.RU

О. И. Глазунова логика метафорических преобразований - страница 13


Примечания

[1] Сравните, например: «Абстрактное мышление неразрывно связано с языком» [Ивлев:1992, 14]; «Суждение как форма мысли существует и развивается только в форме языка. Формой существования суждения является предложение» [Копнин, 322].

[2] Об эмоциях как форме невербальной коммуникации см., например, работы: [Русалова]; [Артемьева]; [Васильев, Поплужный, Тихомиров]; [Симонов]; [Хомская, Батова].

[3] Пример, на основе которого строятся наши дальнейшие рассуждения, взят из работы [Панов, 113].

[4] Об объектах, методах исследования и задачах психологии см.: [Рубинштейн: 1957; Ананьев; Абульханова; Бодалев].

[5] Сравните: «Пока не существует убедительного ответа на вопрос … о том, насколько полно известные в логике структуры представляют реальную структуру человеческой мысли» [Сумарокова, 134].

[6] Суждение – лингвистически оформленная законченная мысль, в которой что-то утверждается или отрицается относительно предметов действительности.

[7] Cм., например, G.Frege «On sense and meaning», 1980b, p. 69. Первое издание относится к 1892 году.

[8] Рассмаривая предложение «Глокая куздра штеко будланула бокрёнка», Л.В.Щерба предположил, что не только синтаксическая конфигурация, но и морфологическая структура слова обладает смыслом.

[9] См. об этом: [Логический анализ языка: Знание и мнение], [Логический анализ языка: Проблемы интенсиональных и прагматических концептов], [Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность текста], [Тождество и подобие, сравнение и идентификация], [Логический анализ языка: Культурные концепты], [Логический анализ языка: Модели действия], [Логический анализ языка: Ментальные действия], [Логический анализ языка: Язык речевых действий], [Логический анализ языка: Истина и истинность в культуре и языке].

[10] Примеры взяты из работы Дж.Остина.

[11] Сравните: «Многое в языке служит цели восприятия информации слушающим, например выделение части предложения с помощью ударения или порядка слов. Здесь уместно вспомнить слова типа 'все еще' и 'уже'. Используя предложение "Альфред все еще не приехал", мы фактически говорим "Альфред не приехал", но в то же время намекаем – только намекаем, – что приезда Альфреда ждут» [Frege: 1984, 357].

[12] Пример взят из работы П.Грайса.

[13] Первая публикация статьи относится к 1968 году.

[14] Работа относится к 1904 году. См. также [Pierce, 412].

[15] См. также [Rorty].

[16] См. также: [Edie; Merleau-Ponty; Gadamer].

[17] В референциальном плане глагол значительно уступает единицам субстантивного плана, так как не имеет соотношения с отвлеченным независимым аналогом на уровне сознания. В этой связи стоит отметить иерархический диссонанс, существующий между категориями ментального уровня и их языковой реализацией. Если по сути, на уровне мышления, наше восприятие действительности предметно, то в техническом отношении основу языковых структур составляет глагол. «Способность комбинировать элементы в единый комплекс – основная характеристика того, что я называю глаголы [Russell: 1971б, 108]. Субстантивный характер нашего мышления сочетается с вербоцентрическим характером синтаксического построения предложения, отражающего это мышление на уровне функционирования языковых единиц.

[18] Б.Рассел допускает такую возможность: «Что делает пятно белого цвета определенным (в то время как белизна является абстрактным понятием) – это тот факт, что определенное пятно не может быть в двух местах одновременно, в то время как белизна (если она вообще существует) существует везде, где есть белые вещи» [Russell: 1971б, 121].

[19] См., например: «Словарь русского языка», М., «Русский язык», 1981, Т. I, С. 78; Т. IV, С. 667.

[20] Сравните: «Всякая вещь воспринимается как предмет, существенные свойства которого фиксированы в слове, ее обозначающем. … Само слово при этом сплошь и рядом маскируется (пользуясь выражением И.П.Павлова) и как таковое особо не осознается: его смысловое содержание включается в восприятие предмета как его компонент и осознается как смысловое содержание самого предмета, а не как содержание слова. Восприятие в результате взаимодействия второй и первой сигнальных систем вбирает в себя смысловое содержание слова, сбрасывая форму и функцию слова как особого языкового образования. Чувственное содержание образа становится носителем смыслового содержания [Рубинштейн: 1997, 60].

[21] Сравните: «Нет пропасти между логикой религиозного мышления и логикой научного мышления. И та и другая построены из тех же самых сущностных элементов, но в неравной степени и по-разному развитых. Что выступает особенно характерным для первой – это естественная склонность как к неумеренным сближениям, так и резким противопоставлениям… Ей неизвестны мера и нюансы, она берет крайности» [Леви-Строс: 1994, 102].

[22] Приписывая образу собаки единственный ассоциативный признак, мы имеем в виду субъектные позиции метафоры. Если ассоциативный образ входит в состав фразеологических сочетаний, выполняющих другие синтаксические функции, его значение может варьироваться: «Собака как "домашнее животное, родственное волку", сохраняет свою сущность. Но человек может отмечать ее различные качества (доброта, преданность, злость, грубый лай, неприхотливость и т.д.), назначения (охота, охрана и др.). Любое из этих качеств или отношений может актуализироваться в конкретных ситуациях. Оно может символизироваться в различных употреблениях ... особенно в переносных и фразеологически связанных употреблениях ... с собаками не сыщешь (актуализируется сема, символизирующая охотничьи достоинства), собачья преданность; погода такая, что хозяин собаку не выпустит (обращение хозяина с животным) и т. п.» [Гак: 1998, 238].

[23] Об особенностях сочетаемости наречий см. подробнее: [Глазунова, 1997].

[24] О парадоксе см. подробнее: [ Глазунова, 1998].

[25] Данные конструкции обозначаются по-разному: авторская метафора (В.Г.Гак); индивидуальная метафора (Ю.Д.Апресян); художественная метафора (Г.Н.Скляревская); речевая метафора (В.Н.Телия).

[26] Об особенностях сочетаемости наречий ‘достаточно’ и ’слишком’ см. подробнее: [Глазунова: 1997].

[27] На дихотомичность восприятия языковых значений указывал еще Аристотель: «У качества бывает и противоположность; так, справедливость противоположна несправедливости, белизна – черноте, и все остальное таким же образом» [Аристотель: 1978б, 77].

[28] Сравните: «Метафора – это постоянный рассадник алогичного в языке» [Арутюнова: 1998, 367].

[29] См.: [Леви-Брюль], [Леви-Строс: 1970], [Леви-Строс: 1983]; [Леви-Строс: 1994], [Durkheim], [Cassirer], [MacCormac], [Jaynes], [Gibbs], [Tilley].

[30] Впервые статья была опубликована в сборнике «On Metaphor», Edited. by Sheldon Sacks, The University of Chicago Press, Chicago and London, 1978, p. 29 – 45.

[31] Впервые статья была опубликована в сборнике «Metaphor and Thought», Edited. by A.Ortony, Cambridge University Press, Cambridge, 1982, p. 92 – 123.

[32] Сравните приведенные в работе [Kovecses] представления о любви, как о «природной стихии» ('natural force'), о «волшебстве» ('magic'), о «союзе» ('unity'), являющиеся лишь частью десятка возможных вариантов интерпретации этого чувства.

[33] См., например: [Reddy], [Talmy], [Turner, 1987, 1991], [Kovecses].

[34] См. раздел «Функциональное значение коннотативного образа в составе метафорической конструкции».

[35] Сравните: «Троп не является украшением, принадлежащим лишь сфере выражения … а является механизмом построения некоего в пределах одного языка конструируемого содержания» [Лотман, 17 – 18].

[36] См. также [Арутюнова: 1990, 11].

[37] Положительная или отрицательная коннотация генитивных метафор типа: лепешки лиц, венец волос, бриллианты росы, лик месяца, кандалы цепочек дверных, – обеспечивается за счет внутренней эмоциональной окрашенности образующих их лексем.

[38] О несоответствии «творительного послесвязочного» значению устойчивости выраженного метафорически признака см. также: [Арутюнова: 1978а, 258].


monitoring-sredstv-massovoj-informacii-28-yanvarya-2010-goda.html
monitoring-sredstv-massovoj-informacii-29-sentyabrya-2010-goda.html
monitoring-sredstv-massovoj-informacii-4-iyunya-2010-goda.html
monitoring-sredstv-massovoj-informacii-8-oktyabrya-2010-goda-stranica-5.html
monitoring-uchebnogo-processa-programma-obsuzhdena-i-prinyata-na-pedagogicheskom-sovete-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
monitoring-uslovij-i-ohrani-truda-kak-vazhnaya-sostavlyayushaya-regionalnoj-sistemi-upravleniya-ohranoj-truda-milyuhin-k-v.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kizhevni-pomovi-zakona-o-osnovama-sistema-obrazovaa-i-vaspitaa-sluzhbeni-glasnik-rs-br-6203-6403-ispravka.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prostranstvo-i-vremya-kak-filosofskie-kategorii.html
  • tests.bystrickaya.ru/kraevedcheskaya-deyatelnost-bibliograficheskij-ukazatel-siktivkar.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/po-biologii-na-temu-razvitie-zhizni-na-zemle.html
  • reading.bystrickaya.ru/mchs-sergej-shojgu-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-14-maya-2010-g.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-issledovatelskaya-programma-poppera-protiv-iseledovatelskoj-programmi-kuna-prilozhenie-popper-falsifikacionizm.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekskursionnoe-byuro-perm-gid-ekskurs.html
  • klass.bystrickaya.ru/40-realizaciya-principa-dvoemiriya-v-tvorchestve-v-nabokova-na-pervij-plan-vidvigali-motivi-haosa-smerti-gibeli-i-opustosheniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-1-080200-menedzhment-1.html
  • institut.bystrickaya.ru/tazhigalieva-zamzagul-tlepbergenizi-mektep-sinip-oral-alasi-fmb-nzm-12-sinip-saba-tairibi-m-uezov-aragz-dramasi-osi-saba.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-discipline-tehnologicheskie-sredstva-avtomatizacii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-otnosheniya-svyazannie-s-grazhdanskoj-sluzhboj-pri-reorganizacii-ili-likvidacii-gosudarstvennogo-organa-libo-sokrashenii-dolzhnostej-grazhdanskoj-sluzhbi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-vnutrennego-trudovogo-rasporyadka-avtonomnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-doshkolnogo-obrazovaniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-data-stranica-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-v-dv-1-voprosi-mezhdunarodnogo-chastnogo-prava-v-biznes-srede-kafedra-predprinimatelskogo-i-prirodoresursnogo-prava-napravlenie-podgotovki-40-04-01-yurisprudenciya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anglijskij-yazik-vilyujskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-imeni-geroya-sovetskogo-soyuza-nikolaya-savvicha-stepanova.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razmnozhenie-nekotorih-introducirovannih-vidov-roda-acer-l-na-srednezasolennih-pochvah-na-yuge-karakalpakstana.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-osnovnie-ponyatiya-i-termini-primenyaemie-v-nastoyashem-federalnom-zakone.html
  • books.bystrickaya.ru/cpi-degot-b-e-defomaciya-pravovoj-kulturi-ponyatie-posledstviya-puti-preodoleniyatekst-istoriya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razdel-3-kriminalisticheskaya-taktika-posobie-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-bbk.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-modulya-naimenovanie-modulya-teorii-i-tehnologii-hudozhestvenno-esteticheskogo-obrazovaniya-v-nachalnoj-shkole-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ponyatie-prestupleniya-chast-5.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-tretya-podhodi-k-postroeniyu-teoreticheskoj-modeli-organizacii-zadachi-dissertacionnogo-issledovaniya-12-metodologicheskaya.html
  • student.bystrickaya.ru/31-bezgranichnie-vojni-duha-f-fukuyama-konec-istorii-i-poslednij-chelovek.html
  • bukva.bystrickaya.ru/novosti-kompanij-ribnoj-otrasli-rinok-myasa-rf-poluchatel.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vmeshatelstvo-organov-opeki-v-semyu-problemi-i-perspektivi-dvizhenie-semya-lyubov-otechestvo-prizivaet-sozdat.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-informaciya-imeetsya-na-sajte-wwwwhointfoodsafety-informacionnij-byulleten-osint-20-iyul-avgust-2011-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-urokov-literaturi-v-5-klasse-na-2010-2011-uchebnij-god-rabochaya-programma-p-o-literature-dlya-5-klassa-sostavitel.html
  • lesson.bystrickaya.ru/o-sisteme-stanislavskogo-stranica-5.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/slovo-telegramma-vpervie-poyavilos-v-pechati-ch-80-chtogdekogda-proizoshlo-vpervie-sprav-sost-a-i-budko.html
  • learn.bystrickaya.ru/eto-bila-chudovishno-ubogaya-kombinaciya-drevnego-truboprovoda-stochennih-stranica-6.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-pedsovete-direktor-kgou-npo-pu54.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-povisheniya-kvalifikacii-strategicheskij-menedzhment-obrazovatelnoj-organizacii-dlya-rukovoditelej-obrazovatelnih-uchrezhdenij-avtorskij-kollektiv.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vi-nauchnie-tradicii-i-nauchnie-revolyucii-v-p-kohanovskij-kohanovskij-v-p-leshkevnch-t-g-matyash-t-p-fathi-t-b.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskaya-grafika-cherchenie-programma-razvitiya-obrazovatelnoj-sistemi-gimnazii-20042010g-g-obra-zova.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.