.RU

О содержании курса мнемотехники - Запоминание на основе визуального мышления


^ О содержании курса мнемотехники
Мнемотехника основана на нескольких простых принципах. Процессом запоминания можно управлять сознательно, если запоминание осуществляется в зрительной анализаторной системе. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов». Для быстрого преобразования любых видов информации в образы, применяется ограниченный набор приемов кодировки. Длительность сохранения сведений в памяти зависит от частоты активизации запомненной информации. При необходимости эта информация в зрительных образах может быть переведена на рефлекторный (автоматический) уровень припоминания. В этом случае запомненные сведения припоминаются очень быстро и освобождаются от вспомогательных зрительных образов.

Возможности запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти. Так, для человека практически невыполнима задача запоминания двухсот цифр. Овладевшие методами мнемотехники запоминают такой объем точных сведений всего за 10-15 минут.

Объем запоминаемых с помощью мнемотехники сведений ограничен низкой скоростью запоминания (норматив — 6 секунд на запоминание одного образа) и утомлением, возникающим в процессе запоминания. Однако, как показывает практика, такой скорости более чем достаточно для запоминания сведений, встречающихся в учебном процессе и в повседневной жизни.

Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники.

На первых пяти занятиях вы узнаете и освоите базовые приемы запоминания, основанные на возможностях визуального мышления. Эти приемы отрабатываются на большом количестве бессмысленной и логически не связанной информации. Вы научитесь запоминать разными способами длинные последовательности слов, абстрактных понятий, географических названий, бессмысленных буквосочетаний, двузначных и трехзначных чисел.

После того, как у вас сформируются начальные навыки запоминания, вы станете последовательно изучать и отрабатывать разнообразную технику запоминания. Вы узнаете, как запоминать отдельные исторические даты и целые хронологические таблицы. Научитесь запоминать телефонные номера по порядку и в алфавитной последовательности. Вы сможете удерживать в своей памяти целые блоки информации о людях (Ф.И.О., адреса, телефоны, номера их автомобилей), познакомитесь с техникой запоминания иностранных слов и знаковых систем языков (транскрипция, хирагана японская азбука — и пр.). Методы мнемотехники помогут лучше запоминать текстовую информацию небольшого объема (в пределах параграфа учебника). Вы научитесь запоминать многочисленные анекдоты, сможете запомнить быстро и без ошибок 200—400 случайных цифр.

В процессе обучения у вас сформируются навыки запоминания, без которых мнемонические методы работают крайне медленно, а чаще — вообще не работают. Например, техника запоминания иностранных слов достаточно проста, но при условии, что вы уверенно владеете базовыми приемами кодирования информации в образы и образуете связи между образами достаточно быстро и надежно.

Запоминание — это навык. И этот навык может быть определен с высокой точностью по скорости, объему запоминания и по количеству ошибок. Для контроля результатов обучения применяется специально разработанная программа «Мастер запоминания», контролирующая возможности вашей памяти с точностью до сотых. Человек, не обученный технике запоминания, не может запомнить даже вводный тест из 20 двузначных чисел, тогда как прошедшие курс обучения уверенно запоминают сотни цифр.

Особо отметим, что данный курс мнемотехники — базовый, в нем представлены основные и наиболее простые приемы, методы и техника запоминания. В этот курс не входит изучение системного запоминания, запоминания больших объемов смысловой информации (подготовка к устным выступлениям), принципов формирования бесконечной последовательности опорных образов, фиксированных образных кодов трехзначных чисел, техники «Календарь».

Тренировочные упражнения не выходят за пределы 300 элементов запоминаемой информации. Эти техники и запоминание большого объема сведений относятся ко второму уровню сложности и могут быть освоены вами самостоятельно после обучения базовым техникам.

Изучая предлагаемый курс мнемотехники, вы получите все необходимое для формирования навыков запоминания: консультации и разъяснения преподавателя, иллюстрацию приемов запоминания сотнями примеров, учебное пособие с системой тренировочных упражнений, тренировочную и экзаменационную программу, которая будет контролировать вашу память дома, при выполнении домашних заданий.

Авторы курса сделали все, чтобы процесс обучения был интересным и эффективным. Однако конечный результат зависит от вас: от вашего трудолюбия, усидчивости, настойчивости. Мы уверены, что результаты обучения удовлетворят самого закоренелого скептика, не верящего в системы тренировки памяти.

Мнемотехника широко применяется в повседневной жизни, бизнесе, учебе. Способность запоминать — это намного больше, чем просто хорошая память. Память человека — самый надежный тест на развитость интеллектуальных процессов. Как сила человека тестируется по количеству отжиманий, так и интеллектуальный потенциал человека может быть с высокой точностью определен по скорости и объему запоминания.

Положительные побочные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:
^ Как происходит запоминание
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Но как, используя этот механизм, можно запомнить телефонный номер, историческую дату или целую хронологическую таблицу? На этот вопрос мнемотехника дает исчерпывающий ответ.

Возможности зрительной памяти намного больше, чем вы привыкли думать. И процесс фиксации зрительных образов в памяти достаточно хорошо поддается контролю. Чтобы понять, почему мнемонисты запоминают информацию с помощью зрительных представлений, давайте рассмотрим простую аналогию. Вы знаете, что компьютер внутри своего процессора оперирует только нулями и единичками. Чтобы компьютер понимал команды, их необходимо закодировать соответствующим образом. Для этого существуют специальные устройства, осуществляющие обратное кодирование с языка компьютера на язык букв и слов.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Научившись общаться со своим собственным мозгом, вы не только научитесь запоминать, но и увидите его работу изнутри. Для вас станут очевидными многие явления, которые до сих пор остаются загадкой для психологии.

Чтобы наладить контакт с мозгом и пробить тропинку к своей памяти, вам придется немного потренироваться. Простое ознакомление с мнемотехникой не даст результата. Мозг упорно сопротивляется любым «нововведениям». Но русская пословица гласит: «терпение и труд все перетрут».
^ Особенности системы «Виртуальная мнемотехника»
В литературе описаны десятки систем мнемотехники, все разнообразие которых сводится к двум основным видам — классическая мнемотехника, берущая начало с книги «Ad Herennium» (86-82 гг. до н.э.), и педагогическая мнемотехника, сформулированная Петром Рамусом (конец XVI века, Англия). Классическая мнемотехника всегда основывалась на механизмах визуального (образного) мышления, тогда как педагогическая мнемотехника отказалась от операций с образами и сконцентрировала свое внимание на речевом мышлении. Типичные приемы педагогической мнемотехники — это разбивка запоминаемого материала на очень маленькие части, интенсивное повторение этих частей (зубрежка), составление фраз по буквам, полученным из запоминаемых числовых сведений; поиск закономерностей в запоминаемой информации, ее классификация и систематизация, составление структурных схем. Хорошо известное выражение «каждый охотник желает знать, где сидят фазаны» относится к педагогической мнемотехнике.

Какая мнемотехника лучше — судить читателю. На наш взгляд, имеет право на существование любая система запоминания, помогающая облегчить процесс обучения.

Система «Виртуальная мнемотехника» относится к классической мнемонике и основывается на визуальном мышлении. Ее отличительные особенности следующие:

введен способ контроля рефлекторного уровня запоминания.


ЗАНЯТИЕ 1


Сознательное (произвольное) запоминание с применением методов мнемотехники основывается на механизмах визуального мышления.

nie-vse-brzame-nanyakde-vse-km-nesho-se-stremim-vseki-ot-nas-zhelae-da-izzhivee-shastliv-zhivot-da-sreshne-lyubovta-si-da-szdade-semejstvo-no-na-mnogo-li-ot-na.html
nielsen-biznes-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-15-fevralya-2010-god.html
nielsen-centralnie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-05-maya-2010-god.html
nielsen-centralnie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-12-maya-2010-god.html
nielsen-centralnie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-27-aprelya-2010-god.html
nielsen-specializirovannie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-10-fevralya-2010-god.html
  • college.bystrickaya.ru/135-chastota-proverki-ostroti-zreniya-u-pacientov-v-vozraste-6-40-let-bez-virazhennoj-patologii-zreniya-ne-nablyudayushihsya-okulistom-sostavlyaet.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-na-luchshuyu-rabotu-po-russkoj-istorii-nasledie-predkov-molodim-2008.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viii-metodicheskie-ukazaniya-k-individualnoj-rabote-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-k-discipline-psihologiya-sporta.html
  • uchit.bystrickaya.ru/t-38-16-67-nauchnij-uchitel-russkogo-yazika-i-literaturi-krejnovich-zoya-yurevna-vladimir.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhurnal-direktor-belarus-3-032009-aleksandr-galkevich-priglasim-antikrizisnih-upravlyayushih-iz-kazahstana.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/stanovlenie-avtomatizacii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-razresheniyu-konfliktov-mezhdu-detmi-doshkolnogo-vozrasta-v-igrovoj-deyatelnosti.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-l-durov-dressirovka-zhivotnih.html
  • literature.bystrickaya.ru/da-serzhant-komandir-pulemetnogo-otdeleniya-42-go-gvardejskogo-strelkovogo-polka-13-j-gvardejskoj-strelkovoj-divizii-62-j-armii-donskogo-fronta-vposledstvii-ml.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-eao-zavershilas-spasatelnaya-operaciya-informacionnoe-agentstvo-ria-dejtaru-16082011.html
  • essay.bystrickaya.ru/ceremoniya-otkritiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchetnosti-tema-koncepcii-analiza-finansovoj-otchetnosti-v-svete-trebovanij-rinochnoj-ekonomiki.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1mesto-disciplini-v-strukture-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-v-modulnoj-strukture-oop.html
  • university.bystrickaya.ru/frazeologizmi-v-romane-ma-sholohova-podnyataya-celina-chast-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/nesterenko-pridnestrove-i-ekonomiku-obsudit-lavrov-v-kisheneve-novosti-10.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukraina-aeroflot-ot-3000-kron-gazeta-dlya-russkogovoryashih-zhitelej-norvegii-russisk-bulevard-avis-for.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-geometriya-v-11-klasse-bazovij-uroven.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vanyagina-veronika-yurevna.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-literature-dlya-5-10-klassov-specialnoj-korrekcionnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-8-stranica-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/m-g-rahimov-obsudil-s-g-n-karelovoj-voprosi-po-uluchsheniyu-kachestva-stranica-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izolyaciya-i-otnosheniya-irvin-yalom.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/magnitnoe-pole-slovar-spravochnik-ekologiya-cheloveka-.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sposobi-aktivizacii-mishleniya-razvitie-visshih-psihicheskih-processov-6.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadanie-po-nemeckomu-yaziku-dlya-studentov-ii-kursa-moskovskoj-duhovnoj-akademii-sektora-zaochnogo-obucheniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-operacionnaya-sistema.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnologicheskaya-karta-uchebnoj-issledovatelskoj-praktiki-zadachi-uchebnoj-issledovatelskoj-praktiki-zadachami-uchebnoj.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-minfina-rossii-ot-30-12-2009-150n-ob-utverzhdenii-ukazanij-o-poryadke-primeneniya-byudzhetnoj-klassifikacii-stranica-48.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/45-dopolnitelnaya-informaciya-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-vneshnetorgovih-sdelok.html
  • lecture.bystrickaya.ru/524-genetika-i-evolyuciya-osnovnie-polozheniya-po-kursu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-1-razdel-1-nastavlenie-po-tehnicheskoj-sluzhbe-federalnoj-protivopozharnoj-sluzhbi-v-chasti-pozharnih-avtomobilej-pozharnih-mashin-prisposoblennoj-tehniki-i-vspomogatelnih-avtomobilej-2-stranica-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-ukazatel-opisanij-izdatelstvo-energiya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bakaev-vyacheslav-sergeevich-1979-gr-respublikanskij-konkurs-inzhener-goda-respubliki-mordoviya-2008-saransk-2009.html
  • learn.bystrickaya.ru/eventualnij-uchebno-metodicheskij-kompleks-federalnoe-agentstvo-svyazi-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/profil-standartov-sistemi-otchet-o-rabote-po-proektu.html
  • report.bystrickaya.ru/internet-resursi-pervij-kanal-novosti-20-10-2008-borisov-dmitrij-15-00-11.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.