.RU

Ни1О пекиь с - Раньше это называлось "пионерский лагерь"


Ни1О пекиь с

В арсенале вожатого всегда найдутся универсальные средства, которые помогут в трудную минуту. Это своего рода палочки-вы­ручалочки. Первая - это, безусловно, игра, а второй может стать песня. Вот представьте ситуации, которые довольно часто возника­ют в лагере:




В этих и еще многих других ситуациях песня может прийти на помощь. Она может многое: снять усталость и изменить настрое-

ние, заполнить паузу и разрядить обстановку. Общая песня - это не просто коллективное исполнение стихов, положенных на музыку, это еще и прекрасный способ общения. Исполняя вместе полюбив­шуюся мелодию, каждый чувствует себя чуть-чуть увереннее, нуж­нее, защищенное, даже те, которые не имеют ни слуха, ни голоса.

Однако есть две проблемы, из-за которых в некоторых отрядах песни вообще не звучат. Первая проблема - субъективная: вожатые этих отрядов считают, что они не умеют играть ни на баяне, ни на гитаре, а без музыкального сопровождения песни поют только боль­шие дяди и тети под конец пьяного застолья. Вторая причина - объек­тивная: большинство современных эстрадных шлягеров вообще невозможно петь, их можно только слушать.

Разрешить первую проблему трудно, но можно. Для этого нуж­но лишь приобрести гитару и попросить кого-нибудь из знакомых показать вам 3 главных аккорда, которые порой называют почему-то "блатными". Еще не родился человек, который не смог бы освоить эти 3 аккорда. И еще не написана песня, которую нельзя было бы под эти 3 аккорда исполнить. Конечно, лучше разучить не 3, а 5, или 7, но это потребует чуть большего времени, чем одни сутки.

Разрешить вторую проблему еще проще, чем первую. Популяр­ные шлягеры вообще не надо петь с детьми. Пусть они звучат на дискотеках. Пусть дети спонтанно намурлыкивают отдельные строч­ки их них. Пусть их исполняют наиболее одаренные представители отряда на общелагерных песенных конкурсах.

Дети примерно до 11-13 лет не имеют устойчивого музыкаль­ного вкуса. И поют они, как правило, то. что нравится окружаю­щим их взрослым. Если взрослые ностальгируют от Клавдии Шульженко и Марка Бернеса, дети также предпочитают стиль "рет­ро". Если взрослые не признают ничего, кроме "Крематория", дети любят и знают творчество А.Григоряна. Ели для взрослых преде­лом музыкальных мечтаний является околоуголовная лирика, дети с восторгом вытягивают "Владимирский централ".

Поэтому дети в вашем отряде будут, скорее всего, петь то, что нравится вам. И, скорее всего, то, чему можно подыграть на гитаре, использую те самые 3 аккорда.

За последние лет 20 -30 лет сложилась даже особая "загородно-песенная культура". В нее вошли как песни их мультфильмов, так и композиции группы "Машина времени", как дворовые шлягеры в исполнении В.Маркина, так и произведения Юрия Визбора, Олега Митяева, Сергея Никитина, Юрия Кукина, Владимира Берковско-го, Вадима Егорова, Дмитрия Сухарева, Булата Окуджавы, Ады


122

123

Якушевой и Вероники Долиной. Последних десять авторов и ис­полнителей собственных песен порой называют "бардами", а их тво­рения - "бардовской песней". Но "бардовские" композиции и "загородная" песня - это не совсем одно и тоже.

Песни, вошедшие в "Золотой фонд" загородной лирики, испол­няются по всей стране и во всех лагерях. Они стали своеобразной визитной карточкой, по которой фанаты вожатского дело узнают друг друга. Именно в лагерях дети впервые знакомятся с этими пес­нями, а потом напевают их всю жизнь.

А поэтому, может быть, не стоит нарушать традицию. И не сто­ит "изобретать велосипед". Пожалуй, лучше всего петь с детьми именно эти песни. Тем более, что среди них есть и веселые, и груст­ные, и мудрые, и шуточные, - в общем, на любой вкус, под любое настроение. И тем более, именно эти песни проще всего исполняют­ся под 3 аккорда.

Примеры наиболее популярных "загородных" песен вы найдете

в одном из приложений этой книги.



если однажды поутру вашу голову посетит мысль: "А ведь пос­лезавтра заканчивается смена", - это верные признак того, что на­чался заключительный период.

А стоит вам внимательно оглядеться вокруг, вы обнаружите и другие признаки, подтверждающие эту мысль. Например, вы обна­ружите, что изменилось поведение детей. Дети стали чуть более воз­бужденными, чуть более болтливыми, чуть более раскованными и много более неуправляемыми. Если поинтересоваться, хотят ли они домой, то в ответ можно услышать неопределенное: "И да, и нет". Эта раздвоенность желаний и является причиной изменения эмоци­онального тонуса, изменения поведения и даже изменения ценнос­тей. Те отрядные дела, которые так нравились всем в основной период, в глазах детей вдруг теряют свою привлекательность. И глав­ной ценностью становится неформальное общение. Предчувствуя расставание, новые друзья и подружки словно хотят наговориться на всю оставшуюся жизнь. Но поскольку дети не могут общаться, как взрослые, вальяжно развалившись в мягком кресле или степен­но прогуливаясь по тихим аллеям, они предпринимают действия: уходят в лес в поисках особых шишек, отправляются на реку соби-



рать ракушки и камешки, залезают в самые немыслимые места. И все это совершают, часто забыв поставить вас в известность.

Именно на последние дни приходится еще один пик "криминаль­ной активности". Дети, словно почувствовав, что времени осуще­ствить вызревавший всю смену замысел уже не остается, решаются на него в последние дни и ночи. Они отправляются под покровом темноты "мазать девчонок", они залезают средь бела дня на стол­бы-громоотводы, они облачаются в костюмы привидений и устраи­вают грандиозные подушечные баталии. А если поблизости имеют несчастье располагаться чьи-то дачные участки, то дети могут ре­шиться и на по-настоящему противоправные действия.

Осознавая опасность, исходящую от окончательно раскрепос­тившихся детей, руководство лагеря часто идет на отмену выход­ных для вожатых и воспитателей: "Не хватало еще ЧП в последние дни". Чтобы действительно какое-нибудь недоразумение не испор­тило "положительное впечатление от смены", вам нужно быть внут­ренне мобилизованным и собранным, внешне - спокойным и уверенным. И, конечно же, вам нужно иметь четкий план действий, ведь предстоит решить еще так много организационных и воспита­тельных задач.

Прежде всего, объявите о введении "президентского правления". Поблагодарите командира отряда за все хорошее, что было им сде­лано, и снимите с него командирские обязанности. Все равно в ус­ловиях предотьездной суматохи он с ними не справится, а будучи человеком ответственным и впечатлительным, может сильно пе­реживать оттого, что его "никто не слушается". Возьмите управ­ление отрядом полностью в свои руки. Игры в самоуправление

124

на заключительном этапе уже не эффективны, а значит и неумес­тны. (Данный совет не является абсолютным, иногда нужно сде­лать с точностью до наоборот: дать возможность детскому самоуправлению проявить себя и тем проверить свои авторитет и организаторские способности.)

Затем лично подойдите к библиотекарю, кастелянше и зав­хозу. Договоритесь с ними о времени сдачи книг, игр, спортив­ного инвентаря и постельных принадлежностей. Наиболее желательно книги отнести в библиотеку за два дня до отъезда, причем лучше, если отряд придет организованно к определенно­му часу. В этом случае меньше вероятность потери или увоза кни­жек домой. Игры, мячи, скакалки лучше сдать на склад в предпоследний день после обеда. В младшем отряде по этому поводу можно даже организовать операцию "Розыск" - своеоб­разное соревнование по поиску "куда-то запропастившихся" тен­нисных ракеток, кубиков от настольных игр и магнитофонных кассет. Учтите, что у отдельных ребят появится определенное желание увезти домой "память о лагере".

Сразу после этого можно приступить к "чемоданной" проце­дуре. Предложите всем ребятам уложить свои сумки и рюкзаки, не дожидаясь последнего часа, и отведите время на эти сборы. Пусть ребята оставят только самое необходимое из одежды и обу­ви, а также туалетные принадлежности; все остальное надо упа­ковать во избежание потери и последующих слез. Одновременно пусть ребята произведут ревизию в чемоданах на предмет обна­ружения засохших и заплесневевших пишепродуктов, чужих ве­щей и мусора природного происхождения (рассыпавшиеся шишки, кора, веточки, камешки, грибы и пр.). Объясните, что ро­дители не будут осчастливлены, когда увидят все это среди ве­щей любимого чада. Если обнаружатся бесхозные куртки, шапки, носки, сандалии, - организуйте "Салон потерянных вещей" или "Очную ставку с вещественными доказательствами". Перед пос­ледним ужином в предпоследний день желательно завершить в основном приготовления к отъезду.

Наиболее трудоемкой и хлопотной будет процедура сдачи по­стельного белья. Она проводится в самое последнее утро, а пото­му в очень сжатые сроки - за 10-20 минут. Так как почему-то в момент сдачи всегда не хватает полотенца или наволочки, под­готовьтесь заранее. Соберите и пересчитайте все простыни и по­додеяльники еще в корпусе и, если обнаружите недостачу, "наймите частных сыщиков" - группу из 3-4-х ребят, которые об­следуют все шкафы, тумбочки, кровати. Как правило, недостаю-

щие предметы всегда обнаруживаются, но только в несоответству­ющих им местах и не всегда в узнаваемом виде.

В последнее утро, чтобы все успеть и по возможности не суе­титься и не повышать голос, лучше действовать по такому плану:

  1. Ребята совершают умывальный обряд, укладывают свои
    гигиенические принадлежности в чемоданы, собранные еще на­
    кануне, и выносят чемоданы на улицу - "погреться на солныш­
    ке". В корпусе не остается никаких личных вещей.

  2. Ребята собирают, пересчитывают и сдают постельное бе­
    лье. В корпусе не остается ничего, кроме мебели и мусора.

  3. Ребята делают генеральную уборку, чистят шкафы и тум­
    бочки, подметают и моют пол, уносят к мусоросборнику накопив­
    шийся за смену хлам. Корпус остается пустым и чистым. Его можно
    запереть и время, оставшееся до отъезда, провести на улице.

В случае ненастья роль "улицы" будет играть клуб или отряд­ная комната.

Но не превращайте заключительный период в перманентную организационную процедуру, прерывающуюся вспышками не­формальной нежности. В эти дни. как и во все другие, есть место отрядным делам. Конечно, их должно быть немного и они долж­ны иметь определенную направленность.

Прежде всего, эти дела - подведение итогов. Если на базе от­ряда работал кружок, необходимо организовать итоговое выс­тупление или выставку - демонстрацию результатов его работы. Если вы вели отрядный бортжурнал, необходимо дописать в нем последнюю страничку, прочитать все вслух и вручить его на хра­нение кому-либо из ребят (командиру отряда) или вам как стар-




126

127

шему товарищу. Если у вас существовала традиция подводить ежедневные коллективные итоги дня, необходимо сделать итого­вый анализ - разговор о прожитой смене и друг о друге на после­днем отрядном костре.

Кроме того, нужны дела-прощания. Прощание с лесом - пос­ледняя прогулка. Прощание со спортплощадкой - последний матч-реванш. Прощание с рекой - последнее купание.

И еще нужен один красивый праздник. Он должен быть яр­ким и запоминающимся. К его подготовке должны быть привле­чены все дети. В нем должны проявиться все раскрывшиеся таланты. Это может быть большой гала-концерт "Вечерняя звез­да". Это может быть веселый КВН "Было, братцы, было...". Это может быть фестиваль-программа "Стартинейджер". И, как на всяком празднике, у вас должны быть подарки. Конечно, так на­зываемые гостинцы ("сухой паек") всем детям приготовит столо­вая лагеря. Но много приятнее будет детям, если подарки будут сделаны вашими руками. Они могут быть скромными - медалька с эмблемой отряда или любым другим рисунком, но при этом они должны быть персональными. А потому сделайте на каждой ме­дальке надпись: "За самый звонкий смех", "За самый здоровый аппетит", "За самые интересные идеи"... И вручите в завершении праздника каждому ребенку причитающуюся ему награду. А вам в награду останется память о самых лучших детях.

novejshee-sostoyanie-issledovaniya-voprosa-ob-edinstve-odissei-r-v-gordeziani-problemi-gomerovskogo-eposa.html
novejshie-kompyuternie-programmi-dlya-prinimayushih-turfirm.html
novella-o-babke-anne-kniga-dlya-uchashihsya.html
novella-xvii-hranitel.html
novgorod-polnij-kurs-lekcij-po-russkoj-istorii-polnij-kurs-lekcij-po-russkoj-istorii-petrograd-1917.html
novgorod.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-iii-kritika-teorii-shizofrenicheskogo-negativizma-blejlera-okrashennij-chuvstvom-kompleks-i-ego-obshee-vozdejstvie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-modulya-4-6-chasov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovetom-direktorov-otkritogo-akcionernogo-obshestva-zoloto-seligdara-stranica-63.html
  • college.bystrickaya.ru/311-poryadok-opredeleniya-rashodov-po-torgovim-operaciyam-107143-rossiya-g-moskva-ulica-permskaya-vladenie-informaciya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-sistema-upravleniya-obrazovatelnim-otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-volgodonsk.html
  • write.bystrickaya.ru/fizkultura-sport-zdorovij-obraz-zhizni.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-matematiki-i-informatiki-3-klass-tema-sistemi-schisleniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sportivnie-dostizheniya-2009-2010-uchebnogo-goda-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-osnovnaya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-bezlyudnoe-proizvodstvo.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazhite-spasibo-veteranam-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/naimenovanie-ooo-pkf-tehnika-osnovnie-pozicii-prajs-lista-na-zapasnie-chasti-c-01-11-2010-g-ceni-ukazani-s-nds.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-sektora-socialnogo-razvitiya-administracii-yantikovskogo-rajona-chuvashskoj-respubliki-za-2011-god.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-2-opredelenie-pr-deyatelnosti-ee-sushnost-rol-i-znachenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-dnevnogo.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-tehnologii-gosudarstvennogo-upravleniya-dlya-specialnosti-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-podgotovki-specialista-avtori-programmi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cincinnati-masters-2009.html
  • writing.bystrickaya.ru/arhitektura-chast-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/posvyashaetsya-70m-godam-hh-veka-i-lyudyam-zhivshim-togda-nedoocenennomu-vremeni-i-nedoocenennomu-pokoleniyu-stranica-33.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ime-na-virusa-neizvestno-kato-streli-izstrelyani-ot-lk.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-resursnoe-obespechenie-programmi-sobranie-deputatov-krasnochetajskogo-rajona-chuvashskoj-respubliki-reshilo-utverdit.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razvitie-evolyucionnih-uchenij.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-meropriyatij-iii-ezhegodnogo-sammita-professionalov-uspeshnie-psihologi-obmen-opitom.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tolstij-elvis-intervyu-s-kompozitorom-yuriem-saulskim.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-mchs-rossii-sergej-shojgu-podpisal-prikaz-o-nagrazhdenii-tyumenskogo-shkolnika-medalyu-za-otvagu-na-pozhare-internet-resurs-wwwmkru-02032011.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-svedeniya-o-deyatelnosti-po-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remontu-avtotransportnih-sredstv.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazka-o-pete-tolstom-rebenke-i-o-sime-kotorij-tonkij.html
  • spur.bystrickaya.ru/lyubovnoe-pohmele-huan-bas.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-4-biblioteka-proektirovaniya-sistem-elektroosvesheniya-konspekt-lekcij-sumi-izdatelstvo-sumgu-2010.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nazvanie-fio-rukovoditelya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upravlenie-elektronnim-marketingom.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mezhdunarodno-pravovoj-rezhim-mirovogo-okeana-chast-4.html
  • college.bystrickaya.ru/34vipusk-2011-goda-programma-razvitiya-spbgu-5-obrazovatelnaya-deyatelnost-6-kolichestvo-obrazovatelnih-programm.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/naj-izvestnite-zabelezhitelnosti-v-grada-medien-monitoring-po-tema-arhitektura-21-09-06.html
  • student.bystrickaya.ru/-3-inie-voprosi-sozdaniya-chastnogo-ohrannogo-predpriyatiya-kniga-chastnogo-ohrannika-uchebno-spravochnoe-posobie-volters-kluver.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-po-cvr-ot-2010-g-direktor-moudod.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/alhimovich-v-n-peritonit-u-detej-med-novosti-2001-5-s-22-34-bibliogr-33-34-s-44-nazv.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.