.RU

Общая характеристика образовательной области


История

Авторский коллектив: Л. Н. Алексашкина (руководитель), Л. Н. Боголюбов (введение в п.1.1.), Н. И. Ворожейкина, Е. А. Гевуркова, Г. В. Клокова.

Источник:

Учебные стандарты школ России (государственные общеобразовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования). Книга первая. М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998.


1. Общие положения

1.1. Общая характеристика образовательной области

Общество как объект изучается комплексом общественных наук. Однако предмет изучения у них различен. Предметом исторической науки является прошлое в его конкретности и неповторимости.

Предметом других общественных наук являются либо общие за­кономерности социального развития в целом, либо современные тенденции развития отдельных сфер общественной жизни.

Различие между социально-гуманитарным образованием и исто­рическим образованием обусловливается наличием двух групп об­щественно-исторических наук. Первую группу составляют собственно исторические науки. Вторую — другие общественные науки.

Исторические науки (история как наука) изучают события про­шлого человечества в их индивидуальном облике и многообразии. Общественные науки второй группы изучают существующую дейст­вительность, как правило, в обобщенном виде. Первые дают пре­имущественно «вертикальный», вторые — «горизонтальный» срез развития общества. Ведущим для первой группы наук является ис­торический подход к изучению общества, для второй — логический или структурный подход.

Другие исследователи выделяют три фундаментальные сферы в рамках обществознания:

Первая сфера — это собственно историческая наука, задача ко­торой — воссоздание уже минувших исторических событий. Другие сферы — это науки, объект исследования которых непосредственно наблюдаем.

Следует также указать на оправдавшую себя традицию двух цик­лов (исторических и социальных дисциплин), существующую в оте­чественном и мировом опыте школьного преподавания. Попытка объединить два учебных курса в советской школе 20-х гг. привела к разрушению как исторического, так и обществоведческого образо­вания.

Из сказанного ясно, что историческое образование не может заменить обществоведческое образование в специальном, узком смысле слова, а обществоведческое образование не заменяет обра­зования исторического. Каждое из них имеет самостоятельную цен­ность.

Между ними существует тесная связь. В интерпретации прошлого широко используются понятия и категории других общественных наук. Формирование понятий и обобщенных выводов общественных наук осуществляется с опорой на исторический опыт.


^ 1.2. Цели исторического образования

Целями исторического образования являются:

Названный объект может быть представлен на разных уровнях: история человека, история социальных групп и социумов; история всемирная — история цивилизаций и государств — история этнонациональная — история региональная — история края. Основные содержательные доминанты школьного курса — история Отечества и всеобщая история.

В связи с введением наряду с федеральным национально-регио­нального и школьного компонентов образования роль краеведения в учебной и внеурочной работе по истории (как и другим дисципли­нам гуманитарного и естественнонаучного циклов) значительно воз­растает. На уроках отечественной истории учащиеся знакомятся с прошлым своей области, края, автономного округа. Вместе с тем в содержание учебных занятий включаются сведения о родном горо­де, селе, районе, прошлом семьи. У учащихся разных регионов России конкретные знания о крае будут различными, вариативными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев — по исто­рии ближнего и дальнего зарубежья. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России; республики, входящей в состав Российской Федерации; более крупного, в том числе цивилизационного, региона (в составе нескольких территорий или стран, объединенных узами экономических, национальных, религиозных и культурных исторических связей), как частица всемирной истории.

Дидактическая значимость и воздействие истории состоят в из­ложении последовательности свершившихся в прошлом уникальных, неповторимых и необратимых человеческих деяний и событий, где следствия позволяют судить о причинах и сути происшедшего. От­сюда иная, чем в социологии и других общественных дисциплинах, хронологически выстроенная структура предмета «история».

История представляет человека, событие, ситуацию в их конкрет­ности, целостности социальных, нравственно-этических, материаль­ных, идеологических, культурологических и других отношений. Ей присуща особая методология познания, сочетающая элементы ис­торического и логического анализа. Этим и многим другим опреде­ляется место истории в системе общего школьного образования.

История не может быть ни заменена каким-либо набором антроповедческих или обществоведческих курсов, ни растворена в них. Более того, история как учебная дисциплина составляет вертикаль, стержень гуманитарных, обществоведческих курсов в основной и полной средней школе. История обеспечивает всей системе школь­ного образования, в том числе и предметам естественнонаучного, эстетического, технологического циклов, необходимый гуманитар­ный и исторический аспекты. История представляет многообразную картину социального, нравственного, коммуникативного, созидатель­ного и другого опыта людей. Методы исторического познания с их диалектикой исторического и логического также имеют общеобра­зовательное значение.


^ 1.3. Место предмета в базисном учебном плане

Проект Государственного образовательного стандарта по исто­рии составлен, исходя из следующих положений:




^ 1.4. Содержательные линии стандарта

Исходя из приведенной выше характеристики объекта изучения истории, определяются основные содержательные линии школьного исторического образования. Они представляют аспектный состав исторического знания, раскрывающий историю в ее разносторон­ности и многоплановости. Содержательные линии определяют ос­новные компоненты школьных курсов истории (историю людей и государств, политики и культуры и т. д.). Стандарт, таким образом, не предписывает логику изложения учебного материала в отдельных курсах истории и не заменяет школьную программу. Это документ, который «задает» состав знаний и уровень их предъявления и усвое­ния школьниками. На этой основе разрабатываются программы и учебники, которые и представляют картину истории в хронологи­ческой последовательности событий, явлений, процессов.

Основные содержательные линии школьного исторического об­разования:

I. Историческое время. Счет лет и периодизация событий и про­цессов (год, век, тысячелетие, эпоха); цикличность в истории; син­хронность и асинхронность исторического движения.

II. Историческое пространство. Карты локально-исторических цивилизаций, центр и периферия в развитии цивилизаций. Дина­мика географических, экологических, этнических факторов разви­тия человека и общества; изменение геополитической карты своей страны и мира.

III. Историческое движение.

1. Человек в истории — развитие человека в различные истори­ческие эпохи: а) потребности, интересы, мотивы действий; б) вос­приятие мира, ценности; в) условия жизни и быта.

2. Эволюция трудовой деятельности человека, развитие матери­ального производства, техники. Изменение характера экономичес­ких отношений между людьми в истории.

3. История человеческих общностей в разные эпохи: а) этничес­кие общности (племя, народность, нация) и процессы; б) динамика развития социальных групп, слоев, сословий, классов и социальные движения в истории.

4. Процессы образования и развития государств, их исторические формы. Основные вехи политической истории стран и народов мира.

5. История познания человеком окружающего мира, развитие идеологии (религиозные и светские учения), общественной мысли, научных идей.

6. История культуры народов мира: духовная и материальная культура; многообразие и динамика этических и эстетических сис­тем и ценностей; историческая преемственность и культурное на­следие; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру.

7. История отношений между народами, обществами, цивилиза­циями (соседство, преемственность, завоевания и др.). Проблема войны и мира в истории.

В соответствии с названными линиями формируется содержание полного предметного цикла, представляющего собой изложение истории с древности до наших дней. Такой цикл может быть рас­считан на линейное изучение истории в V—XI классах или на кон­центрическую структуру предмета — V—IX классы и X—XI классы (в этом случае полный цикл изучается в основной школе).

Как уже отмечено, существуют разные уровни представления истории — история всемирная, история государств и народов, исто­рия региональная и др. В настоящем стандарте базовое содержание школьных курсов истории определено на уровнях всемирной исто­рии и отечественной истории (см. раздел 2 для основной школы). Первый уровень предусматривает высокую степень обобщения ис­торического материала, глобальные и цивилизационно-региональные характеристики исторического развития (при этом особое вни­мание уделяется российской цивилизации). На втором уровне дает­ся более конкретное хронологически-событийное изложение отечественной истории. При разработке учебных программ это из­ложение дополняется региональным, историко-краеведческим ма­териалом.


^ 1.5. Структура стандарта

Требования к исторической подготовке школьников определя­ются по ступеням образования (V—IX, X—XI классы) с учетом об­щего объема учебного времени, возрастных возможностей и психо­логических особенностей учащихся. Такие требования представля­ются: а) по пропедевтике исторических знаний; б) по циклу основной (9-летней) школы; в) по циклу полной средней школы.

Требования включают следующие компоненты:

1. Базовое содержание исторического материала. Оно изложено в форме перечней (номенклатуры) по четырем историческим эпо­хам: первобытность и история древнего мира; история средних ве­ков; история нового времени; новейшая история. Учитывая то, что проблемы периодизации названных эпох в науке являются дискус­сионными, составители требований не указывают однозначных хро­нологических рубежей. При распределении материала по упомяну­тым четырем разделам принята следующая рамочная периодизация: история древнейших цивилизаций — I тыс. до н. э. — середина I тыс. н. э.; история средних веков — середина I тыс. н. э. — рубеж XVI— XVII вв.; новое время — рубеж XVI—XVII вв. — рубеж XIX—XX вв.; новейшее время — с начала XX в. Содержание представлено по аспектным линиям, т. е. в логике, отражающей состав знаний, а не последовательность их предъявления, присущую учебным програм­мам. В Стандарте лишь перечислены основные исторические явле­ния, события, процессы, изучаемые в школьных курсах. Характер их описания, степень конкретизации определяются в программах и учеб­никах в зависимости от типа и назначения курса, возрастных воз­можностей учащихся и др. Проблемы исторических концепций, логики изложения материала также решаются составителями программ и учебников.

Наряду с номенклатурой исторических знаний определяется ха­рактер предъявления учебного содержания: процесс обучения обес­печивает учащимся возможность «знать ...», «представлять ...», «по­нимать ...». Речь идет о широком определении знаний, имеющих общее познавательное и мировоззренческое значение. При этом тер­мин «знать» чаще относится к конкретным датам, фактам, событи­ям, именам, «представлять» — к общим характеристикам, поняти­ям, идеям. Термин «понимать» предполагает помимо названных и оценочные знания. Трактовка трех названных терминов носит ус­ловный характер (понимание чего-либо предполагает и знания, и представления и т. д.) и определяется исходя из конкретной позна­вательной ситуации.

2. Требования к уровню подготовки учащихся. Они выражены фразой «ученик должен», за которой следуют перечни действий школьников в единстве содержательной и деятельностной сторон: называть ..., сравнивать ..., давать оценку ..., объяснять причины ... и т. д.

Требования адресованы педагогу-историку, отсюда их профес­сионально высокие формулировки. Предполагается, что эти и дру­гие требования предъявляются учащимся в виде серий адаптирован­ных к их восприятию и возможностям вопросов и заданий. Задания могут быть разноуровневыми по сложности, с поэлементными, вспо­могательными вопросами.

На основе требований к содержанию и представлению учебного материала и к обязательной подготовке ученика, разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки уровня учебной подготовки школьников по истории, вы­полнения требований стандарта.


^ 2. Обязательный минимум содержания исторического материала

2.1. Основная школа

Историческая пропедевтика («предварительное обучение») обес­печивает переход от интегративной начальной ступени образования к предметной в основной школе. Оптимальную основу для «введе­ния в историю» составляет История отечества. Возможны различ­ные подходы к модели пропедевтического курса родной истории. При любых вариантах в содержание пропедевтических знаний включа­ются элементарные представления, связанные с основными харак­теристиками истории, пробуждающие интерес к предмету.

nauchno-prakticheskaya-konferenciya-orgkomitet.html
nauchno-prakticheskaya-konferenciya-po-monitoringu-zakonodatelstva-i-pravoprimeneniya-otkritie-konferencii-i-plenarnoe-zasedanie-24-iyunya-2010-goda-stranica-3.html
nauchno-prakticheskaya-konferenciya-po-monitoringu-zakonodatelstva-i-pravoprimeneniya-zasedanie-sekcii-2-realizaciya-reshenij-konstitucionnogo-suda-rossijskoj-federacii-25-iyunya-2010-goda-stranica-2.html
nauchno-prakticheskaya-konferenciya-prepodavanie-karelskogo-vepsskogo-finskogo-yazikov-v-kgpu-itogi-i-perspektivi.html
nauchno-prakticheskaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-09-00-17-00.html
nauchno-prakticheskaya-konferenciya-shkolnikov-pervie-shagi-v-nauku-nauchno-issledovatelskaya-rabota-po-russkomu-yaziku-okkazionalizmi-i-ih-rol-v-gazetnoj-publicistike.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nacionalnij-doklad-o-kadastre-stranica-14.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/russkij-nacionalnij-harakter-po-povesti-n-s-leskova-ocharovannij-strannik.html
  • writing.bystrickaya.ru/biznes-plan-firmi-strojindustriya.html
  • control.bystrickaya.ru/centr-zashiti-prav-abiturientov-nachal-svoyu-rabotu-v-spbgu-stranica-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/l-m-lemkul-prazdnichnij-stol-chast-29.html
  • crib.bystrickaya.ru/innovacionnij-pedagogicheskij-opit-kak-faktor-modernizacii-regionalnoj-sistemi-obrazovaniya-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-aktualnie-voprosi-lizhnogo-sporta-itogi-sportivnogo-goda-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-universitetov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-organizaciya-truda-konspekt-lekcij-po-discipline-ekonomika-truda-i-socialno-trudovie-otnosheniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-25-noyabrya-2009-g.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-309-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-tatarstan-na-2005-2010-godi-i-iv.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-15-filosofskie-problemi-nauki-i-tehniki-uchebnik-dlya-studentov-estestvennonauchnih-fakultetov.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-harakteristiki-pravovie-i-normativno-tehnicheskie-osnovi-obespecheniya-bzhd-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskie-klassnie-chasi-publichnij-doklad.html
  • urok.bystrickaya.ru/prakticheskaya-rabota-po-kursu-rinok-cennih-bumag-fundamentalnij-analiz-prakticheskaya-chast.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-moskovskoj-oblasti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-v-forme-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-po-napravleniyu-magisterskoj-podgotovki-270800-stroitelstvo-voprosi.html
  • urok.bystrickaya.ru/potencialnogo-postavshika-prikaz-31-1-ot-18-iyunya-2010-goda-konkursnaya-dokumentaciya-dlya-uchastiya-v-konkurse.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleksnij-razdel-233-kak-vesti-polovuyu-zhizn-vo-vremya-zanyatij-cigunom-kommentarii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-na-inostrannih-yazikah-byulleten-novih-postuplenij-literaturi-v-nauchnuyu-biblioteku-kubgu-maj-2007-g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravochnik-ucheb-posobie-dlya-vuzov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-speckursa-ihtiologiya-specialnost-020201-65-biologiya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pesn-o-rolande-stranica-10.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-v-kotlyarov-osvobozhdenie-ot-stranica-20.html
  • pisat.bystrickaya.ru/starie-metki-bekgraund-zalivka-mramor-mramornie-uzori-rozovij-mramor-tekstura-tekstura-kamnya-tekstura-metalla-fon-fotoshop-stranica-5.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-differencialdi-tedeuge-keltrletn-esepter.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-ekonomika-otrasli-dlya-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-mashinostroeniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/the-system-of-government-of-great-britain-na-baze-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-specializaciya-organizaciya.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogi-i-perspektivi-raboti-istoricheskoe-obrazovanie-v-evrope-10-let-sotrudnichestva-mezhdu-rossijskoj-federaciej-i-sovetom-evropi.html
  • books.bystrickaya.ru/doma-konsaltinga-chto-delat-konsalt.html
  • desk.bystrickaya.ru/peremivanie-kostej-ivoprosi-voprosi-voprosi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4raspredelenie-rashodov-po-celyam-zadacham-i-programmam-doklad-o-rezultatah-i-osnovnih.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lorens-t-nikols-prof-ssha-p-asorokina-moskva-sankt-peterburg-siktivkar-4-9-fevralya-1999-goda-pod-redakciej.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-korrekcionnoj-pedagogike-rol-semi-v-vospitanii-detej-s-normalnim-i-narushennim-razvitiem.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-yazikovoj-kartine-mira-yaponcev.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-12-formulyar-dokumenta-i-ego-sostavnie-chasti-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-dokumentovedenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.