом программы по литературе (6 класс) является герой художественного произведения. Цель данного интегрированного урока внеклассного чтения «Отечество славы и доблести край…» не только развивать способности учащихся анализировать образ-персонаж, но и показывать, как исторические события и географические особенности могут влиять на характер героя, его поступки.

В процессе анализа сюжета и характера героев баллады Р.Стивенсона «Вересковый мед» учителями географии и истории акцентируется внимание на исторических фактах и географических особенностях Шотландии (работа выполняется под руководством учителей). Это в дальнейшем помогает объяснить поступки героев баллады.

Анализируя героев баллады Р. Бернса «Жалоба шотландской вдовы», учащиеся уже самостоятельно отмечают исторические события, географические объекты и особенности страны, решают, могут ли эти события и природа влиять на характер человека.

В течение всего урока учащиеся знакомятся с историей Шотландии, ее природой и национальными традициями, а подготовленная мультимедийная презентация позволяет усвоить новый материал в доступной, яркой, наглядной форме.

Это способствует целостному познанию мира, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию коммуникативных способностей и более эффективному восприятию учащимися учебного материала.

Нестандартная форма проведения интегрированного урока, проведение одного урока учителями нескольких дисциплин поддерживают внимание учеников на высоком уровне, снимают утомляемость, перенапряжение за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес.


^ Учебные предметы: литература, история, география.


Уровень образования школьников: базовый


Форма учебной работы: классно-урочная.


^ Разработка интегрированного урока по теме

«Отечество славы и доблести край…»


Приобретаемые навыки детей:

- умение анализировать образ-персонаж художественного произведения: характер, поступки, взаимоотношения с другими людьми;

- умение пользоваться различными источниками географической (картографической) и исторической информации;

- умение сравнивать, обобщать, выделять главное, находить причинно-следственные связи;

- умение применять ранее приобретенные знания, использовать их на практике;

- навыки монологической и диалогической речи;

- навыки работы с художественным текстом.

^ Особенности роли учителя:

-пробуждать учащихся к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики и мышления, коммуникативных способностей;

- способствовать развитию целостного познания мира и формированию мировоззрения личности как фактора ее социализации.

^ Технологические особенности:

Класс, оснащенный видеопроектором

Организация работы: коллективная


Класс - 6

Тема урока: «Отечество славы и доблести край…»

Цели урока: познакомить с историей, национальными традициями географическими особенностями Шотландии, творчеством шотландских писателей и поэтов. Совершенствовать умения анализировать литературные произведения. Способствовать формированию чувства патриотизма.

^ Тип урока: урок-путешествие

Компоненты интеграции: литература, история, география.


I. Организационный этап. Постановка темы и цели урока.


Учитель литературы: Тема нашего урока внеклассного чтения «Отечество славы и доблести край…»

Сегодня мы будем анализировать художественное произведение. Цель этого анализа – понять и объяснить характер героя через его поступки, речь.

…И для начала отправимся с вами в путешествие…


^ II. Изучение нового материала.

«Отечество славы и доблести край…» - так писал о своей родине Роберт Бернс. А родина поэта - Шотландия. Итак, наше путешествие в Шотландию. А чтобы экскурсия стала не только интересной, но и познавательной, провести ее нам помогут учитель географии и учитель истории. В путь, ребята!

(чтение стихотворения Р.Бернса «Отечество славы и доблести край…»+ фрагмент из фильма «Храброе сердце»)

Учитель географии: Где же находится эта удивительная страна? Обратимся к географической карте (на экране). Шотландия – часть Соединенного королевства Великобритания и Северная Ирландия.

Перед вами географическая карта. Попробуем определить место положения Шотландии. Шотландия расположена в северной части острова Великобритания, а также занимает прилегающие к нему мелкие острова в океане. Береговая линия сильно изрезана, глубоко в сушу вдаются морские заливы, много бухт.

Рельеф Шотландии горный, преобладают обширные нагорья, вдоль побережий тянутся узкие низменные равнины. Теперь вы знаете, где находится эта удивительная страна.

Учитель истории: Поистине суровый и неприступный край. Какие же люди его населяли?

Обратимся к истории (на доске находится карта). В древности территория Шотландии была населена племенами пиктов и гэлов. В конце V - начале VI веков из Ирландии стали переселяться племена слотов, от имени которых происходит и само название «Шотландия». Кто знает, как оно звучит на английском языке? (Scotland – страна слоттов).

Во время англо – саксонского завоевания Британии на территорию Шотландии были вытеснены бритты, а с IX века начались набеги скандинавов, которые укрепились на некоторых прибрежных островах и на севере Шотландии.

Учитель географии: Что влекло этих людей на необжитые земли? Причин много! Но одна, без сомнения, заставила их навсегда остаться здесь – природа покорила сердце сильных и бесстрашных воинов.

Вот, что написал о южной Шотландии чешский писатель К.Чапек: «Это самые зеленые долины (слайд), где растут серебряные осины, кудрявые дубы, черная сосна, густая ольха. Здесь бурлят и пенятся реки и пасутся овцы с длинным руном (слайд). Над куполами зелень – темно - синие горы».

А вот о севере его впечатления не так восторженны: «Никогда я ещё не видел такого мрачного, унылого края. На каждом шагу – лысые скалы, высокие и страшные (слайд). Нигде ни дерева, ни кустика, одни только холодные озера (слайд), хвощ да папоротник и вереск, вереск, вереск (слайд)».

Действительно, 65% всей площади Шотландии занимают вересковые пустоши. По обочинам дорог растет высокое (до 1 метра) очень колючее растение – чертополох. Чертополох является символом Шотландии и изображен на национальном гербе страны (указать на герб).

По легенде этот цветок спас жизни многим шотландцам.

…Однажды отряд викингов решил напасть на спящих шотландцев. Один из нападавших наступил ногой на чертополох, растущий среди травы, и вскрикнул. Его крик разбудил шотландских воинов, и они успели вовремя вооружиться и дать отпор врагу.

Природные условия страны повлияли и на хозяйственную деятельность людей. Издавна шотландцы занимались разведением коров и овец. А на юге выращивали ячмень и овес.

Учитель истории: XIII-XIV века были самыми сложными для Шотландии: она боролась за свою независимость. Сейчас вы посмотрите видеофрагмент, а после просмотра ответите на вопросы:

  1. С кем пришлось воевать шотландцам?

  2. Какие виды оружия использовались в бою?

  3. Кто победил?

(видеофрагмент из фильма «Храброе сердце»). Ответы после просмотра.

Шотландцы еще долго воевали за свою независимость, не каждое сражение заканчивалось победой. Были и поражения.

И лишь в XVII веке после вступления на английский престол династии Стюартов Англия признала независимость Шотландии.

Учитель литературы: Шотландцы – народ с многовековыми традициями, сохранившимися и в наши дни. В стране и сейчас существуют оркестры музыкантов - волынщиков, выступающих в национальной одежде (слайд), а в сельской местности популярны ансамбли, исполняющие народные песни и танцы.

Трем ребятам из класса было дано задание, подготовить небольшое сообщение о волынке, о национальном костюме шотландца, о песнях и танцах Шотландии. (сообщение детей сопровождается демонстрацией слайдов, фрагментами из фильма «Храброе сердце»).

Учитель литературы: Литература Шотландии возникла в XIII-XIV веках, а в XV-XVI веках широкую известность приобрели баллады. Вспомните, ребята, какие баллады мы уже читали на уроках?

Кто их авторы?

Как возник этот жанр?

В чем его особенности?

В каких странах была распространена баллада?

Учитель литературы: Сегодня на уроке мы будем анализировать шотландские баллады. Обратимся к тексту. Баллада «Вересковый мед».

Кто ее написал?

О ком рассказывается в балладе?

Как автор характеризует короля?

В чем его жестокость?

Докажите, какой тайной владели малютки – медовары.

Что требует от старика шотландский король?

Как поступает король?

Какие качества этого героя подчеркивает автор? Докажите текстом.

(Вступает учитель истории, а затем географии)

Учитель истории: А в какое историческое время происходят события баллады?

Учитель географии: Какие географические особенности страны упоминаются в тексте? О каком море идет речь в балладе? Найдите его на карте.

Учитель литературы: Ребята, анализируя балладу, вы обратили внимание на исторические факты, на то, что события происходят на фоне шотландской природы. Может ли это нам помочь понять, почему старик – пикт так жестоко поступил со своим сыном?

(наводящие вопросы)

Каким было время завоеваний земель?

Кто, в основном, побеждал в этих завоеваниях?

Что оставалось делать побежденным?

Что предпочел старик: выдать тайну или умереть?

Ради чего он выбрал смерть?

Чего не захотел для сына?

Итак, историческое время и географические факты помогли нам объяснить поступок героя баллады.

Учитель литературы: Сейчас послушайте балладу Роберта Бернса «Жалоба шотландской вдовы» и постарайтесь увидеть глазами автора не только ее героев, но и географические и исторические особенности страны.

(чтение баллады под шотландскую музыку).

А теперь приступим к выполнению задания.

1 ряд. Ваша задача – охарактеризовать героев баллады, подтвердить свое мнение текстом.

2 ряд. Отметить исторические факты, которые использует автор в балладе.

3 ряд. Выделить географические и хозяйственные приметы страны.

^ 1 ряд с учителем литературы выявляет качества характера героев баллады;

2 ряд находит исторические факты.

Учитель истории: Какое влияние оказали исторические события на характер героев?

3 ряд находит географические и хозяйственные особенности.

Учитель географии: Каким образом природа влияет на характер человека?

Учитель литературы: Итак, ребята, при анализе баллады вы смогли не только быстро найти исторические приметы времени и географические особенности, но и понять и объяснить, что исторические события и природа оказывают влияние на характер человека.

А теперь вспомните, какая у нас была цель урока? (анализ произведения).

Но мы с вами сегодня не просто анализировали текст, но и открывали для себя много нового. И помогали нам в этом наука география и наука история.

Что же нового вы сегодня узнали? (дети перечисляют).

Учитель истории: Продолжим наше путешествие. Современная Шотландия, какая же она сейчас? Мало что изменило этот вересковый край. Крупных городов стало больше (слайд). Столица Шотландии – город Эдинбург (слайд). Она древняя и загадочная. В ней много старинных замков. Самый известный из них - Эдинбургский (слайд).

Учитель географии: Еще одна достопримечательность Шотландии – озеро Лох-Несс (слайд). В длину оно составляет 37 км., а в ширину 1,5 км. Озеро приобрело мировую известность. Чем же известно это озеро? Действительно, существует история о том, что в нем обитает доисторический ящер. Но до сих пор не найдено никаких доказательств о существовании этого чудовища. Все снимки получаются расплывчатыми и неясными (слайд).

Учитель литературы: Гордая Шотландия подарила миру не так уж много великих писателей и поэтов, но каждое из имен сияет, как звезда первой величины.

Роберт Бернс (портрет), поэт, который писал в Шотландии, о Шотландии и по-шотландски.

Вальтер Скотт (портрет). Его исторические романы «Айвенго», «Корсар», «Роб Рой» переносят нас в далекие средние века, во времена великих сражений и завоеваний.

Роберт Стивенсон. Автор приключенческих романов «Остров сокровищ», «Черная стрела» родился в Эдинбурге. Он много путешествовал и умер вдали от родины, но всегда любил Шотландию и скучал по ней.

Итак, наше путешествие закончилось.

Учитель литературы: Домашнее задание для вас будет следующее: прочитать произведение шотландского писателя. Тем, кто любит историю, исторический роман В.Скотта, кто любит приключения и географию, роман Р Стивенсона, а эрудитам класса – найти балладу на английском языке и попытаться перевести ее и понять содержание или подготовить выразительное чтение.


^ III. Закрепление новых знаний.

А сейчас мы проверим, внимательными ли вы были путешественниками. Вам надо будет быстро и правильно ответить на вопросы по уроку.

1. Где находится Шотландия? (учитель географии)

2. Какой город является столицей Шотландии? (учитель истории)

3. Какой писатель родился в Эдинбурге? (учитель литературы)

4. Какой цветок является символом Шотландии? (учитель географии)

5. Как называется национальная юбка шотландца? (учитель истории)

6. Какой жанр шотландской литературы особенно популярен? (учитель литературы)

7. Какое растение украшает горные пейзажи Шотландии? (учитель географии)

8. В названии какой баллады это растение упоминается? (учитель литературы)

9. О каких племенах идёт речь в балладе «Вересковый мёд» (учитель истории)

10. В какой балладе рассказывается о хозяйственной деятельности шотландцев? (учитель литературы)

11. Каких животных разводили в горной местности? (учитель географии)

12.Как звали короля в балладе «Вересковый мёд»? (учитель истории)

molodezhnij-diskussionnij-klub-rol-gumanitarnih-i-socialno-ekonomicheskih-disciplin-v-podgotovke-sovremennih-menedzherov-materiali.html
molodezhnij-parlamentarizm-kak-sredstvo-povisheniya-effektivnosti-realizacii-regionalnoj-molodezhnoj-politiki.html
molodezhnij-zhargon.html
molodezhnoj-associacii-finno-ugorskih-narodov.html
molodie-i-sportivnie-edut-v-tambov-sportivnie-otcheti-15.html
molodie-uchenie-agtu-plazmoj-ukreplyayut-karton-a-dorogi-stroyat-iz-zalitoj-neftyu-zemli.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-razvitiya-rechi-v-7-klasse-sostavlenie-rasskaza-po-kartine-i-v-shevandronovoj-vselskoj-biblioteke.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-vopros-ekaterini-ii-lyubit-li-kto-nibud-ee-favorita-grigoriya-potemkina-ee-napersnica-marya-perekusihina-otvetila-lish-dvoe-ti-matushka-da-kto-zhe-eshe-otvet.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/promezhutochnij-personazh-belyanin-v-p-osnovi-psiholingvisticheskoj-diagnostiki-modeli-mira-v-literature.html
  • turn.bystrickaya.ru/podrostkovo-molodezhnie-klubi-po-mestu-zhitelstva-stranica-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-xix-moskovskoj-mezhdunarodnoj-gomeopaticheskoj-konferencii-razvitie-gomeopaticheskogo-metoda.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/getmanshina-pslya-pereyaslavsko-radi-runa.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-na-temu-ekonomicheskie-osnovi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-intellektualnoj-sobstvennosti-v-sfere-uslug-specialnost-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-referat.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-prakticheskih-zanyatij-po-gigiene-detej-i-podrostkov-dlya-studentov-6-kursa-mediko-profilakticheskogo-fakulteta-kol-vo-chasov-196-kol-vo-uchebnih-dnej-28.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-1-territorialnoe-obshestvennoe-samoupravlenie-organizaciya-territorialnogo-obshestvennogo-samoupravleniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/after-death-a-dzh-tojnbi-.html
  • studies.bystrickaya.ru/a-gamilton-i-amerikanskaya-konstituciya-chast-19.html
  • control.bystrickaya.ru/dejstvie-7-eto-staraya-skazka-rasskazannaya-velikimi-skazitelyami-davno-ushedshih-vremen-o-lyubvi-nenavisti-chuvstvah-i-bitvah.html
  • control.bystrickaya.ru/denezhno-kreditnaya-sistema-i-ee-struktura-v-rf.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administraciya-municipalnogo-obrazovaniya-priozerskij-municipalnij-rajon-leningradskoj-oblasti-postanovleni-e.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-konkursnoj-dokumentacii-stranica-9.html
  • literature.bystrickaya.ru/blazhenni-krotcii-yako-miu-nasl-dyat-zemlyu.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-ya-pobedila-rak-dnevnik-isceleniya-ya-pobedila-isejchas-blagodarya-etim-zapisyam-mogu-rasskazat-vam-kak-proshla-etot-put-yaochen-hochu-pomoch-vsem-kto-nuzhd.html
  • pisat.bystrickaya.ru/testi-klyuchi-k-tekstam-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-nauchnoj-sekcii-v-novie-dostizheniya-v-tehnike-i-tehnologii-geofizicheskih-issledovanij-skvazhin-sekciya-v-viii-kongressa-neftegazopromishlennikov-rossii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prenatalnij-period-rol-obsheniya-v-psihicheskom-razvitii-rebyonka.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/spravka-o-rezultatah-samoobsledovaniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dagestanskie-uchastniki-vserossijskogo-foruma-seliger-2008-vnesli-svoj-vklad-v-izgotovlenie-odeyala-mira.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-teoriya-organizacij.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-proekta-prochitat-malie-zhanri-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-postroit-tablici-razlichnih-zhanrov-ustnogo-narodnogo-tvorchestva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ne-sam-po-sebe-yazikovoe-normativno-stilisticheskoe-soznanie-kak-povod-dlya-metodologicheskih-razmishlenij.html
  • reading.bystrickaya.ru/magnitoakusticheskaya-emissiya-magnetitovih-i-titanomagnetitovih-rud-zhelezorudnih-mestorozhdenij-urala.html
  • essay.bystrickaya.ru/dzhejk-hmiknul-i-besstidno-razvalilsya-v-kresle-tak-chto-ego-bosaya-noga-okazalas-chut-li-ne-pod-nosom-u-rozali-ta-okamenela-ot-ego-naglosti-richa-pro-sebya-i-zhal.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrumenti-mishleniya-prolog-12-poisk-innovacionnogo-podhoda-k-obucheniyu-12.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vi-materiali-ustanavlivayushie-soderzhanie-i-poryadok-provedeniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-prodovolstvennoj-problemi-v-rossii-gaposhkina-a-v.html
  • uchit.bystrickaya.ru/struktura-raboti-formirovanie-i-modelirovanie-strategicheskogo-celepolaganiya-regiona-kak-subekta-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-formi-sushestvovaniya-sovremennogo-russkogo-yazika-uchebnoe-posobie-po-kursu-russkij-yazik-i-kultura-rechi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moduldk-ktap-ilimi-badar.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-testi-proverki-tekushih-znanij-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-12-logopedicheskie-tehnologii-dpp-f-12-02-tehnologiya-obsledovaniya-rechi-celi-i-zadachi-disciplini-cel.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.