.RU

О. И. Глазунова логика метафорических преобразований - страница 13


Примечания

[1] Сравните, например: «Абстрактное мышление неразрывно связано с языком» [Ивлев:1992, 14]; «Суждение как форма мысли существует и развивается только в форме языка. Формой существования суждения является предложение» [Копнин, 322].

[2] Об эмоциях как форме невербальной коммуникации см., например, работы: [Русалова]; [Артемьева]; [Васильев, Поплужный, Тихомиров]; [Симонов]; [Хомская, Батова].

[3] Пример, на основе которого строятся наши дальнейшие рассуждения, взят из работы [Панов, 113].

[4] Об объектах, методах исследования и задачах психологии см.: [Рубинштейн: 1957; Ананьев; Абульханова; Бодалев].

[5] Сравните: «Пока не существует убедительного ответа на вопрос … о том, насколько полно известные в логике структуры представляют реальную структуру человеческой мысли» [Сумарокова, 134].

[6] Суждение – лингвистически оформленная законченная мысль, в которой что-то утверждается или отрицается относительно предметов действительности.

[7] Cм., например, G.Frege «On sense and meaning», 1980b, p. 69. Первое издание относится к 1892 году.

[8] Рассмаривая предложение «Глокая куздра штеко будланула бокрёнка», Л.В.Щерба предположил, что не только синтаксическая конфигурация, но и морфологическая структура слова обладает смыслом.

[9] См. об этом: [Логический анализ языка: Знание и мнение], [Логический анализ языка: Проблемы интенсиональных и прагматических концептов], [Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность текста], [Тождество и подобие, сравнение и идентификация], [Логический анализ языка: Культурные концепты], [Логический анализ языка: Модели действия], [Логический анализ языка: Ментальные действия], [Логический анализ языка: Язык речевых действий], [Логический анализ языка: Истина и истинность в культуре и языке].

[10] Примеры взяты из работы Дж.Остина.

[11] Сравните: «Многое в языке служит цели восприятия информации слушающим, например выделение части предложения с помощью ударения или порядка слов. Здесь уместно вспомнить слова типа 'все еще' и 'уже'. Используя предложение "Альфред все еще не приехал", мы фактически говорим "Альфред не приехал", но в то же время намекаем – только намекаем, – что приезда Альфреда ждут» [Frege: 1984, 357].

[12] Пример взят из работы П.Грайса.

[13] Первая публикация статьи относится к 1968 году.

[14] Работа относится к 1904 году. См. также [Pierce, 412].

[15] См. также [Rorty].

[16] См. также: [Edie; Merleau-Ponty; Gadamer].

[17] В референциальном плане глагол значительно уступает единицам субстантивного плана, так как не имеет соотношения с отвлеченным независимым аналогом на уровне сознания. В этой связи стоит отметить иерархический диссонанс, существующий между категориями ментального уровня и их языковой реализацией. Если по сути, на уровне мышления, наше восприятие действительности предметно, то в техническом отношении основу языковых структур составляет глагол. «Способность комбинировать элементы в единый комплекс – основная характеристика того, что я называю глаголы [Russell: 1971б, 108]. Субстантивный характер нашего мышления сочетается с вербоцентрическим характером синтаксического построения предложения, отражающего это мышление на уровне функционирования языковых единиц.

[18] Б.Рассел допускает такую возможность: «Что делает пятно белого цвета определенным (в то время как белизна является абстрактным понятием) – это тот факт, что определенное пятно не может быть в двух местах одновременно, в то время как белизна (если она вообще существует) существует везде, где есть белые вещи» [Russell: 1971б, 121].

[19] См., например: «Словарь русского языка», М., «Русский язык», 1981, Т. I, С. 78; Т. IV, С. 667.

[20] Сравните: «Всякая вещь воспринимается как предмет, существенные свойства которого фиксированы в слове, ее обозначающем. … Само слово при этом сплошь и рядом маскируется (пользуясь выражением И.П.Павлова) и как таковое особо не осознается: его смысловое содержание включается в восприятие предмета как его компонент и осознается как смысловое содержание самого предмета, а не как содержание слова. Восприятие в результате взаимодействия второй и первой сигнальных систем вбирает в себя смысловое содержание слова, сбрасывая форму и функцию слова как особого языкового образования. Чувственное содержание образа становится носителем смыслового содержания [Рубинштейн: 1997, 60].

[21] Сравните: «Нет пропасти между логикой религиозного мышления и логикой научного мышления. И та и другая построены из тех же самых сущностных элементов, но в неравной степени и по-разному развитых. Что выступает особенно характерным для первой – это естественная склонность как к неумеренным сближениям, так и резким противопоставлениям… Ей неизвестны мера и нюансы, она берет крайности» [Леви-Строс: 1994, 102].

[22] Приписывая образу собаки единственный ассоциативный признак, мы имеем в виду субъектные позиции метафоры. Если ассоциативный образ входит в состав фразеологических сочетаний, выполняющих другие синтаксические функции, его значение может варьироваться: «Собака как "домашнее животное, родственное волку", сохраняет свою сущность. Но человек может отмечать ее различные качества (доброта, преданность, злость, грубый лай, неприхотливость и т.д.), назначения (охота, охрана и др.). Любое из этих качеств или отношений может актуализироваться в конкретных ситуациях. Оно может символизироваться в различных употреблениях ... особенно в переносных и фразеологически связанных употреблениях ... с собаками не сыщешь (актуализируется сема, символизирующая охотничьи достоинства), собачья преданность; погода такая, что хозяин собаку не выпустит (обращение хозяина с животным) и т. п.» [Гак: 1998, 238].

[23] Об особенностях сочетаемости наречий см. подробнее: [Глазунова, 1997].

[24] О парадоксе см. подробнее: [ Глазунова, 1998].

[25] Данные конструкции обозначаются по-разному: авторская метафора (В.Г.Гак); индивидуальная метафора (Ю.Д.Апресян); художественная метафора (Г.Н.Скляревская); речевая метафора (В.Н.Телия).

[26] Об особенностях сочетаемости наречий ‘достаточно’ и ’слишком’ см. подробнее: [Глазунова: 1997].

[27] На дихотомичность восприятия языковых значений указывал еще Аристотель: «У качества бывает и противоположность; так, справедливость противоположна несправедливости, белизна – черноте, и все остальное таким же образом» [Аристотель: 1978б, 77].

[28] Сравните: «Метафора – это постоянный рассадник алогичного в языке» [Арутюнова: 1998, 367].

[29] См.: [Леви-Брюль], [Леви-Строс: 1970], [Леви-Строс: 1983]; [Леви-Строс: 1994], [Durkheim], [Cassirer], [MacCormac], [Jaynes], [Gibbs], [Tilley].

[30] Впервые статья была опубликована в сборнике «On Metaphor», Edited. by Sheldon Sacks, The University of Chicago Press, Chicago and London, 1978, p. 29 – 45.

[31] Впервые статья была опубликована в сборнике «Metaphor and Thought», Edited. by A.Ortony, Cambridge University Press, Cambridge, 1982, p. 92 – 123.

[32] Сравните приведенные в работе [Kovecses] представления о любви, как о «природной стихии» ('natural force'), о «волшебстве» ('magic'), о «союзе» ('unity'), являющиеся лишь частью десятка возможных вариантов интерпретации этого чувства.

[33] См., например: [Reddy], [Talmy], [Turner, 1987, 1991], [Kovecses].

[34] См. раздел «Функциональное значение коннотативного образа в составе метафорической конструкции».

[35] Сравните: «Троп не является украшением, принадлежащим лишь сфере выражения … а является механизмом построения некоего в пределах одного языка конструируемого содержания» [Лотман, 17 – 18].

[36] См. также [Арутюнова: 1990, 11].

[37] Положительная или отрицательная коннотация генитивных метафор типа: лепешки лиц, венец волос, бриллианты росы, лик месяца, кандалы цепочек дверных, – обеспечивается за счет внутренней эмоциональной окрашенности образующих их лексем.

[38] О несоответствии «творительного послесвязочного» значению устойчивости выраженного метафорически признака см. также: [Арутюнова: 1978а, 258].


monitoring-sredstv-massovoj-informacii-28-yanvarya-2010-goda.html
monitoring-sredstv-massovoj-informacii-29-sentyabrya-2010-goda.html
monitoring-sredstv-massovoj-informacii-4-iyunya-2010-goda.html
monitoring-sredstv-massovoj-informacii-8-oktyabrya-2010-goda-stranica-5.html
monitoring-uchebnogo-processa-programma-obsuzhdena-i-prinyata-na-pedagogicheskom-sovete-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
monitoring-uslovij-i-ohrani-truda-kak-vazhnaya-sostavlyayushaya-regionalnoj-sistemi-upravleniya-ohranoj-truda-milyuhin-k-v.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aspekti-kuspidov-8-doma-goroskopa-alekseya-romanovav-moment-smerti-r-s-tochkami-radiksa.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xvi-rossijskaya-imperiya-v-konce-xix-nachale-xx-v-uchebnoe-posobie-ivanovo-2003-udk.html
  • college.bystrickaya.ru/31-mehanizm-i-procedura-ocenki-kachestva-obrazovaniya-publichnij-otchyot-o-sostoyanii-i-rezultatah-deyatelnosti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovet-deputatov-berezovskogo-selskogo-poseleniya-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kasevich-v-b-k28-semantika-sintaksis-morfologiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/poceluj-vmesto-vracha.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhvremennie-predpochteniya-i-diskontirovanie-zadachi-po-linejnomu-programmirovaniyu-i-optimizacii.html
  • klass.bystrickaya.ru/723-sistema-ocenivaniya-v-starshej-profilnoj-shkole-rekomendacii-po-organizacii-kompetentnostno-orientirovannogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezultati-vipolneniya-vipusknih-prakticheskih-kvalifikacionnih-rabot-otche-t.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uglevodi-uchebnoe-posobie-kemerovo-2004-udk.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabota-s-uchebnimi-i-nauchno-populyarnimi-tekstami-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravitelstvo-novosibirskoj-oblasti-postanovlenie-ot-30-sentyabrya-2010-g-n-158-p-ob-utverzhdenii-dolgosrochnoj-celevoj-programmi-stranica-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/deracii-za-schet-sredstv-sootvetstvuyushego-byudzheta-v-tom-chisle-v-predelah-ustanovlennoj-pravitelstvom-rossijskoj-federacii-kvoti-a-takzhe-po-dogovoram-s-oplato.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-umk-disciplini-uchebno-issledovatelskaya-rabota-dlya-specialnosti-kafedri-tu.html
  • write.bystrickaya.ru/final-10-tem-krug-1-boj-a-4-temi.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovie-problemi-zaloga-cennih-bumag-sbornik-statej-pod-redakciej-professora-m-i-braginskogo-izdatelstvo-norma.html
  • assessments.bystrickaya.ru/drevnego.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-muzejnih-kollekcij-a-takzhe-kulturnih-cennostejnahodyashihsya-v-muzeyah-rossijskoj-federacii-stranica-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/specialnost-03050352-pravovedenie-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-buryatskogo-filiala-mesi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhivotnoemanyak-nikolaj-nepomnyashij.html
  • control.bystrickaya.ru/devyataya-mezhregionalnaya-molodezhnaya-nauchnaya-gumanitarnaya-konferenciya-uhtinskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prepodobnij-ioann-kassian-rimlyanin-otec-vostoka-i-zapada-pri-sostavlenii-kursa-ispolzovani-konspekti-lekcij.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-kabineta-metodicheskie-rekomendacii-2008-g-soderzhanie-vvedenie-fizicheskoe-vospitanie-v-obrazovatelnom.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sd-v-innovacionnij-menedzhment-dlya-studentov-podgotovki-bakalavrov-po-professionalno-obrazovatelnoj-programme-napravleniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/gendernie-stereotipi-v-ispanskoj-sportivnoj-presse-chast-7.html
  • letter.bystrickaya.ru/model-organizacii-obrazovatelnogo-processa-v-gruppah-realizuyushih-kompleksnuyu-programmu-nm-krilovoj-detskij-sad-dom-radosti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-a-lebedev-sozdatel-pervogo-v-kontenentalnoj-evrope-kompyutera.html
  • school.bystrickaya.ru/beregite-zdorove-osmeltes-preuspet.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-prekratit-trahat-sebe-mozg-i-nachat-zhit-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/posvyashaetsya-odnomu-iz-velichajshih-marketingovih-strategov-kotorih-kogda-libo-znal-mir-stranica-10.html
  • literature.bystrickaya.ru/emil-azhar-strahi-carya-solomona-stranica-16.html
  • writing.bystrickaya.ru/genrih-fon-ofterdingen.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sozdanie-soyuznikov-kratkoe-soderzhanie-vvedenie-marketing-eto-vojna-sut-marketinga-segodnya-zaklyuchaetsya-vovse.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mirovozzrenie-ego-struktura-i-osnovnie-tipi.html
  • college.bystrickaya.ru/14ponyatie-algoritma-svojstva-i-vidi-algoritmov-sposobi-zadaniya-algoritmov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.