.RU

О. И. Глазунова логика метафорических преобразований - страница 13


Примечания

[1] Сравните, например: «Абстрактное мышление неразрывно связано с языком» [Ивлев:1992, 14]; «Суждение как форма мысли существует и развивается только в форме языка. Формой существования суждения является предложение» [Копнин, 322].

[2] Об эмоциях как форме невербальной коммуникации см., например, работы: [Русалова]; [Артемьева]; [Васильев, Поплужный, Тихомиров]; [Симонов]; [Хомская, Батова].

[3] Пример, на основе которого строятся наши дальнейшие рассуждения, взят из работы [Панов, 113].

[4] Об объектах, методах исследования и задачах психологии см.: [Рубинштейн: 1957; Ананьев; Абульханова; Бодалев].

[5] Сравните: «Пока не существует убедительного ответа на вопрос … о том, насколько полно известные в логике структуры представляют реальную структуру человеческой мысли» [Сумарокова, 134].

[6] Суждение – лингвистически оформленная законченная мысль, в которой что-то утверждается или отрицается относительно предметов действительности.

[7] Cм., например, G.Frege «On sense and meaning», 1980b, p. 69. Первое издание относится к 1892 году.

[8] Рассмаривая предложение «Глокая куздра штеко будланула бокрёнка», Л.В.Щерба предположил, что не только синтаксическая конфигурация, но и морфологическая структура слова обладает смыслом.

[9] См. об этом: [Логический анализ языка: Знание и мнение], [Логический анализ языка: Проблемы интенсиональных и прагматических концептов], [Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность текста], [Тождество и подобие, сравнение и идентификация], [Логический анализ языка: Культурные концепты], [Логический анализ языка: Модели действия], [Логический анализ языка: Ментальные действия], [Логический анализ языка: Язык речевых действий], [Логический анализ языка: Истина и истинность в культуре и языке].

[10] Примеры взяты из работы Дж.Остина.

[11] Сравните: «Многое в языке служит цели восприятия информации слушающим, например выделение части предложения с помощью ударения или порядка слов. Здесь уместно вспомнить слова типа 'все еще' и 'уже'. Используя предложение "Альфред все еще не приехал", мы фактически говорим "Альфред не приехал", но в то же время намекаем – только намекаем, – что приезда Альфреда ждут» [Frege: 1984, 357].

[12] Пример взят из работы П.Грайса.

[13] Первая публикация статьи относится к 1968 году.

[14] Работа относится к 1904 году. См. также [Pierce, 412].

[15] См. также [Rorty].

[16] См. также: [Edie; Merleau-Ponty; Gadamer].

[17] В референциальном плане глагол значительно уступает единицам субстантивного плана, так как не имеет соотношения с отвлеченным независимым аналогом на уровне сознания. В этой связи стоит отметить иерархический диссонанс, существующий между категориями ментального уровня и их языковой реализацией. Если по сути, на уровне мышления, наше восприятие действительности предметно, то в техническом отношении основу языковых структур составляет глагол. «Способность комбинировать элементы в единый комплекс – основная характеристика того, что я называю глаголы [Russell: 1971б, 108]. Субстантивный характер нашего мышления сочетается с вербоцентрическим характером синтаксического построения предложения, отражающего это мышление на уровне функционирования языковых единиц.

[18] Б.Рассел допускает такую возможность: «Что делает пятно белого цвета определенным (в то время как белизна является абстрактным понятием) – это тот факт, что определенное пятно не может быть в двух местах одновременно, в то время как белизна (если она вообще существует) существует везде, где есть белые вещи» [Russell: 1971б, 121].

[19] См., например: «Словарь русского языка», М., «Русский язык», 1981, Т. I, С. 78; Т. IV, С. 667.

[20] Сравните: «Всякая вещь воспринимается как предмет, существенные свойства которого фиксированы в слове, ее обозначающем. … Само слово при этом сплошь и рядом маскируется (пользуясь выражением И.П.Павлова) и как таковое особо не осознается: его смысловое содержание включается в восприятие предмета как его компонент и осознается как смысловое содержание самого предмета, а не как содержание слова. Восприятие в результате взаимодействия второй и первой сигнальных систем вбирает в себя смысловое содержание слова, сбрасывая форму и функцию слова как особого языкового образования. Чувственное содержание образа становится носителем смыслового содержания [Рубинштейн: 1997, 60].

[21] Сравните: «Нет пропасти между логикой религиозного мышления и логикой научного мышления. И та и другая построены из тех же самых сущностных элементов, но в неравной степени и по-разному развитых. Что выступает особенно характерным для первой – это естественная склонность как к неумеренным сближениям, так и резким противопоставлениям… Ей неизвестны мера и нюансы, она берет крайности» [Леви-Строс: 1994, 102].

[22] Приписывая образу собаки единственный ассоциативный признак, мы имеем в виду субъектные позиции метафоры. Если ассоциативный образ входит в состав фразеологических сочетаний, выполняющих другие синтаксические функции, его значение может варьироваться: «Собака как "домашнее животное, родственное волку", сохраняет свою сущность. Но человек может отмечать ее различные качества (доброта, преданность, злость, грубый лай, неприхотливость и т.д.), назначения (охота, охрана и др.). Любое из этих качеств или отношений может актуализироваться в конкретных ситуациях. Оно может символизироваться в различных употреблениях ... особенно в переносных и фразеологически связанных употреблениях ... с собаками не сыщешь (актуализируется сема, символизирующая охотничьи достоинства), собачья преданность; погода такая, что хозяин собаку не выпустит (обращение хозяина с животным) и т. п.» [Гак: 1998, 238].

[23] Об особенностях сочетаемости наречий см. подробнее: [Глазунова, 1997].

[24] О парадоксе см. подробнее: [ Глазунова, 1998].

[25] Данные конструкции обозначаются по-разному: авторская метафора (В.Г.Гак); индивидуальная метафора (Ю.Д.Апресян); художественная метафора (Г.Н.Скляревская); речевая метафора (В.Н.Телия).

[26] Об особенностях сочетаемости наречий ‘достаточно’ и ’слишком’ см. подробнее: [Глазунова: 1997].

[27] На дихотомичность восприятия языковых значений указывал еще Аристотель: «У качества бывает и противоположность; так, справедливость противоположна несправедливости, белизна – черноте, и все остальное таким же образом» [Аристотель: 1978б, 77].

[28] Сравните: «Метафора – это постоянный рассадник алогичного в языке» [Арутюнова: 1998, 367].

[29] См.: [Леви-Брюль], [Леви-Строс: 1970], [Леви-Строс: 1983]; [Леви-Строс: 1994], [Durkheim], [Cassirer], [MacCormac], [Jaynes], [Gibbs], [Tilley].

[30] Впервые статья была опубликована в сборнике «On Metaphor», Edited. by Sheldon Sacks, The University of Chicago Press, Chicago and London, 1978, p. 29 – 45.

[31] Впервые статья была опубликована в сборнике «Metaphor and Thought», Edited. by A.Ortony, Cambridge University Press, Cambridge, 1982, p. 92 – 123.

[32] Сравните приведенные в работе [Kovecses] представления о любви, как о «природной стихии» ('natural force'), о «волшебстве» ('magic'), о «союзе» ('unity'), являющиеся лишь частью десятка возможных вариантов интерпретации этого чувства.

[33] См., например: [Reddy], [Talmy], [Turner, 1987, 1991], [Kovecses].

[34] См. раздел «Функциональное значение коннотативного образа в составе метафорической конструкции».

[35] Сравните: «Троп не является украшением, принадлежащим лишь сфере выражения … а является механизмом построения некоего в пределах одного языка конструируемого содержания» [Лотман, 17 – 18].

[36] См. также [Арутюнова: 1990, 11].

[37] Положительная или отрицательная коннотация генитивных метафор типа: лепешки лиц, венец волос, бриллианты росы, лик месяца, кандалы цепочек дверных, – обеспечивается за счет внутренней эмоциональной окрашенности образующих их лексем.

[38] О несоответствии «творительного послесвязочного» значению устойчивости выраженного метафорически признака см. также: [Арутюнова: 1978а, 258].


monitoring-sredstv-massovoj-informacii-28-yanvarya-2010-goda.html
monitoring-sredstv-massovoj-informacii-29-sentyabrya-2010-goda.html
monitoring-sredstv-massovoj-informacii-4-iyunya-2010-goda.html
monitoring-sredstv-massovoj-informacii-8-oktyabrya-2010-goda-stranica-5.html
monitoring-uchebnogo-processa-programma-obsuzhdena-i-prinyata-na-pedagogicheskom-sovete-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
monitoring-uslovij-i-ohrani-truda-kak-vazhnaya-sostavlyayushaya-regionalnoj-sistemi-upravleniya-ohranoj-truda-milyuhin-k-v.html
  • klass.bystrickaya.ru/aleksandr-ii-vstupil-na-prestol-v-1855-g-posle-smerti-svoego-otca-nikolaya-i-eshe-buduchi-prestolonaslednikom-cesarevich-aleksandr-nikolaevich-pervim-iz-doma-rom.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompleks-po-discipline-psihologiya-i-pedagogika-korolev-2011.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-09-2010-g-rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-uchebnogo-kursa-uchebnoj-disciplini-uchebnogo-modulya-mou-gimnaziya-stranica-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/povishenie-effektivnosti-processa-proizvodstvennogo-obucheniya-putem-ispolzovaniya-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-opisan-po-rezultatam-raboti-v-vyazovskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkole.html
  • education.bystrickaya.ru/2-klass-programma-doroga-i-deti-izucheniya-pravil-dorozhnogo-dvizheniya-dlya-1-9-klassov-mou-starogolchihinskaya-osnovnaya-shkola.html
  • lesson.bystrickaya.ru/raschet-tehniko-ekonomicheskih-pokazatelej-deyatelnosti-stroitelnoj-organizacii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-rouz-s-r79-ustrojstvo-pamyati-ot-molekul-k-soznaniyu-per-s-angl.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-vii-psihoanaliz-vospitanie-obrazovanie-moskva-zam-glavnogo-tehnologa-moskva-hudozhnik-korrektori-verstka.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pregovori-za-prisedinyavane-na-blgariya-i-rumniya-km-evropejskiya-syuz-mart-2005-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tajni-monetnogo-dvora.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-ruini-drevnih-hramov-80-krasnaya-kniga.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-slushat-i-slishat-rozhdenieslova-s-v-gippius-trening-razvitiya-kreativnosti-gimnastika-chuvstv-spb-izdatelstvo.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkursa-issledovatelskih-i-tvorcheskih-rabot-molodezhi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/546-diplomnie-raboti-po-metodike-2003-2004-uch-god-karelskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-pervaya-stranica-21.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-a-a-gusej-nov-moskva-if-ran-2004.html
  • crib.bystrickaya.ru/kasha-fitnes-i-specnaz-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-ekonomicheskaya-teoriya-na-temu-gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomicheskih-processov-ego-formi-i-metodi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-55-icebookreaderprofessionalheaderstart.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-zdorovoe-pitanie-zalog-uspeshnogo-obucheniya-i-krepkogo-zdorovya-shkolnikov-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • school.bystrickaya.ru/instituti-gosudarstvennoj-vlasti-v-rossii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predlagaem-vashemu-vnimaniyu-otveti-na-samie-rasprostranennie-voprosi-kasayushiesya-provedeniya-itogovoj-attestacii-oni-predstavleni-po-razdelam-spisok-kotorih-vi-vidite-nizhe.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-vidov-ponyatij-i-predlozheniya-po-ih-ispolzovaniyu-v-praktike-logicheskogo-obobsheniya-vivodov.html
  • school.bystrickaya.ru/kniga-vtoraya-kniga-pervaya-vneshnee-povestvovanie-3.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-shkole-internate-s-uska-orochi-spravk-a.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoki-nacionalnih-repressij-v-sssr-nasilstvennoj-totalnoj-repressivnoj-deportacii-bili-podvergnuti.html
  • turn.bystrickaya.ru/ot-zakazchika-ot-ispolnitelya-proektno-iziskatelskie-raboti-po-remontu-iskusstvennih-sooruzhenij-na-avtomobilnih.html
  • tests.bystrickaya.ru/lingvistika-chast-5.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-institucionalnaya-ekonomika-dlya-napravleniya-080500-62-menedzhment.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshenie-o-prazdnovanii-bilo-prinyato-v-1910-godu-na-ii-mezhdunarodnoj.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknikov-po-specialnosti-teoriya-i-metodika-prepodavaniya-inostrannyah-yazikov-i-kultur.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proektnie-menedzheri-fakultetov-i-institutov-niu-itmo.html
  • predmet.bystrickaya.ru/roman-borisovich-moe-pozhertvovanie-v-fond-navalnogo-eto-lichnaya-blagotvoritelnost.html
  • testyi.bystrickaya.ru/antropogennoe-vozdejstvie-na-biosferu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/atiso.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.