.RU

Областная целевая программа "о противодействии коррупции в кировской области" на 2010 2012 годы


ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2009 г. N 18/215


ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ

КОРРУПЦИИ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2010 - 2012 ГОДЫ


В соответствии с концепцией областной целевой программы "О противодействии коррупции в Кировской области" на 2010 - 2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 08.07.2009 N 188 "О концепции областной целевой программы "О противодействии коррупции в Кировской области" на 2010 - 2012 годы", и в целях реализации Закона Кировской области от 30.04.2009 N 365-ЗО "О противодействии коррупции в Кировской области" Правительство Кировской области постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "О противодействии коррупции в Кировской области" на 2010 - 2012 годы (далее - Программа). Прилагается.

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы администрацию Правительства Кировской области, государственными заказчиками Программы - департамент образования Кировской области, департамент информационной работы Кировской области, управление по делам молодежи Кировской области, Управление внутренних дел по Кировской области.

3. Департаменту финансов Кировской области (Ковалева Е.В.) предусмотреть на 2010 - 2012 годы в областном бюджете средства, необходимые для реализации Программы.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Карнаухова С.С.


Губернатор

Кировской области

Н.Ю.БЕЛЫХ


УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 29 июля 2009 г. N 18/215


^ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

НА 2010 - 2012 ГОДЫ


Паспорт

областной целевой программы "О противодействии

коррупции в Кировской области" на 2010 - 2012 годы


Наименование
Программы

"О противодействии коррупции в Кировской области"

Основание
принятия
решения о
разработке
Программы

распоряжение Правительства области от 08.07.2009 N 188 "О
концепции областной целевой программы "О противодействии
коррупции в Кировской области" на 2010 - 2012 годы"

Государственный
заказчик -
координатор
Программы

администрация Правительства Кировской области

Государственные
заказчики
Программы

департамент образования Кировской области;
департамент информационной работы Кировской области;
управление по делам молодежи Кировской области;
Управление внутренних дел по Кировской области

Разработчик
Программы

рабочая группа, созданная распоряжением Председателя
Правительства области от 31.03.2009 N 29-пр "О создании
рабочей группы по разработке концепции областной целевой
программы "О противодействии коррупции в Кировской
области" на 2010 - 2012 годы", управление по
взаимодействию с правоохранительными органами и
военнослужащими администрации Правительства Кировской
области

Цели Программы

создание системы противодействия коррупции в Кировской
области;
снижение уровня коррупции, ее влияния на активность и
эффективность бизнеса, деятельность органов
государственной власти области и органов местного
самоуправления;
обеспечение защиты прав и законных интересов граждан,
общества и государства от проявлений коррупции

Задачи
Программы

формирование механизма противодействия коррупции;
совершенствование организации деятельности органов
государственной власти области по размещению заказов для
государственных нужд области;
организация и проведение экспертизы на коррупциогенность
нормативных правовых актов Кировской области, их
проектов, разработка административных регламентов по
оказанию государственных услуг и осуществлению
государственных функций;
организация и осуществление контроля за соблюдением
государственными гражданскими служащими Кировской области
ограничений, установленных законодательством о
государственной гражданской службе, и представлением
сведений о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера;
мониторинг уровня доверия предпринимателей и населения
области к деятельности органов государственной власти
области и органов местного самоуправления;
противодействие и профилактика коррупции в экономической
и социальной сферах;
содействие доступу граждан и организаций к информации о
фактах коррупции;
формирование антикоррупционного общественного сознания,
нетерпимости к проявлениям коррупции

Показатели
эффективности
Программы

доля органов исполнительной власти Кировской области и
органов местного самоуправления, внедривших внутренний
контроль и антикоррупционные механизмы;
экономия бюджетных средств при проведении процедуры
закупок товаров, оказания услуг, выполнения работ для
государственных нужд;
количество нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов области, в которых выявлены
коррупциогенные факторы при проведении антикоррупционной
экспертизы правовых актов;
уровень эффективности антикоррупционной экспертизы;
количество урегулированных конфликтов интересов на
гражданской службе;
уровень коррупционности органов государственной власти и
органов местного самоуправления;
процентная доля граждан и организаций, сталкивавшихся с
проявлениями коррупции;
соотношение количества выявленных коррупционных
правонарушений и доли граждан и организаций,
сталкивавшихся с коррупцией;
уровень доверия общества к деятельности органов
государственной власти области и органов местного
самоуправления;
оценка гражданами уровня информационной прозрачности
деятельности органов государственной власти области;
количество граждан и юридических лиц, воспользовавшихся
горячей линией "телефона доверия" (динамика обращений)

Срок реализации
Программы

2010 - 2012 годы

Объемы и
источники
финансирования
Программы

общий объем финансирования за счет областного бюджета -
6407,1 тыс. рублей

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы

увеличение доли органов исполнительной власти Кировской
области и органов местного самоуправления, внедривших
внутренний контроль и антикоррупционные механизмы, до
100%;
экономия бюджетных средств при проведении процедуры
закупок товаров, оказания услуг, выполнения работ для
государственных нужд не менее 3%;
снижение количества нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов области, в которых выявлены
коррупциогенные факторы при проведении антикоррупционной
экспертизы правовых актов, до 0,1%;
повышение уровня эффективности антикоррупционной
экспертизы до 80%;
увеличение количества урегулированных конфликтов
интересов на гражданской службе до 100%;
снижение уровня коррупционности органов государственной
власти и органов местного самоуправления до 15%;
снижение процентной доли граждан и организаций,
сталкивавшихся с проявлениями коррупции, до 70%;
соотношение количества выявленных коррупционных
правонарушений и доли граждан и организаций,
сталкивавшихся с коррупцией, - 70%;
повышение уровня доверия общества к деятельности органов
государственной власти области и органов местного
самоуправления до 60%;
повышение оценки гражданами уровня информационной
прозрачности деятельности органов государственной власти
области до 60%;
количество граждан и юридических лиц, воспользовавшихся
горячей линией "телефона доверия" (динамика обращений), -
50%


1. Характеристика проблемы, на решение

которой направлена Программа


Анализ состояния законности в сфере борьбы с коррупционными правонарушениями свидетельствует о том, что эта проблема является очень сложной и наиболее актуальной для сегодняшнего времени.

Коррупция стимулирует несправедливое перераспределение средств в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счет наиболее уязвимых социальных слоев. Малоимущая часть общества, наименее защищенные граждане почти не имеют возможности противостоять вымогательству и иным коррупционным злоупотреблениям. Коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных государственных услуг, прежде всего в области имущественных отношений, образования, социальной защиты, медицинского обслуживания населения, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан.

Коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения. Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости.

Коррупция как явление представляет реальную угрозу для экономики области, несмотря на все принимаемые до настоящего времени меры. По официальным данным Управления внутренних дел по Кировской области, за последние три года в регионе наблюдается рост преступлений коррупционной направленности.

По итогам 2008 года правоохранительными органами области выявлено 419 должностных преступлений (это на 35,2% больше по сравнению с 2007 годом). Увеличилось количество фактов получения и дачи взятки. Наибольшее количество их выявлено в сфере образования, здравоохранения и в лесопромышленном комплексе.

Коррупционные проявления в разной степени присутствуют во многих сферах функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Так, в 2008 году правоохранительными органами было выявлено 5 преступлений коррупционной направленности в сфере реализации приоритетных национальных проектов. Имеют место факты коррупции в органах внутренних дел. В 2008 году вскрыто 9 случаев получения взяток сотрудниками правоохранительных органов.

В области имеют место нарушения и злоупотребления в сфере распоряжения муниципальным имуществом. До настоящего времени в ряде районов области не разработаны и не приняты положения об учете муниципального имущества, ведении реестра, о порядке приватизации, инвентаризации, управления и распоряжения муниципальным имуществом. Всего в результате проверок в данной сфере органами прокуратуры было выявлено более 90 нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.

Анализ коррупционных проявлений в регионе свидетельствует, что в ближайшей перспективе в случае непринятия адекватных мер может произойти их дальнейший рост и расширение сферы проявлений.

Концепцией областной целевой программы "О противодействии коррупции в Кировской области" на 2010 - 2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 08.07.2009 N 188 "О концепции областной целевой программы "О противодействии коррупции в Кировской области" на 2010 - 2012 годы", предусмотрена необходимость разработки областной целевой программы по противодействию коррупции.

Коррупция - сложное и комплексное общественное явление, поэтому требуется формирование специфических методов и принципов правового регулирования.

Дальнейшее совершенствование деятельности по борьбе с коррупцией требует широкого общесоциального подхода, применения не только правовых, но и экономических, политических, организационно-управленческих, культурно-воспитательных и иных мер, реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для качественного изменения ситуации в сфере противодействия коррупционным проявлениям.

Решение проблемы программными методами позволит обеспечить должную целеустремленность и организованность, тесное взаимодействие субъектов, противостоящих коррупции, наступательность и последовательность антикоррупционных мер, адекватную оценку их эффективности и контроль за результатами.


КонсультантПлюс: примечание.

Стратегия социально-экономического развития Кировской области до 2020 года одобрена постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 25.09.2008 N 28/194.


Стратегия социально-экономического развития Кировской области до 2020 года, принятая постановлением Правительства области от 12.08.2008 N 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года", определяет одной из ключевых задач органов государственной власти Кировской области повышение прозрачности административных процедур.

Для предотвращения условий для коррупции в органах исполнительной власти области предполагается:

внедрить специальные экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;

добиваться максимально возможной деперсонизации взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями путем введения системы "одного окна" и системы электронного обмена информацией;

разделять административно-управленческие процедуры на стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля.

Таким образом, реализация Программы соответствует приоритетным направлениям развития Кировской области на долгосрочную перспективу.

В 2006 - 2009 годах целенаправленная работа по противодействию коррупции на территории Кировской области осуществлялась в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 N Пр-1568, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", областной целевой программой "Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Кировской области" на 2006 - 2009 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 08.08.2006 N 68/191 "Об утверждении областной целевой программы "Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Кировской области" на 2006 - 2009 годы", и Указом Губернатора области от 20.07.2007 N 60 "О противодействии коррупции и криминализации экономики в Кировской области" (далее - Указ Губернатора области от 20.07.2007 N 60).

Для обеспечения межведомственного взаимодействия и координации деятельности Указом Губернатора области от 20.07.2007 N 60 создана межведомственная комиссия при Правительстве области по противодействию коррупции и криминализации экономики и утвержден План комплексных мероприятий по противодействию коррупции в Кировской области на 2007 - 2009 годы.

Законодательным Собранием Кировской области принят Закон Кировской области от 30.04.2009 N 365-ЗО "О противодействии коррупции в Кировской области" (далее - Закон Кировской области от 30.04.2009 N 365-ЗО), в котором сформулированы основные направления региональной антикоррупционной политики.

Наряду с Законом Кировской области от 30.04.2009 N 365-ЗО Программа будет является основным звеном организационно-законодательной базы противодействия коррупции.


2. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков

и этапов ее реализации и показателей эффективности,

характеризующих достижение поставленных целей

и решение задач Программы


Главными целями Программы являются:

создание системы противодействия коррупции в Кировской области;

снижение уровня коррупции, ее влияния на активность и эффективность бизнеса, деятельность органов государственной власти области и органов местного самоуправления;

обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от проявлений коррупции.

Для достижения данных целей должны быть решены следующие задачи:

формирование механизма противодействия коррупции;

совершенствование организации деятельности органов государственной власти области по размещению заказов для государственных нужд области;

организация и проведение экспертизы на коррупциогенность нормативных правовых актов Кировской области, их проектов, разработка административных регламентов по оказанию государственных услуг и осуществлению государственных функций;

организация и осуществление контроля за соблюдением государственными гражданскими служащими Кировской области ограничений, установленных законодательством о государственной гражданской службе, и представлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

мониторинг уровня доверия предпринимателей и населения области к деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления;

противодействие и профилактика коррупции в экономической и социальной сферах;

содействие доступу граждан и организаций к информации о фактах коррупции;

формирование антикоррупционного общественного сознания, нетерпимости к проявлениям коррупции.

Реализация мероприятий Программы рассчитана на период с 2010 по 2012 годы.

Поскольку проблемная ситуация требует постоянного анализа и корректировки мер реагирования, предусматриваемые Программой цели и задачи могут быть решены в течение всего периода реализации Программы. По этой причине Программа не имеет разбивки на этапы.

Показателями эффективности, характеризующими достижение поставленных целей и решение задач Программы, являются:

доля органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления, внедривших внутренний контроль и антикоррупционные механизмы;

экономия бюджетных средств при проведении процедуры закупок товаров, оказания услуг, выполнения работ для государственных нужд;

количество нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов области, в которых выявлены коррупциогенные факторы при проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов;

уровень эффективности антикоррупционной экспертизы;

количество урегулированных конфликтов интересов на гражданской службе;

уровень коррупционности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

процентная доля граждан и организаций, сталкивавшихся с проявлениями коррупции;

соотношение количества выявленных коррупционных правонарушений и доли граждан и организаций, сталкивавшихся с коррупцией;

уровень доверия общества к деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления;

оценка гражданами уровня информационной прозрачности деятельности органов государственной власти Кировской области;

количество граждан и юридических лиц, воспользовавшихся горячей линией "телефона доверия" (динамика обращений).


3. Перечень программных мероприятий


Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 1.


4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы


Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета в 2010 - 2012 годах составит 6407,1 тыс. рублей.

Направлением финансирования мероприятий Программы являются "прочие расходы".

Объемы финансирования мероприятий Программы могут изменяться в зависимости от возможностей бюджета и результатов оценки эффективности реализации Программы.


5. Механизм реализации Программы, включающий

в себя механизм управления Программой и механизм

взаимодействия государственных заказчиков


Государственный заказчик - координатор Программы - администрация Правительства Кировской области.

Государственные заказчики Программы - департамент образования Кировской области, департамент информационной работы Кировской области, управление по делам молодежи Кировской области, Управление внутренних дел по Кировской области.

Исполнителями Программы являются органы исполнительной власти области.

В основу механизма реализации Программы положен комплексный, межведомственный подход к выполнению программных мероприятий.

Управление реализацией Программы будет осуществляться управлением по взаимодействию с правоохранительными органами и военнослужащими администрации Правительства Кировской области (далее - управление) в соответствии с Порядком разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 14.03.2008 N 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области".

С целью контроля за реализацией Программы исполнители ежеквартально, до 3 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в управление оперативный отчет, который содержит:

перечень выполненных мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования и непосредственных результатов выполнения Программы;

анализ причин невыполнения (несвоевременного выполнения) программных мероприятий.

Управление ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в департамент экономического развития при Правительстве области информацию, которая содержит:

перечень выполненных мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования и непосредственных результатов выполнения Программы;

анализ причин невыполнения (несвоевременного выполнения) программных мероприятий.

Управление ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в департамент экономического развития при Правительстве области информацию о достижении показателей эффективности, предусмотренных Программой.

После окончания срока реализации Программы исполнители представляют в управление не позднее 20 февраля года, следующего за последним годом реализации Программы, итоговый доклад о ее реализации.

Итоговый доклад должен содержать информацию о степени достижения запланированных результатов и намеченных целей Программы, достигнутых в отчетном периоде измеримых результатах, общем объеме произведенных расходов всего, в том числе по источникам финансирования, оценку эффективности реализации Программы.

По завершении срока реализации Программы государственный заказчик - координатор Программы в срок до 01.03.2013 представляет в Правительство области доклад о выполнении Программы, согласованный с департаментом финансов Кировской области и департаментом экономического развития при Правительстве области, а также заместителем Председателя Правительства области, курирующим работу управления.


6. Оценка социально-экономической эффективности Программы


Реализация комплекса мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов:

снижения числа коррупционных правонарушений со стороны должностных лиц органов исполнительной власти Кировской области, государственных гражданских служащих Кировской области;

укрепления доверия граждан к органам государственной власти Кировской области;

снижения уровня коррупции при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг органами исполнительной власти Кировской области;

развития и укрепления институтов гражданского общества.

Показатели эффективности реализации Программы по годам приведены в приложении N 2.

Расчет значений показателей эффективности реализации Программы осуществляется следующим образом:

6.1. Доля органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления, внедривших внутренний контроль и антикоррупционные механизмы.

Показатель определяется по результатам внедрения и осуществления мероприятий, направленных на противодействие коррупции в органах исполнительной власти Кировской области и органах местного самоуправления, за один год по формуле:


О = Ов / Ок x 100%, где:


Ов - количество органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления, внедривших и осуществляющих мероприятия, направленные на противодействие коррупции;

Ок - общее количество органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления.

6.2. Экономия бюджетных средств при проведении процедуры закупок товаров, оказания услуг, выполнения работ для государственных нужд.

Источником информации по данному показателю являются данные департамента государственных закупок Кировской области.

6.3. Количество нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов области, в которых выявлены коррупциогенные факторы при проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов.

Показатель определяется по результатам проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность за один год по формуле:


Н = Нк / Нэ x 100%, где:


Нк - количество нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов с выявленными коррупциогенными факторами;

Нэ - количество нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, прошедших экспертизу на коррупциогенность в отчетном году.

6.4. Уровень эффективности антикоррупционной экспертизы.

Коэффициент эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных

правовых актов области и проектов нормативных правовых актов области (К )

эф

равен отношению количества норм, в которые внесены изменения по

предложениям, выработанным в результате проведения названной экспертизы

(Н ), к количеству норм, в которых выявлены коррупциогенные факторы (Н ):

и в


К = Н / Н x 100

эф и в


6.5. Количество урегулированных конфликтов интересов на гражданской службе.

Показатель определяется в процентном отношении от общего числа выявленных конфликтов интересов на гражданской службе.

6.6. Уровень коррупционности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Показатель определяется путем проведения опросов общественности.

6.7. Процентная доля граждан и организаций, сталкивавшихся с проявлениями коррупции.

Показатель определяется по результатам опроса общественности по формуле:


ПД = Ст. / Опрош. x 100, где:


ПД - процентная доля граждан и организаций, сталкивавшихся с проявлениями коррупции;

Опрош. - количество опрошенных граждан и организаций;

Ст. - количество граждан и организаций, сталкивавшихся с проявлениями коррупции, из числа опрошенных.

6.8. Соотношение количества выявленных коррупционных правонарушений и доли граждан и организаций, сталкивавшихся с коррупцией.

Показатель определяется по результатам сопоставления данных опроса общественности и статистических данных правоохранительных и иных органов о количестве выявленных коррупционных правонарушений по формуле:


К = КВП x Ст. / Опрош., где:


К - коэффициент соотношения;

КВП - количество выявленных правонарушений;

Опрош. - количество опрошенных граждан и организаций;

Ст. - количество граждан и организаций, сталкивавшихся с проявлениями коррупции, из числа опрошенных.

6.9. Уровень доверия общества к органам государственной власти области и органам местного самоуправления.

Показатель определяется путем проведения опросов общественности.

6.10. Оценка гражданами уровня информационной прозрачности деятельности органов государственной власти Кировской области.

Показатель определяется по результатам социологических исследований.

6.11. Количество граждан и юридических лиц, воспользовавшихся горячей линией "телефона доверия" (динамика обращений).

Показатель определяется путем подсчета количества обращений за определенный период.


Приложение N 1

к Программе


ПЕРЕЧЕНЬ

^ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ

КОРРУПЦИИ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2010 - 2012 ГОДЫ


N п/п

Наименование задачи,
программные мероприятия

Источник
финансирования

Объем финансирования
(тыс. рублей)

Ответственный
исполнитель

2010 -
2012
годы

в том числе

2010
год

2011
год

2012
год

1.

Формирование механизма
противодействия коррупции



















1.1.

Подготовка и утверждение
проекта указа Губернатора
области о создании
межведомственной комиссии
по противодействию
коррупции в Кировской
области и положения о ее
работе

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x







управление по
взаимодействию с
правоохранительными
органами и
военнослужащими
администрации
Правительства Кировской
области

1.2.

Обеспечение деятельности
межведомственной комиссии
по противодействию
коррупции в Кировской
области

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

управление по
взаимодействию с
правоохранительными
органами и
военнослужащими
администрации
Правительства Кировской
области

1.3.

Разработка и введение в
действие ведомственных
планов и муниципальных
программ по
антикоррупционной
деятельности на срок до
2012 года

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x







органы исполнительной
власти области,
администрация
Правительства Кировской
области, органы местного
самоуправления (по
согласованию)

1.4.

Ежеквартальный анализ
исполнения мероприятий
ведомственных планов и
муниципальных программ по
противодействию коррупции
с рассмотрением на
заседаниях коллегий,
оперативных совещаниях

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

органы исполнительной
власти области, органы
местного самоуправления
(по согласованию)

1.5.

Определение должностных
лиц органов исполнительной
власти области и
муниципальных образований,
ответственных за
проведение
антикоррупционных
мероприятий

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x







органы исполнительной
власти области, органы
местного самоуправления
(по согласованию)

2.

Совершенствование
организации деятельности
органов государственной
власти Кировской области
по размещению заказов для
государственных нужд
Кировской области



















2.1.

Подготовка и представление
на рассмотрение
Правительства области
предложений по
совершенствованию правовых
актов, регулирующих
осуществление
государственных закупок
для государственных нужд
Кировской области

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x







департамент
государственных
закупок Кировской
области

2.2.

Совершенствование системы
размещения заказов на
поставку товаров,
выполнение работ, оказание
услуг для государственных
нужд путем:
разработки методики
проведения мониторинга
отклонения цен контрактов,
заключаемых по итогам
размещения заказов на
поставки товаров,
выполнение работ, оказание
услуг для государственных
нужд, от среднерыночного
уровня и его проведения;
проведения выборочной
антикоррупционной
экспертизы технических
заданий, являющихся
составной частью
конкурсной документации

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

департамент
государственных
закупок Кировской
области

2.3.

Развитие торгов в форме
электронных аукционов на
поставки товаров,
выполнение работ, оказание
услуг

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x







департамент
государственных
закупок Кировской
области

2.4.

Проведение плановых и
внеплановых проверок
деятельности
государственных заказчиков
в сфере размещения заказов
для государственных нужд
Кировской области в рамках
Федерального закона от
21.07.2005 N 94-ФЗ "О
размещении заказов на
поставки товаров,
выполнение работ, оказание
услуг для государственных
и муниципальных нужд"

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

департамент финансов
Кировской области,
Управление Федеральной
антимонопольной службы
по Кировской области (по
согласованию),
прокуратура Кировской
области (по
согласованию)

3.

Организация и проведение
экспертизы на
коррупциогенность
нормативных правовых актов
Кировской области, их
проектов, разработка
административных
регламентов по оказанию
государственных услуг и
осуществлению
государственных функций



















3.1.

Проведение экспертизы на
коррупциогенность
нормативных правовых
актов, проектов
нормативных правовых
актов, разрабатываемых
органами исполнительной
власти области и органами
местного самоуправления

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

правовое управление
администрации
Правительства Кировской
области, прокуратура
Кировской области (по
согласованию)

3.2.

Разработка и внедрение
административных
регламентов оказания
государственных услуг и
осуществления
государственных функций

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x




органы исполнительной
власти области

3.3.

Организация и проведение
проверок на
коррупциогенность
административных
регламентов органов
исполнительной власти
Кировской области,
оказывающих
государственные услуги и
осуществляющих
государственные функции,
в том числе
регламентирующих
субсидирование
предпринимательской
деятельности,
осуществление
разрешительных и
согласовательных процедур

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

комиссия по проведению
административной
реформы в Кировской
области

4.

Организация и
осуществление контроля за
соблюдением
государственными
гражданскими служащими
ограничений, установленных
законодательством о
государственной
гражданской службе, и
представлением сведений о
доходах, об имуществе и
обязательствах
имущественного характера



















4.1.

Совершенствование
механизмов контроля за
соблюдением
государственными
гражданскими служащими
Кировской области
ограничений,
предусмотренных
законодательством

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

управление
организационной и
кадровой работы
администрации
Правительства Кировской
области

4.2.

Разработка и утверждение
методики деятельности
комиссий по соблюдению
требований к служебному
поведению гражданских
служащих и урегулированию
конфликта интересов в
органах исполнительной
власти области

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x







органы исполнительной
власти области

4.3.

Совершенствование системы
мотивации государственных
гражданских служащих
Кировской области

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

органы исполнительной
власти области

4.4.

Разработка и утверждение
положения о порядке
проведения служебных
проверок в органах
исполнительной власти
Кировской области

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x







управление
организационной и
кадровой работы
администрации
Правительства Кировской
области, органы
исполнительной власти
области

4.5.

Разработка типового
порядка уведомления
представителя нанимателя
(работодателя) о фактах
обращения в целях
склонения государственных
гражданских служащих к
совершению коррупционных
правонарушений

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x







управление
организационной и
кадровой работы
администрации
Правительства Кировской
области

5.

Мониторинг уровня доверия
предпринимателей и
населения области к
деятельности органов
государственной власти
области и органов местного
самоуправления



















5.1.

Организация и проведение
опросов общественного
мнения для оценки уровня
коррупции, выявления норм
в законодательстве,
способствующих совершению
коррупционных
правонарушений, выявления
коррупционных сфер
деятельности, подготовка
сводного отчета

средства
областного
бюджета

1152

384

384

384

департамент
информационной работы
Кировской области,
управление по
взаимодействию с
правоохранительными
органами и
военнослужащими
администрации
Правительства Кировской
области, органы местного
самоуправления (по
согласованию)

5.2.

Проведение
социологического
исследования по оценке
существующего уровня
коррупции в Кировской
области и выработка
рекомендаций органам
государственной власти
области по противодействию
коррупции

средства
областного
бюджета

65

65







администрация
Правительства
Кировской области,
Вятская
торгово-промышленная
палата (по согласованию)




Всего

средства
областного
бюджета

1217

449

384

384




6.

Противодействие и
профилактика коррупции в
экономической и социальной
сферах



















6.1.

Проведение комплексных
целевых проверок на
предмет выявления
нарушений в сферах с
высокими коррупционными
рисками (при начислении
пособий, оформлении
опекунства, выдаче
лицензий, справок по
нетрудоспособности,
заключений по инвалидности
и т.п.)

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

органы исполнительной
власти области, органы
местного самоуправления
(по согласованию),
Управление внутренних
дел по Кировской
области (по
согласованию),
прокуратура Кировской
области (по
согласованию)

6.2.

Проведение проверок
исполнения государственных
функций и оказания
государственных услуг в
области здравоохранения.
Принятие мер по выявленным
нарушениям в соответствии
с законодательством

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

департамент
здравоохранения
Кировской области,
прокуратура Кировской
области (по
согласованию)

6.3.

Проведение проверок
исполнения государственных
функций и оказания
государственных услуг в
области образования.
Принятие мер по выявленным
нарушениям в соответствии
с законодательством

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

департамент образования
Кировской области,
прокуратура Кировской
области (по
согласованию)

6.4.

Анализ предоставления
земельных участков, сдачи
в аренду помещений.
Принятие к виновным мер в
соответствии с
законодательством

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

департамент
государственной
собственности Кировской
области, прокуратура
Кировской области (по
согласованию)

6.5.

Подготовка ежегодного
Плана совместных
мероприятий Правительства
Кировской области и
правоохранительных органов
по проведению мероприятий,
направленных на
профилактику и
противодействие
коррупционным проявлениям

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

управление по
взаимодействию с
правоохранительными
органами и
военнослужащими
администрации
Правительства Кировской
области

7.

Содействие доступу граждан
и организаций к информации
о фактах коррупции



















7.1.

Создание при Правительстве
области постоянно
действующего "телефона
доверия", сайта в сети
Интернет для приема
сообщений о коррупционных
проявлениях, анализ и
обобщение полученной
информации, передача ее на
рассмотрение
межведомственной комиссии
по противодействию
коррупции и принятие
решений по реагированию на
поступившие сигналы в
соответствии с действующим
законодательством

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

департамент
информационной работы
Кировской области,
управление по
взаимодействию с
правоохранительными
органами и
военнослужащими
администрации
Правительства Кировской
области,
межведомственная
комиссия по
противодействию
коррупции

7.2.

Проведение анализа
обращений граждан и
организаций, содержащих
информацию о коррупционных
проявлениях, в целях
организации
межведомственного контроля
проверки указанных
обращений, своевременного
выявления и устранения
причин нарушения прав,
свобод и законных
интересов граждан и
организаций

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

управление
делопроизводства
администрации
Правительства
Кировской области,
управление по
взаимодействию с
правоохранительными
органами и
военнослужащими
администрации
Правительства Кировской
области

7.3.

Размещение в средствах
массовой информации
(далее - СМИ) в
установленном порядке
информации о фактах
привлечения к
ответственности
должностных лиц и
государственных
гражданских служащих
исполнительных органов
государственной власти
области за правонарушения,
связанные с использованием
служебного положения

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

департамент
информационной работы
Кировской области,
управление по
взаимодействию с
правоохранительными
органами и
военнослужащими
администрации
Правительства Кировской
области

8.

Формирование
антикоррупционного
общественного сознания,
нетерпимости к проявлениям
коррупции



















8.1.

Подготовка и реализация
программ семинаров,
совещаний и "круглых
столов" по тематике
антикоррупционной
направленности для
государственных
гражданских служащих
Кировской области

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

управление
организационной и
кадровой работы
администрации
Правительства Кировской
области, управление по
взаимодействию с
правоохранительными
органами и
военнослужащими
администрации
Правительства Кировской
области

8.2.

Организация и размещение
на территории Кировской
области социальной рекламы
антикоррупционной
направленности (баннеры)

средства
областного
бюджета

1306

442

432

432

Управление внутренних
дел по Кировской области
(по согласованию),
органы местного
самоуправления (по
согласованию)

8.3.

Выпуск тематической полосы
антикоррупционной
направленности в областных
печатных изданиях не реже
2 раз в месяц общим
объемом не менее 500 кв.
см

средства
областного
бюджета

792

264

264

264

департамент
информационной работы
Кировской области,
органы исполнительной
власти области, органы
местного самоуправления
(по согласованию),
Управление внутренних
дел по Кировской области
(по согласованию)

8.4.

Подготовка материалов по
антикоррупционной
пропаганде для
телевизионных программ
областного телевидения не
реже 2 раз в месяц

средства
областного
бюджета

1980

660

660

660

департамент
информационной работы
Кировской области,
органы исполнительной
власти области, органы
местного самоуправления
(по согласованию),
Управление внутренних
дел по Кировской области
(по согласованию)

8.5.

Изготовление и трансляции
через СМИ и
Интернет-ресурсы
агитационных теле- и
видеороликов о
необходимости борьбы с
коррупцией
продолжительностью 30
секунд

средства
областного
бюджета

90

30

30

30

Управление внутренних
дел по Кировской области
(по согласованию)

8.6.

Проведение встреч с
представителями малого и
среднего
предпринимательства в
рамках координационного
совета по развитию
предпринимательства при
Правительстве области в
целях обмена мнениями по
вопросам взаимоотношений
власти и бизнеса,
разработки согласованных
мер по снижению
административных барьеров
и обеспечению свободы
экономической деятельности

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

управление развития
предпринимательства,
народных промыслов и
ремесел при
Правительстве области

8.7.

Проведение областного
конкурса исследовательских
работ учащихся
образовательных учреждений
Кировской области "Россия
без коррупции"

средства
областного
бюджета

30

10

10

10

департамент
образования Кировской
области

8.8.

Проведение областного
конкурса
учебно-методических работ
педагогов образовательных
учреждений Кировской
области "Противодействие
коррупции через
образование"

средства
областного
бюджета

30

10

10

10

департамент
образования Кировской
области

8.9.

Проведение
информационно-библиотечных
мероприятий по вопросам
антикоррупционной защиты
населения

в пределах
средств,
предусмотренных
на содержание
соответствующих
ведомств




x

x

x

департамент культуры
Кировской области,
областные
государственные
библиотеки (по
согласованию)

8.10.

Проведение конкурса среди
журналистов областных СМИ
на лучшее освещение
вопросов противодействия
коррупции

средства
областного
бюджета

900

300

300

300

департамент
информационной работы
Кировской области

8.11.

Публикация серии статей по
противодействию коррупции
для молодежи в средствах
массовой информации
молодежной направленности

средства
областного
бюджета

62,1

20,7

20,7

20,7

управление по делам
молодежи Кировской
области




Всего

средства
областного
бюджета

5190,1

1736,7

1726,7

1726,7







Итого

средства
областного
бюджета

6407,7

2185,7

2110,7

2110,7





Примечание: x - год реализации мероприятий.


Приложение N 2

к Программе


ПОКАЗАТЕЛИ

^ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


N
п/п

Цели Программы

Задачи Программы

Перечень целевых
показателей,
индикаторов

Еди-
ница
изме-
рения

2009
год,
оцен-
ка

2010
год

2011
год

2012
год

Источник
получения
информации

1.

Создание
системы
противодействия
коррупции в
Кировской
области

формирование
механизма
противодействия
коррупции;
совершенствование
организации
деятельности
органов
государственной
власти области по
размещению заказов
для государственных
нужд области;
организация и
проведение
экспертизы на
коррупциогенность
нормативных
правовых актов
Кировской области,
их проектов,
разработка
административных
регламентов по
оказанию
государственных
услуг и
осуществлению
государственных
функций;
организация и
осуществление
контроля за
соблюдением
государственными
гражданскими
служащими Кировской
области
ограничений,
установленных
законодательством о
государственной
гражданской службе,
и представлением
сведений о доходах,
об имуществе и
обязательствах
имущественного
характера

доля органов
исполнительной
власти Кировской
области и органов
местного
самоуправления,
внедривших
внутренний
контроль и
антикоррупционные
механизмы

%

x

50

80

100

органы
исполнительной
власти Кировской
области

экономия
бюджетных средств
при проведении
процедуры закупок
товаров, оказания
услуг, выполнения
работ для
государственных
нужд

%

3

не
менее
3

не
менее
3

не
менее
3

информация
департамента
государственных
закупок
Кировской
области

количество
нормативных
правовых актов и
проектов
нормативных
правовых актов
области, в
которых выявлены
коррупциогенные
факторы при
проведении
антикоррупционной
экспертизы
правовых актов

%

0,6

0,5

0,3

0,1

информация
правового
управления
администрации
Правительства
Кировской
области,
прокуратуры
Кировской
области

уровень
эффективности
антикоррупционной
экспертизы

%

x

60

70

80

информация
правового
управления
администрации
Правительства
Кировской
области,
прокуратуры
Кировской
области

количество
урегулированных
конфликтов
интересов на
гражданской
службе

%

100

100

100

100

информация
управления
организационной
и кадровой
работы
администрации
Правительства
Кировской
области

2.

Снижение уровня
коррупции, ее
влияния на
активность и
эффективность
бизнеса,
деятельность
органов
государственной
власти области
и органов
местного
самоуправления,
повседневную
жизнь граждан
на территории
области

мониторинг уровня
доверия
предпринимателей и
населения области к
деятельности
органов
государственной
власти области и
органов местного
самоуправления;
противодействие и
профилактика
коррупции в
экономической и
социальной сферах

уровень
коррупционности
органов
государственной
власти и органов
местного
самоуправления

%

x

50

30

15

информация из
социологических
опросов
информация из
социологических
опросов

процентная доля
граждан и
организаций,
сталкивавшихся с
проявлениями
коррупции

%

x

90

80

70

информация из
социологических
опросов

соотношение
количества
выявленных
коррупционных
правонарушений и
доли граждан и
организаций,
сталкивавшихся с
коррупцией

%

x

90

80

70

3.

Обеспечение
защиты прав и
законных
интересов
граждан,
общества и
государства от
проявлений
коррупции

содействие доступу
граждан и
организаций к
информации о фактах
коррупции;
формирование
антикоррупционного
общественного
сознания,
нетерпимости к
проявлениям
коррупции

уровень доверия
общества к
деятельности
органов
государственной
власти области и
органов местного
самоуправления

%

x

50

55

60




оценка гражданами
уровня
информационной
прозрачности
деятельности
органов
государственной
власти области

%

x

50

55

60




количество
граждан и
юридических лиц,
воспользовавшихся
горячей линией
"телефона
доверия"
(динамика
обращений)

%

x

20

30

50

информация
управления
делопроизводства
администрации
Правительства
Кировской
области

metodicheskoe-posobie-moskva-2008-razrabotano-metodicheskim-otdelom-cbs-gagarinskaya-tvorcheskoe-chtenie.html
metodicheskoe-posobie-moskva-redakcionno-izdatelskij-centr-2004-udk-577-1-bbk-28-072-ya-73.html
metodicheskoe-posobie-nizhnij-novgorod-2010-udk-378-146-159-9-bbk-88-3-74-58.html
metodicheskoe-posobie-obobshenie-opita-raboti-na-pravah-rukopisi-soderzhanie.html
metodicheskoe-posobie-organizaciya-i-provedenie-socialnih-turov-rekomendacii-po-turizmu-dlya-pozhilih-lyudej-i-invalidov-g-rostov-na-donu-2009-g.html
metodicheskoe-posobie-petrozavodsk-2010-rassmotreni-i-utverzhdeni-k-pechati-na-zasedanii-redakcionnoj-komissii-po-otrasli-nauki-i-tehniki.html
  • school.bystrickaya.ru/72-podgotovka-k-kontrolnim-rabotam-uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-230700-62.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-23-gribi-kak-vozbuditeli-boleznej-drevesnih-porod-2-chasa-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-domashnej.html
  • bukva.bystrickaya.ru/soveti-znajki-trudnosti-v-uchebe-tema-organizaciya-deyatelnosti-letnego-ozdorovitelnogo-lagerya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-magii-i-okkultizma-stranica-34.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-chajkovskogo-tehnologicheskogo-instituta-stranica-5.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkij-rasskaz-o-proroke-jnuse-mir-emu-stranica-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/pavlyukevich-i-stud-3-k-mo-fmo-nauch-ruk-frolcov-vv-programma-67-nauchno-prakticheskoj-konferencii-28.html
  • report.bystrickaya.ru/i-v-klassi-karulinskaya-srednyaya-shkola.html
  • testyi.bystrickaya.ru/52-proizvodstvennoe-oborudovanie-tehnicheskie-ustrojstva-pravila-promishlennoj-bezopasnosti-dlya-vzrivopozharoopasnih.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-tretem-paragrafe-chasterechnaya-transpoziciya-substantivaciya-v-tatarskom-yazike-v-sopostavlenii-s-russkim-yazikom.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-sovershenstvovanii-raboti-nauchnoj-biblioteki-i-sozdanii-elektronnoj-bibliotechnoj-sistemi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-moskve-v-hrame-hrista-spasitelya-sostoitsya-otkritie-mezhdunarodnogo-festivalya-socialnih-tehnologij-v-zashitu-semejnih-cennostej-za-zhizn-2012.html
  • college.bystrickaya.ru/2-zashita-arhitekturnih-pamyatnikov-i-istoricheskogo-naslediya-programmi-obucheniya-repressirovannih-36-11-iniciativi.html
  • report.bystrickaya.ru/i-vvedenie-a-istoriya-voprosa-i-cel-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general.html
  • university.bystrickaya.ru/esli-bi-ya-bil-prezidentom.html
  • uchit.bystrickaya.ru/starshij-doshkolnij-vozrast-individualnost-i-ee-razvitie-6.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mistectvo-yak-skladova-duhovno-kulturi-susplstva.html
  • school.bystrickaya.ru/2-obshie-polozheniya-posobie-k-metodike-opredeleniya-kriteriev-bezopasnosti-gidrotehnicheskih-sooruzhenij-rd-153-34-2-21-342-00.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svedeniya-o-pereocenkah-nematerialnogo-aktiva-kommentarii-po-primeneniyu-nsbu-13-uchet-nematerialnih-aktivov.html
  • student.bystrickaya.ru/2-organizacionno-metodologicheskie-osnovi-ucheta-zatrat-na-proizvodstvo.html
  • institut.bystrickaya.ru/test-bileti-dlya-proverki-ostatochnih-znanij-po-discipline-teoriya-mehanizmov-i-mashin.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-minskogo-gorodskogo-komiteta-belorusskogo-profsoyuza-rabotnikov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-071301-65-narodnoe-hudozhestvennoe-tvorchestvo-horeografiya-kvalifikaciya-hudozhestvennij-rukovoditel-horeograficheskogo-kollektiva-prepodavatel-tyumen-2010.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-4115-4-vneshneekonomicheskaya-politika-tovarnaya-i-tehnologicheskaya-specializacii-regiona-ocenka-effektivnosti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-elektiva-kafedri-biomedicinskoj-etiki-etiket-etika-i-pravo-v-medicine-36chas12chas-l24chas-s.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-pyataya-catherine-george-lair-of-the-dragon.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rumyanceva-a-v-stenograficheskij-otchet-zasedanie-sekcii-7-antikorrupcionnij-monitoring-i-antikorrupcionnaya-ekspertiza.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pdgotovka-j-pochatok-povstannya-bogdan-hmelnickij.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zapiski-iz-keli-hodzyoki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-rabot-d-f-m-nauk-v-l-bichkova-avilova-i-v-bichkov-v-l-kasyanov-v-a-podlubnij-l-i-raschet-veroyatnostej-radiacionnih-processov-pri-pomoshi-metoda.html
  • desk.bystrickaya.ru/podgotovka-detej-invalidov-k-semejnoj-i-vzrosloj-zhizni-kak-zadacha-roditelej-i-specialistov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-nizhnim-chinam-kubanskogo-vojskovogo-duhovogo-orkestra-iz-istorii-kubanskogo-kazachego-hora.html
  • testyi.bystrickaya.ru/821512141-bashkirskaya-literatura-ukazatel-cheboksari.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-v-shilov-kompyuternaya-vyorstka-v-v-shilov-stranica-13.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-evolyuciya-doktrinalnih-polozhenij-o-vzaimosvyazi-mezhdunarodnogo-i-vnutrennego-prava-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.