.RU

Негативное влияние человека на экологию Земли - Библиографический указатель Выпуск 8


^ Негативное влияние человека на экологию Земли
БЕЗ БЕНЗИНА

ПАВЕЛ ОРЛОВ

По подсчетам экспертов, альтернативные виды топлива для двигателей становятся конкурентоспособны, когда нефть стоит 30 долларов за баррель. Сегодня баррель стоит в 2,5 раза дороже - 75 долларов. Не удивительно, что весь мир ищет альтернативу бензину. Кроме России

- Мы умеем делать топливо из чего угодно: газа, угля, даже из умерших от гриппа кур, - рассказывает "Огоньку" руководитель Центра инноваций в энергетике ИНЭИ РАН Руслан Бевов. - Отработаны технологии получения любого альтернативного горючего. Только Запад нам не догнать, потому что их технологии работают, а наши лежат мертвым грузом.

Причина - в политике.

По себестоимости нефть и газ - самое дешевое топливо на земле. Дорогим его делают налоги, которые в Европе даже выше, чем у нас, - до 90%. Если бы любой из известных альтернативных видов топлива обложить таким же процентом пошлин, оно станет золотым. Но в том-то и дело, что во всем мире изготовителей альтернативного топлива государство от налогов освобождает.

- После газового скандала с Украиной, - поясняет Руслан Бевов, - когда европейцы поняли, что и они не застрахованы от энергетического кризиса, программы поддержки альтернативных видов энергии стали развивать еще энергичнее. Когда более 30 процентов энергоресурсов в Европу приходит из России, альтернатива - это уже не роскошь.

Впрочем, от нефти и газа к возобновляемым энергоресурсам переходят не только в Европе. В американском штате Миссури построен завод по производству дизтоплива из отходов индюшачьей фермы: установка фирмы Changing World Technologies ежедневно потребляет 200 тонн птичьих костей и внутренностей и выдает 600 баррелей нефти по цене 15 долларов. Бразильцы добавляют в бензин 5 - 20 процентов спирта, который выгоняют из сахарного тростника, и хотят вообще перейти на заправку автомобилей только спиртом. В Европе и Америке тоже принялись добавлять спирт в бензин, в том числе по экологическим мотивам.

Странное дело, но Россию весь этот всплеск не касается. Отечественные разработки как лежали, так и лежат под сукном. И даже действующие заводы по изготовлению этанола не используются.

- В России осталось 8 работающих заводов по выгонке этанола из 41, построенного в СССР, - комментирует завотделом бензинов Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти (ВНИИПН) Вячеслав Емельянов. - Но и они простаивают, потому что нет спроса на этиловый спирт. Мы сколько раз предлагали добавлять спирт в бензин хотя бы для обеспечения той же Москвы. Ведь, посмотрите, чем дышим - 3,5 миллиона автомобилей ежегодно выбрасывают в атмосферу столицы 1100 тысяч тонн отравляющих веществ. Спиртобензиновая смесь позволила бы частично решить проблему экологии, да к тому же спасла бы отрасль. Но сколько ни пишем мы письма в правительство - ничего не меняется. По действующему налоговому законодательству любой раствор, содержащий от 5 процентов этанола, у нас считается спиртовым и облагается акцизом в 159 рублей с литра этанола. Про другие альтернативные топлива даже и разговор не заходит.

^ ГОРЕ ОТ СЫРЬЯ

Но ретроградами мы были не всегда. Еще во время Второй мировой по стране ездили грузовики на дровах. Дрова, сгорая в условиях высокой влажности и недостатка кислорода, выделяли "синтез-газ", который крутил дизельные моторы. Как только война закончилась, необходимость в альтернативе пропала. СССР добывал более 600 миллионов тонн нефти в год, при этом на внутренние нужды требовалось 65 миллионов тонн бензина. Сегодня Россия добывает 400 миллионов тонн нефти и потребляет 30 миллионов тонн бензина. Для сравнения: Америка - в 13 раз больше (400 миллионов тонн бензина в год) и ничего не добывает - американские нефтяные месторождения заморожены как стратегический запас. Вот и получается, что им необходимо учиться жить без нефти, а нам - вроде как нет.

Однако что делать с ценой? В России от цен на нефть в первую очередь страдает деревня: не секрет, что до половины отпускной цены сельхозпродукции складывается из стоимости моторного топлива. При том, что в Центре инноваций в энергетике говорят о возможности почти беззатратного перевода сельского хозяйства на метан. Природный газ метан, который питает наши конфорки, в 15 раз дешевле дизеля, а моторы тракторов и комбайнов могут работать на метане практически без переделок. Достаточно установить вместо бензобаков баллоны с метаном и организовать работу заправщиков.

- Даже если цена метана из-за доставки и сжатия до 150 атмосфер возрастет в 5 раз, - говорит ведущий научный сотрудник ИНЭН РАН, доктор экономических наук Эдуард Ашхотов, - это все равно будет втрое дешевле, чем сейчас стоит дизель. И цена горючего в стоимости хлеба и капусты упадет с 50 до 15 процентов.

На вопрос о том, почему же на это до сих пор никто не решился, Ашхотов пожимает плечами.

- Вот в Волгограде и Краснодаре топливная инфраструктура принадлежит известному нефтяному гиганту. Попробуйте его оттуда выгнать.

^ ДИЗЕЛЬНЫЙ СОРНЯК

Во время Второй мировой войны немцы тоже учились не зависеть от нефти. С помощью синтеза Фишера - Тропша они добывали из каменного угля синтетическое топливо. Уголь крошили, помещали в воду и нагревали до 800 градусов, после чего проводили каталитическую реакцию и конденсировали газообразные углеводороды в ректификационной трубе. Но после войны производство заморозили за нерентабельностью - нефть тогда была дешевой. Однако, заморозив производство, капиталисты не переставали совершенствовать технологии. Вскоре выяснилось, что моторное топливо можно делать не только из каменного угля, но и бытового мусора, резиновых покрышек - чего угодно, содержащего углеводороды. Сырье измельчается, высушивается, смешивается с маслом и нагревается без кислорода. Испарения с помощью катализаторов превращаются в углеводороды и конденсируются - получается сырая нефть.

Примеры рядом. ЮАР, попавшая в свое время в экономическую блокаду из-за апартеида, полностью обеспечивает себя синтетическими нефтепродуктами из каменного угля. Немецкая фирма Alphakat научилась получать из сырья уже не нефть, а сразу дизтопливо. Для этого используются засекреченные ноу-хау - катализаторы, позволяющие снизить температуру реакции с 800 до 390 градусов. На сайте фирмы можно увидеть фотографию автомобиля БМВ директора Alphakat, проехавшего на синтетической солярке более 300 тысяч километров, а также расчеты, позволяющие получать топливо по цене 0,08 - 0,23 евро за литр в зависимости от объемов производства.

Голландцы инвестируют 200 миллионов долларов на строительство в 14 странах ЕС 15 заводов по переработке пластиковых отходов в нефть. Апогеем же альтернативного изыскательства можно считать историю, рассказанную полгода назад немецкой прессой. 55-летний бюргер научился добывать дизельное топливо в собственном гараже из... дохлых кошек. Он варит их при температуре 300 градусов без кислорода и конденсирует испарения. И хвастается: на 100 километров пробега уходит всего четыре кошачьих трупа. К сожалению, всех отходов человеческой деятельности хватит, чтобы покрыть всего 20 процентов дефицита. Каменного угля для производства синтетического горючего хватит на тысячу лет вперед, но основные его запасы находятся в российских недрах, что Европу не устраивает. На Западе поэтому учатся опираться на собственные силы, добывая горючее из возобновляемых растительных ресурсов. По ходу дела оказалось, что газохол (бензин с добавлением 5 - 10 процентов этанола) значительно экологичнее бензина и не уступает ему по теплотворности, а биодизель (дизтопливо с добавлением 30 процентов растительного масла) хуже солярки, но солярка в поле не растет. Зато масленичное растение рапс, как сорняк, растет где угодно: на парах и неудобьях.

- Можете не верить, - смеется Эдуард Ашхотов, - но немцы готовы предложить нам контракты на поставки десятков миллионов тонн рапсового масла в год. Готовы предоставить семена и технологии. К сожалению, рапсовое хозяйствование требует инфраструктуры, а решение о налаживании инфраструктуры может быть принято на уровне минимум региона.

Остается удивляться тому, что на Западе переход на альтернативные виды топлива происходит так быстро - ведь у них тоже есть нефтяные гиганты, и они тоже рискуют потерять серьезную часть прибыли. Как объясняют в Центре инноваций в энергетике РАН, причина одна: их госпрограммы не просто обеспечивают "альтернативщикам" льготы и инвестиции, но и защищают от прессинга нефтяных монополистов. Впрочем, теперь уже защищать и не надо - в авангарде программ по альтернативному топливу шагают эти самые монополисты - "Шелл", "Бритиш петролеум" и другие. Вместо того чтобы создавать лобби, держаться за старое и в конце концов прогореть, мировые нефтяные компании достают из сейфа скупленные за полвека технологии (в том числе в СССР и РФ) по производству альтернативных топлив и удивляют мир тем, как споро, дешево и экологично получаются у них искусственные бензин и солярка.

К 2010 году ЕС планирует довести использование растительного масла (самый дешевый вариант - рапсовое) в качестве топлива для автомобилей до 5,75 процента. Вот схема, по которой рапс используется сегодня

1 Рапс выращивается и убирается.

2 Из семян рапса получают масло.

3 Рапсовое масло смешивается с метанолом (10:1), после чего жирные кислоты и глицерин выпадают в осадок и остается маслометанольная смесь.

4 Маслометанольная смесь либо добавляется в солярку для получения биодизеля для обычных автомобилей, либо целиком используется в специально адаптированных дизельных двигателях.

5 Газы, остающиеся после сгорания маслометанольной смеси, забираются из атмосферы биологическим путем плантациями рапса - таким образом образуется замкнутый экологический цикл.

Урожайность сахарного тростника - 680 центнеров с гектара. Из тонны получается 350 килограммов этилового спирта. Смешивание этанола с бензином 1:10 дает газохол, который можно использовать в обычных бензиновых двигателях. При этом экологичность выхлопа автомобиля улучшается в несколько раз. На сегодняшний день в Америке газохол составляет 12% от всего потребляемого страной топлива, а в Бразилии сам этанол составляет 30% от объемов всего потребляемого топлива. Оптовая стоимость этанола составляет около 44 долларов за баррель.

Урожайность рапса 20 - 25 центнеров с гектара. Масло смешивают с метанолом и получают метиловый эфир, иначе называемый "маслометанольная смесь". Из тонны получается 350 килограммов маслометанольной смеси. Для получения биодизеля в солярку добавляют 30% маслометэнольной смеси. К 2010 году в ЕС планируют довести долю маслометанольной смеси до 5,75% всего энергетического баланса. Сегодня Германия производит 1,67 млн. тонн биодизеля в год, Франция - 0,492 млн. тонн и Италия 0,396 млн. тонн. Оптовая цена на биодизель в ЕС составляет порядка 600 евро за тонну.

n-rozenberg-l-e-birdcell-ml-stranica-30.html
n-rozenberg-l-e-birdcell-ml.html
n-s-chemodanov-izdatelstvo-editorial-urss-p7312-g-moskva-pr-t-60-letiya-oggyabrya-d-05175-ot-25-06-2001-g-podpisano-k-pechati-03-12-2003-g-format-60x9016-tirazh-500-ekz-pech-l-10-zak-2-1203403.html
n-s-gorelova-ob-osobennostyah-metodiki-prepodavaniya-anglijskogo-yazika-na-saf-bibmm.html
n-s-gumileva-ya-v-les-bezhal-iz-gorodov-podpisano-k-gumilev-stranica-6.html
n-s-hrushev-vospominaniya-o-rokossovskom-i-otnoshenii-k-nemu-stranica-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/ona-yavlyaetsya-obrazcom-voodushevleniya-tvorchestvom-zhizni-i-ustremlennostyu-k-obshej-celi-kotoraya-kak-mozaika-slozhena-iz-celej-kazhdogo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kompoziciya-romana-e-hemingueya-proshaj-oruzhie-chast-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/napravlenie-podgotovki-05040062-psihologo-pedagogicheskoe-obrazovanie-obshij-konkurs-aliluev-aleksej-andreevich-132.html
  • report.bystrickaya.ru/klaviatura-metodika-vipolneniya-raboti-izuchit-teoreticheskie-svedeniya-v-pervuyu-ochered-abzaci-videlennie-serim.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uvedomlenie-o-provedenii-godovogo-obshego-sobraniya-akcionerov-oao-gazprom-neft.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-poznakomitsya-so-sposobom-slozheniya-s-perehodom-cherez-desyatok-razvivat-poznavatelnie-sposobnosti-obuchayushihsya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmirovanie-rukovodstvo-polzovatelya-sem-razlichnih-rezhimov-ohrani.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-kompanij-ribnoj-otrasli-byulleten-soderzhit-dannie-za-period-s-02-dekabrya-2011-po-08-dekabrya-2011-dlya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modelirovanie-semanticheskoj-strukturi-glagola-shirokoj-semantiki-machen-v-nemeckom-yazike.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovaniya-informacionnih-tehnologij-v-birzhevoj-torgovle.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispolzovanie-truda-lekciya-1-tema-ekonomicheskij-analiz-i-ego-rol-v-upravlenii-proizvodstvom.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-samij-shirokij-krug-chitatelej-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-12-vospitatelnaya-deyatelnost-otchet-o-samoobsledovanii-filiala-goudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • essay.bystrickaya.ru/budova-dviguna-ta-jogo-robota.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-masati-ishildara-toli-sipattama-beru.html
  • desk.bystrickaya.ru/platezhnij-balans-soderzhanie-disciplini-programma.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obshie-novosti-rinka-myasa-rinok-myasa-rf-poluchatel.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vdpovdalnst-za-porushennya-podatkovogo-zakonodavstva-chast-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-zdorove-cheloveka-i-okruzhayushaya-sreda.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-12-s-uglublennim-izucheniem-otdelnih-predmetov-za-2007-2008-uchebnij-god-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-k-dokladu-fts-rossii-o-rezultatah-doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah.html
  • tasks.bystrickaya.ru/15-otvetstvennost-za-narushenie-pravil-tehnicheskoj-ekspluatacii-pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii-sistem-i-sooruzhenij.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-yuridicheskogo-kolledzha-specialnost-030503-52-pravovedenie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/9-ponyatie-iis-administrirovanie-sluzhb-iis-vnej-novie-funkcii-active-directory-novie-sredstva-podderzhivayushie.html
  • composition.bystrickaya.ru/opisanie-kursa-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-inostrannih-yazikov-lingvistika.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sergej-shojgu-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-4-fevralya-2010-g.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/2-pitanie-i-zdorove-upravlenie-obrazovaniya-grodnenskogo-oblispolkoma.html
  • student.bystrickaya.ru/-glyadi-krohal-veshal-nastavnik-orientir-vo-o-o-n-tot-kamen-vidish-do-nego-metrov-pyat-ne-dohodi-ostanovis-i-zhdi-moej-komandi.html
  • crib.bystrickaya.ru/iskusstvo-iskusstvoznanie-byulleten-novih-postuplenij-v-fundamentalnuyu-biblioteku.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mishka-halif-boris-sichkin-ya-iz-odessi-zdraste.html
  • spur.bystrickaya.ru/lichnost-i-politika.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-uchet-i-otrazhenie-v-otchetnosti-stoimosti-nematerialnih-aktivov-konspekt-lekcij-po-discipline-mezhdunarodnie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-specialnost-12-00-03-yurisprudenciya-izdanie-omgu-omsk-2006.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/internet-protokoli.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroki-socioniki-ili-samoe-glavnoe-chemu-nas-ne-nauchili-v-shkole-stranica-10.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.