.RU

Негативное влияние человека на экологию Земли - Библиографический указатель Выпуск 8


^ Негативное влияние человека на экологию Земли
БЕЗ БЕНЗИНА

ПАВЕЛ ОРЛОВ

По подсчетам экспертов, альтернативные виды топлива для двигателей становятся конкурентоспособны, когда нефть стоит 30 долларов за баррель. Сегодня баррель стоит в 2,5 раза дороже - 75 долларов. Не удивительно, что весь мир ищет альтернативу бензину. Кроме России

- Мы умеем делать топливо из чего угодно: газа, угля, даже из умерших от гриппа кур, - рассказывает "Огоньку" руководитель Центра инноваций в энергетике ИНЭИ РАН Руслан Бевов. - Отработаны технологии получения любого альтернативного горючего. Только Запад нам не догнать, потому что их технологии работают, а наши лежат мертвым грузом.

Причина - в политике.

По себестоимости нефть и газ - самое дешевое топливо на земле. Дорогим его делают налоги, которые в Европе даже выше, чем у нас, - до 90%. Если бы любой из известных альтернативных видов топлива обложить таким же процентом пошлин, оно станет золотым. Но в том-то и дело, что во всем мире изготовителей альтернативного топлива государство от налогов освобождает.

- После газового скандала с Украиной, - поясняет Руслан Бевов, - когда европейцы поняли, что и они не застрахованы от энергетического кризиса, программы поддержки альтернативных видов энергии стали развивать еще энергичнее. Когда более 30 процентов энергоресурсов в Европу приходит из России, альтернатива - это уже не роскошь.

Впрочем, от нефти и газа к возобновляемым энергоресурсам переходят не только в Европе. В американском штате Миссури построен завод по производству дизтоплива из отходов индюшачьей фермы: установка фирмы Changing World Technologies ежедневно потребляет 200 тонн птичьих костей и внутренностей и выдает 600 баррелей нефти по цене 15 долларов. Бразильцы добавляют в бензин 5 - 20 процентов спирта, который выгоняют из сахарного тростника, и хотят вообще перейти на заправку автомобилей только спиртом. В Европе и Америке тоже принялись добавлять спирт в бензин, в том числе по экологическим мотивам.

Странное дело, но Россию весь этот всплеск не касается. Отечественные разработки как лежали, так и лежат под сукном. И даже действующие заводы по изготовлению этанола не используются.

- В России осталось 8 работающих заводов по выгонке этанола из 41, построенного в СССР, - комментирует завотделом бензинов Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти (ВНИИПН) Вячеслав Емельянов. - Но и они простаивают, потому что нет спроса на этиловый спирт. Мы сколько раз предлагали добавлять спирт в бензин хотя бы для обеспечения той же Москвы. Ведь, посмотрите, чем дышим - 3,5 миллиона автомобилей ежегодно выбрасывают в атмосферу столицы 1100 тысяч тонн отравляющих веществ. Спиртобензиновая смесь позволила бы частично решить проблему экологии, да к тому же спасла бы отрасль. Но сколько ни пишем мы письма в правительство - ничего не меняется. По действующему налоговому законодательству любой раствор, содержащий от 5 процентов этанола, у нас считается спиртовым и облагается акцизом в 159 рублей с литра этанола. Про другие альтернативные топлива даже и разговор не заходит.

^ ГОРЕ ОТ СЫРЬЯ

Но ретроградами мы были не всегда. Еще во время Второй мировой по стране ездили грузовики на дровах. Дрова, сгорая в условиях высокой влажности и недостатка кислорода, выделяли "синтез-газ", который крутил дизельные моторы. Как только война закончилась, необходимость в альтернативе пропала. СССР добывал более 600 миллионов тонн нефти в год, при этом на внутренние нужды требовалось 65 миллионов тонн бензина. Сегодня Россия добывает 400 миллионов тонн нефти и потребляет 30 миллионов тонн бензина. Для сравнения: Америка - в 13 раз больше (400 миллионов тонн бензина в год) и ничего не добывает - американские нефтяные месторождения заморожены как стратегический запас. Вот и получается, что им необходимо учиться жить без нефти, а нам - вроде как нет.

Однако что делать с ценой? В России от цен на нефть в первую очередь страдает деревня: не секрет, что до половины отпускной цены сельхозпродукции складывается из стоимости моторного топлива. При том, что в Центре инноваций в энергетике говорят о возможности почти беззатратного перевода сельского хозяйства на метан. Природный газ метан, который питает наши конфорки, в 15 раз дешевле дизеля, а моторы тракторов и комбайнов могут работать на метане практически без переделок. Достаточно установить вместо бензобаков баллоны с метаном и организовать работу заправщиков.

- Даже если цена метана из-за доставки и сжатия до 150 атмосфер возрастет в 5 раз, - говорит ведущий научный сотрудник ИНЭН РАН, доктор экономических наук Эдуард Ашхотов, - это все равно будет втрое дешевле, чем сейчас стоит дизель. И цена горючего в стоимости хлеба и капусты упадет с 50 до 15 процентов.

На вопрос о том, почему же на это до сих пор никто не решился, Ашхотов пожимает плечами.

- Вот в Волгограде и Краснодаре топливная инфраструктура принадлежит известному нефтяному гиганту. Попробуйте его оттуда выгнать.

^ ДИЗЕЛЬНЫЙ СОРНЯК

Во время Второй мировой войны немцы тоже учились не зависеть от нефти. С помощью синтеза Фишера - Тропша они добывали из каменного угля синтетическое топливо. Уголь крошили, помещали в воду и нагревали до 800 градусов, после чего проводили каталитическую реакцию и конденсировали газообразные углеводороды в ректификационной трубе. Но после войны производство заморозили за нерентабельностью - нефть тогда была дешевой. Однако, заморозив производство, капиталисты не переставали совершенствовать технологии. Вскоре выяснилось, что моторное топливо можно делать не только из каменного угля, но и бытового мусора, резиновых покрышек - чего угодно, содержащего углеводороды. Сырье измельчается, высушивается, смешивается с маслом и нагревается без кислорода. Испарения с помощью катализаторов превращаются в углеводороды и конденсируются - получается сырая нефть.

Примеры рядом. ЮАР, попавшая в свое время в экономическую блокаду из-за апартеида, полностью обеспечивает себя синтетическими нефтепродуктами из каменного угля. Немецкая фирма Alphakat научилась получать из сырья уже не нефть, а сразу дизтопливо. Для этого используются засекреченные ноу-хау - катализаторы, позволяющие снизить температуру реакции с 800 до 390 градусов. На сайте фирмы можно увидеть фотографию автомобиля БМВ директора Alphakat, проехавшего на синтетической солярке более 300 тысяч километров, а также расчеты, позволяющие получать топливо по цене 0,08 - 0,23 евро за литр в зависимости от объемов производства.

Голландцы инвестируют 200 миллионов долларов на строительство в 14 странах ЕС 15 заводов по переработке пластиковых отходов в нефть. Апогеем же альтернативного изыскательства можно считать историю, рассказанную полгода назад немецкой прессой. 55-летний бюргер научился добывать дизельное топливо в собственном гараже из... дохлых кошек. Он варит их при температуре 300 градусов без кислорода и конденсирует испарения. И хвастается: на 100 километров пробега уходит всего четыре кошачьих трупа. К сожалению, всех отходов человеческой деятельности хватит, чтобы покрыть всего 20 процентов дефицита. Каменного угля для производства синтетического горючего хватит на тысячу лет вперед, но основные его запасы находятся в российских недрах, что Европу не устраивает. На Западе поэтому учатся опираться на собственные силы, добывая горючее из возобновляемых растительных ресурсов. По ходу дела оказалось, что газохол (бензин с добавлением 5 - 10 процентов этанола) значительно экологичнее бензина и не уступает ему по теплотворности, а биодизель (дизтопливо с добавлением 30 процентов растительного масла) хуже солярки, но солярка в поле не растет. Зато масленичное растение рапс, как сорняк, растет где угодно: на парах и неудобьях.

- Можете не верить, - смеется Эдуард Ашхотов, - но немцы готовы предложить нам контракты на поставки десятков миллионов тонн рапсового масла в год. Готовы предоставить семена и технологии. К сожалению, рапсовое хозяйствование требует инфраструктуры, а решение о налаживании инфраструктуры может быть принято на уровне минимум региона.

Остается удивляться тому, что на Западе переход на альтернативные виды топлива происходит так быстро - ведь у них тоже есть нефтяные гиганты, и они тоже рискуют потерять серьезную часть прибыли. Как объясняют в Центре инноваций в энергетике РАН, причина одна: их госпрограммы не просто обеспечивают "альтернативщикам" льготы и инвестиции, но и защищают от прессинга нефтяных монополистов. Впрочем, теперь уже защищать и не надо - в авангарде программ по альтернативному топливу шагают эти самые монополисты - "Шелл", "Бритиш петролеум" и другие. Вместо того чтобы создавать лобби, держаться за старое и в конце концов прогореть, мировые нефтяные компании достают из сейфа скупленные за полвека технологии (в том числе в СССР и РФ) по производству альтернативных топлив и удивляют мир тем, как споро, дешево и экологично получаются у них искусственные бензин и солярка.

К 2010 году ЕС планирует довести использование растительного масла (самый дешевый вариант - рапсовое) в качестве топлива для автомобилей до 5,75 процента. Вот схема, по которой рапс используется сегодня

1 Рапс выращивается и убирается.

2 Из семян рапса получают масло.

3 Рапсовое масло смешивается с метанолом (10:1), после чего жирные кислоты и глицерин выпадают в осадок и остается маслометанольная смесь.

4 Маслометанольная смесь либо добавляется в солярку для получения биодизеля для обычных автомобилей, либо целиком используется в специально адаптированных дизельных двигателях.

5 Газы, остающиеся после сгорания маслометанольной смеси, забираются из атмосферы биологическим путем плантациями рапса - таким образом образуется замкнутый экологический цикл.

Урожайность сахарного тростника - 680 центнеров с гектара. Из тонны получается 350 килограммов этилового спирта. Смешивание этанола с бензином 1:10 дает газохол, который можно использовать в обычных бензиновых двигателях. При этом экологичность выхлопа автомобиля улучшается в несколько раз. На сегодняшний день в Америке газохол составляет 12% от всего потребляемого страной топлива, а в Бразилии сам этанол составляет 30% от объемов всего потребляемого топлива. Оптовая стоимость этанола составляет около 44 долларов за баррель.

Урожайность рапса 20 - 25 центнеров с гектара. Масло смешивают с метанолом и получают метиловый эфир, иначе называемый "маслометанольная смесь". Из тонны получается 350 килограммов маслометанольной смеси. Для получения биодизеля в солярку добавляют 30% маслометэнольной смеси. К 2010 году в ЕС планируют довести долю маслометанольной смеси до 5,75% всего энергетического баланса. Сегодня Германия производит 1,67 млн. тонн биодизеля в год, Франция - 0,492 млн. тонн и Италия 0,396 млн. тонн. Оптовая цена на биодизель в ЕС составляет порядка 600 евро за тонну.

n-rozenberg-l-e-birdcell-ml-stranica-30.html
n-rozenberg-l-e-birdcell-ml.html
n-s-chemodanov-izdatelstvo-editorial-urss-p7312-g-moskva-pr-t-60-letiya-oggyabrya-d-05175-ot-25-06-2001-g-podpisano-k-pechati-03-12-2003-g-format-60x9016-tirazh-500-ekz-pech-l-10-zak-2-1203403.html
n-s-gorelova-ob-osobennostyah-metodiki-prepodavaniya-anglijskogo-yazika-na-saf-bibmm.html
n-s-gumileva-ya-v-les-bezhal-iz-gorodov-podpisano-k-gumilev-stranica-6.html
n-s-hrushev-vospominaniya-o-rokossovskom-i-otnoshenii-k-nemu-stranica-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/m-ya-dvorkina-biblioteka-m-moshkova-i-drugie-v-istoricheskom-processe-vo-vtoroj-polovine-hu111-v-v-rossii-poyavilis-chastnie-publichnie-biblioteki-ih-sozdanie-bilo-rezultatom-vozrosshih-potrebnostej-v-knige-chto-svya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/02042009-g-s-vi-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-44-trebovaniya-pozharnoj-bezopasnosti-pri-perevozke-szhizhennih-uglevodorodnih-gazov-v-specialnih-zheleznodorozhnih-vagonah-cisternah.html
  • reading.bystrickaya.ru/master-klass-prepodavatelya-m-a-rozov-64-relyativizm-abstraktnaya-teoriya-ili-metodologicheskaya-praktika-67.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurakova-zharkin-ahmetkalievna-b-zhmaliev-atindai-orta-mektep.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-spisok-programma-seminarskih-zanyatij.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komu-ne-ponyatna-gordost-toboj-i-nezhnaya-sinovnyaya-lyubov-k-tebe.html
  • control.bystrickaya.ru/derevenskij-kalejdoskop-prodolzhenie-kniga-posvyashena-samomu-volnuyushemu-i-zahvativayushemu-puteshestviyu-v-neizvestnom.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-9-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sovremennij-russkij-yazik-dlya-studentov-3-kursa-ochnogo-otdeleniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvedchika-sistema-specnaza-gru-ocr-palek-1998-g-stranica-16.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sredstva-virazheniya-pobuditelnoj-modalnosti-v-anglijskom-i-russkom-yazikah.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-privivki-za-i-protiv-chast-1-lish-v-sluchae-vash-konspekt-duhovnoe-roditelstvo-vozrozhdennie-rodi-rodi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-1-tarau-menedzhment-ilimin-aliptastiru-zhne-damitu.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-discipline-kommercheskaya-statistika.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/b-b-prohorov-ekologiya-cheloveka-ponyatijno-terminologicheskij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-kotorij-popadaet-transportnoe-sredstvo-zavisit-ot-vozrasta-i-stazha-vozhdeniya-lic-dopushennih-k-upravleniyu-a.html
  • writing.bystrickaya.ru/gazetaru-21032011-doma-trasse-ne-pomeha-ezhednevnij-monitoring-smi-22-marta-2011.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lyuis-kerroll-stranica-22.html
  • desk.bystrickaya.ru/pensionnoe-obespechenie-v-rossii-moskovskaya-pressa-regionalnaya-pressa.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-15-vozobnovlenie-proizvodstva-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-030501-yurisprudenciya-moskva-2009.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vi-polozheniya-generalnogo-plana-po-sanitarnoj-ochistke-territorii-vneseniya-izmenenij-v-generalnij-plan-derevni.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovi-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-u-detej-v-usloviyah-detskogo-uchrezhdeniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnologiya-podgotovki-uchitelya-k-formirovaniyu-klyuchevih-kompetentnostej-shkolnikov-v-sisteme-povisheniya-kvalifikacii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezolyuciya-ii-vserossijskoj-s-mezhdunarodnim-uchastiem-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • literature.bystrickaya.ru/dn-davidenko-doklad-e-p-ilina.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zashita-trudovih-prav-rabotnikov-3.html
  • books.bystrickaya.ru/dome-na-predposlednej-stancii-vstretiv-tovarisha-denisov-vipil-s-nim-tri-butilki-vina-i-podezzhaya-k-moskve-nesmotrya-na-uhabi-dorogi-ne-prosipalsya-lezha-na.html
  • abstract.bystrickaya.ru/122-kontrol-za-vedeniem-deloproizvodstva-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-tretem-arbitrazhnom-apellyacionnom-sude.html
  • urok.bystrickaya.ru/praktikum-rekomendovano-k-izdaniyu-redakcionnim-izdatelskim-sovetom-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/emil-azhar-strahi-carya-solomona-stranica-12.html
  • literature.bystrickaya.ru/dinamika-biocenozov-ponyatie-klimaksa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osnovi-biogeografii-i-landshaftovedeniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/33-kritika-v-apodikticheskoj-argumentacii-a-i-timofeev-logika-i-osnovi-argumentacii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-opredelyaet-kategorii-grazhdan-kotorie-napravlyayutsya-i-ne-napravlyayutsya-na-ags-ne-napravlyayutsya-na-ags-grazhdane-kotorie-v-sootvetstvii-s-federalnim-zakonom-o-voinskoj-obya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/investicii-v-chelovecheskij-kapital-nuzhno-uvelichivat-v-razi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.