.RU

Негативное влияние человека на экологию Земли - Библиографический указатель Выпуск 8


^ Негативное влияние человека на экологию Земли
БЕЗ БЕНЗИНА

ПАВЕЛ ОРЛОВ

По подсчетам экспертов, альтернативные виды топлива для двигателей становятся конкурентоспособны, когда нефть стоит 30 долларов за баррель. Сегодня баррель стоит в 2,5 раза дороже - 75 долларов. Не удивительно, что весь мир ищет альтернативу бензину. Кроме России

- Мы умеем делать топливо из чего угодно: газа, угля, даже из умерших от гриппа кур, - рассказывает "Огоньку" руководитель Центра инноваций в энергетике ИНЭИ РАН Руслан Бевов. - Отработаны технологии получения любого альтернативного горючего. Только Запад нам не догнать, потому что их технологии работают, а наши лежат мертвым грузом.

Причина - в политике.

По себестоимости нефть и газ - самое дешевое топливо на земле. Дорогим его делают налоги, которые в Европе даже выше, чем у нас, - до 90%. Если бы любой из известных альтернативных видов топлива обложить таким же процентом пошлин, оно станет золотым. Но в том-то и дело, что во всем мире изготовителей альтернативного топлива государство от налогов освобождает.

- После газового скандала с Украиной, - поясняет Руслан Бевов, - когда европейцы поняли, что и они не застрахованы от энергетического кризиса, программы поддержки альтернативных видов энергии стали развивать еще энергичнее. Когда более 30 процентов энергоресурсов в Европу приходит из России, альтернатива - это уже не роскошь.

Впрочем, от нефти и газа к возобновляемым энергоресурсам переходят не только в Европе. В американском штате Миссури построен завод по производству дизтоплива из отходов индюшачьей фермы: установка фирмы Changing World Technologies ежедневно потребляет 200 тонн птичьих костей и внутренностей и выдает 600 баррелей нефти по цене 15 долларов. Бразильцы добавляют в бензин 5 - 20 процентов спирта, который выгоняют из сахарного тростника, и хотят вообще перейти на заправку автомобилей только спиртом. В Европе и Америке тоже принялись добавлять спирт в бензин, в том числе по экологическим мотивам.

Странное дело, но Россию весь этот всплеск не касается. Отечественные разработки как лежали, так и лежат под сукном. И даже действующие заводы по изготовлению этанола не используются.

- В России осталось 8 работающих заводов по выгонке этанола из 41, построенного в СССР, - комментирует завотделом бензинов Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти (ВНИИПН) Вячеслав Емельянов. - Но и они простаивают, потому что нет спроса на этиловый спирт. Мы сколько раз предлагали добавлять спирт в бензин хотя бы для обеспечения той же Москвы. Ведь, посмотрите, чем дышим - 3,5 миллиона автомобилей ежегодно выбрасывают в атмосферу столицы 1100 тысяч тонн отравляющих веществ. Спиртобензиновая смесь позволила бы частично решить проблему экологии, да к тому же спасла бы отрасль. Но сколько ни пишем мы письма в правительство - ничего не меняется. По действующему налоговому законодательству любой раствор, содержащий от 5 процентов этанола, у нас считается спиртовым и облагается акцизом в 159 рублей с литра этанола. Про другие альтернативные топлива даже и разговор не заходит.

^ ГОРЕ ОТ СЫРЬЯ

Но ретроградами мы были не всегда. Еще во время Второй мировой по стране ездили грузовики на дровах. Дрова, сгорая в условиях высокой влажности и недостатка кислорода, выделяли "синтез-газ", который крутил дизельные моторы. Как только война закончилась, необходимость в альтернативе пропала. СССР добывал более 600 миллионов тонн нефти в год, при этом на внутренние нужды требовалось 65 миллионов тонн бензина. Сегодня Россия добывает 400 миллионов тонн нефти и потребляет 30 миллионов тонн бензина. Для сравнения: Америка - в 13 раз больше (400 миллионов тонн бензина в год) и ничего не добывает - американские нефтяные месторождения заморожены как стратегический запас. Вот и получается, что им необходимо учиться жить без нефти, а нам - вроде как нет.

Однако что делать с ценой? В России от цен на нефть в первую очередь страдает деревня: не секрет, что до половины отпускной цены сельхозпродукции складывается из стоимости моторного топлива. При том, что в Центре инноваций в энергетике говорят о возможности почти беззатратного перевода сельского хозяйства на метан. Природный газ метан, который питает наши конфорки, в 15 раз дешевле дизеля, а моторы тракторов и комбайнов могут работать на метане практически без переделок. Достаточно установить вместо бензобаков баллоны с метаном и организовать работу заправщиков.

- Даже если цена метана из-за доставки и сжатия до 150 атмосфер возрастет в 5 раз, - говорит ведущий научный сотрудник ИНЭН РАН, доктор экономических наук Эдуард Ашхотов, - это все равно будет втрое дешевле, чем сейчас стоит дизель. И цена горючего в стоимости хлеба и капусты упадет с 50 до 15 процентов.

На вопрос о том, почему же на это до сих пор никто не решился, Ашхотов пожимает плечами.

- Вот в Волгограде и Краснодаре топливная инфраструктура принадлежит известному нефтяному гиганту. Попробуйте его оттуда выгнать.

^ ДИЗЕЛЬНЫЙ СОРНЯК

Во время Второй мировой войны немцы тоже учились не зависеть от нефти. С помощью синтеза Фишера - Тропша они добывали из каменного угля синтетическое топливо. Уголь крошили, помещали в воду и нагревали до 800 градусов, после чего проводили каталитическую реакцию и конденсировали газообразные углеводороды в ректификационной трубе. Но после войны производство заморозили за нерентабельностью - нефть тогда была дешевой. Однако, заморозив производство, капиталисты не переставали совершенствовать технологии. Вскоре выяснилось, что моторное топливо можно делать не только из каменного угля, но и бытового мусора, резиновых покрышек - чего угодно, содержащего углеводороды. Сырье измельчается, высушивается, смешивается с маслом и нагревается без кислорода. Испарения с помощью катализаторов превращаются в углеводороды и конденсируются - получается сырая нефть.

Примеры рядом. ЮАР, попавшая в свое время в экономическую блокаду из-за апартеида, полностью обеспечивает себя синтетическими нефтепродуктами из каменного угля. Немецкая фирма Alphakat научилась получать из сырья уже не нефть, а сразу дизтопливо. Для этого используются засекреченные ноу-хау - катализаторы, позволяющие снизить температуру реакции с 800 до 390 градусов. На сайте фирмы можно увидеть фотографию автомобиля БМВ директора Alphakat, проехавшего на синтетической солярке более 300 тысяч километров, а также расчеты, позволяющие получать топливо по цене 0,08 - 0,23 евро за литр в зависимости от объемов производства.

Голландцы инвестируют 200 миллионов долларов на строительство в 14 странах ЕС 15 заводов по переработке пластиковых отходов в нефть. Апогеем же альтернативного изыскательства можно считать историю, рассказанную полгода назад немецкой прессой. 55-летний бюргер научился добывать дизельное топливо в собственном гараже из... дохлых кошек. Он варит их при температуре 300 градусов без кислорода и конденсирует испарения. И хвастается: на 100 километров пробега уходит всего четыре кошачьих трупа. К сожалению, всех отходов человеческой деятельности хватит, чтобы покрыть всего 20 процентов дефицита. Каменного угля для производства синтетического горючего хватит на тысячу лет вперед, но основные его запасы находятся в российских недрах, что Европу не устраивает. На Западе поэтому учатся опираться на собственные силы, добывая горючее из возобновляемых растительных ресурсов. По ходу дела оказалось, что газохол (бензин с добавлением 5 - 10 процентов этанола) значительно экологичнее бензина и не уступает ему по теплотворности, а биодизель (дизтопливо с добавлением 30 процентов растительного масла) хуже солярки, но солярка в поле не растет. Зато масленичное растение рапс, как сорняк, растет где угодно: на парах и неудобьях.

- Можете не верить, - смеется Эдуард Ашхотов, - но немцы готовы предложить нам контракты на поставки десятков миллионов тонн рапсового масла в год. Готовы предоставить семена и технологии. К сожалению, рапсовое хозяйствование требует инфраструктуры, а решение о налаживании инфраструктуры может быть принято на уровне минимум региона.

Остается удивляться тому, что на Западе переход на альтернативные виды топлива происходит так быстро - ведь у них тоже есть нефтяные гиганты, и они тоже рискуют потерять серьезную часть прибыли. Как объясняют в Центре инноваций в энергетике РАН, причина одна: их госпрограммы не просто обеспечивают "альтернативщикам" льготы и инвестиции, но и защищают от прессинга нефтяных монополистов. Впрочем, теперь уже защищать и не надо - в авангарде программ по альтернативному топливу шагают эти самые монополисты - "Шелл", "Бритиш петролеум" и другие. Вместо того чтобы создавать лобби, держаться за старое и в конце концов прогореть, мировые нефтяные компании достают из сейфа скупленные за полвека технологии (в том числе в СССР и РФ) по производству альтернативных топлив и удивляют мир тем, как споро, дешево и экологично получаются у них искусственные бензин и солярка.

К 2010 году ЕС планирует довести использование растительного масла (самый дешевый вариант - рапсовое) в качестве топлива для автомобилей до 5,75 процента. Вот схема, по которой рапс используется сегодня

1 Рапс выращивается и убирается.

2 Из семян рапса получают масло.

3 Рапсовое масло смешивается с метанолом (10:1), после чего жирные кислоты и глицерин выпадают в осадок и остается маслометанольная смесь.

4 Маслометанольная смесь либо добавляется в солярку для получения биодизеля для обычных автомобилей, либо целиком используется в специально адаптированных дизельных двигателях.

5 Газы, остающиеся после сгорания маслометанольной смеси, забираются из атмосферы биологическим путем плантациями рапса - таким образом образуется замкнутый экологический цикл.

Урожайность сахарного тростника - 680 центнеров с гектара. Из тонны получается 350 килограммов этилового спирта. Смешивание этанола с бензином 1:10 дает газохол, который можно использовать в обычных бензиновых двигателях. При этом экологичность выхлопа автомобиля улучшается в несколько раз. На сегодняшний день в Америке газохол составляет 12% от всего потребляемого страной топлива, а в Бразилии сам этанол составляет 30% от объемов всего потребляемого топлива. Оптовая стоимость этанола составляет около 44 долларов за баррель.

Урожайность рапса 20 - 25 центнеров с гектара. Масло смешивают с метанолом и получают метиловый эфир, иначе называемый "маслометанольная смесь". Из тонны получается 350 килограммов маслометанольной смеси. Для получения биодизеля в солярку добавляют 30% маслометэнольной смеси. К 2010 году в ЕС планируют довести долю маслометанольной смеси до 5,75% всего энергетического баланса. Сегодня Германия производит 1,67 млн. тонн биодизеля в год, Франция - 0,492 млн. тонн и Италия 0,396 млн. тонн. Оптовая цена на биодизель в ЕС составляет порядка 600 евро за тонну.

n-rozenberg-l-e-birdcell-ml-stranica-30.html
n-rozenberg-l-e-birdcell-ml.html
n-s-chemodanov-izdatelstvo-editorial-urss-p7312-g-moskva-pr-t-60-letiya-oggyabrya-d-05175-ot-25-06-2001-g-podpisano-k-pechati-03-12-2003-g-format-60x9016-tirazh-500-ekz-pech-l-10-zak-2-1203403.html
n-s-gorelova-ob-osobennostyah-metodiki-prepodavaniya-anglijskogo-yazika-na-saf-bibmm.html
n-s-gumileva-ya-v-les-bezhal-iz-gorodov-podpisano-k-gumilev-stranica-6.html
n-s-hrushev-vospominaniya-o-rokossovskom-i-otnoshenii-k-nemu-stranica-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proektirovanie-v.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/psihologicheskie-osobennosti-kollektiva.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pushkin-barishnya-krestyanka.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabatitairibi-bejbtshlkt-satau-zhne-arusizdanu-problemasi-sabati-masati.html
  • urok.bystrickaya.ru/predislovie-valter-shellenberg-memuari-labirint.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotat-rekomendacii-organam-mestnogo-samoupravleniya-po-opredeleniyu-kriteriev-ocenki-deyatelnosti-municipalnih-uchrezhdenij-i-ih-rukovoditelej-stranica-3.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-krotov-otkritaya-dver.html
  • writing.bystrickaya.ru/debitorskaya-zadolzhennost-imushestvo-ili-obyazatelstvo.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-proektov-aktivnoe-pokolenie.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-opitno-eksperimentalnih-issledovanij-rossijskoj-akademii-obrazovaniya-na-2010-god-soderzhani-e-stranica-14.html
  • bukva.bystrickaya.ru/time-r-t-41-gipnoz-roberta-time-per-s-angl-l-m-pticinoj-stranica-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/issledovanie-osobennostej-voznikayushih-defektov-pri-ekspluatacii-odinarnih-perepletov-iz-pvh-profilej-alyuminiya-ili-kleenoj.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-kursovih-rabot-temi-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-udmurtskij-gosudarstvennij-universitet-stranica-6.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/almati-otd-bojinsha-02-08-2013zh-bos-orindar-azatelekom-a-filiali-almati-otd-na-azhet-bas-apparat-bojinsha-bos-orindar.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendovano-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • urok.bystrickaya.ru/poroshin-r-3-kurs-if-pstgu-vzglyadi-arhiepiskopa-feofana-prokopovicha-i-mitropolita-stefana-yavorskogo-na-carskuyu-vlast.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-cennie-bumagi-i-ih-rinki.html
  • holiday.bystrickaya.ru/molochnij-soyuz-predlagaet-pereimenovat-chast-morozhenogo-v-melorin-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-9.html
  • literature.bystrickaya.ru/chistoserdechnoe-prizvanie-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/albreht-dyurer-chast-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-na-fakultet-neprerivnogo-obrazovaniya-po-podgotovke.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vasha-sudba-v-vashih-rukah-stranica-2.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/www-powerlifting-kurgan-narod-ru-stranica-15.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/slichenie-znachenij-fenomen-neosoznannogo-negativnogo-vibora-uchebno-metodicheskoe-posobie-ekaterinburg-2006-utverzhdayu.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-novih-postuplenij-knig-za-oktyabr-2008-goda.html
  • lecture.bystrickaya.ru/annotaciya-k-rabochej-programme-disciplini-platformenno-nezavisimie-tehnologii-programmirovaniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-tema-sovremennij-russkij-literaturnij-yazik-kak-osnova-kulturi-rechi-russkogo-naroda.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-primenenie-obsheniya-l-ronhabbar-d-dianetika-55-vazhnoe-primechanie.html
  • control.bystrickaya.ru/elektricheskie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kursa-sociologii-dlya-studentov-saf-2007-2008-uchebnij-god-data.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-psihicheskie-yavleniya-i-zhiznennie-processi-stranica-52.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pokoleniya-kompyuterov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-rasschitana-na-68-chasov-po-2-chasa-v-nedelyu.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bazovie-uchebniki-programma-disciplini-filosofiya-dlya-napravleniya-030600-62-zhurnalistika-podgotovki-bakalavra.html
  • college.bystrickaya.ru/38-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-publichnij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.