.RU

Обследование слуха в раннем возрасте


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА


РЕФЕРАТ

Тема: Обследование слуха в раннем возрасте.

Дисциплина: «Логопедия»


Факультет: дефектологический
Специальность: логопедия

Курс IV
Отделение очно-заочное
Работу выполнила:

ФИО

Преподаватель: Черкасова Е.Л.


Москва, 2008г.


Содержание


Введение………………………………………………………………….3-4

Методы диагностики нарушений слуха:

1) Объективные методы исследования слуха…………………………..5-10

2) Субъективные методы обследования слуха………………………....10-17

Заключение……………………………………………………………….18

Литература ……………………………………………………………...19

Введение

Слуховой анализатор - один из важнейших анализаторов, относится к категории дистантных экстероцепторов, позволяющих производить анализ сигнала на расстоянии. Слуховой анализатор является филогенетически наиболее поздним и сложным и обладает универсальным характером. Слуховое ощущение развилось из тактильного чувства, обострившегося в ухе в миллионы раз.

Адекватным раздражителем слухового анализатора является звук - упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных.

В отличие от других раздражителей раздражение слухового анализатора звуком имеет свои закономерности.

Первая из них характеризует слуховой диапазон человеческого уха. Здоровый человек периодические колебания окружающей среды начинает воспринимать как звук, когда число колебаний не менее 16 в секунду, и перестает слышать, когда это число превосходит 20 тыс. в секунду. Этими пределами ограничивается слуховой диапазон человеческого уха. Звуковые колебания частотой менее 16 в секунду относят к инфразвукам, более 20 000 - к ультразвукам. При условиях же костно-тканевого проведения человек способен воспринимать и ультразвуки частотой до 225 тыс. в секунду.

Вторая закономерность заключается в неравномерной чувствительности к звукам различных частот. К звукам частотой 1000 - 3000 колебаний в секунду наше ухо наиболее чувствительно. При удалении в обе стороны от этой оптимальной зоны чувствительность уха быстро падает, и в зонах 200 и 10 000 колебаний в секунду пороговая сила звука уже в 1000 раз больше, чем в зоне 1000 - 3000 колебаний в секунду.

К другим закономерностям относятся способность различать абсолютную высоту звука (абсолютный слух) и определять интервалы (расстояния между двумя ступенями звукоряда), чувствительность к консонансам и диссонансам, ориентация в направлении источника звука - ототопика.

Слуховой анализатор позволяет человеку различать звуки по высоте, громкости и тембру.

Высота звука определяется его частотой, т. е. числом колебаний в секунду; частота обозначается в герцах (Гц).

Громкость звука отражает его интенсивность, которая может быть определена в единицах мощности, или давления. Но интенсивность звука принято выражать не в абсолютных, а в относительных величинах. Если принять интенсивность звука на пороге слышимости в самой чувствительной области тональной шкалы (для тона 2000 Гц) за единицу, а все более громкие звуки выражать в десятичных логарифмах отношения их интенсивности к этой единице, то получим вместо отношения 1:1013 ряд простых чисел от 0 до 13 (lg 1= 0, lg 1013 = 13). Эти единицы названы белами. Для удобств каждый бел делится на 10 равных частей, получаются децибелы (дБ). 140 дБ - самый сильный звук, который выносит человек, тихий звук - 30 дБ.

Тембр - окраска звука - зависит от призвуков. Существующие в природе звуки почти никогда не имеют характера чистых синусоидных колебаний, они являются сложной смесью многих синусоид. Объясняется это колебанием различных тел не только целиком, но и частями, что порождает добавочные звуки - обертоны или гармоники, которые и создают окраску звука, его тембр.

Слуховой анализатор подразделяется на периферический отдел, проводящие пути и корковый конец.

Периферический отдел слухового анализатора обычно разделяют на звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты.

К звукопроводящему аппарату относят наружное и среднее ухо, а также пери- и эндолимфатические пространства внутреннего уха, базилярную пластинку и преддверную мембрану улитки. Звуковоспринимающий аппарат представлен спиральным органом.

1. Методы диагностики нарушений слуха


^ Объективные методы исследования слуха

Объективные методы исследования слуха можно применять, начиная с грудного возраста. Они включают акустическую Импе­дансометрию, компьютерную аудиометрию по слуховым вызван­ным потенциалам (СВП), вызванную отоакустическую эмиссию (ВОАЭ).

В России разработана единая система раннего выявления нару­шений слуха, начиная с периода новорожденности. На основании приказа Минздравмедпрома России от 23.03.96 г. N2 108 «О введе­нии аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни» в настоящее время эта система достаточно широко внедря­ется в регионах Российской Федерации.

1. Современным объективным методом исследования слуха, ис­пользуемым для аудиологического скрининга (массового обследо­вания), является регистрация вызванной отоакустической эмиссии (ВОАЭ) (О.А. Белов, И.В. Королева, А.В. Круглов, Я.М. Сапожни­ков, Г.А. Таварткиладзе, В.Л. Фридман и др.).

^ Метод вызванной отоакустической эмиссии. Отоакустическая эмиссия - это очень слабый звук, возникающий в ухе в результате механических движений наружных волосковых клеток в улитке, который можно зарегистрировать при установке миниатюрного чувствительного микрофона в наружном слуховом проходе. В на­стоящее время применяют два класса ВОАЭ: задержанную ВОАЭ(3ВОАЭ) и отоакустическую эмиссию на частоте продукта искаже­ния (ПОАЭ).

3ВОАЭ регистрируется у всех детей с нормальным слухом, начи­ная с первых дней жизни. При потерях слуха более 25-30 дБ отно­сительно нормальных порогов слышимости 3ВОАЭ отсутствует. При этом не имеет значение, является ли снижение слуха следствием патологии структур среднего или внутреннего уха. Отсутствие3ВОАЭ свидетельствует о снижении слуха и необходимости направ­ления на диагностическое обследование. Таким образом, с помощью регистрации ОАЭ выявляется наличие снижения слуха, но опреде­лить степень слуховых потерь и уровень поражения при использо­вании только этого метода нельзя.

2. Изучение статистических и динамических характеристик зву­копроводящей и частично звуковоспринимающей систем органа слуха осуществляется с помощью объективного метода - акусти­ческой импедансометрии.

^ Акустическая импедансометрия. Методика позволяет с помо­щью прибора акустического импеданса регистрировать давление в среднем ухе, целостность и степень подвижности барабанной пере­понки и цепи слуховых косточек, наличие экссудата (жидкости) в барабанной полости, степень проходимости слуховой трубы, аку­стический рефлекс стременной мышцы (М.Р. Богомильский, Л.Д. Васильева, М.Я. Козлов, И.В. Королева, А.Л. Левин, Я.М. Са­пожников, Г.А. Таварткиладзе и др.). Метод основан на измерении акустического и.мпeдaнca, т.е. сопротивления наружного и сред­него уха в ответ на звук: при достижении звуком барабанной пере­понки часть энергии передается через среднее ухо к внутреннему, а часть энергии, вследствие сопротивления со стороны барабанной пе­репонки и цепи слуховых косточек, отражается и может быть из­мерена. В норме человеческое ухо имеет низкий акустический им­педанс. При патологии среднего уха, отрицательном давлении в ба­рабанной полости, утолщении барабанной перепонки проведение звуков через среднее ухо затрудняется.

Исследование включает про ведение ти.мпaнo.мeтpии, Т.е. дина­мического измерения податливости барабанной перепонки при из­менении давления воздуха в наружном слуховом проходе (от +200 до -200 мм водного столба) и акустической рефлексо.метрии - ре­гистрации акустического рефлекса стременной мышцы.

Диагноз ставится на основании анализа параметров тимпано­граммы: расположения пика максимальной податливости, ее зна­чений, формы тимпанограммы.

Дополнительная информация может быть получена при аку­стической рефлексометрии - регистрации изменений сопротив­ления структур наружного и среднего уха при сокращении стре­менной мышцы, вызванных громкими звуками. Это дает некото­рую информацию о порогах слуха, Т.к. известно, что у человека с нормальным слухом порог акустического рефлекса 75-80 дБ. При повышении порогов слуха порог акустического рефлекса (а. р.) так­же повышается. При потерях слуха более 60 дБ акустический реф­лекс не регистрируется. У детей в возрасте до года акустический рефлекс при нормальном слухе регистрируется на звук с уровнем 90 дБ. Регистрируемый акустический рефлекс может служить признаком отсутствия поражения звукопроводящего аппарата среднего уха.

В процессе проведения тимпанометрии исследователем повыша­ется давление воздуха в наружном слуховом проходе (до 200 мм вод­ного столба). При этом барабанная перепонка вдавливается в полость среднего уха, что при водит к ухудшению ее подвижности и, как следствие, - понижению акустической проводимости. Большая часть энергии зондирующего тона отражается, создавая относитель­но высокий уровень звукового давления в полости наружного слу­хового прохода, что фиксируется микрофоном зонда.

Затем давление воздуха снижают, барабанная перепонка возвра­щается к своему нормальному положению, ее подвижность восста­навливается, акустическая проводимость повышается, а количество звуковой энергии снижается. Максимальная проводимость наблю­дается при равном давлении воздуха по обе стороны барабанной пе­репонки, Т.е. при атмосферном давлении. Дальнейшее понижение давления воздуха в наружном слуховом проходе вновь приводит к ухудшению подвижности барабанной перепонки и, соответственно, к снижению акустической проводимости. Регистрация тимпанограммы типа А и акустического рефлекса отмечается при нормальном функционировании среднего уха, а так­же может наблюдаться при сенсоневральной тугоухости I-IП сте­пени.

Некоторые заболевания (секреторный средний отит, острый отит без перфорации барабанной перепонки) приводят к скоплению жид­кости в барабанной полости на фоне пониженного интратимпаналь­ного давления. Эти факторы обусловливают значительное сниже­ние подвижности барабанной перепонки. В этих условиях пик тим­панограммы оказывается смещенным в сторону отрицательных зна­чений и представлен резко уплощенной или совсем сглаженной кри­вой.

При нарушении аэрации евстахиевой трубы, например в резуль­тате воспалительного процесса, интратимпанальное давление пони­жается. В этом случае равновесие давлений по обе стороны барабан­ной перепонки может быть достигнуто лишь при разрежении Воз­духа в наружном слуховом проходе. Барабанная перепонка получа­ет возможность колебаться с максимальной амплитудой, когда дав­ление в наружном слуховом проходе становится равным давлению воздуха в среднем ухе. В результате пик тимпанограммы оказыва­ется смещенным в сторону отрицательного давления, причем вели­чина смещения соответствует значению отрицательного давления в барабанной полости

Таким образом, тимпанограмма типа (формы) А и акустический рефлекс (а.р.) регистрируются в норме и при сенсоневральной туго­ухости I-III степени. При сенсоневральной тугоухости III-IV сте­пени а.р. обычно не регистрируется. При минимальной кондуктив­ной тугоухости, В основном, определяются тимпанограммы формы С и В, акустический рефлекс не регистрируется.

3. Основным методом объективной количественной оценки слуха у детей в возрасте от рождения до трех лет, а также детей более стар­шего возраста с патологией центральной нервной системы являет­ся регистрация слуховых вызванных потенциалов мозга.

^ Метод компьютерной аудиометрии по слуховым вызванным по­тенциалам (СВП). Этот метод известен также под названиями «ком­пьютерная аудиометрия», «аудиометрия по слуховым вызванным по­тенциалам» (З.С. Алиева, И.В. Королева, Л.А. Новикова, Н.В. Рыбал­ко, Я.М. Сапожников, Г.А. Таварткиладзе, В.Р. Чистякова и др.).

Метод СВП основан на регистрации вызванной электрической ак­тивности слуховой системы. Основными методиками являются: электрокохлеография (регистрируются потенциалы действия слухового нерва и микрофонные потенциалы улитки), стволовые мозговые (коротколатентные) СЕЛ, корковые (длиннолатентные) СВП.

Исследование обычно проводится в состоянии седации, т.е. ме­дикаментозного сна, т.к. значительная продолжительность обсле­дования (при записи КСВП около 1 часа) утомляет маленьких де­тей и затрудняет проведение исследования.

Способ регистрации вызванных слуховых потенциалов, приме­няющийся с использованием компьютера, позволяет производить накопление, суммацию и усреднение регистрируемых сигналов. Ответная реакция на действие звукового раздражителя, начинаясь в волосковых клетках, распространяется последовательно до коры головного мозга. Различают три группы компонентов в зависимос­ти от времени возникновения ответной реакции по отношению к началу звукового стимула (латентный период): коротколатентные ответы (от 1,5 до 12 мс), среднелатентные (от 12 до 50 мс), длинно­латентные (от 50 до 300 мс).

В клинических целях чаще используют регистрацию стволовых мозговых и корковых слуховых вызванных потенциалов. ^ Длинно­латентные потенциалы (ДСВП) отражают электрический ответ коры головного мозга на подачу звукового стимула. Стволовые моз­говые, или коротколатентные, слуховые вызванные потенциалы (КСВП) - электрические потенциалы, возникающие преимуще­ственно в стволе мозга в ответ на звуковой раздражитель.

Анализ зависимости СВП от интенсивности стимула имеет про­гностическое значение в процессе лечебно-коррекционных меро­приятий и может помочь практически м врачам в выборе наиболее рациональных методов лечения выявленных заболеваний и конт­роле его эффективности.


^ Субъективные методы обследования слуха

Кроме объективных аудиологических методов, для диагности­ки нарушений слуховой функции у детей используют субъектив­ные методы: регистрацию безусловного ориентировочного рефлек­са, аудиометрию в свободном звуковом поле, пороговую тональную аудиометрию, речевую аудиометрию, камертональные пробы, об­следование разговорной речью и шепотом.

I.^ В раннем возрасте (д�� 1 года) применяют исследования, направ­ленные на выявление поведенческих безусловнорефлекторных ре­акций на акустические раздражители. В этих целях используют различные звучащие игрушки, баночки с крупой, баночки с дро­бью и т.д., предварительно калиброванные шумомером; звукореак­тотесты, которые позволяют предъявлять звуки определенной час­тоты (0,5; 2; 4 кГц) с интенсивностью 90; 65; 40 дБ.

1.^ Метод звукореактотест�� (3РТ - 01) основан на регистрации безус­ловнорефлекторных реакций. Наиболее информативными и легкофиксируемыми являются следующие реакции ребенка:

безусловный ориентировочный рефлекс Моро (экстензия, Т.е. вздрагивание тела и обнимающие движения рук); кохлео-пальпебральный рефлекс (смыкание или подергива­ние век при действии звуков); изменения дыхания, пульса, зрачковый рефлекс, поворот го­ловы к источнику звука или от него, сосательные движения и др. Реакция считается положительной, если ребенок 3 раза отвечает на один и тот же звук одной из указанных реакций. Детей, у которых подозревается тугоухость, отбирают для наблюдения и последующего обследования.

2. Для исследования слуха у маленьких детей широко применяет­ся также методика звучащих игрушек, предложенная Т.В. Пелым­ской и Н.Д. Шматко. Для обследования используется набор звуча­щих игрушек, отличающихся динамической выраженностью час­тот от 500 до 5000 Гц: барабан, свисток, гармошка, дудка, шарман­ка, погремушка. Ребенку (с б-8 мес.) за его спиной предъявляют сначала высокочастотные звучания (например, шарманки), затем ­среднечастотные (дудки), и в конце - низкочастотные (барабан). Ребенок с нормальным слухом должен реагировать на все стимулы на одном и том же расстоянии (от 3 до 5 м). Расстояние, с которого воспринимаются все стимулы (от шарманки до барабана), постоян­но и зависит от возраста ребенка: чем он младше, тем с более близ­кого расстояния воспринимаются акустические стимулы.

II. С 1-го года до 3 лет жизни для исследования слуха используют­ся также различные условнорефлекторные методики. Их суть зак­лючается в первоначальном одновременном предъявлении зву­ка в свободном звуковом поле (вместо головных телефонов исполь­зуют звуковые колонки) и показе яркой картинки или игрушки латерально (сбоку) от ребенка. После нескольких одновременных предъявлений звука и картинки у ребенка появляется ориентиро­вочная реакция в виде движения глаз или поворота головы в сторо­ну звука, но уже без зрительного подкрепления (Я.М. Сапожников).

1. а). ^ Тональная пороговая аудиометрия является основным субъек­тивным методом исследования слуха (В.Г. Ермолаев, М.Я. Козлов, А.Л. Левин, А. Митринович-Моджаевска, Л.В. Нейман и др.). Она заключается в определении минимальной (пороговой) интенсивно­сти звука, выраженной в децибелах (дБ), при которой звук воспри­нимается в виде слухового ощущения. Диапазон частот, применяе­мых для аудиометрии как по воздушной, так и по костной проводи­мости, соответствует 7 октавам: 125-250-500-1000-2000-4000­8000 Гц (по воздушно проводимости иногда дополнительно исполь­зуются 10-12 кГц).

Тональная пороговая аудиометрия про водится у детей старше 7 лет. В более младшем возрасте применяется игровая аудиометрия.

б). Игровая тональная аудиометрия основана на субъективном от­чете испытуемого и проводится у детей в возрасте от 3-3,5 до 7 лет. Метод основан на предварительной выработке у ребенка условного рефлекса на звук, что достигается применением различных ярких электронных игрушек, картинок.

Вначале предъявляется заведомо слышимый ребенком звук, и ассистент рукой ребенка нажимает кнопку ответа. Постепенно ин­тенсивность звука снижается. Когда ребенок понимает суть иссле­дования, то начинает нажимать кнопку ответа самостоятельно; при правильном нажатии предъявляется картинка. Меняя интенсив­ность, а также частоту стимуляции, удается получить информацию о состоянии слуха ребенка по всей тон-шкале (от 125 Гц до 8 (10) кГц). Чтобы рефлекс не угасал, меняется зрительное подкреп­ление. Вначале выявляется острота слуха по воздушной проводи­мости на каждом ухе, а затем - по костной. Полученные результа­ты фиксируются на аудиограмме.

Аудиограмма представляет собой характеристику зависимости остроты слуха от интенсивности звука и его частот, которая изоб­ражается на бланке в виде кривых, отражающих состояние воздуш­ной и костной проводимости. Общепринято обозначать кривую воз­душной проводимости сплошной линией, а костной - пунктирной. Для обозначения правого уха (AD) используют кружки (0-0-0), а для левого (AS) - крестики (х-х-х). Отсутствие интервала между кривыми воздушной и костной проводимости характерно для ми­нимальных сенсоневральных слуховых расстройств. Наличие зна­чительного разрыва между кривыми воздушной и костной прово­димости типично для кондуктивной тугоухости.

2. Современным и достаточно точным методом определения не толь­ко характера нарушения слуховой функции, но и степени сниже­ния слуха (минимальной) является скрининговая аудиометрия с помощью микроаудиометра-отоскопа (типа AtlClioScope 3, США). Данный метод заключается в регистрации условно-рефлекторного ответа ребенка (например, «слышу») на тональные сигналы.

С помощью отоскопа можно осмотреть наружное ухо и барабанную перепонку, что позволяет установить возможные причины снижения слуха. Микроаудиометр позволяет опередить восприятие ребенком тональных сигналов в частотном диапазоне от 500 до 4000 Гц при интенсивности звучания от 20 до 40 дБ. Отсутствие реакции ребенка на низкочастотные и среднечастотные сигналы (500, 1000, 2000 Гц) при заданной интенсивности 20 дБ позволяет предположить наличие у него минимального снижения слуха кондуктивного типа (нарушение звукопроведения). При регистрации реакций на низкочастотные тоны и отсутствии реакции на высо­кочастотный сигнал (4000 ГЦ) можно думать о минимальном сен­соневральном снижении слуха (нарушении звуковосприятия). Ре­зультаты обследования фиксируются в «Слуховом паспорте» ре­бенка.

III. 1. Начиная с 2-3-летнего возраста исследование слуха можно проводить при помощи шепотной и разговорной речи, т.к. в этом возрасте ребенок способен реагировать на речевые сигналы, про­изнесенные шепотом, так же как и взрослый человек, - с рас­стояния 6 метров. Выбор методики обследования зависит от того, владеет ли ребенок речью: названные экспериментатором слова либо повторяются, либо показываются их иллюстративные изоб­ражения.

Исследование слуха речью проводится в относительно звукоизо­лированном помещении, длина которого должна быть не менее 6 м. Количественная оценка результатов исследования сводится к оп­ределению того расстояния, выраженного в метрах, с которого об­следуемый слышит шепотную или разговорную речь. Важным об­стоятельством для достоверности исследования является заглуше­ние неисследуемого уха. Во время обследования ребенок располага­ется боком к экспериментатору, Т.е. в максимально удобном для слухового восприятия положении.

При невозможности обследовать ребенка в большом помещении можно поставить его спиной к экспериментатору. Это позволит вдвое сократить расстояние (3 м), с которого произносятся тесто­вые слова.

Слух исследуют шепотной и разговорной речью. При этом используют набор двузначных чисел и слов из таблицы В. И. Воячека с преобладанием в нем басовых или дискантовых фонем. Исследование слуха речью является самым простым методом, не требующим приборов или оборудования, но дающим определенную информацию для суждения об уровне поражения слухового анализатора. Так, если шепотная речь воспринимается очень плохо (у ушной раковины), а разговорная достаточно хорошо - с расстояния 4 - 5 см, то есть основания предполагать поражение звуковоспринимающего аппарата; если простые звуки - числа и односложные слова - пациент различает хорошо, а фразы с того же расстояния не разбирает, то это может свидетельствовать о патологическом процессе в области слуховых центров.

При исследовании слуха шепотной речью знакомые слова про­износятся в нормальном темпе, на резервном воздухе, что способ­ствует уравниванию интенсивности шепота разных лиц.

Существуют специально разработанные словесные таблицы, учи­тывающие основные физические показатели речи: ее амплитудную характеристику (акустическую мощность звука), частотную харак­теристику (акустический спектр), временную характеристику (дли­тельность звука) и ритмико-динамический состав речи, а также соответствующие различному возрасту.

2. Субъективным методом обследования состояния слуха является камертональный метод. Камертональное исследование дает возмож­ность провести предположительную «качественную» и «количе­ственную» характеристику состояния слуховой функции. С помо­щью камертонов определяется восприятие звуков по воздуху и по кости. Данные, полученные по воздушной и костной звукопрово­димости, сравнивают, после чего делаются выводы о качественном состоянии слуховой функции. Количественная оценка результатов исследования слуха камертонами сводится к определению времени (в секундах), в течение которого раздраженный камертон воспри­нимается обследуемым через воздух и через кость.

Этот простой инструментальный метод известен более 100 лет. Существуют различные наборы камертонов - малые, состоящие из 3 камертонов (128, 1024, 2048 Гц), и большие - из 5,7 и даже 9 камертонов (16, 32, 64, 128, 356, 512, 1024, 2048, 4096 Гц). Для обозначения камертонов используют буквы латинского алфавита (Приложение 3).

Применяемые в отиатрической практике камертоны обычно настроены на ноту «до» и поэтому обозначаются так: с64, с128, с1256, с2512 и т. д., где «с» - это буквенное обозначение ноты «до», цифра сверху соответствует наименованию октавы, а снизу - частотной характеристике камертона.

Камертональная аудиометрия позволяет судить о характере нарушения слуховой функции, т. е. о том, звукопроводящий или звуковоспринимающий аппарат поражен у данного пациента. Камертонами исследуют воздушную и костную проводимости, проводят опыты Вебера, Ринне, Швабаха, Федеричи, Желле и на основании их делают предварительное заключение о характере тугоухости - басовая она или дискантовая. В практической работе для такого ориентировочного суждения достаточно иметь два камертона - с128, с42048. Объясняется это тем, что человеческое ухо обладает очень высокой чувствительностью к тонам 2000 Гц. К звукам низким, в том числе и частотой 128 Гц, наше ухо в миллион раз менее чувствительно и для их восприятия нужна нормальная функция среднего уха, звукопроводящий аппарат которого, как уже говорилось, значительно увеличивает силу басовых звуков при воздушном их проведении. Поэтому при заболеваниях среднего уха нарушается восприятие преимущественно низких тонов, а при поражении звуковоспринимающего аппарата - в первую очередь высоких.

При проведении камертональной аудиометрии следует помнить о таких физиологических особенностях слухового анализатора, как адаптация и утомление, и поэтому звучащий камертон следует подносить к уху на 5 - 10 с и на столько же - относить.

Результаты исследования слуха речью и камертонами заносят в специальную таблицу, предложенную В. И. Воячеком и названную слуховым паспортом или «акуметрической формулой» (Приложение 2).

IV. Часто у детей при нормальных порогах слуха и нормальном ин­теллекте отмечаются нарушения различения звонких и глухих со­гласных, восприятия последовательности неречевых и речевых зву­ков, запоминания звуковых последовательностей, автоматизирован­ных рядов слов (счет от 1 до 10, времена года, месяцы и т.д.), избира­тельная недостаточность понимания устной речи (особенно на фоне окружающих помех и быстром темпе речи). Это является признаком центральных слуховых расстройств, при которых не обеспечива­ется анализ, синтез и дифференцировка речевых сигналов.

Для диагностики центральных расстройств слуха у детей И.В. Королева приводит следующие комплексные тесты:

- дихотические тесты (одновременное предъявление на правое и левое ухо 2-х разных речевых сигналов: слогов, цифр, слов различной структуры, предложений). Тесты на­правлены на выявление патологии корковых отделов и межполушарного взаимодействия. В клинической практи­ке используются около 10 модификаций этих тестов, кото­рые позволяют выявить патологию ствола мозга, корковых отделов слуховой системы, мозолистого тела (через него осуществляется межполушарное взаимодействие), опреде­лить сторону поражения (правое - левое полушарие мозга), а также оценить степень созревания центральных слухо­вых структур;

- тесты для оценки восприятия временной структуры сигналов (определение порядка следования тонов разной часто­ты и разной длительности). Эти тесты чувствительны к нару­шениям на уровне коркового отдела слуховой системы, мозо­листого тела, выявляют степень зрелости слуховых путей;

- монауральные тесты (предъявление сигналов в одно ухо). Пробы на предъявление искаженной речи, сжатой по време­ни, чувствительны к подкорковым и корковым нарушениям; - тесты, оценивающие бинауральное взаимодействие. В от­личие от дихотических тестов в этих тестах сигналы предъ­являются в правое и левое ухо не одновременно, а последо­вательно или с частичным наложением (эффект ресинтеза). Эти тесты позволяют выявлять расстройства слуха на уров­не ствола мозга;

- электрофизиологические методы (регистрация различных видов слуховых вызванных потенциалов). Анализ различ­ных слуховых вызванных потенциалов дает возможность определить уровень поражения слуховой системы.

Большинство указанных тестов может быть использовано в прак­тике разными специалистами, поскольку для их применения тре­буется только магнитофон и магнитные записи тестов. Однако для работы с ними необходим правильный подбор тестового материала, определенный опыт проведения исследования и интерпретации ре­зультатов. Исключение составляют электрофизиологические мето­ды исследования, которые выполняются в специализированных медицинских и речевых центрах.

Таким образом, существующие методы исследования слуха многообразны. Они позволяют ориентироваться в выраженности тугоухости, ее характере и локализации поражения слухового анализатора.

В зависимости от восприятия живой речи и величины средней потери слуха на тоны в зоне речевых частот (500, 1000, 2000 и 4000 Гц) выделяют 3 степени тугоухости:

I степень - разговорная речь воспринимается с расстояния от 6 до 4 м, отмечается потеря слуха на тоны около 40 дБ;

II степень - разговорная речь воспринимается с расстояния от 4 до 1 м, отмечается потеря слуха на тоны около 65 дБ;

III степень - разговорная речь воспринимается с расстояния от 1 м до 25 см, отмечается потеря слуха на тоны около 80 дБ.

Большая потеря слуха расценивается как глухота, которая может быть неполной, когда сохранены остатки слуха, и редко полной.

Заключение


Сохранение и поддержание нормального слуха ребенка в значительной степени зависит от родителей и работников детских учреждений. Нередко дети засовывают в ухо различные мелкие предметы. Если это случилось, рекомендуется сразу же обратиться к врачу, часто опасность представляет но столько наличие инородного тела в ухе, сколько неудачные попытки его удаления, при этом повреждается или разрывается барабанная перепонка, а отдельные случаи приводит к воспалению мозговой оболочки и сложной операции на черепе.

Чрезвычайно важно предохранять слуховой аппарат от чрезмерных (сильных) звуковых нагрузок, являющихся причиной снижения слуха и развития так называемой тугоухости. Если сильный звук воздействует в течение 5 – 8 ч, в ушах уже появляется постоянный звон, если в течение месяца, то слух ужа ухудшается. Устранение посторонних звуковых воздействий, мешающих нормальным занятиям, играм и отдыху детей – обязанность каждого педагога, питателя и всех взрослых.


Литература

  1. Кольцова Н.А., Корсаков В.И., Русин В.Я., Чеботарев Ф.М.. Возрастная физиология и школьная гигиева. Учебное пособие для студентов небиологических факультетов. – М.: МГЗПИ, 1987.

  2. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

  3. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей / Под ред. А.Ю. Асанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  4. Руленкова Л.И., Смирнова О.И. Аудиология и слухопротезирование. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  5. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1994.

o-vnesenii-izmenenij-v-administrativnij-reglament-predostavleniya-municipalnoj-uslugi-ispolnenie-zaprosov-yuridicheskih-i-fizicheskih-lic-po-dokumentam-arhivnih-fondov-municipalnogo-kazennogo-uchrezhdeniya.html
o-vnesenii-izmenenij-v-federalnij-zakon-o-naimenovaniyah-geograficheskih-obektov.html
o-vnesenii-izmenenij-v-konkursnuyu-dokumentaciyu.html
o-vnesenii-izmenenij-v-nekotorie-postanovleniya-plenuma-verhovnogo-suda-rossijskoj-federacii.html
o-vnesenii-izmenenij-v-otdelnie-postanovleniya-pravitelstva-habarovskogo-kraya.html
o-vnesenii-izmenenij-v-otdelnie-zakonodatelnie-akti-rossijskoj-federacii-v-celyah-sovershenstvovaniya-mehanizmov-obespecheniya-izbiratelnih-prav-grazhdan.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-1teoretiko-lingvisticheskie-osnovaniya-izucheniya-kommunikativnogo-stilya-v-mezhkulturnom-kontekste.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vi-ocenka-socialno-ekonomicheskoj-effektivnosti-programmi-n-ormativno-pravovie-akti-o-nauke-i-gosudarstvennoj.html
  • abstract.bystrickaya.ru/234-prochie-obyazatelstva-emitenta-121059-rossiya-g-moskva-ul-bryanskaya-d-5-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem.html
  • essay.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-16-iyunya-2006-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-uchebnogo-predmeta-russkij-yazik-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-sd-05-informacionnie-seti-i-telekommunikacii-po-specialnosti-220201-upravlenie-i-informatika-v-tehnicheskih-sistemah.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/martin-heidegger-karl-jaspers-stranica-21.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shloka-30-kak-induisti-ponimayut-mokshu-sadguru-shivajya-subramuniyasvami.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-elementnoj-bazi-lekciya-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-setevie-informacionnie-tehnologii-cikl.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-2-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-iskusstvovedenie.html
  • institut.bystrickaya.ru/t-s-silyuk-kandidat-yuridicheskih-nauk-docent-stranica-20.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-7-biznes-v-stile-dzen-ron-rubin-styuart-enri-gould.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2010-g-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-vechernyaya-smennaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-262-ozavershenii-2011-2012-uchebnogo-goda-i-provedenii-ekzamenov-uchashihsya-obsheobrazovatelnih-uchebnih-zavedenij.html
  • shkola.bystrickaya.ru/themes-of-the-color-purple-by-alice.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zemlya-nasha-lipeckaya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sushnost-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rb.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompleksnaya-sudebnaya-psihologo-psihiatricheskaya-ekspertiza-individualno-psihologicheskih-osobennostej-integrativnij-ekspertnij-vivod-formiruetsya-na-osnovanii-ucheta-sleduyushih-sostavlyayushih.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-i-svetcov-nanotehnika-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya.html
  • studies.bystrickaya.ru/antropometriya-standarti-i-rascheti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-podgotovki-specialistov-avtoelektromehanikov-specialistov-akkumulyatornih-i-zaryadnih-ustrojstv-vus-663.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdinen-doklad-stranica-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9-pishevie-dobavki-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-kemerovo-2004.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zamanaui-audarmatanu-ilimindai-trzhmalau-mseleler-nrsltanli-e.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabota-nad-zachinami-na-osnove-stihov-i-pesen-rezhisserskaya-shkola-tovstonogova.html
  • turn.bystrickaya.ru/podgotovka-k-vistavke-yarmarke-innovacionnih-proektov-povodilas-v-krajne-szhatie-sroki-i-bila-osushestvlena-za-2-nedeli-do-ee-nachala.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-poyasnitelnaya-zapiska-annotaciya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-razrabotan-uchitelem-mou-yurinskaya-sosh-im-s-a-loseva-l-v-chernovoj-respublika-marij-el.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshaya-informaciya-itogovij-otchet-po-issledovaniyu-investicionnih-vozmozhnostej-penzenskoj-oblasti-v-sfere-turizma-penza-2011-god.html
  • znanie.bystrickaya.ru/annotaciya-disciplini-nanotehnologii-v-mashinostroenii-2-annotacii-programm-disciplin-annotaciya-disciplini-inostrannij.html
  • turn.bystrickaya.ru/opit-interpretacii-koncepcii-stranica-8.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-energobezpasnost-evropejskogo-soyuza-zavisimost-ot-importa-energoresursov.html
  • learn.bystrickaya.ru/gosduma-prinyala-vo-vtorom-chtenii-antikrizisnie-popravki-v-byudzhet-tekushego-goda-novosti-12.html
  • urok.bystrickaya.ru/pri-narushenii-mineralnogo-obmena.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.