.RU

О. Э. Тимофеева - Актуальные проблемы современности



О. Э. Тимофеева


^ America on the issues or «seeing Iraq,

thinking Vietnam?»


США – сравнительно молодой, но тем не менее опытный и крайне значимый субъект международных отношений. В наши дни ни одно важное решение в этой сфере не принимается без участия Соединенных Штатов. Уильям Дженнингс Брайан, американский политолог, в свое время так охарактеризовал это государство: «США – это республика, которая медленно, но верно становится высшим моральным мерилом мирового прогресса и общепризнанным арбитром в мировых спорах»295. И действительно, США стараются участвовать в разрешении любого мало-мальски важного военного конфликта, а их военные базы есть во многих независимых государствах мира. Главной своей гордостью Америка считает свою уникальную демократию, подобную которой не создала ни одна другая держава. США – экономический, политический и милитаристский мировой гигант; в конце концов, это единственная сохранившаяся в мире сверхдержава. Но добилась всего этого Америка не сразу. Не секрет, что на заре своей истории Соединенные Штаты мало интересовали дела остального мира. Однако по мере развития в США государственности Вашингтон стал постепенно распространять свое влияние и свои интересы сначала на Западное полушарие, в рамках меридиональной экспансии, а к началу XX века Соединенные Штаты обратили свой взор и на Восточное полушарие, где на тот момент уже набирала обороты первая в истории человечества глобальная война. Доктрина президента Вильсона стала яркой иллюстрацией смены настроений в высших политических кругах США: фактически она возложила на США великую внешнеполитическую миссию, поскольку наделяла Штаты моральным правом оказывать непосредственное влияние на судьбы других государств. Подтверждением тому служат слова 40-го президента США Р. Рейгана: «Мы унаследовали благородную миссию, миссию, которая является лучом надежды для всех народов земли; на нас лежит ответственность гарантов свободы и мира»296. Однако задолго до него американский сенатор А. Беверидж предложил еще более смелую трактовку роли Америки на внешнеполитической арене, которая как нельзя лучше объясняла саму суть вильсонианской морали: «Наша судьба предначертала нашу политику: американский закон, американский порядок, американская цивилизация и американский флаг прочно на берегах, которые пока ещё погружены в кровавые войны и мрак невежества, но будут превращены руками Божьего провидения в прекрасные и светлые»297. Изменить «невежественные» страны к лучшему, по его мнению, было по силам только американской демократии. Столь популярное в Европе Нового времени христианское миссионерство в XX веке обрело новую форму, получившую название «вильсонианство». Однако попытки Америки распространить вильсонианские идеалы в других странах мира неоднократно встречали достойное сопротивление: сначала США потерпели относительную неудачу в Корее, а после – сокрушительный провал во Вьетнаме, где американским демократическим принципам не позволила возобладать другая демократия – северовьетнамская.

А дальше был Ирак, который стал, пожалуй, самым заметным американским мероприятием на международной арене в 90-е гг. США вмешались во внутренние дела Ирака после его агрессии против Кувейта в августе 1990 г. 2 августа иракские войска оккупировали страну и объявили ее иракской провинцией. Объяснялось это исторической принадлежностью данной территории Иракскому государству, на деле же целью Ирака стал захват богатейших нефтяных месторождений Кувейта и усиление позиции Ирака в регионе. В ответ на действия Ирака Совет Безопасности ООН принял ряд резолюций, определивших санкции в отношении агрессора. На основе этих резолюций в Ирак были направлены военные силы США, некоторых европейских и арабских государств. В начале 1991 г. эти вооруженные силы предприняли в отношении Ирака военные действия, освободили Кувейт и восстановили его независимость (знаменитая операция «Буря в пустыне»). Поскольку Ирак все еще представлял угрозу для других стран Ближнего и Среднего Востока, было решено создать в стране инспекционную систему ООН, которая бы могла следить за соблюдением условия прекращения огня и контролировать иракскую программу создания оружия массового поражения. Однако, приняв эти меры, ООН, равно как и США, допустили грубейшую ошибку: они позволили иракскому лидеру Саддаму Хусейну остаться на своем месте. Хусейн ликвидировал инспекционную систему ООН, укрепился и продолжил терроризировать соседние народы и государства, в особенности те, которые сотрудничали с США. Так, в 1996 г. были убиты сотни курдов, проживавших в автономии, созданной под эгидой США298.

Экс-госсекретарь США Г. Киссинджер дал произошедшему такую оценку: «Поскольку война началась из-за иракской оккупации Кувейта, творцы американской политики рассудили, что с освобождением страны они добились своей цели… Они оправдали свое решение тем, что поход на Багдад был чреват риском человеческих жертв, а также возмущением общественности фактом гибели людей после того, как битва была, с общественной точки зрения, выиграна. Политики запомнили патовые ситуации в Корее и Вьетнаме, но не усвоили их причин»299. Именно поэтому конфликт, казалось бы, уже завершенный, имеет свое продолжение и в настоящее время. Америка убеждает всех, что борется в Ираке за демократию. Но Восток – это совершенно другой мир, со своим специфическим мышлением, своей философией. Поэтому неудивительно, что вильсонианство иракцам чуждо. Есть другая причина, давно ставшая поводом для шуток: мол, где нефть – там и демократия. Геополитика давно и прочно заняла приоритетные позиции в международной политике многих стран. А потому контроль над нефтяными месторождениями – главная цель этих стран, в том числе и США. Однако когда в Ираке еще «сидел» С. Хусейн, который провоцировал кризисные ситуации на интегрированном энергетическом рынке, тем самым подрывая экономику других стран, действия США были оправданны и объяснялись «угрозой национальной безопасности», хотя прямой угрозы не существовало. Почему же сейчас, когда Саддама уже нет в живых, Америка продолжает оказывать давление на Ирак? И почему случилось так, что после многих лет нерешительности в отношении Ирака, на сегодняшний день США поставили себя в такую ситуацию, когда во многих странах мира – особенно в Европе – именно Америку, а не Ирак считают препятствием к ослаблению напряженности в зоне Залива?

Войну в Ираке с вьетнамской войной сегодня не сравнивает только ленивый. И в самом деле, очень трудно удержаться от проведения аналогий, если они сами бросаются в глаза. Однако я вовсе не ставлю перед собой цель в очередной раз проанализировать эти совпадения. Они и так слишком очевидны. Но вот что важно: уроки Вьетнама, а точнее поверхностное отношение к ним Америки, отразились не только на событиях в Ираке, но и на других военно-политических акциях США последних десятилетий. Эти параллели, возможно, так и будут преследовать Соединенные Штаты как своеобразное проклятье, если только они сами не остановятся и не задумаются: почему они в свое время поступили так и почему они таким же образом поступают сейчас. В своей книге «Вглядываясь в прошлое…» Р. Макнамара заметил: «Существует предел, черта, переступать которую Соединенные Штаты не в праве. Многие американцы, да и весь мир просто не позволят нам это сделать. Когда мировая сверхдержава убивает… по 1000 мирных жителей в неделю и тем самым пытается заставить маленькую страну смириться с подобным методом решения проблем, неизбежно возникают гнетущие чувства, и… это может дорого обойтись США». Есть и другое ценное замечание экс-министра обороны: «У нас [Америки] нет божественного права переделывать всех по своему образцу»300. Многие из американских политических деятелей уже осознали это. Многие, но далеко не все.

И главный вывод, который должен быть извлечен из всей этой истории, состоит в том, что, несмотря на все отличия Восточной и Юго-Восточной Азии от региона Персидского залива, любое развитие событий на этих пространствах планеты в наши дни может вылиться для США лишь в очередную проблему безопасности, но не вызов доминирующему положению Америки. Однако США по-прежнему не отказываются от идеи повсеместного внедрения своих принципов. Более того, изменение сущности МО с распадом Ялтинской системы ярче всего проявилось во всеобщей убежденности, что некоторые универсальные принципы обречены на то, чтобы их приводили в жизнь силой – либо с помощью сил ООН, либо – в отдельных случаях – группой государств, например стран НАТО. И на сегодняшний день нет никаких предпосылок, что эта убежденность сойдет на нет. Этот факт и подкрепляет внешнеполитическую самоуверенность, которая, по сути, и привела США к иракской трагедии: американская внешняя политика терпит поражение в Ираке не потому, что США чрезмерно опираются на силу, а в результате неоправданного внедрения американских ценностей. Дело не в том, что Америка слишком сфокусировалась на своих национальных интересах, а в том, что она непозволительно тесно увязала собственные стратегические интересы с вильсонианскими принципами. Моральный аспект во внешней политике лежал в основе каждого политического шага Америки и определял ее участие в каждой из войн XX в.: от сопротивления тоталитаризму во Второй мировой войне до борьбы с коммунистической агрессией во Вьетнаме и войны против захвата Ираком Кувейта. Нерациональное и, порой, неправомерное применение американских ценностей за пределами страны, пожалуй, является главным уроком, который может быть извлечен из поражения во Вьетнаме, а после – и в Ираке. Урок, который так ничему и не научил Соединенные Штаты Америки.

Соединенные Штаты прошли большой путь с тех пор, когда президенты предостерегали страну от вмешательства в дела остального мира. Сегодня США и НАТО являются главными балканскими жандармами и вообще принимают активное участие в делах других государств и регионов. Но подобное поведение оправдывается лидерством США, ее статусом сверхдержавы. А вот чрезмерное увлечение Америки вильсонианством не оправдано ничем. Навязывание своих убеждений другим народам еще не доводило Штаты до добра. Все внешнеполитические неудачи США (имеются в виду Вьетнам и Ирак) произошли потому, что нравственные основы международных отношений встроены в иной контекст, чем во внутренней политике. Успешная внешняя политика требует умения чувствовать нюансы в непрерывно развивающемся процессе; в дипломатии мораль находит свое выражение в том, чтобы упорно добиваться своего через целый ряд шагов, каждый из которых сам по себе недостаточен для достижения конкретной цели. А посему США необходимо таким образом формировать свою внешнюю политику, чтобы, не изменяя свои универсальные принципы – демократию, независимость, безопасность, – проводить гибкий курс, «подстраиваясь» под особенности каждого региона или отдельного государства, а не «подстраивая» их под себя. Мир нельзя причесать под одну гребенку даже в условиях глобализации, и США это наверняка известно.

Подводя итог, хотелось бы еще раз процитировать Г. Киссинджера: «Американское превосходство – это факт, очевидный в ближайшей и почти неоспоримый в среднесрочной перспективе. И то, как США будут его использовать, определит их долгосрочные перспективы»301. Это выявляет еще одну стоящую перед Америкой проблему, которую ярко охарактеризовала австралийский социолог Корал Белл: «Ей [Америке] надо осознать свое превосходство, но при этом вести политику так, как если бы в мире существовало много иных центров силы, с которыми они могут не только разделить психологическое бремя лидерства, но и сформировать мировой порядок, основанный на свободе и демократии – пресловутых вильсонианских принципах»302. А пока Америка не применила этот совет на практике, ее главная задача состоит в преобразовании своей мощи в моральный консенсус, в гармоничном «вживлении», а не навязывании своих ценностей, в создании условий, при которых эти ценности приняли бы в том или ином регионе мира. Но при этом Америка должна уважать другие народы, их историю и их ценности, которые они бережно хранили и передавали из поколения в поколение многие тысячелетия. Без взаимного уважения между различными по своему укладу цивилизациями диалог по поводу ценностей невозможен.

В свое время Р. Никсон заявил: «Я верю в мир с мощными Соединенными Штатами. Я считаю, что мир будет безопаснее и здоровее, если будут сильные, здоровые США, Европа, Россия, Китай и Япония, уравновешивающие друг друга, не использующие друг друга, и будет царить всеобщее равновесие». В начале 1970-х гг. эти умозаключения звучали, как бред. Где, позвольте, антикоммунистические мотивы? Однако сейчас, когда закончилась «холодная война» и биполярная система прекратила свое существование, очень важно поддерживать партнерские отношения между мировыми лидерами, выстраивая их на основе взаимного доверия. Возможно, с точки зрения США, мир в настоящее время не является многополярным, однако не стоит забывать, что существуют также Россия, Китай, Япония – другие достаточно сильные государства, с мнениями которых Соединенным Штатам необходимо считаться, коль скоро мир вступает в эпоху глобализации – интеграции рынков, интеграции культур, интеграции интересов.

А потому высказывание Уильяма Дженнингса Брайана о том, что «США – это республика, которая медленно, но верно становится высшим моральным мерилом мирового прогресса и общепризнанным арбитром в мировых спорах», не должно утрачивать свою актуальность и в XXI веке, ибо, если Америка действительно во всех своих международных начинаниях руководствуется такими принципами своей демократии (демократии Вашингтона, Джефферсона, Линкольна, Вильсона и др.), как стремление к независимости, уважение к суверенитету других государств и желание всячески помогать странам, где демократия только зарождается, то ей (Америке) вовсе не обязательно брать на себя обязательства по выполнению роли «global sheriff». Сейчас в мире нет ни одной страны, которая могла бы отнять у США лавры мирового лидера, и тем более не существует государства, способного угрожать независимости или существованию американского государства. Поэтому если США сменят статус «мирового жандарма» на роль арбитра и посредника в мировых спорах и вместо карательных функций станут выполнять функции миротворческие, то, скорее всего, мир с мощными Соединенными Штатами станет реальностью: он действительно будет безопаснее и здоровее, и в нем, наконец, воцарится «всеобщее равновесие». Хочется верить, что это лишь вопрос времени.



Е. П. Титова


^ ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ПОЛИТИКИ КАНАДЫ

В ОБЛАСТИ ЗАПРЕЩЕНИЯ ППМ


В современном мире серьезную опасность по-прежнему представляют конфликты как внутригосударственные, так и межгосударственные. Применение в рамках конфликта насильственных действий, особенно вооруженных, несет за собой губительные последствия. Одним из вооруженных средств, используемых в конфликтах, служат противопехотные мины (ППМ). Статистика показывает, что применение ППМ приводит к жертвам преимущественно среди мирного населения, что делает данную проблему особенно актуальной.

Последнее десятилетие ХХ века было отмечено проведением шумных кампаний, целью которых являлось запрещение противопехотных мин. Канада заявила о себе как активной участнице этого направления международного сотрудничества. Так, в декабре 1997 года в столице Канады, Оттаве, была открыта для подписания Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Оттавская конвенция). В соответствии со статьей 17 она вступила в силу 1 марта 1999 года303. Это единственный международный договор, не регулирующий, а полностью запрещающий применение, хранение и производство современного вида оружия – противопехотных мин. Она была разработана и принята в рекордно короткие сроки – меньше, чем за два года. Но главным является тот факт, что Оттавская конвенция – это плод небывалого в истории сотрудничества ООН, правительств и общественных организаций. Инициатором разработки документа стала организация «Международная кампания по запрещению противопехотных мин», одним из членов и активным деятелем которой является Канада304.

Оттавская конвенция является бессрочной. Она вводит ряд запретов и обязательств в отношении противопехотных мин. Государства-участники обязуются никогда и ни при каких обстоятельствах не применять ППМ. Данное положение распространяется на все виды вооруженных конфликтов (как международные, так и внутренние). Кроме того, запрещается использовать ППМ в мирное время, например для охраны границ и важных объектов305. Конвенция запрещает разработку и производство ППМ. Данный запрет подразумевает, что государства-участники не могут изготавливать этот тип оружия, заниматься осуществлением проектов по созданию и совершенствованию моделей мин306. Запрещается осуществлять накопление запасов ППМ, прямо или опосредованно передавать их. Это подразумевает запрет на импорт, экспорт ППМ, а также на передачу права собственности на них. Вместе с тем государства-участники могут передавать ППМ для целей уничтожения и (в небольших количествах) для целей обучения, совершенствования методик разминирования и так далее307.

Одновременно страны-участницы конвенции обязуются уничтожить существующие запасы ППМ не позднее чем через 4 года после присоединения к конвенции, а также в течение 10 лет уничтожить все установленные ППМ, то есть произвести сплошное разминирование территории308.

Необходимо отметить, что именно Канада возглавила международную кампанию по запрещению противопехотных мин и сама одной из первых ратифицировала Оттавскую конвенцию 3 декабря 1997 года. Всего же на сегодняшний день запрещение противопехотных мин поддерживают 152 страны309.

Не менее важными на сегодняшний день в современном мире являются вопросы гендерного равенства. Данная проблема стоит на повестке дня многих государств мира. Принцип гендерного равенства стал последовательно разрабатываться и поддерживаться международным сообществом в последней трети ХХ века. Наиболее эффективно способствовала разработке международных стандартов и законодательства по улучшению положения женщин Организация Объединенных Наций. Что касается Канады, то она всегда проводила и проводит сегодня одну из самых активных политик в области обеспечения гендерного равенства как на национальном, так и на международном уровне, в частности в рамках ООН. Необходимо отметить, что Канада находится среди тех государств, которые официально признали равенство по признаку пола одним из принципов демократического правового государства. Самым важным в положении канадских женщин является то, что их заботы и тревоги рассматриваются как проблемы всего общества, государства и страны в целом. Политика канадского правительства во многом помогает женщинам при решении проблем, связанных с барьерами, с которыми сталкиваются женщины в экономической, общественно-политической, социальной и культурной сферах жизни. Система канадской государственной политики в области регулирования гендерного вопроса является сложной по своему составу и многофункциональной по выполняемой деятельности. В ее структуру входит множество различных министерств, ведомств и других подразделений, которые в своей совокупности и при взаимном сотрудничестве образуют сильный механизм по улучшению положения женщин. Как показывает практика, все принципы и направления деятельности Канады в этой области являются не только применимыми в других государствах мира, но и наиболее эффективными среди прочих310. Таким образом, правительство страны уделяет серьезное внимание реализации равноправия в своей внутри- и внешнеполитической деятельности. Не остался без внимания Канады и вопрос, касающийся обеспечения гендерного равенства в области противопехотных мин.

В последнее время всё чаще можно услышать о необходимости учета гендерных аспектов при осуществлении программ по разминированию. Так, в 2005 году по инициативе Канады в рамках ООН были приняты Руководящие принципы учета гендерных аспектов при осуществлении программ по разминированию311. Нужно сказать, что в этом документе директор Службы Организации Объединенных Наций по вопросам разминирования выражает признательность правительству Канады за щедрую поддержку в реализации данной инициативы312.

Руководящие принципы Организации Объединенных Наций призваны помочь органам и сотрудникам ООН, занимающимся деятельностью, связанной с минами на местах, учитывать гендерные аспекты во всех соответствующих инициативах и операциях по борьбе с минной опасностью. Это делается для того, чтобы справедливо удовлетворять потребности всех людей, живущих в подверженных минной опасности местах313. Мины и другие взрывоопасные остатки войны представляют серьезную угрозу для жизни, благополучия и экономического прогресса отдельных лиц и целых общин более чем в 40 странах мира. Мужчины и женщины, мальчики и девочки страдают от этого по-разному и получают максимально возможную помощь тоже по-разному. Таким образом, цель Руководящих принципов – содействовать обязательному учету гендерных аспектов во всех программах Организации Объединенных Наций по разминированию314.

Как отмечается в докладе Генерального секретаря ООН в сентябре 2003 года под названием «Улучшение положения женщин в системе Организации Объединенных Наций», для достижения гендерного баланса необходимо принимать на работу в Организацию Объединенных Наций на всех уровнях равное число мужчин и женщин. Однако в настоящее время женщины недостаточно представлены во всей системе ООН. Поэтому Генеральный секретарь и государства-члены призывают предпринять усилия по улучшению положения женщин в самой Организации. Одним из путей увеличения числа женщин, привлекаемых для работы в программах противоминной деятельности Организации Объединенных Наций, а также при подготовке этих программ заявляется необходимость стремиться заблаговременно продумывать порядок найма и набора сотрудников315.

Главными принципами принятого документа являются гендерное равенство и гуманизм. Согласно рассматриваемым Руководящим принципам, учет гендерного фактора должен происходить по четырем основным направлениям противоминной деятельности:

- непосредственно разминирование;

- информирование о минной опасности;

- оказание помощи жертвам;

- информационно-просветительская деятельность316.

Итак, процесс разминирования включает проведение обследований с целью сбора всей связанной с минами информации, обозначение заминированных участков на картах и на местности, а затем уже их разминирование и очистку от взрывоопасных остатков.

Информирование о минной опасности – это деятельность по повышению информированности людей, направленная на изменение поведения жителей районов, где встречаются мины и взрывоопасные остатки, с целью уменьшения риска ранений в результате взрыва таких устройств.

Помощь жертвам включает проведение мероприятий, направленных на оказание поддержки тем, кто получил ранения при взрывах мин или взрывоопасных остатков, а также сбор данных о погибших и раненых и/или о доступных им услугах.

Последнее направление противоминной деятельности, а именно информационно-просветительская работа, предполагает повышение информированности населения по вопросам, связанным с проблемой мин или взрывоопасных остатков и деятельностью по разминированию. Это затрагивает и мобилизацию ресурсов на противоминную деятельность, содействие присоединению к международным нормам и обязательствам, касающимся использования мин, и их соблюдению, ликвидации угрозы мин и осуществлению прав затрагиваемого населения; включение деятельности по разминированию в программы и бюджеты операций по поддержанию мира, в деятельность по гуманитарным вопросам и в области развития, а также в работу международных и региональных организаций, включая международные финансовые учреждения317.

Основными средствами и методами достижения гендерного равенства при осуществлении программ по разминированию являются следующие:

1) обеспечение всех лиц, независимо от пола, возможностью трудоустройства в регионах, подверженных опасности взрыва ППМ;

2) сбор информации, необходимой для разминирования объектов, с лиц обоего пола;

3) расширение участия в информировании о минной опасности как мужчин, так и женщин;

4) обеспечение равного доступа раненных мужчин и женщин к неотложной или длительной медицинской помощи;

5) обеспечение лицам обоего пола равных возможностей для участия в информационно-разъяснительных мероприятиях318.

Таким образом, осуществляемые Организацией Объединенных Наций программы деятельности по разминированию преследуют цель оказания населению по всему миру помощи в ликвидации губительных последствий наличия в местах их проживания мин и взрывоопасных остатков. Предоставляя необходимые помощь и поддержку населению переживших конфликты районов, главное внимание следует уделять соблюдению принципа равенства в условиях любых культурных традиций. Стратегические задачи учета гендерных аспектов и обеспечения гендерного баланса призваны гарантировать признание и непредвзятый учет вклада, проблем и потребностей мужчин, женщин, мальчиков и девочек.

Несмотря на высокую оценку деятельности Канады как в области достижения гендерного равенства, так и в области ППМ, имеют место и критические высказывания по этому поводу. Так, в одном из немецких журналов была опубликована статья под названием «Оттавский фарс». В ней говорилось о том, что Канада, подписавшая Конвенцию о запрещении ППМ, не так давно переименовала свои противопехотные мины в «submutition» («элемент боеприпаса») и продолжает хранить их в своем военном арсенале319. Это своеобразная игра слов, которая позволяет переименовывать боеприпасы, выводя их без проблем их из-под оттавской терминологии. В реальности же эти боеприпасы – не что иное, как мины. В результате, в глазах общественности такая ситуация превращает международную минную политику запрещения ППМ в большую нелепость.

Таким образом, оценка деятельности Канады по обеспечению гендерного равенства при подготовке программ по разминированию не является однозначной, что приводит к недоверию к этому государству со стороны как общественности, так и правительств. Авторы данной статьи пожелали остаться неизвестными, так как они боятся преследования со стороны власть имущих в ФРГ.

В заключение хотелось бы отметить, что проблема противопехотных мин, на первый взгляд, должна волновать только военных. Однако это не так. От их применения страдает именно мирное население. Осуществление программ по разминированию должно проводиться с учетом интересов мужчин и женщин. Следовательно, гендерный фактор нельзя исключать. Сможет ли гендерный аспект внедриться в осуществление программ по разминированию и удастся ли Канаде сохранить свои позиции в этой области, покажет время.


modelirovanie-sluchajnih-velichin-imeyushih-raspredelenie-releya-2-styudenta-i-fishera.html
modelirovanie-svetovih-polej-dlya-raschetov-osvetitelnih-ustanovok-estestvennogo-i-sovmeshennogo-osvesheniya.html
modelirovanie-trebovanij-k-sisteme-29.html
modelirovanie-vliyaniya-processov-modernizacii-na-ekonomicheskuyu-integraciyu-regionov-strani.html
modelirovanie-zashitnogo-zanuleniya-elektrooborudovaniya-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-po-kursu-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-ivanovo-2009.html
modelnie-harakteristiki-silnejshih-sportsmenov-v-svyazi-s-problemoj-sportivnogo-otbora.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kuhnya-kavkaza-chast-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kalinovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • literatura.bystrickaya.ru/safuanov-f-s.html
  • writing.bystrickaya.ru/hair-dye-essay-research-paper-hair-dyehair.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-sushnost-i-soderzhanie-audita-naya-rabota-audit-strahovih-organizacij-i-osobennosti-ego-provedeniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bioaktivnie-proizvodnie-hitozana.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-zanyatiya-vstupitelnaya-chast-10-min-obsuzhdenie-osnovnogo-materiala-zanyatiya-25-min-kontrol-usvoeniya-materiala-itog-zanyatiya-20-min.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-na-abonement-lesohozyajstvennoj-literaturi-za-sentyabr-2010-goda.html
  • testyi.bystrickaya.ru/assamblei-gosudarstv-chlenov-vois-sorokovaya-seriya-zasedanij-zheneva-27-sentyabrya-5-oktyabrya-2004-g.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervogo-rebenka-posle-operacii-na-serdce-v-penzenskom-kardiocentre-gotovyat-k-vipiske.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/23-upravlenie-kachestvom-reinzhiniring-kreditnih-organizacij-upravlencheskaya-analiticheskaya-razrabotka.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-zakonah-sohraneniya-energii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-foruma-7-12-iyunya-vistavka-kultovih-predmetov-permskij-zverinij-stil.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovanie-cifrovih-obrazovatelnih-resursov-na-urokah-geografii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tipi-lichnosti-v-menedzhmente.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raboti-pedagogicheskogo-soveta-1.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-mbou-gimnaziya-planeta-detstva.html
  • urok.bystrickaya.ru/prirodopolzovanie-i-koncepciya-ustojchivogo-razvitiya.html
  • books.bystrickaya.ru/ekologiya-ilimini-rilimimen-zhne-zertteu-dstermen-tanisu.html
  • books.bystrickaya.ru/dolzhnostngie-lica-v-tamozhennih-organah-chast-3.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-i-razrabotka-shahtnih-gazootsasivayushih-ventilyatorov-povishennoj-aerodinamicheskoj-nagruzhennosti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-kadrovoe-obespechenie-pnr-zadachi-programmi-razvitiya-na-2011-god-47-prilozheniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-publikacij-po-problemam-visshej-shkoli.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vliyanie-atomnogo-kompleksa-na-poslevoennoe-razvitie-sssr.html
  • tests.bystrickaya.ru/matematicheskoe-opisanie-stranica-3.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yanka-busel-devyatie-vrata-.html
  • composition.bystrickaya.ru/opredelenie-utechek-vozduha-v-truboprovodah-bzhd-kurs-lekcii.html
  • books.bystrickaya.ru/diplomnie-raboti-po-tvorchestvu-v-p-astafeva.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-v-ignatov-plenarnoe-zasedanie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/72pokazateli-raboti-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-po-povisheniyu-udovletvorennosti-personala-i-obuchayushihsya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obranie-pravomochno-prinimat-resheniya-po-voprosam-povestki-obshego-sobraniya-prisutstvovali-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-rukovodstvo-po-ispolzovaniyu-reglamenta-monitoringa-v-organah-mestnogo-samoupravleniya-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/poltora-goda-v-ozhidanii-novogo-chempiona-rossii-po-futbolu-propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj-programmi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-osnovi-kompyuternogo-proektirovaniya-i-modelirovaniya-dlya-napravleniya-210302-radiotehnika-210301-radiofizika-specialist.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/po-discipline-dokumentirovanie-upravlencheskoj-deyatelnosti-na-temu-sostavlenie-i-oformlenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.