.RU

Образовательная программа повышения квалификации «Стратегический менеджмент образовательной организации» (для руководителей образовательных учреждений) Авторский коллектив




Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

«СОГЛАСОВАНО»
«ДОПУЩЕНО»

Для представления в ЭК КО _________________________

Ректор СПбАППО С.В. Жолован

«_____»___________ 2011 г.

Для размещения в реестре программ КО

____________ ( )

Протокол заседания ЭК № ____от «___»_______2011 г.



^ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
повышения квалификации


«Стратегический менеджмент образовательной организации»

(для руководителей образовательных учреждений)


^ Авторский коллектив:

Сизова Марина Борисовна, к.п.н., доцент кафедры управления и экономики образования;

Гришина Ирина Владимировна, д.п.н., профессор, зав. подразделением «Институт развития образования»;

Волков Валерий Николаевич, к.п.н., доцент кафедры управления и экономики образования;

Тютикова Ирина Борисовна, методист кафедры управления и экономики образования.

Общие сведения об ОП:

Всего слушателей - 24

Лекционных групп - 1

Практических групп - 2

Общее кол-во часов на одного слушателя – 122 час.

Из них:

Кол-во аудиторных часов – 72 час.

Кол-во часов на самостоятельную работу слушателей

(выполнение выпускной работы) – 50 час.

Аудиторная нагрузка включает в себя:

лекционных часов – 38 час.

практических часов – 34 час.

Из них:

без деления на подгруппы – 22 час.

с делением на подгруппы (деловые игры, тренинги, работа в компьютерном классе) – 12 час. (

Консультации по процедурам текущего контроля – 4 час.

Проверка работ текущего контроля (0,15 час. ∙ 24 слуш. ∙ 2 работы) – 7 час.

Консультации по выполнению выпускной аттестационной работы – 4 час.

Проверка выпускных аттестационных работ слушателей (0,5 час.∙24 слуш.) – 12 час.

Работа членов ГАК – 36 час.

Общая педагогическая нагрузка – 147 час.


Санкт-Петербург

2011 г.

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию


Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования






«УТВЕРЖДАЮ»





Ректор СПбАППО


_______________________ С.В. Жолован

«____»_____________2011 г.









^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

образовательной программы повышения квалификации

«Стратегический менеджмент образовательной организации»

(для руководителей образовательных учреждений)


^ Цель: формирование профессиональной компетентности руководителей в сфере стратегического управления учреждением

Категория слушателей: руководители учреждений образования со стажем более 3 лет

^ Срок обучения: 72 часа, 19 недель, 5 месяцев

Режим занятий: без отрыва от производства, 4 часа в день


№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практ

1.

Правовые и экономические основы управления как фундамент стратегического менеджмента.

18

12

6

устный зачет

2.

Стратегический менеджмент

18

12

6




3.

Кадровая политика как ключевое звено стратегического менеджмента

18

12

6

деловое эссе

4.

Информационные технологии как стратегический управленческий ресурс

18

6

12







Итоговый контроль:

-

-

-

выпускная работа (проект)




ИТОГО

72

38

34





Заведующий кафедрой управления

и экономики образования С.В.Жолован


Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию


Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования



«УТВЕРЖДАЮ»


_____________________________

Ректор СПбАППО С.В. Жолован

«____»_____________2011 г.






^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

образовательной программы повышения квалификации


«Стратегический менеджмент образовательной организации»

(для руководителей образовательных учреждений)


^ Цель: формирование профессиональной компетентности руководителей в сфере стратегического управления учреждением

Категория слушателей: руководители учреждений образования со стажем более 3 лет

^ Срок обучения: 72 часа 19 недель, 5 месяцев

Режим занятий: без отрыва от производства, 4 часа в день




п/п

Наименование разделов (дисциплин), учебных модулей и тем


Всего

часов


В том числе:


Формы

контроля










Лекции

Практические занятия




1.

^ Правовые и экономические основы управления как фундамент стратегического менеджмента.

18

12

6

устный зачет

1.1.

Правовые основы деятельности руководителя образовательного учреждения




4

4




1.2.

Система экономических отношений и экономическая теория.




8

2




2.

Стратегический менеджмент

18

12

6




2.1.

Сущность и функции стратегического менеджмента




4

2




2.2.

Планирование выбора стратегической позиции: стратегическая сегментация, выбор позиции в конкуренции




4

2




2.3.

Инновационный менеджмент




4

2




3.

^ Кадровая политика как ключевое звено стратегического менеджмента

18

12

6

деловое эссе

3.1.

Персонал организации. Кадровая политика организации




4

4




3.2.

Методы управления персоналом. Профессиональная адаптация персонала




4

2




3.3.

Развитие кадрового потенциала в системе стратегического менеджмента




4

-




4.

^ Информационные технологии как стратегический управленческий ресурс

18

6

12




4.1.

Информатизация общества.

Автоматизация управленческого труда




2

8




4.2.

Информационные технологии как ресурс развития управленческого потенциала сферы образования




4

4







Итоговый контроль










выпускная работа (проект)




Итого

72

38

34






Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию


Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования


^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


«Стратегический менеджмент образовательной организации»

(для руководителей образовательных учреждений)


1. Введение


С конца XX в. в России происходят качественные изменения всех основных компонентов образования: целей, содержания, методов, форм, ожидаемых результатов, позиций и ценностей участников образовательного процесса. Как следствие, управление современной отечественной школой значительно усложнилось. Усложнение задач управления ведет к последовательным поискам оптимальных вариантов его организации, и в первую очередь, стратегического планирования деятельности.

Оптимизация управления в системе образования, как в других сферах социального бытия человека, предусматривает учет разных факторов, которые влияют на данный процесс (политических, экономических, законодательных и т.д.). Важное место среди них занимают социально-психологические факторы, которые связаны с учетом индивидуально-психологических особенностей людей и закономерностей их взаимодействия в социальных группах. Следует подчеркнуть, что сегодня сложность управленческих проблем во всех типах социальных организаций, в том числе и в образовательных учреждениях, успешно преодолевается в ходе применения стратегических методов управления.

Стратегический менеджмент в системе образования в целом чаще всего определяют как процесс выработки решений, разработки и реализации действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности, планирования, организации, регулирования и контроля за деятельностью образовательных служб. Предметом стратегического планирования может стать любая деятельность, например, организация учебно-воспитательного процесса, трудовые отношения, маркетинг, финансы, персонал, технологические возможности, улучшение качества услуг и т. д.

Дополнительная профессиональная образовательная программа подготовки специалистов «Стратегический менеджмент образовательной организации» разрабатывалась с учетом следующих нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Концепция модернизации образования в России;

- Концепция постдипломного образования руководящих педагогических кадров;

- общие положения Государственного образовательного федерального стандарта к дополнительному профессиональному образованию;

- государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" (для руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений) (утв. Министерством образования РФ 14.11.2003 № ГТППК 31/36).

В методологическом плане образовательная программа строилась на основе концепции единства познания и деятельности, а также гуманитарно-аксиологической концепции постдипломного образования.

При определении содержания образования учитывался современный уровень развития ведущих для данного цикла наук: теории управления, теории организации, социальной и отраслевой психологии, педагогики, экономики, права. В образовательной программе предполагается актуализация практического опыта руководства, его осмысление и проектирование нового на основе полученной информации.

^ Цель программы: формирование профессиональной компетентности руководителей в сфере стратегического управления учреждением

Основная цель может быть реализована посредством решения следующих задач:

Вместе с тем важнейшими задачами обучения руководителей школ в системе постдипломного образования являются: изучение передового педагогического и управленческого опыта; совершенствование общепедагогических и управленческих умений на основе новейших достижений наук; стимулирование стремления слушателей к овладению стратегическими методами управления; развитие творческой направленности в управлении школой и личной деятельности руководителей; стимулирование самообразования в межкурсовой период.

Организуя подготовку специалистов по программе «^ Стратегический менеджмент образовательной организации», СПбАППО ориентируется на реальные условия, в которых осуществляется труд менеджеров в образовании, в связи с этим образовательные задачи курса решаются сочетанием лекций, семинаров, деловых игр, целостно представляющих современную управленческую деятельность; при этом аналитические и практико-ориентированные занятия сочетаются с самостоятельной работой слушателей;

-- менеджер образовательного учреждения как профессионал проявляет в деятельности свои личностные, профессионально значимые качества, в связи с этим - для продуктивной деятельности в русле стратегического менеджмента руководитель образовательного учреждения должен быть ориентирован в методологических, психолого-педагогических, правовых, культурологических экономических проблемах управления образованием.

Образовательная программа ориентированна на модель профессиональной деятельности менеджера образовательного учреждения, конструирование которой учитывает особенности стратегической составляющей деятельности менеджера в сфере образования, наличие (или отсутствие) базовой подготовки и основана на современном концептуальном понимании особенностей и перспектив развития системы образования в России и Санкт-Петербурге.

Индивидуально-профессиональная ориентация в обучении менеджеров образовательных учреждений реализуется в отборе содержания на различных содержательных уровнях (методологическом, профессиональном, культурологическом и др.) и при комплектовании групп (в соответствии с опытом, уровнем подготовки и желанием слушателей). Для достижения системного видения стратегии развития ОУ в условиях педагогической реальности для слушателей вводятся специальные тренинговые, игровые и др. занятия с использованием активных методов обучения.

Курс представляет органическую систему лекционных, семинарских и практических занятий, в результате освоения которых у слушателей будет создано информационное поле, включающее в себя: теоретический, практический и прогностический аспекты современного видения стратегической управленческой деятельности в системе образования.

Реализация образовательной программы подготовки специалистов обеспечивается профессорско-преподавательскими кадрами высокой квалификации (профессора, доценты, методистов по учебным дисциплинам, руководители образовательных систем различного уровня).


2. Структура курса


Модуль 1. Правовые и экономические основы управления

как фундамент стратегического менеджмента.


Тема 1. Правовые основы деятельности руководителя образовательного учреждения.


Нормативная база российского образования. Положения Конституции РФ об образовании и Конституционные гарантии в области образования. Принципы государственной политики в области образования. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей. Общедоступность образования. Светский характер образования. Плюрализм в образовании. Государственные гарантии приоритетности образования.

Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании". Права, обязанности, полномочия и ответственность физических и юридических лиц в области образования, их правовое регулирование. Государственные образовательные стандарты. Разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней.

Правовой статус государственного и муниципального образовательного учреждения. Образовательное учреждение и его компетенции. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Негосударственные образовательные учреждения.

Законодательная база организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Устав как правовая основа организации деятельности образовательного учреждения. Образовательные программы и их реализация. Формы получения образования. Образовательные учреждения. Управление образовательным учреждением. Порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения.

Образовательное учреждение как субъект трудовых отношений. КЗоТ РФ и порядок регулирования трудовых отношений в сфере образовательной деятельности. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Права и социальная защита субъектов образовательной деятельности.

Порядок финансирования и предоставляемые налоговые льготы. Аренда. Платные дополнительные образовательные услуги и порядок их представления.


^ Тема 2. Система экономических отношений и экономическая теория.


Основные типы экономических систем, экономическая стратегия и политика, экономические законы и государственные регуляторы. Экономическая роль государства. Основные понятия собственности и экономические интересы.

Понятие системы образования, типы и виды образовательных учреждений. Формирование экономических моделей образовательного учреждения: структура, финансово – хозяйственный механизм.

Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Коммерческие и некоммерческие организации: цели, задачи, организационно-правовые формы. Воздействие собственности на экономические интересы. Специфические экономические интересы.

Современные тенденции измерения конкурентоспособности и перемещения трудовых ресурсов. Международное движение капитала и рабочей силы. Острота и масштабы миграционных проблем в РФ. Проблема "утечки умов".

Макроэкономические проблемы инфляции и безработицы; теория спроса и предложения; экономический рост; потребительский выбор, издержки и предложение; формы конкуренции; регулирование и дерегулирование; факторные рынки и распределение доходов.

Национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, особенности социальной сферы, расходы на систему образования.

Международные показатели в области образования. Зарубежные модели образовательных систем. Ведущие тенденции развития, оценка качества образования.


^ Модуль 2. Стратегический менеджмент.


Тема 1. Сущность и функции стратегического менеджмента

Сущность стратегического менеджмента. Функции стратегического менеджмента. Принципы и функции стратегического менеджмента в образовательном учреждении.

Цикл стратегического менеджмента. Формулировка миссии организации. Определение целей организации. Стратегический анализ. Управленческое обследование.

SWOT-анализ. Определение стратегии развития ОУ в контексте имеющихся тенденций и приоритетов ОС различных уровней (международные, федеральные и региональные документы, локальная аналитика).

Управленческие системы: долгосрочное планирование, стратегическое планирование. Анализ позиций в конкурентной борьбе. Процедура стратегического планирования. Управление посредством выбора стратегических позиций и путем ранжирования стратегических задач. Система чрезвычайных мер при возникновении новой проблемы стратегической важности. Стратегический потенциал учреждения. Проектирование систем управления.

^ Тема 2. Планирование выбора стратегической позиции: стратегическая сегментация, выбор позиции в конкуренции.

Понятие о стратегии. Процесс выработки стратегии. Трудности при освоении процесса выработки стратегии. Стратегии социального управления в системе школьного образования. Стратегическая сегментация. Оценка стратегической гибкости. Логика планирования для достижения стратегических позиций организации, образовательного учреждения. Разработка стратегии развития образовательной системы школы.

Школа как открытая система. Социальные факторы, оказывающие существенное влияние на изменения, происходящие в школе. Стратегии развития российской системы образования. Социальный заказ общества школе. Социальные заказчики школы. Социальный контингент школы. Миссия школы. Учет социальных факторов при разработке стратегии развития школы.

Программа развития ОУ. Управление деятельностью образовательного учреждения на основе программы его развития. Механизмы управления реализацией программы: функциональный и институциональный подходы. Формы работы коллектива на различных этапах реализации программы. Методика работы с социальными партнерами в условиях реализации программы развития ОУ, содержащей эксперимент.

^ Тема 3. Инновационный менеджмент.

Тенденции и разновидности развития, управление развитием. Понятие инновации, инновационного процесса, инновационной деятельности как фактора обновления и регулирования образовательных процессов. Классификация инноваций, взаимосвязь инноваций с развитием науки и техники, стимулирование применения инноваций в производстве,

Задачи и функции инновационного менеджмента.

Социально-психологические аспекты регулирования отношений между людьми, возникающие в процессе выполнения научных исследований, разработок и производственной деятельности

Организация инноваций в ходе стратегического планирования. Особенности и задачи организации инновационных процессов.

Понятие "'эффективности инноваций'", основные принципы оценки инновационного проекта. Виды эффективности: комплексная, научно-техническая, социальная, экономическая. Методы оценки экономической эффективности инновационных проектов.

Цели и задачи стратегического управления инновациями. Формы и методы стратегического управления инновациями.

Организация опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности как условие и фактор развития ОУ. Особенности ОЭР и исследовательской деятельности в разных типах учебных заведений.


^ Модуль 3. Кадровая политика как ключевое звено стратегического менеджмента.



na-soveshanii-asdg-tradicionno-bila-predstavlena-analiticheskaya-spravka-ob-itogah-deyatelnosti-organov-po-upravleniyu-municipalnim-imushestvom-gorodov-sibiri-dalnego-vostoka-i-urala-za-2002-god.html
na-soveshaniyah-pri-direktore-rassmatrivalis-voprosi-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
na-sovremennom-etape-mirovogo-razvitiya-odnoj-iz-prioritetnih-zadach-kirgizstana-nesomnenno-yavlyaetsya-formirovanie-vneshnepoliticheskoj-strategii-ot-togo-naskolko-stranica-4.html
na-sovremennom-etape-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-filosofskie-aspekti.html
na-spirtnie-napitki.html
na-stavropole-obrushatsya-livni-internet-resurs-1777ru-18082011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-19-avgusta-2011-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/talbot-majkl-golograficheskaya-vselennaya-stranica-6.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovnie-funkcii-mvf-sushnost-formi-i-etapi-mezhdunarodnoj-ekonomicheskoj-integracii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kompleksnogo-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-gorodskogo-okruga-protvino-kak-naukograda-rossijskoj-federacii-na-2007-2011-godi-g-protvino-2007-g.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sergeya-shojgu-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-25-fevralya-2010-g.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobstvennost-i-eyo-formi-stranica-4.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11obshie-pokazateli-municipalnoj-sistemi-obrazovaniya-programma-razvitiya-sistemi-obrazovaniya-municipalnogo-rajona.html
  • writing.bystrickaya.ru/harakteristika-acetilenovih-uglevodorodov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pribori-dlya-baktericidnoj-obrabotki-sred-obluchateli-ceni-na-interesuyushuyu-vas-produkciyu-mozhno-utochnit-u-menedzhera.html
  • control.bystrickaya.ru/biznes-obrazovanie-v-rossii-stranica-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sooruzheniya-transporta-avtomobilnie-dorogi-dbn-v-3-4-2000---gosstroj-ukraini-kiev-2000.html
  • crib.bystrickaya.ru/gustav-majrink-valpurgieva-noch-chernie-ptici-gustava-majrinka-stranica-8.html
  • turn.bystrickaya.ru/pamyatka-licenziatu-zakonnost-ispolzovaniya-zanimaemih-ploshadej-dogovor.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informaciya-o-finansirovanii-gorodskih-celevih-programm-iz-mestnogo-byudzheta.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-8-sistemi-mimansa-i-vedanta-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-520400-filosofiya-podgotovki.html
  • spur.bystrickaya.ru/letn-yaya-ekzamenacionn-aya-sessi-ya-2009-2010-uch-g-od.html
  • college.bystrickaya.ru/13-vidi-strahovaniya-1-etapi-stanovleniya-rossijskogo-strahovaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/denezhnij-oborot-i-obrashenie-chast-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obuchenie-personala-kak-osnova-uspeshnoj-raboti-organizacii-stranica-7.html
  • assessments.bystrickaya.ru/centr-dosuga-i-sporta-hamovniki.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nastavlenie-stranica-12.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-zapadno-evropejskoj-muziki-do-1789-goda-tom-pervij-po-xviii-vek-stranica-45.html
  • tasks.bystrickaya.ru/10-stroitelnij-generalnij-plan-razrabotka-proektov-organizacii-stroitelstva-i-proektov-proizvodstva-rabot.html
  • learn.bystrickaya.ru/funkciya-glotaniya-uchebno-metodicheskoe-posobie-vdvuh-chastyah.html
  • urok.bystrickaya.ru/pri-zapuske-programmi-na-ekrane-poyavlyaetsya-glavnoe-okno-bank-klient-s-uzhe-otkritimi-platyozhnimi-porucheniyami-o-chyom-mozhno-sudit-po-zagolovku-vkladka.html
  • spur.bystrickaya.ru/leksika1-prikaz-ot-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strugackij-gadkie-lebedi-stranica-2.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-prezidenta-rossijskogo-soyuza-rektorov-rektora-mgu-imeni-m-v-lomonosova-vice-prezidenta-ran-akademika-v-a-sadovnichego.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prakticheskie-zadaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mou-sosh-st-evsino-uchebno-metodicheskij-kompleks-kompyuternaya-grafika-adobe-photoshop-metodicheskaya-razrabotka.html
  • education.bystrickaya.ru/1-organizacionnie-osnovi-predpriyatiya-11-stranica-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sredstva-massovoj-informacii-i-vibori-voprosi-i-otveti-stranica-8.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-8-hristiane-v-vosmom-veke-k-v-somovu-prinadlezhat-ocherki-iz-istorii-hristianstva-kotorie-pechatalis.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/leonid-vasilevich-zholudev-stalnaya-eskadrilya-annotaciya-izdatelstva-stranica-14.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vladimir-bogolyubovo-suzdal-2-dnya-1-noch-perechen-marshrutov-firmi-tur-lajt.html
  • lesson.bystrickaya.ru/turtles-favorite-fish-essay-research-paper-the.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.